"Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…": инвалиды - здоровым людям

"Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…": инвалиды - здоровым людям

Кемеровский Клуб общения "Сибиряне"

ОБЩЕСТВЕННЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "Поддержка инвалидов"

"Сибиряне" - авторы программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса

"Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…"

Инвалиды - здоровым людям

Кемерово - > Кузбасс- > Россия - > ООН

1995 г.-
2010 г.

Социальный проект "Поддержка инвалидов" авторы разработали, прежде всего, для себя (инвалиды оказываются в кризисной ситуации, в которой сейчас находятся практически все, с первого дня наступления инвалидности) и для своих коллег по несчастью (направление "научной организации собственной жизни"). В поддержке инвалидов нуждаются и те, кто пытается вернуть слабым людям веру в собственные силы, и те, кто пытается помогать слабым (детям, в том числе, детям-инвалидам, немощным инвалидам; одиноким пожилым людям), полагая, что всегда всякая помощь - благо. Однако "Сибиряне" считают, что помощь необходимо оказывать, внимательно изучая объем внутренних возможностей человека и степень реализации этих возможностей в обществе. Самостоятельное тестирование, определяющее (в цифрах) соотношение этих двух показателей позволяет разработать индивидуальный план оптимизации качества жизни. Позволяет оказывать помощь человеку в развитии его внутренних возможностей до максимального предела возможностей его организма, не порождая иждивенчества. Самореабилитация полезна, в первую очередь самому человеку. Концепция социального проекта "Поддержка инвалидов", технология и правила социального партнёрства, структура и содержание проекта опубликованы "Сибирянами" в сборнике научных трудов "Вопросы общей и дифференциальной психологии" КемГУ. В проекте пять программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса:т

1). ИНВАЛИДЫ - здоровым людям. 2). "Не бойся светлых слов" - говорим мы себе и друг другу в Гражданском Обществе. 3). "Искусство ЕДИНЕНИЯ" в Гражданском Обществе. 4). "МОЛОДЁЖЬ и К" в Гражданском Обществе. 5). ЖЕНЩИНА в Гражданском Обществе.

© Л.И. Черемных и члены КЛУБА общения "СИБИРЯНЕ"

© Спортивная федерация инвалидов детства (СФИД) ИНВАДРОМ

2010

В гостях у Центров работы с населением Кемеровский КЛУБ общения "СИБИРЯНЕ" Общественный "Методологический Центр "Поддержка инвалидов" директор - В.В. Нифантова (к.м..н.)

"Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…" Инвалиды - здоровым людям

"…Разница между людьми, живущими "волшебной Жизнью", и теми, кто ведёт жизнь обыденную, кроется не в окружающих их обстоятельствах - она заключается в их отношении. Отношение представляет собой кисть для разума, которой мы раскрашиваем свою жизнь. Мы сами выбираем те цвета, которые при этом используем".

Адам Дж. Джексон.

Есть "феномен", что возник лишь в Сибири, Нам его путники как-то открыли:

Шли на охоту - застигла метель.

Видят: избушка. Подпертая дверь.

Дверь отворили. Тихонько вошли.

В печке сухую лучину нашли.

Соль и дрова. И немножко крупы:

Те, кто здесь был, для других не скупы!

…Путники, тоже припасы оставив,

После, сынов на охоту отправив,

Им наказали: не будьте скупыми!

Внуки о том не забыли доныне…

Предков своих не забудем вовек -

Только в Сибири такой человек.

Сибирский "феномен": "Отдай, чтобы взять!" -

Ведь есть же на свете Души БЛАГОдать!

…Мы этот "феномен" развить попытались,

Просим помочь! Вы о том догадались?

Ещё добрым людям сказать нам хотелось

(Но прежде мы просим прощенья за смелость):

"Феномен" сибирский мы МИРУ в наследство,

Как соль и крупу, оставляем как средство

В "волшебную Жизнь" превращать жизнь людей.

Пишите в "Родник", мы вас ждём! Поскорей…

Здоровья и Радости Вам мы желаем,

Быть может, мы Вас очень скоро узнаем?

Детей и родителей нам бы привлечь,

Как много проблем старики скинут с плеч!

Л.И. Черемных (2001 г.).

Собрались однажды за чашкой чая три соседки (одна из них - инвалид детства без обеих ног - невольный узник четырёх стен своей квартиры).

Зажгли они три свечи, какие у них случайно нашлись (две - одинаковой высоты, а третья - короче, но и толще).

Вспомнились тут соседкам слова волшебные, написанные удивительным человеком - Булатом Шалвовичем Окуджавой:

"Давайте говорить друг другу комплименты:

Ведь это всё - Любви прекрасные моменты!

Давайте восклицать - друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться!

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова…

Давайте жить, во всём друг другу потакая,

Там более, что жизнь короткая такая…"

Вот и наши соседки начали говорить друг другу самые ласковые слова, которых в любом языке великое множество.

… Неожиданно для женщин высокие свечи словно протянули свои стеариновые "руки" к низкой свече.

Тогда и наши соседки попытались сомкнуть свои руки в едином рукопожатии. Вот что у них получилось:

Так и сформировался символ Искусства ЕДИНЕНИЯ единомышленников по месту жительства, месту работы/учёбы, по увлечениям или профессиональным интересам партнёров. Физически сильный партнёр (рука сверху), социально активный партнёр (рука справа) и физически слабый партнёр, потерявший веру в свои силы или этих сил не имеющий (одинокий старик или ребёнок, в первую очередь ребёнок-инвалид - рука слева), лишь на основе взаимной притягательности могут помочь друг другу жить лучше. Этот приём положительного воздействия друг на друга можно назвать Ласкотерапией.

Прошло много лет. Вокруг наших соседок начало формироваться пространство взаимной притягательности и взаимопомощи. Это пространство с ноября 1996 г. стало КЛУБОМ общения "СИБИРЯНЕ" г. Кемерово (без прав юридического лица и без фиксированного членства).

Президент КЛУБА - Л.А. Романова (пенсионер - педагог, психолог-валеолог). Пресс-секретарь КЛУБА - Л.И. Черемных (инвалид детства 1 гр., медик, педагог, член Партии "Единая Россия"). Директор общественного "Методологического Центра "Поддержка инвалидов" - В.В. Нифантова (к. м.н. - пенсионер).

Формирование программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса было начато группой активных инвалидов Сибири по инициативе главного врача Омского протезно-ортопедического предприятия В.А. Ишала, (отца инвалида детства) в ноябре 1972 г. в кабинете трудотерапии стационара сложного и первичного протезирования этого предприятия (инструктор трудотерапии - Л.И. Черемных. Она и стала руководителем авторов антикризисных программ).

Именно В.А. Ишал написал удивительные строки, ставшие для авторов вышеназванных программ концепцией всей их дальнейшей научно-практической деятельности:

Слово не простое - "инвалид", Слово жёсткое, жестокое и злое… У кого душа не заболит От судьбы иной, проклятой втрое?

… Рассопливиться слезами не спеши,

Не старайся человека пожалеть,

Ведь иной "калека" Щедростью Души

Может Антарктиду запросто согреть!

Он без ног - идёт!

Уверенно, красиво!

Он без рук такое диво мастерит,

Что иным, "рукастым", явно не под силу!

Нелегко, конечно, научиться,

Не хромая, без ноги ходить…

Но ещё труднее, трижды, - не сломиться,

Научиться, не хромая, - ЖИТЬ!

За 10 лет работы Л.И. Черемных через кабинет трудотерапии прошло свыше 12 500 инвалидов. Из них лишь 1196 человек смогли преодолеть страшную беду, найти своё место в жизни благодаря уникальному опыту самореабилитации.

Инвалиды оказываются в кризисной ситуации (в которой сейчас находятся практически все) с первого дня наступления инвалидности. За 10 лет работы Л.И. Черемных инструктором трудотерапии через кабинет трудотерапии прошло свыше 12 500 инвалидов. Из них лишь 1196 человек смогли преодолеть страшную беду, найти своё место в жизни благодаря уникальному опыту самореабилитации. Затем ещё в городе Омске была сделана попытка применить опыт этих инвалидов к представителям других групп социально незащищённого населения из числа лиц, не имеющих ограничения физических возможностей.

На память приходит притча о двух лягушках, попавших в кринку с молоком. И когда ещё 299 пенсионеров попытались поставить на себе этот уникальный эксперимент, выяснилось, что положительные результаты достигаются только тогда, когда в "кринках" было всё-таки "молоко" достаточно хорошего качества - доброжелательные взаимоотношения окружающих пенсионера или инвалида людей в условиях взаимной притягательности и доверия. В 1982 г. Л.И. Черемных по семейным обстоятельствам переехала жить в г. Кемерово, не прекращая работы над антикризисными программами. Изучив опыт самореабилитации этих 1196 "лягушек" и 299 пенсионеров, авторы программ (286 чел.) отделили частное от общего. И с помощью ученых и специалистов Сибири (более 60 человек) попытались поставить результаты этого эксперимента на самих себе на научную основу. Опубликовав эти результаты в сборниках научных трудов Кемеровской Государственной медицинской Академии и Кемеровского Государственного университета, авторы программ получили достаточное количество положительных рецензий.

Вот реферативный обзор 10-ой, последней публикации авторов программ:

Министерство образования и науки РФ Кемеровский Государственный университет Российский Фонд Фундаментальных исследований "ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА", "Сибиряне": В.Н. Сорокин; Б.В. Шушпанников (инв. III гр.); Л.И. Черемных (инв. I гр.); С.В. Колбасов; П.И. Гузинман; Е.Л. Ланцман (инв. II гр.); Л.А.Романова; Н.Г.Соколова; Т.И. Нохрина; О.В. Чудиновских, Кемерово, 2004

"Как только человек начинает ощущать себя личностью, он обязательно включается в систему подражания - в социальное самообразование. В такой системе мы, сами того не подозревая, находимся всю жизнь. А те, кому мы подражаем, также, иногда не подозревая об этом, становятся нашими "проводниками-кондукторами" в кондуктивно-социальном самообразовании. Этот процесс незаметно влияет на морально-нравственное состояние и человека, и общества.

Вместе с тем выбор ориентиров для подражания может делать только сам человек. Основа этого выбора - стремление чувствовать себя не только полноправным, но и полноценным членом социума. И потому очень важно формирование таких общественных (и производственных) отношений, при которых было бы достаточным количество положительных общеизвестных ориентиров для подражания, с помощью которых внутренние возможности каждой личности раскрываются до максимума, достигая полной её самоактуализации. И в этом суть управления системой социального самообразования.

В природе существует весьма наглядный пример такого сообщества, в котором место одного представителя не может быть занято другим.

Это кедровая шишка, в которой невозможно поменять местами орехи - у каждого своё место. Постоянное ощущение, что ты - единственный в целом мире, что другого такого никогда не было и не будет, внушает невольное уважение человека к самому себе.

При этом обязательно возникает мысль, что необходимо вести такую жизнь, чтобы можно было не потерять к себе уважения.

Этот способ самоактуализации - кондуктивно-персональное самообразование.

Можно ли им управлять?

Безусловно, если ориентиры для подражания понятны, актуальны и привлекательны.

Когда в такое самообразование включаются лица, имеющие ограничение возможностей, связанных со здоровьем (инвалиды), то совершенно неожиданно (и для инвалидов, и для окружающих) их положение в обществе значительно меняется к лучшему".

Мы - "Сибиряне"! Так назвал нас один из научных руководителей нашего необычного коллектива - А.И. Шундулиди - д.т.н., профессор КузГТУ (в то время зам. главы Кемеровской областной администрации), благодаря которому группе кемеровчан (Л.И. Черемных - педагогу, инвалиду детства 1 гр., А.П.Служаевой - врачу, В.В. Нифантовой - канд.м.н.) удалось в ноябре 1995 г. принять участие в конференции Сибирского экологического фонда в г. Новосибирске.

Именно там был сформирован "Методологический Центр поддержки инвалидов" (директор В.В. Нифантова), деятельность которого и позволяет нам сегодня говорить о научной основе программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса в формировании ОБЩЕСТВА для ВСЕХ и для каждого - Гражданского Общества.

Мы продолжили свою работу, получив за эти годы достаточно большое количество положительных рецензий ученых и рецензию Отдела организации и Контроля качества медицинской помощи совместно со специалистами Российского научного центра реабилитации и физиотерапии Минздрава России (в июне 1997 г.).

По предложению А.И. Шундулиди мы назвали часть того, что сделали, "Доктриной" взаимопомощи населения и взаимодействия народа и государства (в составе программ преодоления инвалидами и пенсионерами социального кризиса), гармонично дополняя Всемирную программу действий в отношении инвалидов (Резолюция ООН 32/57 от 3.12.82 г.) и Стандартные Правила обеспечения инвалидам равных возможностей (Резолюция ООН 48/96 от 20.12.93 г.) активностью пенсионеров и самих инвалидов, поставленной на научную основу.

Обучая друг друга "научной организации собственной жизни", "Сибиряне" написали друг для друга "Книги Волшебной Жизни", основываясь на определении Адама Дж. Джексона:

"…Разница между людьми, живущими "волшебной Жизнью", и теми, кто ведёт жизнь обыденную, кроется не в окружающих их обстоятельствах - она заключается в их отношении. Отношение представляет собой кисть для разума, которой мы раскрашиваем свою жизнь. Мы сами выбираем те цвета, которые при этом используем".

Из рецензии Н.А. БАРБАРАШ - доктора м н., профессора, зав кафедрой Кемеровской Государственной медицинской Академии на подготовленные к изданию "Книги волшебной Жизни" В. Сорокина, Л. Черемных, С. Савенкова и П. Малахова.

Сентябрь 2005г.:

""Книги волшебной Жизни" представлены на рецензию как Семейный Путеводитель от взаимопомощи к взаимодействию тех, кто, изменив отношение к себе, ко всем и ко всему, предпочитает быть любимым и здоровым, богатым и счастливым!

Основной их замысел - помочь одиноким, пожилым, больным, инвалидам и социально незащищенным людям, которых в России сегодня, пожалуй, больше половины всего населения. Авторы в образной форме обращаются не только к разуму читателя, но и к его подсознанию - интуиции, воображению, глубоким этажам
"души".

Имея прямое или косвенное отношение к медицине, авторы приводят убедительные современные данные о богатых возможностях организма человека - процессов регенерации, компенсации, психической саморегуляции.

Эти данные удачно проиллюстрированы ссылками на труды известных ученых, выдержками из этих трудов. "Книги" адресованы в принципе каждой семье - мужчинам, женщинам, детям, они формируют у читателя доброе и мудрое сознание "первичности" семейного счастья, его значимости для воспитания и судьбы ребенка.

Основная мысль авторов: ""Если хочешь быть счастливым - будь им!"

Невольно вспоминаются слова В. Кетлинской из её романа "Мужество": "Надо хотеть, надо очень хотеть, и тогда всё сбудется - встреча или счастье".

Девиз "Не бойся светлых слов!" помогает читателю проникнуться добротой и любовью к людям, способствует усвоению изложенных в книгах приёмов саморегуляции - зарядки для души, ума и тела.

В книги включены великолепные авторские стихи, прекрасные иллюстрации. Сказочные образы помогут не только детям, но и взрослым становиться "самому себе волшебником".

Считаю выход в свет этих книг крайне необходимым и своевременным".

Такая рецензия столь известного ученого не могла не вдохновить "Сибирян". Более углубленный поиск научной основы программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса познакомил инвалидов с тремя студенческими дипломами выпускников КемГУКИ 2005г., которые включены (с согласия авторов) в методологическую основу программ:

Ольга Алфёрова: ЭТНОКУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИДЕНТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Елена Трибунская: ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В ПРОЦЕССАХ ИНКУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ "ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ".

Игорь Котельников: СОБОРНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

Благодаря этим дипломам появился первый сборник из пяти "Книг волшебной Жизни" под редакцией Н.А. Барбараш.

Продолжая изучать опыт самореабилитации, достойный подражания, "Сибиряне" обнаружили уникальный пример жительницы города Кемерово - удивительной бабушки, которая все свои силы, всю свою любовь отдала больному внуку.

Бабушке пришлось не только учить внука ползать, ползая рядом с ним (всё тот же пример для подражания). Ей пришлось учить его сидеть, стоять. Для обучения умению ходить она повезла его на мягкие пески, чтобы он не разбивал коленки. Ещё больших трудов стоило ей научить его говорить, соображать, запоминать. Неожиданно для себя бабушка самостоятельно выработала для своего внука кондуктивно-персональный способ лечения задержки психоречевого и интеллектуального развития. Отправив внука учиться в обычную, а не во вспомогательную школу (где он, быть может, не испытывал бы мучений от одноклассников, детскую жестокость которых можно сравнить разве что с "дедовщиной" в армии), бабушка (вместе с внуком) совершила настоящий подвиг.

Чтобы этот подвиг не надо было совершать другим детям-инвалидам и их родителям, эти дети должны повсеместно учиться вместе со здоровыми детьми (движение инклюзивного образования), ибо это один из методов управления морально-нравственным развитием и отдельной личности, и общества в целом. Когда внук приходил из школы, с трудом усвоив то, что говорил учитель (в значительной мере этому мешали пытки одноклассников), бабушка весьма успешно облегчала ему задачу усвоения знаний, вырабатывая у внука определенные рефлексы.

Использование в учебном процессе компьютеров (в рамках программы "Электронная Россия - 2000 г. -2010 г.), установленных на дому у детей-инвалидов, делает этих детей привлекательными для тех одноклассников, которые не имеют такой возможности.

Таким образом, совершенно безболезненно решается проблема организации общения детей-инвалидов с их здоровыми сверстниками, создавая на основе взаимной дополняемости и взаимной привлекательности Группы Социального Партнёрства (такие же, как у взрослых), которые постепенно (когда дети вырастут) будут стирать весьма острую сейчас грань между здоровыми людьми и инвалидами.

Впрочем, метод кондуктивной педагогики применим не только к детям.

2. Кондуктивно-социальная педагогика в лечении и профилактике социальных болезней с участием инвалидов, имеющих положительный опыт самостоятельной социальной адаптированности, достоин подражания со стороны здоровых людей, ибо он определённым образом их стимулирует ("инвалиды могут, неужели я не смогу?").

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты