Диалектика преемственности поколений: от конфронтации к диалогу

Диалектика преемственности поколений: от конфронтации к диалогу

1

Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма

Реферат по социологии молодежи на тему:

«Диалектика преемственности поколений: от конфронтации к диалогу»

Выполнила студентка 3 курса

4 факультета 1 группы

специализации акробатика

Емельянова Ольга

Москва 2004

План:

1. О всеобщей связи и взаимодействии поколений…………………..2

2. Фундаментальные факторы во взаимоотношении поколений……4

3. Системный подход к диалогу поколений…………………………..5

4. От диалога к единению……………………………………………..10

5. Список литературы………………………………………………….20

О ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОКОЛЕНИЙ

Ни одно поколение людей со времени появления рода человеческого не стояло, не стоит и не может стоять особняком от других поколений и общества в целом. Поколения -- лишь отдельные звенья в цепи человечества. Эта вселенская цепь носит всеобщий характер. Но наряду с внешними связями между поколениями есть и внутренние -- между различными индивидами одного и того же поколения во всем их многообразии. Отношения поколений с внешней средой носят как объективный, так и субъективный характер.

Весьма сложные связи складываются в общественной жизни. Они усложняются от поколения к поколению, образуя межгосударственные, государственные, национальные, классовые, родственные, семейные связи.

Диалектическая связь поколений представляет собой не что иное, как зависимость людей одного поколения от другого в каком-либо отношении. Но при этом поколение, выступающее в данный момент в роли ведущего, должно учитывать и интересы представителей других поколений. Особенно если люди проживают в одной семье, в одном регионе, в одной стране.

Это лишь один штрих во взаимосвязи и взаимодействии поколений.

Основными их формами выступают пространственные и временные, генетические, существенные и несущественные, случайные и необходимые, внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные и другие связи.

Для реализации тех или иных связей поколений необходимы определенные условия. Для различных эпох они различны.

Все поколения находятся не только во взаимной зависимости, но и во взаимодействии. Одно поколение определенным образом, через многообразные формы и методы, воздействует на другое и в свою очередь испытывает его воздействие на себе. Но при этом следует иметь в виду, что одно поколение при взаимодействии может быть ведущим, определяющим, а другое -- определяемым. В роли первого нередко выступает старшее поколение. Но это взаимодействие не является жестко детерминированным. При различных условиях ситуация может меняться с точностью до наоборот. К примеру, среднее поколение часто играет ведущую роль не только в экономической сфере, но и в других областях человеческой жизнедеятельности. Но при этом оно обязательно должно учитывать и опыт старших поколений, и, заглядывая в будущее, не ущемлять интересы молодежи, кто только готовится ступить на стезю самостоятельной жизни.

Нарушение принципа всеобщей связи и взаимодействия поколений, как правило, пагубно сказывается не только на сегодняшней, но даже в большей мере на завтрашней жизни людей и общества в целом. В первую очередь это относится к трудовым, нравственным, семейным традициям, складывающимся веками. К чему может привести их забвение, наглядно показал ход развития России в постсоветский период.

Связь поколений, их развитие -- процесс непрерывный и никогда не завершающийся. Пока живет человечество, взаимодействие поколений будет неуклонно идти по пути усложнения и совершенствования, по пути развития. Оно будет идти от старого к новому, от менее сложного к более высокому и совершенному поколению.

Развитие и смена поколений -- необратимый процесс. Через одно состояние поколения проходят лишь единожды. Процесс движения поколений, скажем, невозможен от старшего к младшему, как нельзя вернуться от старости к молодости, возрождению человека. Как поется в песне: «Жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь...»

Вместо одного поколения встает другое -- молодое, более совершенное. Порой смена поколений происходит не путем беспрепятственного развертывания потенций более молодого и более жизненного, а в суровой борьбе с отживающим свой век. Истории известно немало переворотов, революций, когда молодое поколение свергало насильственно старый строй, устанавливало свое господство. Но в большинстве случаев смена поколений у власти происходит мирным, эволюционным, путем. Ведь старое -- это, прежде всего, возрастное понятие. Новое поколение вообще -- это просто иное, чем-то, что есть или было.

Но новое -- это вовсе не обязательно поколение более совершенное. Оно может быть и более совершенным, и на прежнем уровне совершенства, что и старое, и даже на более низком уровне. Примеров тому немало. Революции и перевороты в ряде стран не обеспечивали их прогрессивное развитие, а, наоборот, нередко отбрасывали назад на десятилетия.

Вот почему наряду с процессами восходящего развития поколений нельзя забывать и о процессах деградации -- перехода от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному. В результате чего гибли целые цивилизации. Но следует иметь в виду, что регресс поколений -- процесс противоречивый. Целое может разлагаться, а отдельные его члены -- прогрессируют. Может и целое поколение прогрессировать, а отдельные его составляющие -- деградировать.

Новое поколение возникает, живет, воспитывается, совершенствуется вместе со старыми поколениями в их лоне. Старшее рано или поздно должно передать свой опыт, свои навыки, свои нравы и традиции молодому, что может и должно продолжать жизнь.

И, несмотря на все катаклизмы общественной жизни, развитие поколений идет по восходящей линии. К тому же во времена путчей, переворотов, революций участие в изменении общественного строя принимают, как правило, люди разных поколений. Изменение государственного устройства в большинстве случаев происходит во взаимодействии представителей всех поколений, проживающих на тот или иной момент в данной стране, хотя защитником и организатором общественных бурь часто выступает молодое, более прогрессивное, но малоопытное поколение.

В обычном, естественном состоянии общества проживают люди нескольких поколений. И от их взаимосвязи, взаимопонимания, взаимодействия всецело зависит не только благосостояние страны, но и уровень жизни каждого.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИИ ПОКОЛЕНИЙ

Проблема взаимодействия поколений родилась вместе с родом Homo sapiens, человеческим обществом как таковым. И в этом смысле она стара как мир. Но стократ важнее другое: по значимости, глубине, многогранности и противоречивости она стоит в одном ряду с теми факторами, которые определяют само существование человечества и его перспективы, и, прежде всего, его взаимодействие с Природой.

Взаимоотношения поколений -- это постоянный поиск их оптимальных моделей, форм и способов аккумулирования и согласования потребностей, интересов, ценностных ориентации всех -- в жизнь входящих и земной путь завершающих, «средних», являющихся становым хребтом общества на определенных этапах. И поиск этот, по определению никогда не могущий привести к идеальным результатам, должен быть делом всех сосуществующих поколений.

Огромное, а в ряде сфер жизнедеятельности людей решающее, воздействие на взаимоотношения, взаимодействие поколений оказывают фундаментальные факторы, в том числе планетарные: социокультурные, этнонациональные, социально-классовые, социально-психологические и т.п.

Но, в конечном счете, диалог поколений восходит (именно восходит) к личности и межличностным отношениям. Это и есть фундаментальный уровень общественной гармонии, одной из форм которой выступает взаимодействие поколений.

И уже на этом уровне четко выступают острые грани, противоречия системы отношений: у каждого поколения «своя правда», свои смысложизненные основы, ценностные ориентации, поведенческие нормы, «технологии общения». Как гармонизировать их, какие принципы сформулировать и реализовать для оптимизации «диалога»?

Главными же представляются следующие.

Оптимально-позитивными, эффективно-креативными, т.е. творческими, могут быть лишь отношения равноправные, партнерские, научно называемые субъект-субъектными.

Другой тип отношений -- субъект-объектный. Это отношения поучающего и поучаемого, носителя истины и долженствующего ее усваивать. Ни о каком подлинном диалоге поколений при такой модели взаимодействия не может быть и речи.

Кому не знакомы выражающие ее стереотипы: «не та молодежь пошла», «мы были носителями высших идеалов и ценностей, а у этих главное -- деньги, наслаждение, порнуха»? Или: «вы, предки, как динозавры, не понимаете нас, называете то, чем давно не живет цивилизованный мир» и т.д. и т.п.?

Думаю, ясно: речь не о механической идентичности взаимодействующих субъектов, а о гармоничном, взаимоуважительном и доброжелательном сочетании «двух правд».

Бесценен жизненный опыт, интеллектуальный и нравственный багаж старшего поколения, безмерно уважение к нему -- это аксиома.

Но, несомненно, и то, что будущее общества, его молодое поколение -- исторический субъект не менее значимый. Повторюсь: иной подход, сведение диалога к субъект-объектной модели ничего, кроме взаимного непонимания, раздражения, осуждения, в итоге дать не может.

Во взаимодействии поколений бал должна править Истина.

На протяжении тысячелетий человечество пришло к тому, что его высшие устремления и ценности выражает триада: Истина, Добро, Красота. Это есть категорический императив, высший интеллектуально-рационалистический и духовно-нравственный закон жизнедеятельности человечества.

Ключевое понятие триады -- Истина, без которой не существуют Добро и Красота.

В переводе на язык нашей темы это значит: строя свои взаимоотношения, сосуществующие поколения должны быть максимально искренними друг с другом. В большом и малом, каждодневно и в любой сфере.

К числу главных принципов диалога поколений нужно отнести стремление и умение видеть друг в друге, прежде всего, положительные, светлые, добрые черты и качества. К сожалению, очень часто срабатывает другое: «Грехи людей мы чертим на скрижалях, их доблести мы впишем на воде». Как это ни прискорбно, во взаимоотношениях поколений тоже проявляется одна из наиболее негативных черт нашего менталитета -- неустанный поиск «врага». Трудности, невзгоды, потрясения мы сплошь и рядом списываем на чей-то злой умысел, враждебные происки.

А ведь культура диалога поколений включает непременно и самокритичность, способность спросить себя: «А судьи кто?»

Полезно помнить, что молодые, полные сил и энергии, устремленные в будущее, максималисты, впитывающие как губка и хорошее, и плохое, непременно станут, увы, пожилыми, одолеваемыми хворями, брюзгливыми...

А пожилым полезно не забывать о временах, «когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли...». И тогда в их взаимоотношениях уютнее будут чувствовать себя Добро, Красота, Истина.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДИАЛОГУ ПОКОЛЕНИЙ

Диалог в словарях определяется как попеременный обман репликами двух или более людей. Однако в последние годы он трактуется значительно шире и предполагает и диалог стран, и диалог культур, сюда входит понятие диалога с ЭВМ и диалога разных социальных групп. Многие говорят и о диалоге поколений.

Диалог поколений в процессе коммуникации предполагает установление межличностного согласия, способности решать совместно сложные проблемы, конструктивно созидая результаты своих совместных действий.

Диалог поколений в России осложнен нынешней социально-экономической ситуацией. Возникли проблемы, которые поставили пожилых особо трудное положение. Прежде всего, утрачены многие нравственные ценности, старшее поколение познало радость коллективной жизни, бесплатное образование и бесплатное медобслуживание. Ушли в прошлое романтика комсомольских строек, студенческих строительных отрядов, туристических походов и поездок, любовь к книгам и чтению. Мучительное выживание в период перестройки постепенно изменило взгляд на старшее поколение, которое молодежью воспринимается как обуза для общества.

В интересном социологическом исследовании польского ученого Хелмы Издебской собраны высказывания 200 студентов (возраст 19-22 года) на тему семьи: той, которую они хотят создать, и той, из которой вышли (родительской). Все единодушно указали, что в будущем они не хотят жить вместе с родителями и не представляют себе жизнь под одной крышей. В отношении бабушек большинство из них выразили неприязнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответственности за них.

По мнению этой молодежи, старики не должны быть обузой для них, т.к. ими должно заниматься государство, общество, а не близкие родственники. Многие заявили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего сосуществования дедушек и бабушек были бы дом престарелых.

В ошибках родителей Х. Издебская видит основной источник углубления эгоизма и эгоцентризма молодежи, причем родители не скрывают желания воспитывать своих детей людьми «твердыми», умеющими добиваться своего, пренебрегающими чувствами благожелательности, отзывчивости, доброты, деликатности, т.к. излишняя чувствительность делает человека «жертвой судьбы». Подобные ответы были получены в аналогичном исследовании среди студентов г. Орла.

Когда родителям предложили ответить на вопрос, какие качества характера они хотели бы видеть в своих детях, то понятию «доброта» не нашлось места в их ответах.

Результаты опроса, проведенного Х. Издебской, и наши российские тем печальнее, что они получены из высказываний студентов, т.е. будущей интеллектуальной элиты. Опросы и наблюдения показывают полное отсутствие привязанности и благодарности к людям, которые дали ей, молодежи, жизнь и воспитание, иногда даже перенося тяжелые лишения. Любопытно отметить, что свои будущие семьи опрошенные представляют весьма идеально, акцентируя необходимость верности сплоченности семьи. Однако для счастья в супружестве и семье только одних пожеланий и стремлений мало. Эгоизм разрушает это счастье с необыкновенной легкостью. Конечно, не вся молодежь такова. Но на пороге своей пенсионной жизни пожилой человек должен понимать, что в случае надобности помощи, он не гарантирован от встречи именно с такой позицией. Пожилой человек никогда не должен льстить молодым, унижаясь, добиваться их расположения, стараясь войти в их круг в качестве «друга».

Диалог поколений возможен только в гуманном обществе. А является ли наше общество гуманным? Кризис ценностей, крушение идеалов, падение уровня культуры, связанные с переходом к другим сторонам общественной жизни, обострили проблему гуманизации общества. Часто, говоря о гуманности, имеют в виду мягкость, доброту или сердечность по отношению к людям. Это в какой-то мере справедливо. Но в трактовке современных философов проблема гуманизации -- это, прежде всего, проблема совершенствования личности, гармонизации отношений человека с окружающей средой, людьми, разумного отношения к природе. И вполне закономерно возникает вопрос: возможен ли диалог поколений, если люди не способны бережно относиться друг к другу? И, несмотря на призыв церкви возлюбить ближнего, как самого себя, это чувство редко возникает у людей. Наша российская ментальность способствует «вымыванию» из жизни целого поколения, которое считается как бы людьми второго сорта, с ними не считаются, забывая об их большом жизненном опыте, их ратных и трудовых подвигах, когда для многих людей девизом жизни был такой -- прежде думай о Родине, а потом о себе. Возникли барьеры между поколениями, которые носят характер экономических, психологических, социально-культурных разногласий. Решение этой проблемы предполагает использование системного подхода к проведению политики ориентированности на старшее поколение. Только система, где наличествует цель, где есть компоненты, являющиеся ее функциональны единицами, может быть основным средством объединения поколений на основе социального и культурного диалога.

В последнее время наметилась тенденция решения этой проблемы. Образование для третьего возраста разрабатывается на научно-теоретическом и практическом уровнях. Такой подход характерен для деятельности Орловской областной общественной организации обществом «Знание» России.

Практика подтверждает, что диалог поколений возможен, если сближаются ценности ориентации пожилых людей и молодого поколения. По нашему мнению, можно выделить несколько групп ориентации, среди них наиболее выраженными оказались:

· на познание и духовной ценности жизни;

· на опеку детей и внуков;

· на продолжение жизни в любых сферах приложения сил;

· на продолжение профессиональной деятельности;

· на прикладную деятельность (шитье, рукоделие, огородничество, домашние поделки и др.);

· погружение в прошлое;

· накопительская ориентация;

· социальная активность;

· уход в религию;

· уход в болезни;

· на активный отдых и получение радости от жизни;

· жить сегодняшним днем.

Если говорить о диалоге поколений, то данные ценностные ориентации позволяют выделить четыре группы пожилых людей, которые наиболее близки к молодежи, те, кто заинтересован в общении и сотрудничестве с молодым поколением.

Первая группа не намерена вести диалог с молодежью, она самодостаточна и редко обращается к другим людям. Высокий уровень культуры и образованности этих людей дает им возможность самим выступать в роли арбитра и редко апеллировать к общественному мнению. Они имеют всегда собственную ориентацию и по собственному желанию читают книги, посещают театры и выставки, смотрят телепередачи. Кроме того, они не приемлют молодежную культуру и не хотят общения с ее представителями.

Вторая группа, ориентированная на детей и внуков, наиболее расположена к диалогу. Выросший из традиций русской крестьянской дореволюционной семьи и получивший дополнительную поддержку в годы советской власти «институт бабушек» существует и в наши дни. Однако часто диалога с молодежью не происходит по вине последней, поэтому эта категория находится в сложной психологической ситуации, названной современными философами как синдром покинутости, который рождает ощущение ненужности, незащищенности, одиночества. Эта категория людей остро нуждается в психологической помощи.

Третья и четвертая группы способны вести диалог со своими молодыми коллегами. Они удовлетворены, прежде всего, рабочими контактами, ощущением сопричастности к общему делу. Но не во всех рабочих коллективах бывает здоровая психологическая обстановка. Особые переживания вызывают у работающих пенсионеров невнимание и неуважение со стороны молодежи, которая часто говорит о людях пенсионного возраста как о конкурентах, занимающих место молодых. Многое в данной ситуации зависит от руководителя коллектива, его отношения к старшим, его умения объяснять молодым, что работающие пенсионеры часто это делают не только из-за материальных условий жизни в современной России, но и из-за целого ряда социально-психологических преимуществ, которые дает профессиональная деятельность.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты