Этническое и расовое неравенство
p align="left">Однако структурированность народонаселе-ния России по численности или юридическому оформлению госу-дарственности (или отсутствия таковой) этносов является лишь видимой и формальной стороной, недостаточной для содержательной характеристики специфики страны.

3.2. Специфика межэтнических отношений в России

Сохраняющиеся тенденции усиления регионального сепаратизма расширения межэтнических конфликтов, стремление национальных элит к переделу территорий, к большему суверенитету, борьба за власть представляют собой угрозу для территориальной целостности страны и российской государственности вообще.

Непосредственными источниками реальных угроз в сфере межнациональных отношений являются: попытки формирования на территории Российской Федерации анклавов по этническому принципу: углубление социально-экономического неравенства различных народов, этнических групп; рост этнических перемещений, миграция беженцев вынужденных переселенцев; массовые нарушения гражданских прав и свобод в отдельных регионах.

Наиболее взрывоопасной остается ситуация в зоне Северной Осетии и Ингушетии. При положительной оценке официальными лицами этих республик результатов достигнутого согласия, вместе с тем, выражается опасение, экстремистские силы воспользуются ситуацией и подтолкнут ингушей на стихийное переселение в указанные населенные пункты, негативные последствия которого непредсказуемы. В Северной Осетии состоялись организованные оппозицией митинги экстремистской направленности. Сессия Верховного Совета Северной Осетии отказалась отменить свое прежнее решение о невозможности совместного проживания ингушей и осетин. Распространяемая экстремистами информация о силовом обеспечении переселения ингушей в места прежнего проживания вновь усиливает взаимную неприязнь.

Другой точкой, олицетворяющей острую кризисную ситуацию, до сих пор является Чечня, потенциальные острые кризисные ситуации. К ним, прежде всего, надо отнести напряженную этнополитическую ситуацию, складывающуюся в республике Тыва (Тува). Начиная с 1990 года сепаратистский курс Народного фронта Тувы спровоцировал массовый отъезд русскоязычного населения. Напряженность усиливается действиями организаций бывших заключенных, в частности, массовым захватом освободившихся квартир беженцев.

На волне усиления национализма, роста преступности, спада производства Верховный Совет Тувы в ноябре 1993 года принял новую Конституцию, первая статья которой называет Республику суверенным государством в составе России, имеющим право на полное caмooпpeдeлeние путем всенародного референдума. Одновременно (29 ноября) Верховный совет Тувы принял постановление о проведении референдума о пребывании Тувы в Российской Федерации. Учитывая, что Тува была включена в состав СССР только в 1944 году и тувинцы составляют в республике подавляющее большинство (около 65 %) вероятность ее обособления от России в ближайшие годы очень велика. Население Тувы является ламаистами монгольского толка и культурно ориентировано на своего прежнего сюзерена - Монгольское государство. Безработица и высокий накал криминогенности способствует росту антирусских выступлений, не получающих отпора со стороны официальных властей.

Второй потенциально острой конфликтной зоной является ставший многонациональным Краснодарский край. Анализ показывает что он принадлежит к числу наиболее взрывоопасных в национальном отношении районов. Концентрация конфликтогенных ситуаций происходила здесь давно (особенно с конца 80-х годов) и продолжается в настоящее время. Истоки возникающих в крае подобных ситуаций различны. Одна из причин кроется в многонациональности края, где наряду с 4-миллионным русским населением живут представители 22 народов, в том числе украинцы, армяне, адыги, греки, грузины, азербайджанцы, турки-месхетинцы. Большинство из них живет компактно и представляет группы этнически достаточно сплоченные, сохраняющие родной язык, традиции.

Второй фактор межнациональной конфликтогенности в крае связан с миграцией, главным образом, вынужденной, и потоками беженцев, чему способствовал распад Союза, межнациональные конфликты, обострение социально-экономической и национальной обстановки в ряде регионов.

Новую волну миграций вызвало изменившееся геополитическое положение Краснодарского края. Он стал пограничным регионом России. Миграционные процессы в Краснодарском крае происходили в 1970-1980 годы. Сюда переселялись крымские татары, турки-месхетинцы, курды. Новая волна приезда месхетинцев была вызвана событиями 1989 года в Фергане. Приток армян в Краснодарский край возрос в связи с землятрясением в Армении в 1988 году, а затем вспышкой геноцида в Сумгаите и Баку, войной в Карабахе. Особую остроту приобрели межнациональные отношения между русскими и армянами, казаками и остальным населением, адыгами и русскими. Последнее время неоднократно звучат требования о выселении армян, турок-месхетинцев. Нередки случаи выселения мигрантов из края. Согласно социологическому опросу, проведенному среди местных депутатов, конфликтогенная ситуация в крае может ухудшиться, ибо 60% населения (по России 20-25%) допускают вероятность открытых конфликтов между отдельными национальными группами.

Ряд общественных движений и политических партий активно проводит мысль о возможности создания Русской республики в России, основываясь на том, что русские не имеют государственности, являясь самым многочисленным этносом. Россия характеризуется ими как федерация без русских, и в этой связи ставится задача борьбы за создание единого унитарного русского государства на территории России. Пока это требование еще не находит поддержки в массовом сознании, однако не исключена вероятность роста числа их сторонников. Сама идея, естественно, повышает статус русских в России, но создание Русской республики привело бы к фактическому демонтажу РФ, дезинтеграции России.

Существует реальная опасность все большего перерастания русской национальной идеи в воинствующую силу, в бытовой шовинизм, когда в общественном сознании под влиянием экономической разрухи и политической нестабильности сработает механизм национальной самозащиты с перерастанием в агрессию поведения. Если сейчас не противостоять этому процессу, то национализм большого народа по своим последствиям не сравним ни с какими социальными катастрофами.

Особую опасность представляют территориальные споры между Россией и странами ближнего зарубежья, а также внутри России. На государственном уровне претензии между республиками бывшего СССР существуют, но в большей степени имеют латентный характер. Имеется ряд ситуаций, которые могут латентные процессы при определенных обстоятельствах превратить в открытые.

Во-первых, это проявляется в позиции части русского населения не мигрировать в Россию, а перейти под юрисдикцию России совместно с той территорией, на которой они проживают. Это касается Приднестровья, Крыма, района Кохтла-Ярве и Нарвы в Эстонии, районов Северного Казахстана и Восточной Украины.

Во-вторых, это стремление ряда автономий войти в состав Российской Федерации - Абхазии и Южной Осетии.

В-третьих, имеются территориальные притязания и внутри республик, исходящие из того, что люди данной народности проживают на смежных территориях. Это проявляется в притязаниях ряда политических деятелей Татарстана на районы с преобладанием татарского населения в республиках Марий-Эл и Башкортостан, Ульяновской и Самарской областях. В Бурятии активно поддерживается идея соединения с соотечественниками, имеющими свои национальные образования в Иркутской и Читинской областях. Не исключено углубление претензии Калмыкии по поводу «утраченных» районов и отошедших к Астраханской области.

И наконец, это стремление ряда народов, особенно ранее депотированных, а теперь вернувшихся на свою Родину, получить все ранее принадлежавшие им территории - ингушей, черкесов, кумыков, калмыков. Особое место занимает проблема немцев Поволжья. И хотя многие требования пока выражены в форме пожеланий, это не снимает опасности стремлений к пересмотру границ.

3.3. Проблемы национального, расового и религиозного неравенства в России

Проявления этнической вражды возникают под влиянием высказываний представителей власти, действий милиции и их освещения в прессе, создания образа врага в лице кавказцев и, прежде всего чеченцев. Правозащитные организации могут обращаться в суды с целью их отмены.

По мнению лидеров московских национальных общин, национальная вражда внедряется в сознание народа средствами массовой информации, правительственными чиновниками и фашистскими организациями; население вводят в заблуждение с помощью ксенофобской пропаганды. Необходимо просвещать людей, система образования и печать должны направить усилия на решение этой проблемы. Средства, выделяемые различными фондами нашему государству, должны использоваться на построение и поддержку структур гражданского общества «Этничность. Национальные движения. Социальная практика». - СПб.: Петрополис, 1998г. С. 63.

.

Государство играет на популистских инструментах национальной нетерпимости, создания образа врага в лице национальных меньшинств. Что касается регионального законодательства, то приведение его в соответствие с федеральным не так давно было провозглашено одним из важнейших приоритетов. Надежда на улучшение ситуации есть, но при условии, что будет проявлена политическая воля.

Владимир Путин поднял этот вопрос на государственный уровень, который, еще, будучи председателем правительства, дал поручение подготовить общероссийскую программу воспитания толерантности, способствующую формированию у граждан гуманитарного мировоззрения, пропагандирующую терпимость, миролюбие Здравомыслов А. Г. «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве». - М.: Аспект Пресс, 1999г. С. 87.

.

В России для объяснения, почему недопустима дискриминация, обычно используют псевдорациональные и сомнительные аргументы следующего типа: «чтобы сохранить целостность страны», «чтобы предотвратить этнические конфликты». В принципе представляется ошибочным и опасным ставить необходимость соблюдения прав человека в зависимость от соображений политической целесообразности; кроме того, прошлый и современный опыт многих стран показывает, что политическая стабильность вполне может сохраняться и при массовой систематической дискриминации меньшинств Барышников Д.Н. «Межнациональные отношения на Кавказе: конфликты и перспективы примирения». // Россия и мусульманский мир, 1999 №1 (79). - М. 1999г.

.

Дискриминация недопустима не из утилитарных соображений, а потому что она недопустима в принципе. Равенство людей перед законом и властями является одним из краеугольных камней права и, соответственно, необходимым условием построения правового государства. Общество защищено от произвола настолько, насколько защищен угнетенный его член. Противоправное насилие, в какой бы форме оно ни совершалось и против кого бы ни было направлено, если оно одобряется обществом и государством, ведет, в конечном счете, к разложению и общества и государства. Практика показывает, что в такой области, как соблюдение равных прав независимо от этнической принадлежности человека, наиболее трудно проследить возможные нарушения, с другой стороны, очень легко не заметить и перейти границу между допустимым и недопустимым.

К сожалению, приходится признать, что задача ликвидации и предотвращения дискриминации до сих пор не заслужила в России даже минимального внимания и общества, и государства.  Недопустимость дискриминации декларируется в статье 19 Конституции, в ряде законов и иных нормативных актов, но за этими декларациями до настоящего времени не последовало никаких попыток воплотить их в жизнь. Государство не только не стремится предотвратить дискриминацию, но во многих случаях само становится виновником грубых нарушений; среди государственных чиновников, политиков, и в обществе в целом все чаще открыто высказываются представления о возможности и даже желательности ставить права и возможности людей в зависимости от их этнической принадлежности.

Другая проблема, которой уделяется первоочередное внимание -- это положение месхетинских турок в Краснодарском крае. Месхетинские турки, граждане СССР,  в основном прибыли на территорию России в 1989-90 годах, то есть до распада Советского Союза и потому в настоящее время являются российскими гражданами.  Те из них, кто  поселился в Краснодарском крае, не получили до настоящего времени прописки (регистрации по месту жительства) и потому оказались лишенными почти всех гражданских, политических и социальных прав (к настоящему времени в крае без прописки остаются более 10 тысяч турок). Власти не рассматривают их вопреки закону как российских граждан, в Краснодарском крае делается все возможное, чтобы создать этим людям невыносимые условия жизни и вынудить их уехать из региона.

Впервые государственная машина  -- органы власти субъекта федерации вместе с федеральными ведомствами  -- целенаправленно старается «выдавить» из страны своих граждан «неподходящей» национальности. Если эта «мягкая этническая чистка» окажется успешной, то будет создан очень опасный для всех прецедент Поршнев Б.Ф. «Противопоставление как компонент этнического самосознания». М., 2003 г. С. 182.. В настоящее время усилия в основном  нацелены на  отслеживание ситуации в Московском регионе (Москве и Московской области), где существует множество острых проблем, связанных с дискриминацией по этническому признаку.

3.4 Законодательство, касающееся этнического и расового неравенства

Существует целый комплекс законов, направленных на предотвращение проявлений национальной, расовой и религиозной вражды, некоторые из них приведены ниже.

В статье 282 УК РФ предусмотрены санкции за преступления на этнической и расовой почве:

1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свобо-ды на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч руб-лей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе-риод от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определен-ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет Уголовный кодекс Российской федерации. - М.: Проспект, 2006. - 192 с. .

В соответствии со Статьей 1 Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года под расовой дискриминацией понимается «...любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической,  экономической, социальной и культурной или любых других областях общественной жизни».

Следует специально отметить, что «расовая дискриминация» в западных странах и в международных организациях понимается широко, как результат проведения различий по признакам происхождения или групповой принадлежности, а не просто по критерию антропологического типа или цвета кожи. Целесообразным считается из-за устоявшихся традиций словоупотребления в качестве основного рабочего термина использовать выражение «этническая дискриминация».

Население России очень неоднородно в этническом, расовом, языковом и религиозном отношениях. С юридической точки зрения, в стране должны обеспечиваться эффективная защита всех ее жителей от дискриминации и их равенство перед законом и властями, во-первых, в силу международных обязательств, взятых на себя Российской Федерацией и закрепленных, в частности, в Международном Пакте о гражданских и политических правах, Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской Рамочной Конвенции по защите национальных меньшинств, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека,  во-вторых, в силу требований национального законодательства, прежде всего, статьи 19 Конституции РФ.

Заключение

Испокон веков в обществе существует неравенство. В зарубежной социологии ХХ века доминирует точка зрения, что неравенство является неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития. Этнические или национальные неравенства - одна из разновидностей социальных неравенств. Следствием этого послужили этнические конфликты.

Причиной эскалации этнического конфликта может стать посягательство на территорию проживания этноса, стремление этносов выходить из-под «имперского обруча» и создавать независимые территориально-государственные образования. Социально-экономические проблемы также пагубно влияют на межнациональные отношения. Борьба за природные ресурсы, приоритеты в трудовой деятельности, социальные гарантии - всё это вызывает этнические стычки, которые в дальнейшем перерастают в крупномасштабный конфликт.

К тому резко возросло число нарушений прав человека по признаку национальной принадлежности. Речь идет о предрассудках, о нетерпимости местного населения к приезжим, а также о политике властей различных уровней, которая определяется как, ущемляющая права и достоинства людей.

Основная цель исследования - проведение анализа этнического и расового неравенства - выполнена. В работе рассмотрены факторы и основные исторические и логические предпосылки этнического и расового неравенств, изучена история расоведения в России, осуществлен обзор по расовому и этническому многообразию в мире и проблемам их восприятия, выявлена специфика межэтнических отношений. Был проведен анализ этнической дискриминации и расового неравенства на территории Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. «Этнические проблемы современности и культура межнационального общения». (учебное пособие под ред. проф. В. А. Шаповалова). - Ставрополь, 1996г.

2. Барышников Д.Н. «Межнациональные отношения на Кавказе: конфликты и перспективы примирения». // Россия и мусульманский мир, 1999 №1 (79). - М. 1999г.

3. Булгаков С.Н. «Размышления о национальности»//Сочинения в 2-х т. Том 2. 1993г.

4. «Взаимодействие политических и национально этнических конфликтов» (материалы международного симпозиума 18-20 апреля 1994г.). - М. 1994, отв. Редактор А. Г. Здравомыслов.

5. Гумилев Л.Н. «Конец и вновь начало», М., 1997г.

6. Гумилев Л. «Психологическое несходство этносов//Психология национальной нетерпимости». Минск, 1998г.

7. Жириков А.А. «Этнические факторы политической стабильности». - М.: «Славянский диалог», 1995г.

8. Здравомыслов А. Г. «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве». - М.: Аспект Пресс, 1999г.

9. Кцоева Г.У. «Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов»//Психологический журнал. № 2, 1986г.

10. Лебедева Н.М. «Новые возможности одной известной концепции»//Психологический журнал. № 2, 1989г.

11. Лебедева Н.М. «Социальная психология этнических миграций». М., 1993г.

12. Лебедева Н. «Введение в этническую и кросс-культурную психологию». М., 1999г.

13. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991г.

14. Павленко В.Н., Таглин С.А. «Факторы этнопсихогенеза». Харьков, 1993г.

15. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. «Этническая социальная психология». Санкт-Петербург, 1993г.

16. Поршнев Б.Ф. «Противопоставление как компонент этнического самосознания». М., 1973г.

17. Поршнев Б.Ф. «Социальная психология и история». М., 1966г.

18. Поршнев Б.Ф. «Принципы социально-этнической психологии». М., 1964г.

19. Солдатова Г.У. «Этничность и конфликты на Северном Кавказе»//Там же.

20. Солдатова Г.У. «Психология межэтнической напряженности». М., 1998г.

21. Сорокин П. «Национальный вопрос как проблема социального равенства// Психология национальной нетерпимости». Минск, 1998г.

22. Уголовный кодекс Российской федерации. - М.: Проспект, 2006.

23. «Этничность. Национальные движения. Социальная практика». - СПб.: Петрополис, 1998г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты