Возникновение и деятельность системы социальных детских приютов в Беларуси
p align="left">Многие жертвователи в пользу детских приютов награждены памятными знаками и жетонами Мариинского ведомства, стали почетными членами попечительств детских приютов, количество которых на Беларуси быстро росло. В Минске, к 1912 г. прибавилось еще два новых собственных приюта и общее их количество достигло 7. На город со 100- тысячным населением - это не так уж и мало. К 1913 г. частные средства на содержание заведений закрытого призрения детей в 23 раза превосходили государственные и в 5 раз средства, выделяемые земствами.

Таким образом, несмотря на то, что в деятельности белорусских благотворительных обществ, курируемых ими воспитательных домов и детских приютов, было немало недостатков, слабых сторон, достигнутые результаты в деле призрения сирот представляют как научный, так и практический интерес для современных профессионалов в системе социальной работы с детьми и подростками.

1.2 Деятельность детских социальных приютов в советское время

К началу 20 века сложилась стройная система социальной помощи детям, охватывающая значительный даже по современным меркам процент обездоленных детей и подростков. По идеологическим соображениям этот факт долгое время замалчивался советской исторической наукой. Считалось, что единственный верный путь решения проблем нуждающихся слоев населения лежит лишь в рамках государственной системы социального обеспечения.

Для организации благотворительной помощи нуждающимся детям первоначально в губернских городах, а затем и в большинстве уездов в Беларуси создавались и плодотворно работали многочисленные учреждения общественного призрения. Наиболее быстрый рост их наблюдался в начале 20 века.

Сама жизнь требовала активного участия широкой общественности, в первую очередь людей богатых и влиятельных, в организации социальной помощи детям [16, cтр. 52-53].

К 1914 году на территории Беларуси действовало два специальных заведения для брошенных детей. Один, из которых Минский приют для подкидышей, открытый в 1894 году благотворительным обществом «Милосердие». В других белорусских губерниях брошенными детьми, родителей которых не удалось обнаружить полиции, занимались в основном приказы общественного призрения, а позднее - земства.

По заведенной со времен Екатерины II системе новорожденных детей их матери или родственники могли приносить и отдавать в воспитательные дома инкогнито, через зашторенное окно. С 1890 г. в Российской империи были введены новые правила, предусматривавшие прием подкидышей исключительно через полицию, вместо тайного приема вводился явный с правом для матерей брать ребенка на вскармливание домой с оплатой от воспитательного дома. В 1894 г. эти условия были усовершенствованы.

Введение новых правил было порождено жестокой необходимостью, связанной с переполненностью воспитательных домов и колоссальной смертностью приносимых в них детей. В Минском приюте для подкидышей превышение нормы призреваемых детей составляло 50%.

В первые годы воспитательных домов на Беларуси смертность детей их была хоть и несколько ниже, чем в целом по Российской империи, но временами достигала 50 и более процентов. По свидетельству современников, «скопление большого числа детей в палатах, отсутствие достаточного количества кормилиц, неопытность врачей и воспитателей, прием часто больных и умирающих детей - все это повлекло за собой ужасающую смертность питомцев». [16, cтр. 59].

Решение проблемы стали искать в развитии городского и сельского патронажа. Воспитательные дома, выдержав у себя малюток на искусственном кормлении (кормилицы были редкостью) в течение двух месяцев, передавали их на вскармливание и воспитание в семьи мещан, ремесленников и крестьян за определенную плату. После достижения детьми 3-7 летнего возраста их возвращали в воспитательный дом или (очень редко) усыновляли. Женщинам, хорошо воспитывающим детей, выдавались небольшие награды. Такая практика приобрела широкий размах.

В сочетании с санитарно-профилактическими мерами, предпринятыми благотворительными общественными организациями, органами городского самоуправления, а также земскими врачами и фельдшерицами, удалось несколько снизить смертность детей в воспитательных домах, но все, же ее уровень оставался достаточно высоким. Кроме того, увеличилась смертность детей в деревнях, где от «заносимых болезней и уменьшения питания» умирали и подкидыши, и младенцы кормилиц [16, cтр. 60]. Впрочем, тогда по Российской империи смертность детей от 1 до 5 лет составляла 76% от общей смертности населения.

Определенные сведения о призрении брошенных детей в белорусских губерниях в 1910 году содержатся в таблице 2.

Таблица 2. Попечение над детьми в белорусских губерниях в 1910году

Название губернии

Всего призревалось

Отдано на воспитание частным лицам

Оставалось в приюте

Умерло

% смертности

Виленская (грудное отделение воспитательного дома)

303

201

102

80

26,4

Витебская (Приют благотворительного общества)

165

?

?

110

70,3

Гродненская

162

162

-

17

10,5

Минская (приют общества «Милосердие»)

425

105

25

264

62,0

Могилевская

195

195

-

57

29,2

ИТОГО

1250

668

127

552

41,76

Следует отметить, что на Беларуси в так называемых заведениях закрытого типа, куда относились и приюты, свыше 80% воспитанников, по авторским подсчетам, составляли сироты и полусироты. Большинство из них находились на полном обеспечении, обучались грамоте по программам народных училищ, а также корзиночному и сапожному ремеслам. Свыше 75% детей в этих приютах составляли так называемые приходящие. К ним относили детей, которые состояли на полном или частичном обеспечении приюта, но ночевали у своих родственников или обедневших родителей. В виленских приютах, например, «приходящие проводят время с 8 часов утра и до 7 вечера и получают здесь пищу, а имеющие соответствующий для этого возраст - и обучение» [16, cтр. 63].

Особенностью стали приюты для детей евреев. На Беларуси их было не так много: иудеи больше тяготели к открытым формам призрения, при которых ребенок оставался бы пусть и не в полной, но все же семье. В материальном отношении эти приюты обеспечивались лучше других. В обучении детей-сирот преобладало изучение «еврейского закона», разнообразнее был список осваиваемых ремесел, а главное отмечалось больше организованности и порядка.

На рубеже веков среди постоянных жертвователей для детских приютов из знатных белорусских родов стало больше высокопоставленных чиновников, их жен и просто людей среднего достатка. Образцовым по меркам того времени был Федоровский детский приют княгини Паскевич для малолетних девочек в Гомеле. [17, cтр. 52].

К приютам относили не только благотворительные заведения для сирот и беспризорников, но и ясли, детские сады, интернаты. «Приюты, которые имеют задачей временное призрение малолетних детей, называются яслями», - так определяла Канцелярия Ведомства учреждений императрицы Марии. При этом возраст, при котором детей принимали в ясли или детский сад, не указывался.

С 1910 г. сначала в центральной России, а потом и на Беларуси появляется ряд новых типов приютов. Нечто напоминающее современную детскую деревню можно увидеть в «поселковых приютах», которые стали появляться в «здоровой местности», обычно на окраине или вдали от городов, где строили домики на 15-25 детей. Возле каждого домика - огород сад, птичий двор. Общими для детского поселка были школа и мастерские. В каждом домике - мать семьи (воспитательница), которая и вела основную воспитательную работу [17, cтр. 59].

В период становления социальной работы как современного общественного явления в начале 20 в. на Беларуси выделяются ведущие организационные формы социальной работы с нуждающимися детьми. Особое значение среди них приобретают различные благотворительные общества и благотворительные заведения, формы частной благотворительности, городские и земские органы общественного самоуправления, съезды деятелей по общественному и частному призрению, «детская журналистика».

Передовая общественность выдвигала конкретные требования по снабжению бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. Объединение общественности вне зависимости от политических и иных взглядов и верований для совместных действий на почве благотворения - одна из характерных и примечательных черт того времени.

Несмотря на ряд недостатков, вызванных чаще объективными, чем субъективными причинами, практически при отсутствии реальной помощи со стороны государства в дореволюционный период сформировалось достаточно эффективная, на уровне передовых достижений того времени система социальной работы с детьми в заведениях приютского типа.

По проблеме создания и деятельности на Беларуси благотворительных общественных организаций и заведений социальной помощи нуждающимся детям, воспитательных домов, детских приютов, яслей и т.д. можно сделать следующие краткие выводы:

1. система социальной помощи нуждающимся детям берет начало в славянской духовности и менталитете белорусов, особенностях их жизни и быта, усиленных и оформленных религиозных заповедях христианства.

2. в истории складывания системы благотворительной помощи обездоленным детям весьма значительна роль многочисленных религиозных конфессиональных организаций, в первую очередь православных братств с их школами и приютами, а также представителей магнатских белорусских родов, с их богатыми пожертвованиями на организацию и содержание приютов, других учреждений для детей-сирот и детей из бедных семей.

3. Решающие значение в организации помощи нуждающимся, складывании системы социальной работы с детьми во второй половине 19 - начале 20 века имели благотворительные общества, которые оказывали помощь детям, создавали и содержали воспитательные дома, детские приюты, «ясли», колонии и т.д.

4. Деятельность благотворительных обществ и благотворительных заведений для детей была бы более эффективной при условии активной поддержки ее со стороны государственных органов, централизации и оптимизации всего дела организации и управления социальной работы с детьми [17, cтр. 60-62].

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Детский приют как социальная служба

ПРИЮТ - социальное учреждение для временного проживания детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации. Детские социальные приюты создаются и ликвидируются исполнительными местными и распорядительными органами на основании «Примерного положения о детском социальном приюте».

Цель приюта - оказание социально-педагогической, психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей помощи специалистов. Максимальный срок пребывания детей в приюте - 6 месяцев. Примерная структура приюта: служба первичного приема, отдел диагностики социальной дезадаптации, служба реализации программ социальной реабилитации, отдел социально-правовой помощи. Приют может существовать как самостоятельное учреждение или входить в состав социально-педагогического центра. Структура приюта, являющегося самостоятельным учреждением, не входящим в комплекс приюта, - социально-педагогический центр, может ограничиться двумя структурными подразделениями: служба первичного приема и отдел социальной реабилитации и социально-правовой помощи.

В случае вхождения приюта в состав социально-педагогического центра структурное построение может быть таким: служба первичного приема, служба реализации программ социальной реабилитации. Служба первичного приема детского социального приюта состоит из карантинного отделения с отдельным входом, приемного и гигиенического отделения, помещений для проживания воспитанников. Штат службы - 4 - 10 патронажных сестер, прошедших специальную подготовку при социально-педагогическом центре. В штат карантинного отделения включены воспитатели, помощники воспитателя, медицинский работник. По истечении срока пребывания ребенка в карантинном отделении (1 месяц) и оказание ему соответствующей помощи ребенок отправляется в группу, где с ним работают психолог, социальный педагог, врач, дефектолог и другие специалисты. К концу пребывания ребенка в приюте должны быть определены мероприятия по дальнейшему его устройству (возвращение в семью, интернатное учреждение или др.) [14, стр. 150-151].

Существующие сейчас социальные приюты работают по Типовому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3-18 лет.

Социальные приюты - это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненной проблемы. Их функции обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жесткости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей.

Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежища в приюте до решения его дальнейшей судьбы.

Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствие элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в приют - сексуальное насилие(11%), насилие как над маленькими детьми (1,5 - 5 лет), так и над девочками 13 - 15 лет. 9% детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсутствия родственников, смерти родителей, на время оформления опеки.

Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники(10%), и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки которые вынуждены уйти из семьи.

Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети - круглые сироты (14%), родители - инвалиды (19%) или психически больные.

Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80% детей имеет психоневрологическую патологию, 42% - задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей здоровы.

Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисные состояния ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.

Если малыши с трудом забывают о семье, то подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательность, но убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.

Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психологической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бегунки» оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть некоторыми психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.

Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник, воспитатели.

У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют.

Особенность социального приюта состоит в том, что он осуществляет профилактику социального сиротства, детской преступности и безнадзорности, защиту прав детей, обеспечивает социальную, педагогическую, психологическую и медицинскую реабилитацию несовершеннолетних.

Чтобы работа по оказанию помощи была эффективной, необходимо четко организовать деятельность всех сотрудников приюта. Главная роль в организации этой работы отводится социальному педагогу.

При поступлении ребенка в приют на каждого ребенка заводится «Карта реабилитации воспитанника детского социального приюта», в которой отражается вся работа по реабилитации несовершеннолетнего.

Первый этап в работе с детьми - изучение их документов, беседы с ними, с социальными педагогами школ и детских садов, инспекторами ИДН, т.е. с теми людьми, которые доставляли ребенка в приют. Это могут быть и посторонние взрослые люди, которые решили помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Данные заносятся в карту.

Далее разрабатывается «Программа первичного обследования семьи и ребенка». Ее составляют социальные педагоги, психолог, медицинский работник и заместитель директора СПЦ. Социальный педагог отражает в ней акции и мероприятия по проведению социального расследования.

Он планирует:

· проведение бесед с родителями, родственниками, педагогами учреждений образования, инспекторами ИДН, сотрудниками ПНД, КДН, детской поликлиники и т.д. для получения более точной информации о ребенке и его семье;

· обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;

· составление «Карты сети социальных контактов», «Карты зависимостей», различных анкет, которые дают более полное представление о той ситуации, в которой оказался ребенок;

· наблюдение за ребенком в адаптационный период.

Следующим важным этапом в работе является проведение педагогических консилиумов. Их организацией занимается социальный педагог: он назначает время проведения, приглашает участников, ведет протокол консилиума. Педагогический консилиум, на котором разрабатывается программа реабилитации семьи, родителей, родственников несовершеннолетнего и всех заинтересованных лиц. Специалисты СПЦ пришли к выводу, что первый консилиум необходимо проводить как можно раньше, через 3-5 дней после поступления ребенка в приют.

Выступление всех участников записываются в протокол, после чего идет обсуждение ситуации, разрабатывается программа реабилитации семьи. В ней назначаются задания для всех участников консилиума и сроки выполнения. Данную форму работы с неблагополучными семьями считают очень эффективной, так как присутствие на консилиуме представителей различных служб помогает родителям осознать сложность ситуации, в которой они оказались вместе со своими детьми; перед родителями ставятся конкретные условия и задачи, при выполнении и решении которых они смогут улучшить обстановку в семье и забрать своих детей из приюта.

После десятидневного наблюдения за ребенком в период адаптации проводится педагогический консилиум по составлению программы реабилитации. Социальный педагог приглашает на заседание заместителя директора СПЦ, психолога, медицинского работника, воспитателей, которые наблюдали ребенка в адаптационный период. Специалисты анализируют карту наблюдения за ребенком, оглашают результаты диагностики, после чего разрабатывают индивидуальную программу реабилитации.

Главными направлениями работы социального педагога по социальной реабилитации являются:

1. формирование у воспитанников приюта навыков социального взаимодействия;

2. работа с воспитанниками по профилактике девиантного поведения;

3. формирование умений и навыков действовать, оказавшись в трудной жизненной ситуации;

4. формирование навыков ответственного поведения;

5. работа с воспитанниками и их родителями по восстановлению утраченных контактов с семьей.

Через определенное время проводятся повторные консилиумы, чтобы отследить выполнение программ реабилитации семьи и ребенка. При необходимости в программу вносятся коррективы и изменения.

После выбытия из детского приюта программа по реабилитации несовершеннолетнего продолжается согласно рекомендациям, которые составляют специалисты, работающие с ребенком.

Одним из важнейших направлений работы социального педагога по социальной реабилитации воспитанников приюта является профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, правовое просвещение, которое включает в себя знакомство воспитанников с законодательством Республики Беларусь, в частности регулирования вопросов, затрагивающих интересы детей (Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Конвенцией о правах ребенка) [19, стр. 37-39].

Что интересно, в каждом районе (городе) работой с неблагополучными семьями занимается не менее 50 специалистов. К примеру, в Орше (помимо 19 работников приюта) это 27 социальных педагогов школ, 9,5 штатной единицы городского социально-педагогического центра, 3 - сектора опеки горисполкома, 4 - территориального центра обслуживания населения (всего - 62,5 штатной единицы).

Сегодня в Беларуси действует 140 приютов, на которые ежегодно расходуется более 20 миллиардов рублей из средств местных бюджетов. В среднем на содержание одного приюта государство затрачивает 180 миллионов рублей в год.

Таким образом, детский социальный приют является не только временным «убежищем» для проживания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но и учреждением, которое проводит целый комплекс мероприятий по реабилитации ребенка и его семьи.

2.2 Организация работы социального приюта в составе СПЦ

Преимущество работы приюта в составе социально-педагогических центров очевидно. Основное назначение приютов, как известно, - это реабилитация детей и работа с семьей по возвращению ребенка домой или же поиск и подбор альтернативной семьи. Поэтому работа приюта тесно переплетается с работой сектора по охране детства и социально-педагогических учреждений.

Дети попадают в поле зрения социальных служб задолго до того, как их размещают в приют. И, естественно, органы охраны детства и СПЦ уже работают с этой семьей, связываются с различными организациями, учреждениями образования, сельскими советами и т.д. В этом случае помещение ребенка в приют является продолжением систематической работы с семьей, когда пребывание ребенка в семье становится небезопасным для ребенка или же ситуация в семье (материальные условия, временная недееспособность родителей) требует оказания немедленной помощи семье и детям. Можно выделить следующие преимущества приюта работающего в составе СПЦ:

1. в то время, когда ребенок попадает в приют, семья и ее социальные проблемы уже исследованы социальными педагогами и психологами СПЦ;

2. изучены возможности и ресурсы семьи;

3. известен круг контактных лиц, тех, кто наиболее важен для ребенка (родственники, друзья, учителя), и это способствует более успешной реабилитации;

4. обследованы дети, изучены их индивидуальные особенности, проблемы (в том числе психологические, учебные, проблемы со здоровьем);

5. дети продолжают общаться с уже знакомыми лицами (психологами, социальными педагогами), сохраняются их привязанности, и они более полно получают эмоциональную поддержку;

6. есть возможность для работников приюта в полной мере использовать опыт специалистов СПЦ для работы с семьей, а также изученные ресурсы биологического окружения;

7. есть возможность на более глубоком уровне, совместно со специалистами СПЦ работать с биологической семьей;

8. работа по подбору, обучению замещающей семьи организована специалистами СПЦ, и появляется возможность выбирать обученных кандидатов для приемного ребенка и вместе со специалистами СПЦ грамотно подготовить ребенка для передачи его в приемную семью.

Кроме того, специалисты СПЦ и приюта совместно работают по реабилитации биологической семьи, по восстановлению детско-родительских отношений, по проблемам возвращения ребенка в родную семью, что дает возможность более успешно осуществлять этот процесс.

Таким образом, при организации работы приюта в условиях СПЦ наблюдается системность и преемственность в работе, возможность использовать профессиональный опыт специалистов СПЦ, пользоваться ранее полученными сведениями, источниками рекламы банком данных, опираться на кадровый потенциал СПЦ.

Совместная работа специалистов, совместные методические объединения, возможность профессионального совершенствования и взаимозаменяемость, а также доступ к материальной базе СПЦ и сеть контактов социальных педагогов и психологов делают процесс реабилитации и возвращение детей в семью более организованным и реальным.

В ситуации, когда штатное расписание зависит от условий и финансовых возможностей регионов, в которых они открываются, не всегда имеется возможность вводить достаточное количество специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков) для работы с детьми и семьями. Поэтому использование ресурсов СПЦ снимает проблему нехватки штатных единиц в приютах.

Приют является временным учреждением пребывания ребенка. Изъятие из семьи - это всегда болезненный процесс, и очень важно пребывание ребенка в приюте сделать как можно менее стрессовым. В этой ситуации все имеет значение: помещение и оборудование, обстановка и уют. Важно условия пребывания детей приблизить к домашним. Поэтому значение имеет расселение детей в приюте. Наиболее приемлемыми для психологического комфорта являются двухместные и трехместные комнаты. В условиях небольших приютов (10-15 человек) это сделать несложно. Даже небольшой опыт работы социального приюта в составе СПЦ показывает, что лучшим способом размещения является семейный принцип, т.е. дети, изъятые из одной семьи, размещаются в одной комнате. При этом сохраняются эмоциональные привязанности детей, поддерживаются родственные связи, частично сохраняется первичный мир для детей и ситуация взаимоотношений, менее болезненно ощущается разрыв с домом, дети могут сохранить и поддержать семейный микроклимат (семейный альбом, домашние общие вещи, общие темы для обсуждения).

Наблюдение показывает, что с детьми из одной семьи, живущими вместе легче установить эмоциональный контакт и педагогам приюта. Дети быстрее привыкают к новым условиям жизни, эмоционально-положительно реагируют на окружающих взрослых, чувствуют себя более защищенными и принятыми. Кроме того, находясь рядом, дети поддерживают друг друга в социально-бытовых умениях и навыках, в поведении и в сложных жизненных ситуациях. Важно и то, что педагоги и психологи через взаимоотношения детей могут наблюдать ситуацию в семье, появляется возможность одновременно общаться с детьми, проще организовать встречи и общение с биологическими родственниками. Однако необходимо четко изучить ситуацию взаимоотношений между детьми перед размещением их в приют. В том случае, если между детьми наблюдаются резко отрицательные отношения, негативизм, агрессивность, следует разделить их при расселении.

Большое значение имеет создание собственного личного пространства для каждого ребенка. Поэтому очень важно продумать уголок для каждого ребенка: кровать, тумбочку, личную полочку для одежды, место, где он может повесить фотографии, положить любимые предметы и игрушки, побыть наедине.

Ребенок, изъятый из семьи, как правило, испытывает шок, беспокойство неуверенность в себе, недостаток доверия. Очень часто разделение с родителями вызывает у детей злость, зависть, обиду, возмущение. Такие дети требуют к себе гораздо больше внимания. Их по-новому надо учить верить в свои силы, мыслить, общаться, справляться со стрессом и разочарованием, бороться со страхами и переживаниями, учить строить будущие отношения [18, стр. 82-85].

Таким образом, успешность реабилитации в приюте будет зависеть от многих факторов, в том числе от правильно организованной обстановки, условий проживания, отношения к детям и их семьям, профессионализма сотрудников и системности всей работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение своей работы хочу отметить то, что изучение данной темы было очень интересно и познавательно для меня. Для себя я открыла очень много интересных фактов, ознакомилась со структурой и особенностями деятельности детских социальных приютов в составе социально-педагогических центров, а также проследила эволюцию призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (XVII - н. XXI вв.).

Позитивный опыт, накопленный белорусской общественностью на протяжении многовековой истории благотворения, нуждается в тщательном изучении и творческом использовании в современных условиях для преодоления негативных явлений, связанных с ослаблением ведущей роли государства, в сфере помощи нуждающимся, для организации разумно сбалансированной и эффективной системы социальной работы с детьми, в первую очередь, из многочисленных социально уязвимых слоев населения.

Накопленный опыт в сфере социальной работы и частной благотворительности необходимо использовать в современных условиях, воскрешая из небытия имена и дела наших соотечественников - лучших деятелей благотворения прошлого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенова, Л.И Социальная педагогика в специальном образовании/ Л.И. Аксенова. - М., 2001. - 108с.

2. Андреева, И.Н. Анталогия по истории и теории социальной педагогики. М., 2001 . - 345с.

3. Батяев, В.Ф. Обучение и воспитание сирот белорусскими общественными организациями . //Адукацыя і выхаванне - № 3, 2005. - 26с.

4. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.// Н.Ф.Басов и др. М.,2005. - 278с.

5. Григорьев А.Д. История отечественной социальной работы (X - начало XX в.).// А.Д.Григорьев Мн., 2005. - 212с.

6. Григорьев А.Д. История отечественной социальной работы (с 1917г. по настоящее время).// А.Д.Григорьев Мн., 2005 . - 160с.

7. Григорьев А.Д. Эволюция социальной работы с детьми на беларуси//Сацыяльна-педагагічная работа, №3, 1998. - 125с.

8. Григорьев А.Д. Эволюция социальной работы с детьми на беларуси//Сацыяльна-педагагічная работа, №5, 1998. - 126с.

9. Заинская И.И. Социально-педагогическая работа в детском приюте//Сацыяльна-педагагічная работа, №4, 2005. - 507с.

10. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника.// А.А.Козлов, Т.Б. Иванова Ростов-на-Дону, 2001. - 206с.

11. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты Советы воспитателям и опекунам.// Е.И.Морозова М., 2002. - 55с.

12. Наумчик В.Н., Паздников М.А. Социальная педагогика.// В.Н. Наумчик, М.А. Паздников Мн., 2005. - 115с.

13. Основы социальной работы учебник/Под ред. П.Д.Павленка. М., 1998. - 409с.

14. Основы социальной работы учебник/Под ред. П.Д.Павленка. М., 2001. - 440с.

15. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе// В.М.Сафронова. М., 2002. - 398с.

16. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.// Л.К.Сидорова М., 2004. - 100с.

17. Словарь социального педагога и социального работника. Мн., 2003. - 236с.

18. Социальная работа, теория и организация /Под ред. П.П.Украинец. Мн., 2005 . - 381с.

19. Тесля А.И. Современные образовательные траектории социальной работы//Сацыяльна-педагагічная работа, №1, 2004. - 123с.

20. Фоменок Г.А. организация работы социального приюта в составе СПЦ//Сацыяльна-педагагічная работа, №3, 2003. - 125с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты