Создан республиканский детский научно - практический центр противорадиационной защиты, в котором ежегодно проходят обследование и лечение 3-4 тысячи детей. Он осуществляет координацию научно - исследовательских работ по чернобыльской проблеме в педиатрии.
Медицинские аспекты программы "Дети - инвалиды" включают профилактические мероприятия по предупреждению детской инвалидности, развитию реабилитационной помощи детям с тяжелыми нарушениями в состоянии здоровья, в т.ч. инвалидам.
За счет средств программы обеспечен неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, закуплены реактивы, расходные материалы и оборудование для шести федеральных и десяти межрегиональных медико-генетических центров и консультаций. Осуществляется внедрение аудиологического скрининга новорожденных на основе отечественной методики, для чего оплачено производство 6600 звукореактотестов. Произведена закупка 40 кувезов для транспортировки новорожденных, нуждающихся в оказании медицинской помощи в учреждениях более высокого уровня.
Разработаны и переданы в серийное производство изделия и приспособления для реабилитации детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Прошли клиническую апробацию продукты лечебного питания, применяемые при ферментативной недостаточности и гастроэнтерологических заболеваниях.
Федеральная программа "Планирование семьи", государственным заказчиком которой является Минздравмедпром России, направлена на комплексное решение проблемы ответственного родительства, сохранения репродуктивного здоровья населения.
В Российской Федерации функционирует 84 центра планирования семьи и репродукции, создан федеральный центр планирования семьи и репродукции на базе НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии. За счет средств программы для них закуплено 85 ультразвуковых аппаратов, 65 тыс. экземпляров информационных материалов, включающих учебно-методические пособия, 400 тыс. экземпляров брошюр, комплектов плакатов, буклетов, 150 штук видеокассет с фильмами. Выделены средства на приобретение оргтехники, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров.
На обеспечение контрацептивами наиболее уязвимых групп населения (подростков, женщин групп риска, малообеспеченных граждан) выделено 34,4% всех средств. Предусмотрены средства на закупку операционных лапароскопов для внедрения диагностических программ, реконструктивно-пластических и органосохраняющих операций, хирургической стерилизации как метода контрацепции.
На основе реализации задач программы "Вакцинопрофилактика" значительно сокращен перечень медицинских противопоказаний к проведению прививок против дифтерии, коклюша и столбняка, пересмотрена схема проведения прививок против дифтерии. Издано большое число памяток для родителей, плакатов, липких аппликаций; на школьных тетрадях, почтовых конвертах, спичечных коробках нанесены тематические тексты. Активизировалась и стала более разнообразной работа со средствами массовой информации. На средства федеральной программы издано руководство "Вакцинопрофилактика". В 2000-2003 годах направлено на централизованную оплату вакцин для проведения вакцинации детей 27,6 млрд. рублей.
В соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" разработаны документы по реализации гарантий государства по охране здоровья женщин и детей. Установлен порядок предоставления женщинам отпуска в связи с беременностью и родами и при усыновлении новорожденного ребенка. Разработаны и утверждены приказами Минздравмедпрома РФ инструкции об искусственном прерывании беременности по медицинским показаниям, о медицинской стерилизации, искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона.
В целях реализации прав беременных женщин на безопасные условия работы совместно с Госсанэпиднадзором РФ утверждены гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству беременных.
Важнейшим условием получения заметных результатов от реализации федеральных программ является дополнение их аналогичными территориальными программами с учетом местных условий. Во многих территориях такие программы разработаны и действуют.
По оперативным данным в 2003 году для реализации региональных программ на охрану детства и материнства привлечено дополнительно 998,9 млрд. рублей.
Из-за ограниченного финансирования не получают развития такие виды специализированной помощи, как кардиохирургия новорожденных и грудных детей, детская трансплантология, методы экстракорпорального очищения крови, внутриутробная диагностика состояний плода, современные перинатальные технологии, которые до настоящего времени обеспечиваются в основном дорогостоящим импортным оборудованием. Аналоги отечественной медицинской техники зачастую не соответствуют международным критериям качества (респираторы и инкубаторы для недоношенных новорожденных, мониторные системы, транспортный кувез и др.). Требует финансирования на федеральном и территориальном уровнях программа онкогематологических центров и отделений.
Нет заметных результатов в снижении материнской смертности. Ее высокий уровень связан не только с ростом патологии среди беременных женщин и рожениц, но и дефектами в работе женских консультаций и акушерских стационаров, что обусловливает необходимость создания подкрепленных финансами региональных программ "Безопасное материнство".
Руководители органов и учреждений здравоохранения не уделяют должного внимания детской патологоанатомической службе.
Недостоверность структуры причин младенческой смертности, формируемая на основании патологоанатомических заключений, затрудняет суждение об истинных причинах смерти новорожденных и младенцев, а следовательно, целенаправленное планирование мероприятий по ее снижению.
Требуется дополнительное финансирование НИР и НИОКР по продолжению работ, связанных с созданием детских лекарственных форм, усовершенствованием вакцин и сывороток, иммунобиологических препаратов, тест - систем, контрацептивов. Необходимо изыскать финансовые ресурсы для поддержания предприятий, создающих и выпускающих медицинскую технику для акушерства, гинекологии и педиатрии.
Ввиду особой значимости и сложности деятельности медицинских служб, в которых решаются задачи охраны жизни и здоровья новорожденных и грудных детей, предупреждения детской инвалидности, в целях сохранения кадрового потенциала службы, в т.ч. руководителей и организаторов, требуется разработка изменений в системе оплаты их труда. Проводимые в стране экономические реформы, отразившиеся на финансировании здравоохранения, требуют совершенствования принципов планирования расходов на медицинские технологии в детстве и родовспоможении на основе экономической целесообразности и рентабельности.
Пристального внимания требует решение кадровых вопросов: продолжается снижение числа акушерок, низкой остается обеспеченность врачами акушерами-гинекологами и акушерками на селе и др.
В целом, для решения проблем материнства и детства, необходимо обеспечить приоритетное развитие и поддержку службы на всех уровнях, сохранение государственного характера медицинской помощи женщинам и детям, доступности дорогостоящих видов медицинской помощи, осуществление всего комплекса мер по реализации государственной политики в области охраны материнства и детства, направленных на повышение качества медицинской помощи, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, инвалидности с детства.
3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАОПроблемы охраны здоровья женщин и детей имеют большое медикосоциальное значение, так как уровни материнской и младенческой смертности являются одними из ведущих показателей, характеризующих здоровье населения.Эти показатели в ЕАО выше общероссийских. Это связано с тем, что предпринимаемые меры государственной поддержки охраны материнства и детства, реализуемые в рамках федеральных программ, при ограниченных финансовых возможностях не адекватны состоянию репродуктивного здоровья населения в области. В современных условиях наблюдается сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей. Ухудшение показателя воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества здоровья женщин репродуктивного возраста. Растет число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности и родов. Прогрессивно растут анемии беременных, продолжается снижение числа нормальных родов. Ухудшающееся здоровье беременных женщин негативно сказывается на состоянии здоровья новорожденных детей. Показатель заболеваемости новорожденных детей имеет постоянную тенденцию к росту. Проблемы аборта для области, как в целом для России, особенно в условиях низкой рождаемости, имеют национальный характер. Несмотря на снижение абортов, сохраняется их высокий уровень и высокий уровень осложнений после абортов: более 70% женщин страдают воспалительными заболеваниями женской половой сферы, высок уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В структуре причин материнской смертности 30% составляют причины, обусловленные абортами.Одной из основных причин высокого уровня абортов и смертности от абортов является недостаточное использование современных средств контрацепции. Одной из острейших проблем в современных условиях стали проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены социальнонегативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. Высокими остаются у подростков показатели абортов, их осложнений и заболеваний репродуктивной системы.В целом высокая заболеваемость детей, низкий уровень здоровья беременных женщин и женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов обуславливают высокую материнскую и младенческую смертность, затрагивают национальные интересы страны и области, являются основанием для создания областной целевой программы.Целью региональной целевой программы "Охрана здоровья матери и ребенка в ЕАО" на 2002-2004 годы является защита, сохранение, укрепление здоровья женщин и детей; снижение уровня младенческой, детской, материнской смертности и инвалидности в области.Программа предусматривает решение следующих задач:- совершенствование организации и качества оказания акушерскогинекологической помощи за счет внедрения современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции женщин, перинатальных технологий, укрепления материально-технической базы родовспомогательных учреждений области;- укрепление материальной базы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям в области;- информационное обеспечение по вопросам безопасного материнства, здорового образа жизни, планирования семьи, сексуального и репродуктивного здоровья населения.Программа предусматривает следующие мероприятия:- совершенствование профилактической направленности охраны здоровья женщин и детей;- укрепление материально-технической базы службы охраны здоровья женщин и детей в области;- укрепление материально-технической базы областной детской больницы;- повышение квалификации медицинских кадров в области охраны здоровья матерей и детей в области;- обеспечение информированности населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья женщин, материнства в области.Управление программой обеспечивается управлением здравоохранения правительства ЕАО, которое осуществляет контроль за ее выполнением и целевым использованием бюджетных средств.Реализация программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями мероприятий программы, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе.Вопрос о выполнении программы ежегодно заслушивается на коллегии управления здравоохранения правительства ЕАО.Как уже отмечалось без поддержки на региональном уровне целевые федеральные программы работают не в полной мере. В ЕАО помимо работы по федеральным целевым программам разработана региональная целевая программа по охране здоровья матери и ребенка. Деятельность службы охраны здоровья матери и ребенка управления здравоохранения правительства ЕАО строилась на основе федеральной целевой программы «Дети России». В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2005 годы» в области была принята программа «Охрана здоровья матери и ребенка в Еврейской автономной области на 2001-2005 годы», в ходе реализации которой удалось: - приобрести современное лечебно - диагностическое оборудование для ЛПУ области;- организовать пульмонологический кабинет на базе детской областной больницы;- создать областную межведомственную комиссию по проблемам материнства и детства при управлении здравоохранения правительства области и экспертные комиссии по оказанию помощи матери и ребенку при областной и детской областной больницах;- решить вопрос краткосрочного стационарного обследования беременных женщин из сел области на базе центральных районных, районных и областной больниц;- обеспечить детей первых 2-х лет, беременных и кормящих женщин (из малообеспеченных семей) специализированным молочным питанием, а больных беременных женщин и кормящих матерей из социально не защищенных слоев населения препаратами железа и витаминными препаратами;- организовать работу по внедрению автоматизированной системы мониторинга беременных женщин;- с целью совершенствования качества медицинской помощи и подготовки квалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями в области безопасного материнства и детства, провести выездные циклы для врачей неонатологов, педиатров, врачей подростковых кабинетов, медицинских работников первичного звена здравоохранения;- продолжить работу по дальнейшему развитию и поддержке деятельности Центра планирования семьи и репродуктивного здоровья, организовать постоянно действующие «Школу молодого родителя», тренинг «Партнерские роды»;- на базе женской консультации областной больницы внедрить практику постабортной реабилитации женщин;- продолжить работу по организации обследования и лечения детей и женщин в федеральных лечебно-профилактических учреждениях. При направлении на лечение компенсировались транспортные расходы беременным женщинам, детям и сопровождающим лицам (за счет управления здравоохранения и комитета социальной защиты населения);- использовалась возможность направления детей на санаторно-курортное лечение по путевкам МЗ;- осуществлять круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до 4 лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей; круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;- продолжить работу по пропаганде здорового образа жизни и распространению санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних и их родителей.В ходе реализации данной целевой программы в 2003 году проведены ряд мероприятий организационного характера.Проводилась работа по формированию ответственного отношения к беременности:1. Врачами женской консультации проведена передача на областном радио «Особенности образа жизни будущей матери», посвященная Всемирному дню матери; состоялся прямой эфир на областном радио с участием специалистов ОГУЗ «Центр планирования семьи и репродукции», посвященный международному дню защиты детей «Родительская ответственность -необходимое условие для формирования ребенка как личности, сохранения и укрепления его здоровья». В сентябре 2003 года состоялась радиобеседа главного врача ОГУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» по теме: «Психология взаимоотношений между родителями и детьми».2. В ОГУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» продолжила работу «Школа молодого родительства». В январе-феврале 2004 проведено анкетирование беременных в акушерском отделении областной больницы, которое показало, что занятия нужны, необходимо улучшить информирование беременных о существовании «Школы молодого родительства», привлекать к посещению занятий будущих отцов, супружеские пары.3. Главным внештатным акушером-гинекологом управления здравоохранения правительства области проводится контроль за диспансеризацией беременных, выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи путем проведения еженедельных обходов в акушерском отделении областной больницы, участия в КЭК женской консультации областной больницы, аннотирования медицинской документации на случаи младенческой и материнской смертности, выездов в районы области. Показатель ранней явки беременных на «Д» учет по области увеличился на 0,4%. По-прежнему высокими остаются показатели заболеваемости беременных: анемией страдали - 46,1% (РФ - 42,8%), болезнями мочеполовой системы - 26,7% (РФ -19,4%). Преемственность в работе акушеров-гинекологов, терапевтов, педиатров в вопросах лечения и оздоровления детей, профилактики младенческой смертности реально возможна в условиях работы АТП - комплекса. В течение многих лет в женской консультации еженедельно проводятся КЭК в составе акушеров-гинекологов и терапевтов, на которых проводится коррекция планов ведения беременных, взятых на «Д» учет, а также родильниц с экстрагенитальной патологией. Участковые педиатры осуществляют дородовый патронаж беременных. В 2003 году через КЭК прошли 952 беременные. Однако в районах области нет четкого взаимодействия специалистов в работе с беременными, нуждается в совершенствовании работа АТП-комплекса в г. Биробиджане.В течение всего периода главными специалистами управления здравоохранения правительства области осуществлялся контроль за выполнением стандартов по наблюдению за детьми первого года жизни из группы риска. Следует отметить, что в районах области в течение года были замечания по наблюдению за детьми первого года жизни: по вакцинации, вскармливанию, патронажу.Осуществлялась беспрепятственная госпитализация детей первого года жизни в сельской местности при наличии острой патологии в лечебно-профилактические учреждения области.