Государство и молодёжные организации
p align="left">В последнее время леворадикальные организации стали действовать совместно с либерально-демократическими. Так 5 марта 2007 года прошло одно из самых крупных мероприятий объединенной оппозиции - «Марш несогласных» в Санкт-Петербурге. В нём участвовали члены организации Объединенный гражданский фронт (ОГФ), молодые люди из команды Эдуарда Лимонова (НБП), представители партий "Яблоко", "Авангард красной молодежи", Народно-демократического союза России. Администрация Петербурга дала согласие только на проведение митинга на площади перед Финляндским вокзалом, но «несогласные» решили пройти маршем по маршруту Большой концертный зал "Октябрьский" (БКЗ) - 4-я Советская - Суворовский. Представители оппозиции мотивировали свое неповиновение городским властям заявлениями: "Петербург - наш город, где хотим, там и пройдем". Марш сопровождался громкими криками: "Россия без Путина" и "Матвиенко в отставку". На подступах к главному проспекту города путь нарушителей закона преградили сотрудники отряда милиции особого назначения. Здесь начались первые задержания марширующих. Толпа численностью около трехсот человек (в основном молодые люди из НБП) прорвала милицейский кордон и вместо того, чтобы последовать по заранее обозначенному маршруту в сторону Смольного, направилась на Невский, тем самым парализовав движение на самой оживленной дороге. Сотрудники ОМОНа несколько раз пытались остановить и рассеять участников незаконного марша. В итоге "шествие" все же было остановлено. Сотни участников манифестации были задержаны и доставлены в отделения милиции. Воробьев А. Невские арии московских гостей. // "Российская газета" - Центральный выпуск, №4308, 5.03.2007

«Герои - бандиты», «удачливые герои криминальных структур». Участие в деятельности криминальных структур значительного числа молодых людей, по мнению экспертов, имеет ряд причин. Это общий рост преступности с рубежа 1980-90-х гг.; криминализация сознания части населения в результате обнищания, эрозии ценностных ориентаций и норм советского периода, рассмотрение противозаконной деятельности как канала вертикальной социальной мобильности в эпоху общественных преобразований; ослабление правоохранительной системы, частичная утрата ею контроля за развитием криминогенной ситуации. Также одним из факторов роста числа молодых людей, вошедших в ряды криминальных структур, стало влияние СМИ, кинематографа и низкопробной литературы, а именно - формирование и пропаганда позитивного образа преступника-героя («Бригада», «Бумер», «Парни из стали», «Брат» и другие). Этот фактор зачастую недооценивается, но именно СМИ доносят до нас информацию о преступлениях и лицах, их совершивших (и реальных, и вымышленных), влияя в той или иной степени на формирование наших взглядов, оценок, суждений.

Можно сделать вывод, что рассматриваемые выше стратегии современной российской молодежи и молодежных организаций во многом являются реакцией на сохранение неопределенности и риска во всех жизненных сферах, присущих современной России. Однако, как считают исследователи, в каждом типе условных жизненных стратегий можно выделить элементы, которые возможно использовать для конструктивного развития общества в целом.

Представляется, что со стороны государства необходима поддержка общественно-политической деятельности молодежных организаций, а именно активизация мер по поддержке общественных инициатив молодежных организаций, общественно полезной деятельности молодых граждан, их общественных объединений, потенциала молодежи во всех сферах общественной жизни.

Глава 2. Приоритетные направления взаимодействия государства и молодежных организаций и основные механизмы их реализации

2.1 Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации

В законодательстве Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики можно выделить несколько уровней:

* Конституция РФ - содержит общие положения, применяемые при решении вопросов разработки и применения молодежной политики, а также фундаментальные положения, касающиеся порядка и деятельности общественных организаций, в т.ч. и молодежных. В то же время, Конституция напрямую не обозначает молодежную политику в качестве предмета своего ведения, в ней отсутствует само понятие «молодежная политика»;

* федеральные законы, рассматривающие вопросы молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений.

Специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной политики в отношении молодежи отсутствует, но действует, в частности, федеральный закон от 28.06.1998г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

* законодательство, регламентирующее вопросы создания и деятельности молодежных организаций: специальный законодательный акт отсутствует, применению подлежат преимущественно общие положения законодательства РФ, регламентирующие вопросы создания и деятельности общественных объединений - Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «Об общественных объединениях», федеральный закон «О некоммерческих организациях», федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» и ряд других законов;

* законодательные акты различной отраслевой принадлежности, содержащие положения, связанные с государственной молодежной политикой - законодательство об образовании, о труде, социальной защите, жилищное и семейное законодательство;

* акты международного сотрудничества, межправительственные соглашения;

* указы и распоряжения Президента РФ;

* нормативные правовые акты Правительства РФ. К ним относятся:

- постановления по отдельным вопросам государственной молодежной политики (социальная защита, образование, патриотическое воспитание, обеспечение жильем и т.д.), например, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», принятая Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 № 422; «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации» (введена в действие распоряжением Правительства РФ № 1760-р от 18 декабря 2006 г.);

- федеральные целевые программы. Например, до 2006 г. действовали федеральные целевые программы «Молодежь России: 1998-2000 гг.», «Молодежь России: 2001-2005 гг.» (была утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1015);

* нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

* региональные нормативно-правовые акты. Нужно отметить, что большинство субъектов РФ, не дожидаясь федеральной инициативы, приняли свои законы о молодежной политике. Например, в Москве действует Закон города Москвы «О молодежи» от 28 января 2004 г. (с изменениями от 26.11.2006); 11 сентября 2007 г. принято Постановление Правительства Москвы «О городской целевой Программе «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.) (аналогичные программы действовали на периоды 2001-2003 гг. и 2004-2006 гг.), аналогичные законы и программы действуют в целом ряде субъектов РФ.

2.2 Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном этапе

Анализ нормативно-правовой базы в отношении государственной молодежной политики позволяет сделать вывод, что «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» на сегодня является основным документом, регламентирующим отношение государства к молодёжи. Для многих молодёжных организаций, в т.ч. и для студенческих профсоюзов, это - основной «регламент» участия в реализации государственной молодёжной политики.

В документе отмечается, что «государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет». Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Раздел II. // Молодежь и профсоюзы: Информационный бюллетень МГО профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (специальный выпуск). - М., 2008. - С. 6.

В разделе о предпосылках принятия Стратегии говорится, что проведенный анализ и прогноз условий развития России, а также проблемы молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования по выработке государством нового стратегического подхода к молодежной политике.

Целью молодежной политики государства, как указывается в документе, является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

В разделе о приоритетных направлениях государственной молодежной политики отмечается, что государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована с учетом тенденций социально-экономического общественно-политического развития страны на среднесрочную перспективу. При этом выделяется ряд приоритетных направлений, среди которых вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. Для реализации данного направления Стратегией предусмотрен ряд проектов: «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья России».

Ограничимся на основных вопросах данных проектов в рамках темы настоящей курсовой работы.

Стоит отметить, что основной из целей проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» является популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная позиция и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы. Таким образом, отмеченная в первой главе настоящей работы необходимость корректировки некоторых жизненных позиций молодых людей корреспондируется, по нашему мнению, с указанными целями данного проекта.

Основной из целей проекта «Доброволец России» является формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян, а одним из видов работы по реализации указанного направления является развитие и поддержка общественных организаций и молодежных объединений.

Основными целями проекта «Карьера» являются самоопределение молодежи на рынке труда, развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи, для достижения которых предусматривается реализация мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи.

Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках».

Одной из основной целей проекта «Команда» является обеспечение участие молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью, развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью, вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества. К задачам, решаемым в рамках этого проекта, относятся, в том числе, развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи, привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, популяризация идей такого участия, поддержка молодежных общественных организаций и объединений, включение молодых людей в международные проекты по подготовке лидеров молодежных общественных объединений и работу международных молодежных органов. Указанный проект адресован российской молодежи в возрасте до 25 лет.

В рамках проекта «Карьера» одной из основных целей является привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения.

Для достижения целей Стратегии требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью. «Для каждого проекта, - как указывается в V разделе документа, - Министерством образования и науки Российской Федерации с участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое будет содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. К этой работе будут привлечены научные и молодежные общественные организации». Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Раздел V. // Молодежь и профсоюзы: Информационный бюллетень МГО профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (специальный выпуск). - М., 2008. - С. 16.

Среди мер, необходимых для создания организационно-правовых условий в целях реализации Стратегии, предусматривается необходимость внесения «изменений и дополнений в нормативные правовые акты, направленные на совершенствование механизмов взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, на создание условий для поддержки деятельности молодежных общественных объединений». Там же. Раздел VI. // Молодежь и профсоюзы: Информационный бюллетень МГО профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (специальный выпуск). - М., 2008. - С. 18.

2.3 Особенности осуществления региональной государственной политики в отношении молодежных организаций на примере города Москвы

На уровне столицы действует принятый 28 января 2004 г. «Закон города Москвы о молодежи» (в редакции Закона г. Москвы от 22.11.2006 № 56), который регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной политики г. Москвы в отношении молодежи как системы мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами города своих конституционных прав и участия молодых граждан в системе общественных отношений, полной их самореализации в интересах общества.

Статья 1 Закона определяет систему правовых актов города Москвы о молодежи, состоящую из данного Закона, других законов г. Москвы, содержащих нормы об особенностях статуса молодых граждан в соответствующих сферах общественных отношений и принимаемых в соответствии с ними иных правовых актов г. Москвы.

Среди целей и принципов молодежной политики Закон закрепляет создание условий для участия молодых граждан в системе общественных отношений и привлечение молодых граждан к участию в формировании и реализации молодежной политики. Данные положения закреплены в статье 2 и статье 3, соответственно.

Молодежные организации, согласно статье 4 Закона, относятся к субъектам, в отношении которых осуществляется молодежная политика города. Данная статья для целей данного Закона дает определение субъектов, в т.ч. «молодежных организаций - некоммерческих организаций, созданных в соответствии с федеральным законодательством и зарегистрированных в установленном законом порядке на территории города Москвы, или общественных объединений, действующих на территории города Москвы без регистрации в качестве юридического лица, не менее 75 процентов участников, члены которых (а в общественных объединениях, не имеющих членства, не менее 75 процентов от числа лиц, документально выразивших поддержку целям данных организации, объединения и (или) их конкретным акциям и принимающих участие в их деятельности) составляют граждане в возрасте до 30 лет». Закон города Москвы о молодежи (в ред. от 22.11.2006 № 56) - Ст. 4, п. 1в. // Молодежь и профсоюзы: Информационный бюллетень МГО профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (специальный выпуск). - М., 2008. - С. 22.

Обеспечение молодежной политики в г. Москве, согласно статье 5 Закона, осуществляется программным методом. Так, согласно данной статье, в городе Москве принимается городская целевая программа, определяющая комплекс мероприятий в области молодежной политики, среди которых «стимулирование действий молодежных организаций, направленных на решение городских проблем, а также воспитание у молодых граждан нравственных принципов и гражданской ответственности». Закон города Москвы о молодежи (в ред. от 22.11.2006 № 56) - Ст. 5, п. 1г. // Молодежь и профсоюзы: Информационный бюллетень МГО профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (специальный выпуск). - М., 2008. - С. 24.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона, органами государственной власти города Москвы могут образовываться специальные общественные консультативно-совещательные органы по вопросам молодежной политики, а также могут использоваться иные формы привлечения молодых граждан к участию в формировании и реализации молодежной политики. Такие меры предусмотрены в целях обеспечения проведения молодежной политики и эффективного участия в ее реализации негосударственных организаций, в т.ч. молодежных организаций.

Научное и информационное обеспечение молодежной политики в отношении молодежных организаций, в соответствии с статьями 8 и 9 Закона, осуществляется посредством проведения соответствующего мониторинга, создания банка данных социологических и научных исследований, формирования банка данных, содержащего информацию о проблемах молодых граждан, молодежных организаций, об опыте реализации молодежной политики, доступ к которому должен быть обеспечен всем органам государственной власти города, органам местного самоуправления в муниципальных образованиях города. Законом предусматривается создание специализированного общедоступного сайта в сети «Интернет» по вопросам молодежной политики, ежегодный выпуск информационных сборников, содержащих правовые акты и социологические материалы по вопросам молодежной политики и иных информационных и справочных материалов по проблемам молодежи, в т.ч. молодежных организаций.

Непосредственно молодежным организациям в Законе отводится специальный раздел - Глава 4 «Оказание государственной поддержки молодежным организациям». Статья 16 данной главы регламентирует порядок формирования Московского городского реестра молодежных организаций и порядок включения в него молодежных организаций. Статья 17 обязывает уполномоченные органы исполнительной власти г.Москвы, префектуры административных округов города обеспечить организационную поддержку молодежных организаций и молодых граждан при создании молодежных организаций на безвозмездной основе, в т.ч. предоставление им методических рекомендаций о взаимодействии некоммерческих организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях реализации молодежной политики.

Конкретные проекты молодежных организаций, направленные на самореализацию молодых граждан в интересах общества и на привлечение молодых граждан к участию в реализации молодежной политики, согласно статье 18, финансируются из бюджета города Москвы, в т.ч. из целевых бюджетных фондов развития территорий. Финансовая поддержка молодежным организациям оказывается при одновременно соблюдении ими определенных условий (существование не менее года; отсутствие задолженности по налогам и иным обязательным платежам в федеральный бюджет, бюджет города Москвы и местные бюджеты) и осуществляется на конкурсной основе. Данная статья определяет также размер бюджетных средств, выделяемых на финансирование конкретного проекта молодежной организации, определяет размер затрат из этих средств на собственные нужды молодежных организаций, связанные с реализацией проектов, а также указывает на необходимость контроля за расходованием бюджетных денег в соответствии с законодательством.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты