Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей

Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей

2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования Вологодской области

Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей

Выпускная квалификационная работа

По предмету: социальная работа с пожилыми и инвалидами

Специальность 040101 Социальная работа

Тотьма 2008

Оглавление

  • Введение
    • Раздел I. Влияние возраста пожилых людей на изменение их личностных особенностей
    • 1.1 Старение как социальная проблема
    • 1.2 Теоретические подходы к изучению проблем влияния возраста на изменение личностных особенностей пожилых людей
    • Раздел II. Эмпирическое исследование влияния возраста пожилых людей на изменение их личностных особенностей
    • 2.1 Планирование и организация исследования
    • 2.2 Анализ результатов и выводы
    • Список литературы
    • Приложения
Введение

Постарение населения - одна из основных проблем, тревожащих в настоящее время все без исключения страны мира. Пожилые люди стали отдельной демографической, социальной и медико-биологической категорией, требующей специального подхода к решению своих проблем.

Эту проблему в своих работах рассматривали: М.Д. Александрова, М.Д. Грмек, И.В. Давыдовский, А.Н. Егоров, В.П. Коган, Б. Нейгартен, Н.Н. Саучук, М.Л. Сонин, В.Д. Шапиро, Р.С. Яцемирская.

Общеизвестные демографические и социальные изменения, происшедшие в большинстве стран мира в первой половине хх столетия, явились непосредственными причинами стремительного развития геронтологии - науки о старении и старости.

К сожалению, социальная работа со старыми людьми лишь в последние годы стала особенно актуальной для нашего государства. Социальная геронтология на современном этапе своего становления нуждается:

1) в солидной теоретической систематизации, которая позволила бы осмыслить феномен старения во всех его аспектах;

2) в обучении профессионалов, способных разрабатывать и выполнять государственные программы в отношении населения пожилого и старческого возраста.

Работа со старыми людьми всегда считалась и считается повсюду одной из самых тяжелых в психологическом плане, недаром так велика текучесть кадров. Не секрет, что в настоящее время большинство сотрудников социальной сферы вынуждены работать со старыми людьми в силу каких-то жизненных обстоятельств; истинное призвание обнаруживается крайне редко.

Для решения первоочередных задач обслуживания старых людей необходимо наличие квалифицированных кадров социальных работников на всех уровнях.

Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025 году ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличивается также и численность лиц старческого возраста (75 лет и старше). Уже сейчас их доля среди людей 60 лет и старше приближается к 25%.

Прогрессирующее постарение населения ставит перед обществом задачу - обеспечить достойную жизнь людям пожилого возраста.

Объект исследования: личностные особенности пожилых людей.

Предмет исследования: влияние возраста на изменение личностных особенностей в пожилом возрасте.

Цель: изучение влияние возраста на изменение личностных особенностей пожилых людей.

Задачи:

1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме;

2. Охарактеризовать старение как социальную проблему;

3. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме влияния возраста на изменение личностных особенностей пожилых людей;

4. Определить различие личностных особенностей людей пожилого возраста и людей зрелого возраста.

Проблема: сохранение пожилыми людьми их личностных особенностей. Гипотеза: Мы предполагаем, что личностные особенности пожилых людей отличаются от личностных особенностей людей зрелого возраста. Методы теоретические: анализ литературы, анализ документации; эмпирические: анкетирование; методы математической обработки данных.

Мы надеемся, что результаты нашего исследования окажут помощь социальным работникам, а также специалистам по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста по сохранению их личностных особенностей.

Раздел I. Влияние возраста пожилых людей на изменение их личностных особенностей

1.1 Старение как социальная проблема

Одна из основополагающих проблем геронтологии состоит в следующем, каким же следует считать процесс старения - нормальным, физиологическим или болезненным, патологическим?

Существующая в современной геронтологии проблема физиологического и патологического старения состоит не столько в выявлении специфических признаков этих процессов, сколько в определении этапов их развития, динамки течения.

Естественное старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим возможностям данной человеческой популяции.

Замедленное старение отличается более медленным, чем у всей популяции, темпом возрастных изменений.

Преждевременное старение характеризуется ранним развитием возрастных изменений или более ярким их проявлением в тот или иной возрастной период.

Мировая наука начала проявлять растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старческом возрасте лишь в последней трети 20 века. Психологи весьма успешно исследуют лишь периоды детства и юношества. При изучении взрослого человека акцент делается на его профессиональном развитии. Время же поздней взрослости

исследовано крайне слабо. Важным фактором становления геронтопсихологии явилось значительное увеличение здоровья стареющих людей в высокоразвитых странах. Перед глазами исследователей предстала огромная группа людей в возрасте от 60 до 100 и более лет. Этот заключительный этап онтогенеза в последнее десятилетие стали называть периодом поздней взрослости. Было предложено выделить в этой группе четыре подгруппы. В них входили люди:

1) от 60 до 69 лет;

2) от 70 до 79 лет;

3) от 80 до 89 лет;

4) от 90 лет и старше.

Зарубежные исследования общественных шаблонов и стереотипов старения свидетельствуют, что в обществе значительное распространение получили представления о людях в их поздние годы как о беспомощных, болезненных существах, неспособных самостоятельно принимать решения, успешно выполнять общественные функции, приносить пользу обществу. На складывающийся в том или ином обществе "имидж" представителей поздней взрослости сильное влияние оказывают господствующие общественные отношения. Так, в высокоразвитых индустриальных странах, где господствуют отношения конкуренции, ставка делается на "молодежные" качества, такие как быстрота, проворство, честолюбие, стремление к победе любой ценой и т.д. Негативный "имидж" старости у многих представителей поздней взрослости вызвал бурный протест.

В отечественной науке проблемам геронтопсихологии уже в 60 - 70-е гг. были посвящены работы Б.Г. Ананьева, М.Д. Александровой, Е.Ф. Рыбалко и др. Анализ психологических работ, а также информации, содержащейся в газетах, передачах по радио и телевидению, позволил раскрыть значительный разброс мнений относительно личности и социальной значимости людей пенсионного возраста, увидеть попытки манипулировать этим мнением в политической борьбе. Психологические исследования выделяют такие особенности стариков, как мудрость, наличие большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодежи. Вместе с тем отмечаются такие негативные характеристики, как ворчливость, консерватизм, критическое отношение к молодым людям, плохое здоровье.

Те или иные социальные стереотипы, проявляющиеся в невербальных и вербальных формах поведения, оказывают значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений многие представители поздней взрослости теряют самое главное - веру в себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины; у них падает мотивация и снижается социальная активность.

Г. Крайг, ссылаясь на многочисленные исследования, пишет о том, что в любом возрасте мнения о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности субъекта. Некоторые пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично потеряют контроль над своей жизнью. И под влиянием исподволь проникших в их сознание мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами жизни. Такой циклический процесс иногда называют выученной беспомощностью. В данном случае он проявляется в том, что некоторые старые люди перестают развиваться как субъекты своей жизни и даже регрессируют в этом качестве.

Между тем качество отношения к себе играет важную роль в успешности и благополучии человека во все периоды его жизни, особенно в поздние годы. Отрицательная модальность субъективного отношения к себе является важным фактором не только психического, но и физического старения человека. В этом контексте, как пишет Н.Ф. Шахматов, Признание себя старым есть важнейший психический фактор старения. Социально-психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тесно связаны с другими, неблагоприятными для их полноценного функционирования, обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно значимых социальных функций. В результате человек лишается своего профессионального будущего, наполненного замыслами, проблемами, планами. Он также оказывается исключенным из системы межличностных, коллегиальных связей, в которую входят представители разных поколений. При этом исчезает из источников информации о многочисленных событиях профессиональной, гражданской и политической жизни. Лишаясь значимых статусов и ролей, ветеран уходит из сферы действия регламентирующих его жизнь требований, задач, предписаний, ожиданий. В результате стареющий человек попадает в уникальную для него по степени сложности и непривычности ситуацию неопределенности. Именно снятие неопределенности становится главной жизненной задачей стареющего человека. Ее устранение требует от личности мобилизации, совершенствования, дальнейшего развития субъективных способностей. Это проявляется в выборе, в соответствии со своими возможностями и желаниями, новых ролей и принятии ответственности за их исполнение, в поддержании и расширении межличностных отношений, в выработке нового образца жизни. Таким образом, снятие неопределенности представляет процесс установления смыслов и значений жизненных ситуаций. Человеку в этом возрасте предстоит стать суеверным источником собственных самооценок, т.е. личностью, способной противостоять социальным ярлыкам.

Кроме вышеупомянутого в этом жизненном периоде трансформируется и система семейных отношений. Появление в семье незанятого на работе человека требует ее социально-психологической перестройки. На "отставника" перекладывается часть домашней работы, возлагается забота о внуках. Таким образом, пожилому человеку предлагаются новые социальные роли, которые он волен принять или отвергнуть. В результате перестройки межличностных отношений часто возникает необходимость определенной коррекции личностных качеств членов семьи.

На первый взгляд может показаться, что проблема снятия неопределенности и построения нового жизненного мира решается гораздо легче при переселении старых людей в дома-интернаты. Жизнь в них регламентирована. Обитатели приютов должны лишь овладеть обязательными правилами общежития. Они могут общаться со своими сверстниками, устанавливать с некоторыми из них дружеские отношения. Однако, согласно исследованиям, проведенным еще в 70-х гг. ХХ столетия, перемещение в интернаты оказалось одним из трех предикаторов скорой смерти пожилых людей. Приюты сильно ограничивают число степеней свободы личности, не стимулируют их социальной активности, не порождают чувства своей нужности. В интернатах отсутствует такой важный фактор продолжения социально-психологического развития старых людей, как интенсивное общение между разными поколениями. В процессе межпоколенного общения и старые люди пересматривают свой жизненный опыт, определяют место того, что было создано ими, в аспекте нового уровня

развития общества. В интернатах же старые люди изолированы от постоянно обновляющегося потока общественной жизни. Они ощущают себя ненужными, их самооценка резко снижается. Исследования показывают, что

обитатели домов-интернатов, характеризуя себя, используют негативные штампы: "старик", "старуха", "пенсионер", "теперь никто", "никчемный балласт для человечества". Это самообесценивание является одним из препятствий для актуализации и совершенствования резервных возможностей стареющего человека.

Последние исследования в области геронтопсихологии дают основания полагать, что развитие и изменение личности происходит на протяжении всей жизни. Сохраняется ее способность быть субъектом своего бытия, устранять ситуацию неопределенности при завершении профессиональной деятельности, создавать новый жизненный мир с изменившейся структурой смыслов и значимостей. Однолинейная модель развития уступает место модели многомерного и разнонаправленного развития личности. Даже на поздних этапах развития социально-психологические "утраты" сочетаются с позитивными новообразованиями. На первый план выступает механизм компенсации. Продолжается развитие интеллекта. Для благополучного старения пожилой человек должен из содержательного многообразия окружающего мира создать оптимальные условия своей жизнедеятельности и развития.

1.2 Теоретические подходы к изучению проблем влияния возраста на изменение личностных особенностей пожилых людей

Возраст - отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и социальном развитии человека [2, с.32].

Возраст человека - период от рождения до того или иного отсчитываемого момента его жизни.

Всемирной организацией здравоохранения выделяются следующие возрастные периоды: новорожденность (1 - 10 дней), грудной возраст (10 дней - 1 год), раннее детство (1 - 3 года), первое детство (4 - 7 лет), второе детство (мужчины 8 - 12 лет, женщины 8 - 11 лет), подростковый возраст (мужчины 13 - 16 лет, женщины 12 - 15 лет), юношеский возраст (мужчины 17 - 21 год, женщины 16 - 20), зрелый возраст 1период (мужчины 22 - 35, женщины 21 - 35), зрелый возраст 2 период (мужчины 36 - 60, женщины 36 - 55), пожилые люди (мужчины 61 - 74, женщины 56 - 74), старческий возраст (74 - 90), долгожители (90 и старше).

Ш. Бюллер выделяет следующие стадии жизни: 0 - 15 лет, 15 - 25 лет, 25 - 45 лет, 45 - 65 лет, 65 лет и старше.

В Российской Федерации лица пенсионного возраста составляют 1\5 всего населения, при этом 3,2 млн. человек - в возрасте 80 лет и старше.

В демографической характеристике имеют значение следующие показатели: демографическая нагрузка и индекс долгожительства.

Демографическая нагрузка - это число лиц пожилого возраста при расчете на 1000 человек населения.

Индекс долгожительства определяется числом долгожителей при расчете на 1000 человек населения в возрасте 60 лет и старше.

Сегодня средняя продолжительность жизни в мире достигла 78 лет. Первое место занимает Япония, где продолжительность жизни составляет 78,3 года. Нарастает численность одиноко живущих пожилых и старых людей, которая превысила 10 млн. человек.

До сих пор не прекращаются споры о том, когда возникает старение организма - вместе с его зарождением, с прекращением роста, с началом климактерического периода и т.д. Спор имеет общебиологическое значение не только для понимания сущности старения, но и для построения тактики и стратегии поиска средств увеличения продолжительности жизни.

Люди стареют в разном темпе. Продолжительность жизни и приспособительные возможности в одном и том же возрасте у разных людей существенно отличаются. Поэтому в геронтологии существует понятие "биологический возраст". Биологический возраст - это мера старения организма, его здоровья, предстоящая продолжительность жизни.

При старении изменения происходят на всех уровнях организации живой материи - молекулярном, субклеточном, клеточном, системном, целостного организма. Закономерные возрастные изменения организма называются гомеорезом. Старение в отдельных органах и тканях наступает в разное время (гетерохронность). Атрофия тимуса у человека начинается в возрасте 13 - 15 лет, половых желез у женщин в 48 - 52 года, а некоторые функции гипофиза сохраняются на высоком уровне до глубокой старости. Выраженность процесса старения неодинакова для разных органов и для разных структур одного и того же органа (гетеротопность). Например, старение пучковой зоны коркового вещества надпочечников выражено меньше, чем клубочковой. Возрастные изменения в разных органах развиваются с разной скоростью. Так, изменения опорно-двигательного аппарата медленно нарастают с возрастом, а сдвиги в ряде структур мозга возникают поздно, но быстро прогрессируют, нарушая его функцию.

Снижение адаптационно - регуляторных возможностей организма происходит поэтапно. На первом этапе - "максимальное напряжение" - мобилизуются процессы витаукта, (процесса, стабилизирующего жизнедеятельность организма), Сохраняя приспособленные в возможном оптимальном диапазоне изменения обмена и функции, несмотря на прогрессирование старости. На втором этапе - "снижение надежности" - несмотря на процессы витаукта, приспособительные возможности снижаются, но сохраняется уровень основного обмена и функции. На третьем этапе изменяются основной обмен и функции. Таким образом, при старении сначала снижается способность адаптироваться к значительным нагрузкам, а затем изменяются уровень обмена и функции даже в покое.

Физиологический процесс старения можно представить себе как процесс нарастающего высыхания тканей организма. Ткани при этом истончаются и лишаются эластичности. Постепенно накапливаются шлаки, которые не могут быть полностью выведены; стягивание тканей приводит к образованию пространств, в которых накапливается омертвевшая ткань. Эти процессы приводят к тому, что все ткани тела теряют эластичность (у детей, например, кости ломаются не так легко, как у пожилых людей), органы тела выполняют свои функции с трудом, их работоспособность падает. Вместе с изменениями во внешнем виде происходит замедление всех физиологических процессов, сопровождающееся большим напряжением сил организма. Требования к сердцу становятся все выше. Из-за этого сердце быстрее устает и с трудом справляется с необычными для него нагрузками. Особенно тяжело переживаются нарушения работы органов чувств.

Важнейшие органы, с помощью которых мы воспринимаем мир, это глаза и уши. Глаза теряют способность фокусироваться на близко расположенных предметах; к тому же сужается поле зрения; это означает, что человек видит меньше из того, что происходит вокруг него. Для слышания, особенно для различения высоких тонов, необходимо чтобы косточки, чтобы косточки органов слуха колебались в такт; когда они теряют эластичность, человек перестает воспринимать высокие тона; различные шумы, например, одновременное звучание многих голосов, теперь различаются и воспринимаются хуже. Эти ограничения не только сужают для пожилого человека возможности восприятия окружающего мира, но и делают его несколько недоверчивым, создавая у него впечатление, будто что-то стоит у него за спиной. Это, с одной стороны, может привести к чувству изоляции и к депрессивному состоянию, а с другой стороны, к тому, что окружающие начинают считать, что пожилой человек "намеренно" не обращает внимания на то, что его окружает. Все эти ограничения большей частью могут быть преодолены при помощи технических средств, например, очков и слуховых аппаратов. Для этого необходимо, чтобы их применение начиналось своевременно и под наблюдением специалистов [5, с.67].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты