Эволюция социального прогнозирования

Эволюция социального прогнозирования

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и истоки социального прогнозирования

1.1 Понятия и термины, этапы и функции социального прогнозирования

1.2 Возникновение социального прогнозирования

Глава 2. Эволюция социального прогнозирования

2.1 Социальное прогнозирование на рубеже 19-20 столетий

2.2 Римский клуб и его роль в исследовании социального прогнозирования

Заключение

Глава 3. Дети-сироты как объект социальной работы и программа адаптации детей-сирот

3.1 Дети-сироты: характеристика проблемы

3.2 Программа адаптации детей-сирот

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данной темы исследования обусловлена:

Во-первых, социальное прогнозирование имеет большое значение в современной науке.

Прогнозирование - это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии;

Во-вторых, социальное прогнозирование общества занимает важную и значительную роль в социальной сфере.

В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. Конкретные объекты представляют собой различные аспекты существования социальной сферы и могут быть систематизированы таким образом:

- формы общественного сознания (мировоззрение, наука, искусство, мораль, право, политика, религия);

- формы жизнедеятельности (труд, быт, досуг, общественно-политическая деятельность);

- формирование личности (образование, воспитание, спорт);

- народонаселение (демография, этнография, и т.д.);

- расселение (регион, город, село, экология и т.д.);

- социальное развитие (общество, коллектив);

социальные изменения и структура;

- социальные институты;

- социальные группы;

- массовая информация (общественное мнение, печать, радио, телевидение и т.д.);

- государство, международные отношения, национальные движения и т.д.

В-третьих, заинтересованностью общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирующих растущую потребность в разработке эффективных социальных прогнозов. Это определяет важнейшую роль социального прогнозирования в системах управления социумами различного уровня.

В социологии актуальность исследования динамики социального прогнозирования справедливо связывается с необходимостью определения путей развития социума, активизацией всех сторон его жизни.

Степень научной разработанности данной темы исследования:

В научной литературе существует несколько подходов к объяснению сущности социального прогнозирования.

Основы социального прогнозирования в зарубежной классической социологии и социальной философии заложили в начале ХХ-го века труды таких выдающихся исследователей, как П. Гартинг, Э. Говард, Ш. Рише, Г. Тард, Г. Уэллс и др.

Начало изучению вопросов социального и управленческого прогнозирования и планирования в России было положено в 60-е - 70-е годы XX столетия в работах ученых Виноградова В.Г., Гендина А.И., Гончарука СИ., Доброва Г.М., Куценко В.И., Лисичкина В.А., Ожегова Ю.П., Румянцева A.M., Руткевича М.Н. и др.

Сегодня, прогнозирование играет ключевую роль в управлении социальными и экономическими процессами государства. Вопросы прогнозирования тенденций социального, культурного и экономического развития России рассмотрены в работах таких ученых, как Абалкин Л.И., Аринин А.Н., Волков Ю.Е., Жуков В.И., Журавлев Г.Т., Иванов В.Н., Катульский Е.Д., Коптюг В.А., Кортунов СВ., Кудров В.М., Мальцев В.А., Мельникова Е.Н., Найбороденко Н.М., Осипов Г.В., Осадчая Г.И., Павленок П.Д., Римашевская Н.М., Сафронова В.М., Серебрянников В., Хлопьев А., Чартаев М.А., Ядов В.А., Яковец Ю.В., Яновский Р.Г. и других.

Типичными работами в области социального прогнозирования являлись "Окно в будущее: современные проблемы социального прогнозирования" И. Бестужева-Лады (1970); "Предвидение и цель в развитии общества: философско-социологические аспекты социального прогнозирования" А. Гендина (1970); "Методологические проблемы социального прогнозирования" под ред. А. Казакова (1975); "Вопросы прогнозирования общественных явлений" под ред. В. Куценко (1978) и др.

Целью курсового исследования является рассмотрение исторических аспектов социального прогнозирования и сущности социального прогнозирования.

Задачи исследования:

1) раскрыть общие понятия и термины социального прогнозирования;

2) рассмотреть истоки возникновения и развития социального прогнозирования;

3) проанализировать эволюцию исследований социального прогнозирования;

4) определить основные функции и этапы прогнозирования.

Глава 1. Сущность и истоки социального прогнозирования

1.1 Понятия и термины, этапы и функции социального прогнозирования

Методика прогнозирования - система методов и способов прогнозирования.

Предвидение - в узком смысле - предсказание, в более широком - предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.

Прогноз - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения.

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.).

Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

Прогностика - научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов.

Прогностика - наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего.

Социальное прогнозирование -- определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.

В числе функций социального прогнозирования можно выделить:. Основы экономического и социального прогнозирования / Под. ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. - М.: Высш. шк., 2005. - стр. 145-146.

1. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций. Он осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция.

Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз - это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.

Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.

2. Исследование объективных связей социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде.

При непрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит также непрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденции развития экономики определяется, насколько принятые решения соответствуют будущему развитию, выявляются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым опытом.

3. Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании аспектов детерминированности (определенности) и неопределенности.

4. Выявление объективных вариантов экономического и социального развития.

На основе теоретических исследований, достижений общественных, естественных и технических наук выясняются объективные варианты исследуемого процесса и тенденции его развития на перспективу.

5.Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.

Реализация функций прогнозирования осуществляется на основе двух подходов: поисковом и нормативном.

Методы прогнозирования:

Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.11. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 36-37 с.

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям прошлого.

Экстраполяционный метод отличается многообразием - насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. По мнению Е.И. Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».

Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего - оценка исходной ситуации:

- факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

- направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

- особенности, специфика развития наиболее важных составных;

- наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

- определяется круг экспертов;

- выявляются проблемы;

- намечается план и время действий;

- разрабатываются критерии для экспертных оценок;

- обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Общая типовая методика прогнозирования содержит следующие основные этапы исследования:11. http://www.galactic.org.ua/clovo/p-p92-.htm

· предпрогнозная ориентация - определение предмета, цели, задач, времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования;

· прогностический фон (сбор готовых данных по смежным, непрофильным отраслям прогнозирования);

· исходная или базовая модель, т. е. система показателей, параметров, отображающая характер и структуру объекта;

· поисковая модель - проекция в будущее системы показателей исходной модели на дату упреждения по наблюдаемой тенденции с учётом факторов прогностического фона;

· для управляемых явлений -- также нормативная модель (проекция в будущее системы показателей исходной модели в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям);

· оценка степени достоверности (верификация) и уточнение предварительных моделей с помощью параллельных, контрольных методов, обычно опросом экспертов;

· выработка рекомендации для оптимизации принятия решений в планировании, управлении и т.п. на основе сопоставления прогностических моделей.

Из этого следует, что социальное прогнозирование занимает важную часть в развитии общества, науки и техники и с помощью него можно делать прогнозы. А также оно имеет свои основные функции, особенности и методы. Исходным элементом прогнозирования является целепологание (способ реализации человеческих способностей предвидения).

1.2 Возникновение социального прогнозирования

Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов.

Зарождение социальной прогностики произошло в 20-30-е годы XX века, когда стала очевидна многозначность общественного развития: созревал новый этап научно-технического прогресса, возникло социалистическое государство, предложившее новые альтернативы будущего, стал пробуждаться третий мир с его колоссальными людскими резервами и социальными проблемами.

Это осознание новой реальности подготовило почву для возникновения прогностики как науки. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В конце 50-х и в 60-х годах прокатилась волна бума прогнозов научно-технических, социально-экономических, демографических, военно-политических. Такая ситуация привела к интенсивной разработке вопросов методологии и методики прогнозирования (Г. Тейл, Б. де Жувенель, Д. Белл, Э. Янг, Ф. Полак). Современное социальное прогнозирование ведет отсчет от работ, появившихся в конце 40-х годов (Дж. Бернал, Н. Винер). В этот период разрабатывалась концепция научно-технической революции, был открыт эффект использования поисковых и нормативных прогнозов при управлении социальными процессами. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. В последние годы все большее значение специалисты придают принципам прогнозирования сложных социальных объектов и процессов в условиях новейшей российской действительности (работы Г.А. Антонюка, Л.Е. Басовского, И.В. Бестужева-Лады, Т.М. Дридзе, В.В. Егорова, Л.А. Зеленова, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, В.А. Лисичкина,. В.А. Лукова, И.И. Ляхова, Г.А. Парсаданова, Н.М. Найбороденко, Е.А. Лерныша, О.В. Юферова и др.).11. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 15 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты