Государственная миграционная политика на современном этапе
p align="left">Конечно, в условиях демографического кризиса, серьезных деформаций в профессионально-квалификационной структуре, напряженности на рынке труда миграция способна ослабить нехватку рабочих рук. Но, как показывает опыт, она не способна возместить «утечку мозгов», падение трудового потенциала национальной экономики, решить проблему человеческого капитала для модернизации российской экономики. Даже самый беглый анализ воздействия массовой миграции на ключевые национальные экономические интересы, формирование угроз и рисков в области экономики, остроту этих угроз, динамику показателей экономической безопасности, связанную с понижением качества рабочей силы, увеличением доли неквалифицированного и малопроизводительного труда, его конкурентного давления на уровень доходов работников, криминализацией рынков труда и увеличением коррупционной нагрузки на экономику, показывает, что проблему миграции нельзя рассматривать ни узкопрагматически (с позиций дефицита рабочей силы), ни с точки зрения отвлеченно понимаемых категорий общечеловеческих ценностей и прав человека.

Сегодня требуется четко увязать понимание миграции, миграционную политику и миграционное регулирование с экономической безопасностью страны, увидеть все стороны миграции через призму правильно понятых национальных интересов, объективно складывающихся угроз и опасностей в экономике и обществе, реальных социально-экономических последствий, которые возможно количественно оценить и сравнить с пороговыми значениями экономической безопасности применительно к данной сфере. Необходимо также ясно и беспристрастно видеть, анализировать, прогнозировать и управлять теми тенденциями, которые возникают на стыке экономической, демографической, социальной и культурной безопасности.

Пока существуют различия, часто полярные, в социально-экономическом развитии территорий и стран, в оплате и условиях труда, миграционные потоки будут оставаться объективной и неизбежной необходимостью. Полностью закрыть национальные границы от потока мигрантов невозможно, да и не нужно. Но вопросы о наиболее целесообразных институтах миграционного регулирования, эффективных механизмах миграционной политики продолжают оставаться более чем актуальными. Остановить либо жестко ограничивать миграционные потоки исключительно административно-правовыми механизмами (включая запретительные) практически невозможно.

Для выработки эффективных решений, которые способны обеспечить тактическую и стратегическую национальную экономическую безопасность, наряду с непосредственным регулированием миграционных процессов необходимо воздействовать на весь комплекс факторов развития экономики и социальной сферы, которые являются основной причиной, порождающей массовую миграцию и ее социально, культурно и политически неприемлемые формы. Также важно выявление причинно-следственных связей между миграционными процессами и социально-экономическими явлениями.

Регулирование миграционных процессов должно основываться на серьезной научной основе, объективных экспертно-аналитических разработках; иметь достаточную нормативно-правовую базу. Концептуальные и законодательные основы создают предпосылки для формирования миграционной стратегии, проведения соответствующей миграционной политики. Начинать надо с Концепции государственной миграционной политики, которая должна быть увязана со всем комплексом базовых документов по национальной и экономической безопасности. Регулирование миграционных процессов должно исходить из целевой функции, которая должна быть принята за базу программно-целевого планирования. При отсутствии сформулированной цели (группы целей) неизбежен хаотичный и внутренне противоречивый набор механизмов регулирования. Постановка целей упорядочивает набор средств и механизмов. В этой связи необходимо четко определить и утвердить в тексте Концепции государственной миграционной политики цели, которые ориентированы на регулирование миграции. Цели и приоритеты, направленные на обеспечение стратегической экономической безопасности страны, могут быть следующими: привлечение в Россию дополнительных трудовых ресурсов по необходимым специальностям для трудоустройства в конкретных регионах; радикальное сокращение хаотичных миграционных потоков (в первую очередь нелегальных), создающих социально-экономические проблемы; регулирование и обеспечение социальных условий жизнедеятельности мигрантов, прибывших в Россию, как в плане социально-трудовых отношений, так и в плане соблюдения ими законов страны, уважения традиционных ценностей и традиций коренного населения; пресечение вовлечения мигрантов в криминальный бизнес и использования миграции для пополнения контингентов организованной преступности, политического экстремизма и международного терроризма, поддержания нелегальных каналов контрабанды, торговли живым товаром, наркотиками, оружием, контрафактом. В числе приоритетных целей - привлечение русского и цивилизационно идентичного (или близкого) русскоязычного населения из стран бывшего СССР; сокращение оттока высокообразованных и квалифицированных кадров из страны.

Существуют три основные группы интересов в отношении миграции, зачастую не совпадающие и противоречащие друг другу: а) национально-государственные; б) региональные и муниципальные; в) производственно-корпоративные. На сегодняшний день основные миграционные потоки являются во многом следствием частных экономических интересов отдельных бизнес-структур, мотивированных дешевизной, социальной незащищенностью и политической инертностью привлекаемой рабочей силы из числа мигрантов. Миграционная политика не может идти на поводу этих интересов. Интересы экономической безопасности требуют при формировании миграционной политики согласовывать весь спектр интересов: общенациональных интересов; интересов регионов и муниципальных образований; большинства социальных групп (традиционных этносов и конфессиональных сообществ).

Эти интересы должны быть учтены в действующих законах, правоприменительной практике, облечены в регламентированные экономические, политические и культурные формы. Комплекс механизмов эффективного решения данной проблемы заключается в согласовании интересов страны, регионов и предприятий, который должен быть переведен в рамки оговоренных законом договорных процедур и облечен в регламентированные экономические, политические и правовые формы. Пока же количество и состав принимаемых и выпускаемых мигрантов формируется стихийно, во многом хаотически, без учета интересов страны, субъектов Федерации, основных групп граждан, населяющих нашу страну. Наличие хозяйственных интересов одновременно формирует систему лоббирования и коррупции, которая в настоящее время действует эффективнее, чем государственные механизмы регулирования. При этом понятно, что без лоббирования и коррупции нелегальная миграция невозможна в принципе.

2.2 Механизмы регулирования миграционных процессов

Комплекс мер регулирования миграции в целом должен включать: общегосударственную и региональную структурную политику с определением спроса на рабочую силу на рынках труда; систему федеральных целевых программ в области социально-трудовых отношений демографического регулирования; региональные целевые программы.

Только на основе комплексного государственного анализа динамики трудовых ресурсов, кадровых проблем отраслей, предприятий и регионов в целом, исследования рынка труда можно говорить о выявлении мотивации миграции, формировании механизмов устранения причин миграции, а не миграционных потоков как следствия. Механизмы макроэкономического регулирования легальной миграции должны разумно сочетаться с комплексом ограничений и запретительных мер, диктуемых как стратегическими, так и тактическими ориентирами в области экономической безопасности. При этом возможны варианты выдачи лицензий для бизнеса на использование труда мигрантов с указанием в лицензии условий использования трудовых ресурсов; миграционных квот; порядка их согласования; обязательных процедур предварительного объявления вакансий среди коренного населения; введение специальных налогов на предприятия и регионы, привлекающие мигрантов. Надо стимулировать бизнес, вводить системы страхования мигрантов, которые должны не только обеспечивать права последних, но и выравнивать условия конкуренции на рынках труда между коренным населением и мигрантами.

Комплекс специальных механизмов противодействия нелегальной миграции, кроме осуществляемой ФМС России системы мер, должен включать в себя также комплекс профилактических мер, включающий:

анализ социально-экономического состояния регионов страны на предмет выявления свободных экономических сегментов, в которых может быть использован труд нелегальных мигрантов;

разработку программ заполнения этих экономических сегментов за счет внутренней и легальной миграции;

исследование тенденций экономического развития регионов и динамики трудовых ресурсов с целью прогнозирования появления таких сегментов;

изучение динамики теневой экономики и различных форм криминального бизнеса в связи с динамикой миграции.

Резко уменьшить приток неквалифицированных мигрантов можно не только правовыми механизмами, но и с использованием косвенных методов, таких как нормативное закрепление сертификации мигрантов на соответствие российским квалификационным стандартам, для чего необходимо пройти соответствующее профессиональное, правовое и культурно-историческое обучение в лицензированных образовательных учреждениях. Это позволит управлять качеством миграции.

Необходимо официально узаконить и ввести в правовое поле этнические территориальные диаспоры, превратив их в официальные и легальные структуры, подотчетные органам власти, ответственные за представителей диаспор в регионе, а также за легальную и нелегальную миграцию.

3. Государственное управление миграционными процессами в Российской Федерации

3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России

Целями регулирования миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.

Регулирование миграционных процессов в России основывается на следующих принципах:

защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;

защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации;

сочетание интересов личности, общества и государства;

дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;

взаимодействие федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления с общественными объединениями мигрантов.

В области науки и информации предполагается решение следующих задач:

дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований основ регулирования миграционных процессов в России и мире;

организация проведения мониторинга и научного прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;

исследование и использование зарубежного опыта по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу национальной безопасности страны;

внедрение новых технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля;

создание федеральной системы учета иностранных граждан и федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов;

формирование общественного мнения и содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения России о проблемах мигрантов.

3.2 Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

В области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации:

разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории России;

совершенствование деятельности государственных органов власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории России, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;

активизация договорного процесса с государствами-участниками СНГ и заключение в рамках Содружества двусторонних и многосторонних соглашений;

введение уголовной ответственности руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы предпринимателей за незаконное использование иностранных работников;

расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по вопросам в области регулирования миграционных процессов;

обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;

реализация мер по административному выдворению и депортации незаконных иммигрантов.

В области создания условий для адаптации и интеграции мигрантов:

разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов;

создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления на профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

развитие взаимопонимания между местным населением и переселенцами, обеспечение гармоничного сочетания прав и интересов граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, разработка и реализация специальных программ по их культурной и языковой адаптации;

создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов;

государственная поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Россию в условиях чрезвычайных обстоятельств, обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан Российской Федерации;

создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов, разработка механизма управления расселением иммигрантов по территории страны, исходя из интересов социально-экономического развития регионов, с учетом потребности региональных рынков труда и демографической ситуации;

привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе в соответствии с обоснованной потребностью регионов страны;

реализация мер по содействию адаптации иммигрантов и интеграции их в российское общество;

сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными объединениями.

В области вхождения Российской федерации в международный рынок труда и регулирования экономической миграции обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблем трудовой миграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных работников в целях защиты российского рынка труда, а также обеспечения права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест в Российской Федерации:

соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, а также в трудовых договорах (контрактах);

противодействие нелегальной трудовой иммиграции и контроль за уровнем оплаты труда иностранных работников;

проведение комплексных проверок законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, их трудовой деятельности, соблюдения ими налогового законодательства;

совершенствование нормативной правовой базы в области трудовой эмиграции российских граждан;

создание и обеспечение условий для упорядочения трудоустройства российских граждан за границей, обеспечения их социальной и правовой защиты;

стимулирование возвращения в Россию эмигрантов, выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь квалифицированных специалистов;

создание в Российской Федерации системы поддержки в приоритетном порядке квалифицированных специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта.

В области создания условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания в Российской Федерации и временно находящихся на других территориях страны:

участие государства в процессе их возвращения, в том числе путем завершения существующих программ;

обеспечение в районах их прежнего проживания необходимых социально-экономических условий жизнедеятельности путем восстановления и развития экономики и социальной сферы;

обеспечение их безопасности при возвращении в места прежнего проживания и предоставление полной и объективной информации о ситуациях в местах их прежнего проживания.

В области поддержки и развития взаимоотношений с соотечественниками за рубежом:

содействие контактам и регулярным встречам на основе семейных связей;

развитие приграничного сотрудничества, в том числе осуществление совместных экономических и культурных проектов;

обеспечение соотечественникам приоритета при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, учебы, а также при реализации инвестиционных проектов;

содействие улучшению социально-экономического положения соотечественников путем заключения Российской Федерацией с государствами их проживания соответствующих международных договоров.

В области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов:

решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников;

обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;

разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;

разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;

государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;

развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;

использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории страны.

В области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации:

восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;

стимулирование миграции населения страны, а также граждан государств-участников СНГ в северные и тихоокеанский регионы;

проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.

Заключение

Масштабы и условия, в которых происходит миграция, порождают целый комплекс проблем, возможность решения которых уменьшается вследствие сложной социально-экономической ситуации в стране.

Приток мигрантов способствовал росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Усиление националистических и сепаратистских настроений в ряде случаев привели к столкновениям на межнациональной и межконфессиональной основе. Во всей совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического состава населения и следствиям этого процесса.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // РГ. 2006. 28 июня.

2. Витковская Г.С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Нелегальная иммиграция. М., 2002.

3. Дамаскин О.В. Национальная безопасность и миграционная политика // Миграционное право. 2007, № 3.

4. Кутьин А.Д. Миграция в России: проблемы, прогнозы и перспективные направления государственной политики // Миграционное право. 2006, № 3.

5. Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007, № 7.

6. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005, № 25 (277).

7. Тюркин М.Л. Миграционная система России. Монография. - М.: Издательский дом «Стратегия», 2005.

8. Хабибуллин А.Г. Миграция и миграционная политика: механизмы взаимодействия // Миграционное право. 2007, № 4.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты