Демографическая проблема
b>2.3 Демографическая политика развивающихся стран

Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения особо актуально. Однако, реализация этой политики затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую она вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.

Простое воспроизводство населения, или "нулевой рост" - цель демографической политики в развивающихся регионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2-3 ребенка (т.к есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев и пр). Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить - в детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенту рождаемости. Кроме того, если вследствие демполитики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма "неудобные для стабильного развития экономики. Решение глобальной демпроблемы упирается в сложный комплекс социальных и экономических задач.

2.4 Мировой демографический гигант Индия

Взять к примеру мировой демографический гигант Индию, которая начала свои экономические реформы десять лет назад. При умеренном темпе реформ, несмотря на менее потрясающий эффект на первом этапе, в настоящий момент Индия cовершает исторический "прорыв". В первом десятилетии 21-го века вполне вероятно ожидать удвоение среднего дохода на душу населения в Индии, а также колоссальное повышение роли этого государства в глобальной экономике. Демографический профиль страны меняется в правильном направлении. На протяжении довольно долгого времени у Индии был имидж государства с большим темпом прироста населения, высокой рождаемостью, высокой детской смертностью и опасностью голода. В самом деле, в 20-ом веке население выросло в пять раз - с 200 млн. до 1 млрд. Причина этого - массовая неграмотность и высокая детская смертность; многодетность (в среднем шесть детей в семье) - это вынужденный путь продолжить род в расчете на то, что хотя бы часть детей доживет до зрелых лет. Интенсивный рост населения подрывал экономическое развитие Индии. Не существовало возможности инвестировать в достаточной мере в образование и здравоохранение для каждого новорожденного. Ситуация меняется за счет популяризации грамотности матерей, улучшения в медицинском обслуживании и применения новейших медицинских технологий. Более того, среднее количество детей, в расчете на семью, уменьшается, что означает прогресс в качестве образования каждого ребенка. В результате рождаемость сократилась (сейчас среднее количество детей в семье в большей части Индии - три, и в некоторых регионах даже меньше двух). Рост населения замедляется; качество образования на единицу населения повышается; средний возраст населения также повышается, что, в свою очередь, влияет на увеличение среднего дохода на душу населения. При правительственной поддержке здравоохранения и семейном планировании эти показатели были бы еще эффективнее.

Однако демографический переход начался ещё далеко не во всех молодых странах. Вне этого процесса пока остаётся большинство Африканского континента, в Азии - Бангладеш, Пакистан, Иран, Непал и Бутан, а также нефтедобывающие арабские страны. Среднегодовой прирост населения в них остаётся всё ещё достаточно высоким (около 30).

Вероятно, пройдёт не мало времени, прежде чем всё население этих стран осознаёт необходимость проведения демографической политики.

Каковы же эти пути активизации демографической политики развивающихся стран, направленной на снижение темпов роста населения?

Во-первых, это совершенствование пропаганды целей новой демографической политики через всевозможные каналы массовой информации. Особенное значение имеет просветительская работа среди верующих, с тем, чтобы церковь изменила свои установки на высокую рождаемость. Во-вторых, это распространение противозачаточных средств и повышение их эффективности.

2.5 Сравнительная характеристика демографической политики Китая и Германии

Сравним демографическую политику двух стран - представителей двух частей света Китай и Германию. Эти страны с совершенно противоположными проблемами.

Имея самое многочисленное население в мире, КНР в течение всего периода своего существования и, особенно в последние десятилетия испытывала огромное воздействия демографического фактора на социально-экономическое развитие страны.

Необходимость решения вопросов, возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны, вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику, направленную на ограничение рождаемости. Определенные шаги в этой области были сделаны еще в середине 50-х годов с тех пор демографическая политика, ее характер и обоснование не раз претерпевали существенные изменения, причем периоды “активности" и “спада” во многом зависели от состояния экономической и политической жизни страны.

Для осуществления контроля над рождаемостью в начале 80-х годов принят целый ряд законов и правительственных постановлений. С первого января 1981 года вступил силу новый закон о браке, который предусматривает повышение возраста вступления в брак с 20 до 22 лет для мужчин и с 18 до 20 лет для женщин, а также положения относительно ограничения рождаемости.

В настоящее время однодетная семья рассматривается китайским руководством в качестве единственно возможного метода оптимизации воспроизводства населения. Однако исследование современной демографической ситуации в КНР и репродуктивного поведения китайского населения показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где население ориентируется на менее чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствует, и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости. Следствие этого - участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй иметь одного ребенка желают лишь 5% семей, 2-х детей - 51%, 3-х и более - 44%.

В противоречие с осуществлением политики однодетной семьи вступает и введение системы производственной ответственности. Закрепление отдельных участков земли за отдельными семьями способствует заинтересованности крестьян в увеличении размеров семьи, особенно за счет мужских рабочих рук. При таких формах организации сельскохозяйственного производства рост материального благосостояния создает условия для содержания большего количества детей, что приводит к закреплению традиций многодетности, характерных для Китая. В китайской печати признается, что система производственной ответственности “нанесла удар по планированию рождаемости”.

Изменения в естественном движении населения (существенное снижение рождаемости, уменьшение смертности и естественного прироста населения) стали проявляться особенно заметно в 70-х - начале 80-х годов. Тем не менее, удержание численности населения к 2000 году на уровне 1,2 млрд. человек, согласно планам китайского руководства, не предоставляется возможным. По данным треть населения КНР приходится на возрастную группу от 10 до 23 лет, что может привести в ближайшие годы к “новому буму деторождения”. Если каждая новая семья будет иметь 2-х детей, то к 2000 году родится почти 400 млн. человек и общая численность населения превысит 1,3 млрд. человек.

В настоящее время в Германии отличается низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий смену поколений. Снижение рождаемости в Германии в 1978г. достигло уровня, никогда ранее не отмечавшегося ни в одной стране мира (9,4 родившихся на 1000 человек). Демографические показатели говорят о неблагополучии в стране. Германия ведет политику поощрения рождаемости. Правительство ФРГ в 1974 г. разрешило распространение контрацептивных средств и сняло ограничения на аборты в первые три месяца беременности, однако в начале следующего года верховный суд страны признал неконституционным разрешение абортов "по желанию" и ограничил право на них только "медицинскими показаниями" или другими чрезвычайными обстоятельствами. В наше время в Германии принята сложная система поощряющих мероприятий демографической политики, которая делится на три основные группы:

Семейные пособия и надбавки;

Пособия при родах;

Жилищные льготы.

Рассматриваемые нами две страны, как было уже подчеркнуто, ведут противоположную демографическую политику. Это связано, прежде всего, с тем, что в данных странах имеют место совершенно различные проблемы. В Китае численность населения с каждым годом увеличивается довольно быстрыми темпами, поэтому основные ударения делаются на снижение рождаемости, на четкое планирование семьи: "Одной семье - один ребенок!". В Китае семья, имеющая больше одного ребенка не получает пособий и льгот, тогда как семья, имеющая одного ребенка располагает различными преимуществами. В Германии - наоборот: семья, имеющая больше одного ребенка имеет ряд льгот, которые позволяют, например, работать одному члену семьи, и несмотря на это, жить в полном достатке.

Огромное население придает всем проблемам в Китае масштабность, глубину, необычайную остроту и настоятельность. Трудно управляемый рост населения в значительной степени вносит элемент стихийности и в развитие общественного производства. Сейчас становится очевидным, что, не добившись стабилизации численности населения, невозможно достичь заметных результатов в решении других социально-экономических проблем.

Превышение смертности над рождаемостью является центральным вопросом демографической политики в Германии. Это вопрос нужно решать, пересмотрев социально-экономическую ситуацию в стране. Он становится актуальным для ряда стран, и это может иметь весьма неблагоприятные последствия.

3. Демографическая политика Беларуси

За суетой ежедневных забот, поиском внешних и внутренних врагов, в погоне за галопирующим ростом ВВП, правительство часто забывает одну простую истину. Весь наш валовой продукт, дожинки, инвестиции и новая библиотека нужны для граждан Беларуси. Не будет людей - не будет спроса - не будет торгового оборота - не будет доходов в бюджет и прибыли. Страна перестанет быть интересной для инвесторов и бизнеса - и неуклонно превратится в развивающуюся. В территорию без рода и племени. Поэтому стратегически демографическая ситуация, в стране, наличие человеческого капитала - это важнейшие факторы устойчивого экономического роста. Это ключ к ее национальной безопасности. К сожалению, белорусские власти беспечно взирают на стремительно развивающуюся демографическую катастрофу.

По версии ООН к 2015 году нас может остаться только 9,4 миллионов, а к 2050 г. -7 миллионов. "Мозги" уезжают туда, где их ценят больше всего. Молодежь предпочитает начинать трудовую карьеру там, где больше платят. Сегодня потеря профессиональных инженеров и рабочих разрушает один из основных компонентов нашей экономики - человеческий потенциал. В условиях глобализации, когда легко и дешево поговорить с родным домом, переслать деньги и передать подарки, географическая привязка к месту работы, к стране проживания теряет свою прежнюю значимость. Мир реально становится боле интернациональным. Добавим сюда нежелание молодых женщин рожать из-за нестабильности, низкого дохода и низких стандартов системы здравоохранения - и перед нами откроется весьма нелицеприятное зрелище.

3.1 Беларусь стареющая

Демография тесно связана с социально-экономической политикой, качеством делового климата и безопасностью жизни и имущества. Счастливые, довольные, зажиточные люди, живущие с добрыми соседями, никуда не уедут и охотнее будут рожать детей. На 1.07.2005 г. численность населения Беларуси составила 9771,3 тыс. человек. По сравнению с 1.01.2005 г. она уменьшилась на 28,8 тыс. человек. В начале 1995 г. нас было 10210,4 тыс.Т. е. за 10 лет Беларусь стала беднее на 439,1 тыс. человек. Начиная с 1993 г. смертность начала превышать рождаемость. К тому же ускорился процесс старения страны. На начало 2005 года численность детей в возрасте 0 - 15 лет составила 1682,8 тыс. человек. По сравнению с 1994 годом она сократилась на 765,5 тыс. или на 31,3%. Число лиц трудоспособного возраста сократилось с 2124,6 тыс. до 2080 тыс. или на 2,1%. По признанию министра статистики и анализа В. Зиновского, "сегодня каждый пятый житель Беларуси находится в пенсионном возрасте, в то время как в 1959 году доля лиц в пенсионном возрасте была более чем в полтора раза меньше и равнялась 13,5%". По критериям ООН население считается старым, если доля лиц старше 65 лет и старше составляет 7%. У нас в 2005 г. таких людей было 14,5%. По сравнению с 1994 г. даже абсолютное число этой возрастной группы увеличилось на 18,9 тысяч или на 1,1%.

3.2 Рождаемость

В 1960 году общий коэффициент рождаемости составлял 24 родившихся на 1000 населения. В 1985 г. этот показатель сократился до 16,5, в 1995 - до 9,9. В 2004 г. в Беларуси родилось всего 89 тысяч детей, т.е.9,1 рождений на 1000 человек. По этому показателю мы занимает 27 место среди 34 европейских стран. У нас не обеспечивается простое воспроизведение. Суммарный коэффициент рождаемости (количество рождений на одну женщину от 15 до 49 лет) снизился с 1,9 в 1990 г. дл 1,2 в 2004 г. Уровень простого замещения составляет 2,16.

Падение рождаемости объясняется целым рядом факторов. В период 1990 - 2004 число женщин в наиболее детородном возрасте 20 - 29 лет сократилось на 15 тысяч. Число рождений на 1000 жителей в возрасте 20 - 24 человека за этот же период уменьшилось на 48%, в возрасте 25 - 29 лет - на 27%. Абсурдно обвинение в такой тенденции "западных стандартов" (кино, радио, ТВ). В самой западной стране - США - с демографией все в порядке, и 2 - 3 ребенка в американской семье это не такая большая редкость.

В. Зиновский так объясняет нежелание молодых девушек рожать: "… Дело здесь, конечно же, не в нехватке материальных средств, но, прежде всего, в снижении потенциала биологически естественной жертвенности и верности традициям народа". Страшно, когда высшие должностные лица страны продолжают считать, что женщины обязаны рожать, чтобы пополнять армию и воспроизводить послушных "винтиков" для страны, что рожать - это жертвовать, а не следовать своим глубоким моральным ценностям.

В погоне за ростом ВВП и в пылу конфронтации с западом белорусские власти забыли про духовность и семью. Одним из доказательств этому является чрезвычайно большое число абортов, разводов и неполных семей. В 2004 г. при 89 тыс. родившихся детей было отмечено 71,7 тыс. прерывания беременности. По сравнению с 1990 годом коэффициент брачности снизился на 37%. В 2004 г. из общего числа родившихся число внебрачных детей составило 23,9%, в то время как в 1990 г. было 8,5%. Более 64% всех внебрачных рождений приходится на города. Около 12% всех семей являются неполными. В первые пять лет распадается около 30% браков. Очевидно, стандартны нравственности в стране явно опустились ниже колена. Все эти данные говорят, что люди не воспринимают насилия в области идеологий. Они отторгают навязывания неких стандартов. В такой деликатной сфере, как семья, нужно убеждать, а не принуждать.

Лучший аргумент в пользу рождения детей - это создание условий для получения нормального дохода родителями, наличие инфраструктуры для заботы о детях. У нас же рождение даже одного ребенка - это резкое увеличение вероятности попасть за черту бедности. По данным опроса Минстата около 22% домашних хозяйств с детьми в 2004 г. имели располагаемые ресурсы ниже бюджета прожиточного уровня. Среди семей, воспитывающих трех и более детей, их доля составляет 51,5%, а среди неполных семей - 23,9%. В 2010 году число женщин в возрасте 20 - 29 лет будет максимальным. Период 2008 - 2013 - это самый благоприятный период для повышения рождаемости. Если к этому времени правительство не поймет всю серьезность демографической проблемы, не создаст стимулы для рождения детей в молодых семьям, не создаст условия комфортной жизни и занятости творческих людей, то человеческий капитал страны начнет сжиматься еще быстрее. Причем простыми дотациями дело не решишь. Скандинавы думали, что через пособия на детей можно убедить женщин рожать. Ан, нет. Сначала ситуация вроде поправилась, но потом все вернулось на круги воя. Нужна комплексная демографическая программа, глубокая реформа экономики и создание комплексной системы убеждения белорусов рожать, укреплять семьи и платить налоги в наш бюджет.

3.3 Смертность

Наряду с падением рождаемости в Беларуси растет смертность. Общий коэффициент смертности в 2004 г. составил 14,3%, увеличившись с 1990 г. в 1,3 раза. Умирать стали как люди старше 70 лет, так и, что надо особо отметить, мужчины трудоспособного возраста. Белорусские мужики не справляются с трудностями переходного периода, пропускают через сердце белорусскую модель, запивают горе и бессилие алкоголем - и умирают гораздо чаще женщин.

Несмотря на то, что детская смертность в нашей стране сократилась с 12 умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся до семи в 2004 г., этот показатель все равно в два раза хуже, чем в развитых странах. В 2004 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 63,2 года для мужчин и 75 лет для женщин. Причем мужчины на селе живут на 6 лет меньше. Таково влияние дешевого алкоголя, самогона и плохого питания.

В 2004 г. белорусы умирали по следующим причинам: болезни системы кровообращения (55%), новообразования (13,4%, внешние причины смерти (11,8%), болезни органов дыхания (3,6%). Удельный вес умерших от этих причин в общем числе умерших составил 83,6%. "Значительная часть населения не соблюдает режим питания, не занимается физкультурой и спортом; в республике отмечается высокий уровень потребления алкогольных напитков и табачных изделий". Официальная политика поддержки большого спорта, инвестиции в хоккейные дворцы и корты не транслируется в массовое увлечение физкультурой. Детский спорт, материальная база спортивных объе6ктов средних школ находится на критически низком уровне.

3.4 Миграция

Эмиграция населения из Беларуси достигла своего пика в 1990 году (136 тысяч из них 97% в Израиль). Тогда нашу страну интенсивно покидали евреи - очень ценный человеческий капитал. В течение 2001 - 2004 гг. количество уезжающих стабилизировалось на уровне 10 - 14 тысяч человек. За это период нас покинуло 53 тысячи человек, в том числе в страны СНГ - 33 тысячи. В 2004 г. доля лиц, уезжающих в США, составила 10,5%, в Германию - 9,1%. В период 1990 - 2000 из стран Балтии и СНГ к нам приехало 627 тысяч человек, уехало туда 385 тысяч. В 2001 - 2004 гг. потоки значительно сократились: прибыло свыше 69 тысяч, выбыло более 34 тысяч. Наибольший приток отмечается из России (40,3 тысячи), Украины (11,6 тысяч), Казахстана (7,6 тысяч) и стран Балтии (3 тысячи). Тревожно то, что к нам редко едут творческие, предпринимательски активные люди. Люди предпенсионного и пенсионного возраста - это дополнительная нагрузка на бюджет и снижение качества человеческого капитала. В целом, демографическая ситуация требует действительно радикальных решений. Тренды рождаемости, смертности, старения с одной стороны и разложения института семьи с другой обязывают всех ответственных белорусов, во власти или в оппозиции, совместными усилиями искать спасение родной страны. Демографическая проблема для Беларуси гораздо важнее, чем все политические кампании вместе взятые.

Динамика численности населения (на начало года, тыс. человек)

Страна

1960

1980

1990

1995

2000

2004

2004 к 1990 в%

Беларусь

8147,4

9591,8

10188,9

10210,4

10019,5

9849,1

-3,3

Россия

119045,8

138126,6

147662,1

147938,5

145559,2

144168,2

-2,4

Украина

42468,6

49952,5

51838,5

51728,4

49429,8

47622,4

-8,1

Латвия

2104,1

2508,8

2668,1

2500,6

2381,7

2319,2

-13

Литва

2755,6

3404,2

3693,7

3643

3512,1

3445,9

-6,7

Эстония

1209,1

1472,2

1570,6

1448,1

1372,1

1351

-14

Польша

29479,9

35413,4

38038,4

38580,6

38653,6

38190,6

+0,4

Британия

52164,4

56278

57172,3

57884,5

58588,8

59380

+3,9

Германия

72543

78179,7

79112,8

81538,6

82163,5

82531,7

+4,3

Швеция

7462,8

8303

8527

8816,4

8861,4

8975,7

+5,3

Источник: Информационный бюллетень Администрации президента № 7 2005

Средний возраст женщины при рождении первого ребенка (лет)

Страна

1990

1995

2000

2003

Беларусь

22,9

22,9

23,3

23,6

Россия

22,6

22,7

-

-

Украина

22,7

Латвия

23

23,3

24,4

24,9

Литва

23,2

23,1

23,9

24,5

Эстония

22,9

23

24

-

Польша

23,3

23,8

24,5

24,9

Британия

25,5

26,1

26,5

26,9

Германия

26,6

27,5

28,2

-

Швеция

26,3

27,2

27,9

28,5

Источник: Информационный бюллетень Администрации президента № 7 2005

4. Беларусь - это Китай наоборот

Многому можно научиться в Китае. Порох и бумагу китайцы придумали, когда европейцы не знали, что такое табуретка. Правда, потом начали почему-то жечь иностранные корабли в стремлении сохранить национальную самобытность. Сохранили, а с ней законсервировали нищету. И включили на полную катушку демографическую программу. В конце XX века вдруг посчитали, что переборщили: начали вводить ограничения на количество детей в семье. Очевидно, не помогает, что и подтверждает 1,3 млрд. граждан страны Дракона. В середине 2001 г. белорусы также занялись демографической проблемой, которая имеет прямопротивоположный характер. Население уменьшается, стареет. Народ вымирает. Скоро некому будет колхозы на ноги ставить да на субботники выходить. Вот и придумали в Министерстве труда Закон о демографии принять, включив в него весь многовековой позитивный опыт Китая.

Проблема демографии действительно серьезная. Она имеет и социальный, и, безусловно, экономический аспект. Человек - это важнейший экономический ресурс. Если в нашей стране его будет не хватать, то, как и любой другой ресурс, его надо будет импортировать. Только в отличие от колбасы, компьютера или шубы человека нельзя купить. Ему нужно создать такие условия, чтобы он добровольно переехал работать к нам. Желательно с деньгами, знаниями, связями с мировыми торговыми центрами и потенциалом содержать как минимум пять детей. Можно и не доводить до дефицита людского ресурса. Опять же не от хорошей жизни мужчины и женщины из Беларуси едут по миру: кто на заработки, кто замуж, кто от безысходности реализовать себя в родной стране. А если еще каждому иммигранту предложить социальное пособие на уровне официальной зарплаты банковского служащего, каждого ребенка обеспечить бесплатными яслями и садиками, обедами и "Памперсами", то до демографического бума будет рукой подать.

Чиновники во всем мире склонны действовать по шаблону. Раз есть проблема, то нужен закон или, в крайнем случае, указ, чтобы ее решить. Одно дело, когда закон наказывает за нарушение библейских "не убий", "не укради". Совсем другое, когда он превращается в расплывчатое описание благих пожеланий, многие из которых в дальнейшем превращаются в постановления правительства или распоряжения исполкомов. В Беларуси очень популярна такая законотворческая деятельность. Создается видимость тотальной занятости и напряженной работы. На чиновничьем слэнге это звучит так: проблемы ставятся, механизмы разрабатываются, а отчеты принимаются к сведению. Редко кто задает себе вопрос: "А можно ли в принципе при помощи принятия закона эффективно решить проблему типа демографической?" Ну, научилось наше "заботливое" государство залазить людям в карман, но дальше… Ничего, кроме резкого падения доверия и уважения к закону и государству не происходит. Демографические проблемы в Беларуси действительно серьезные. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 1999 году составила всего 67,9 лет (мужчин - 62,2, женщин - 73,9). Сельские мужчины под воздействием специфических факторов типа некачественной самогонки умирают в трудоспособном возрасте 59,6 лет. С 1990 года мужчины стали жить на 4,1 года меньше, а женщины - на 1,7. Как говорится в Национальном отчете о человеческом развитии ООН, в 1958-59 годах люди у нас жили дольше. Интересно, зачем тогда многие платят 35% социальный налог, раз до пенсии не доживают? Ежегодно наши кладбища расширяются на 130 - 145 тысяч мест. Прирост смертности с 1990 года составил 3,6 тысяч человек. "Основные причины - болезни системы кровообращения, новообразования, болезни органов дыхания и пищеварения, несчастные случаи и травмы, на долю которых приходится свыше 80%". Люди в трудоспособном возрасте стали умирать чаще. В итоге мужчины работают у нас в среднем только 40 лет, а женщины - 38.

В Беларуси высокий коэффициент детской смертности, что также свидетельствует об ухудшении генофонда населения. На радость фармацевтическим компаниям, мы стали болеть чаще. В период 1991 - 1999 гг. число заболеваний увеличилось на 40,5%: 78.960 случаев на 100 человек. С 1990 по 1999 год больных туберкулезом стало в 1,8 раза больше, сифилисом - почти в 50 раз, СПИДом - более чем в 7 раз. Продажа крепких спиртных напитков за этот же период возросла в 1,7 раза. Среднестатистический белорус, в том числе и ребенок, пьет почти 10 литров алкоголя, в то время как 8 литров - это уже опасно для страны. Если учесть, что 50% мужчин курят, а число курящих женщин возросло на треть, то вскоре здоровое потомство будет просто даром небес, а не естественной закономерностью. Этот тезис подтверждает тот факт, что только 15 - 17% выпускников школ могут считаться здоровыми. До тех пор, пока они не попадают в армию или в студенческие столовые с известными своей строгостью "диетическим" питанием и нервными стрессами.

Беларусь входит в группу стран со сверхнизкой рождаемостью, т.е. ниже порога воспроизводства. За год нас радует рождение менее 100 тысяч детей. Понятно, что на детских садах и школах можно сэкономить, но кто работать-то будет? Численность экономически активного населения на конец июня 2001 г. составила 4,4 млн. человек, или 44,4% общей численности населения республики. За остальных надо платить. Согласно ООН, население считается старым, если доля лиц старше 65 лет составляет 7%. В Беларуси их больше 13%. Молодые женщины до 26 лет резко снизили демографические обороты и предпочитают жить самостоятельно. Почти 20% детей у нас рождается вне брака. Ухудшает ситуацию и миграция. К нам едут из России, Украины и Казахстана (свыше 90% всех прибывших). Белорусы уезжают в богатые страны. С экономической точки зрения мы несем потери. Уезжающие люди, как правило, имеют высшее образование, хорошие мозги или другие продаваемые качества. К нам едут люди, которым самим нужна социальная помощь из бюджета.

Е. Колос и ее коллеги разработали проект Закона "О демографии", в котором указали предельно допустимые значения различных демографических показателей (предельный уровень рождаемости или рост смертности, старения населения и т.д.). "Основная форма реализации этого закона - разработка программы демографической безопасности. Это не просто очередная программа. В самой программе присутствуют строчки, которые говорят, что правительство не только разрабатывает положения демографической безопасности, но и обеспечивает финансирование. Это очень много". Вера чиновника в букву собственных постановлений неистребима. Либо это от ненасытного желания верить хоть во что, либо просто слабая попытка создать имидж собственной значимости на рынке труда.

Ни один закон не способен нейтрализовать причины угрожающей демографической ситуации. Это должна была бы быть некая Демографическая Конституция. Но поскольку программа демографической безопасности уже разрабатывается, осознавая причины, порождающие вымирание белорусов, предлагают внести в нее следующие положения:

Запретить пользоваться презервативами. В качестве либеральной альтернативы можно ввести 300-процентную таможенную пошлину на импорт данных резиновых изделий;

Установить ежемесячную цену лицензии на продажу контрацептивов в размере 10.000 детских пособий;

Начать широкомасштабную государственную программу "Виагра", обеспечив до 90% дотаций на покупку данного товара, в первую очередь малообеспеченным и рабочим (по разнарядке профсоюзов);

В каждом населенном пункте открыть "Демографический салон" с приглашением тайских, японских и лучших отечественных массажисток;

За бюджетные деньги открыть тренинги по предотвращению демографической опасности, что позволит дополнительно создать рабочие места. Заодно будем продавать опыт иностранным туристам и пополнять казну;

Запретить аборты, что приведет к дружбе с Ватиканом и бурному потоку прямых иностранных инквизиций, индульгенций, т.е. инвестиций;

Ввести уроки демографической ориентации с 9 класса средней школы, обеспечив яркий визуальный ряд и раздаточные материалы;

Перевести семьи с количеством детей выше четырех на полное государственное обеспечение, прикрепив их к мясокомбинатам, молокозаводам, плодоовощным базам и университетам на выбор родителей;

Открыть страну для иммигрантов. Белорусское гражданство автоматически получают семьи, имеющие 5 и более детей. А люди, заинвестировавшие в экономику свыше 100 тысяч долларов становятся почетными акционерами градообразующих предприятий;

Разработать закон, запрещающий лицам старше 21 года иметь менее двух детей, начиная с 2010 года.

Можно предположить, что погоня за демографической безопасностью может обернуться очередными напастями для реального сектора. Он ведь создает рабочие места, без которых - никуда. По мнению Е. Колос, "рынок труда стоит на трех китах: спрос, предложение и цена рабочей силы". Какие-то странные "киты" получились у Елены Петровны с национальными особенностями. Мне казалось, что спрос и предложение дают нам, в конечном итоге, цену на те или иные услуги на рынке труда. Поставить "цену" на один уровень со спросом и предложением - это признать, что есть между ними злая сила, которая мешает нанимателям и рабочим самим договариваться. И силу эту зовут правительство. Вооружившись новым законом о демографии, оно сможет и дальше, и глубже бороздить кошельки бедных налогоплательщиков. До тех пор, пока на широких просторах России и Беларуси не приживутся поселенцы из далекого Китая.

Список использованной литературы

1. Акопян А.Д. "Нас будет мало, но все не вымрем" - Журнал "Деловые люди" № 118, 01/2001 г.

2. Борисов Е.Ф., Волков Ф.И." Основы экономической теории". - М.: Изд-во "Высшая школа", 1997 г.

3. Географические аспекты влияния научно-технического прогресса на развитие производительных сил Московского столичного региона. - М.: Изд-во МФГО, 1990 г.

4. Кваша А.Р. "Что такое демография"- М.: Изд-во "Мысль", 1995 г.

5. Ломакин В.К. Мировая экономика- М.: 2000 г.

6. Макроэкономика. Учебное пособие под ред. А.В. Сидоровича. - М.: ИППК МГУ, 1996 г.

7. Политическая экономия. Под ред. А.В. Сидоровича, Ф.М. Волкова. - М.: Изд-во МГУ, 1996 г., часть 2.

8. Учебник "Экономическая и социальная география", Ю. Гладких, С. Лавров. - М.: Изд-во "Просвещение", 1997 г.

9. Ушкалов И.С. "Демографическое настоящее и будущее Европы"- М.: "МЭ и МО", № 6, 1994 г.

10. Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П., учебник для 10 класса. - М.: Изд-во "Просвещение", 1996 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты