Цивилизация и социальное развитие

Цивилизация и социальное развитие

24

Люди, осуществляя совместную деятельность, объединятся в различные группы, общности. Взаимодействия людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией. Социология - наука с удивительно неоднозначной репутацией. Она еще не получила всеобщего признания в нашей стране, но к социологическому знанию обращаются часто. Особенно в тех случаях, когда возникает необходимость доказать правильность каких-либо положений или же манипулировать поведением людей для достижения определенной цели.

В обыденном сознании социология ассоциируется с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами, которые редко сбываются. Средства массовой информации с необыкновенной легкостью оперируют данными так называемых «социологических исследований». Ставший в последнее время особенно популярными опросы населения, выясняющие мнения людей по различным вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложной впечатление.

Н самом деле социология - наука серьезная. Даже те, кто изучают социологию в высших учебных заведениях, далеко не всегда могут разглядеть за академической сухостью учебников, сложным языком изложения, облекающим самые простые понятия в псевдонаучную терминологию, живое содержание этой науки, ее направленность на решение актуальных жизненных проблем.

Обращаясь к теме этого реферата, я хотела изучить и предоставить информацию о том, как складываются и влияют на нашу жизнь социальные нормы, связи и отношения, по которым строится и функционирует современное общество.

Работая над рефератом, я ставила перед следующие цели: дать разъяснение понятий и терминов, определяющих социологию как науку; показать роль социологии в жизни общества.

Для достижения целей мною были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по данной теме, дать определение основополагающим понятиям.

2. Показать роль социологии в истории и современном обществе.

3. Сделать выводы по представленному материалу.

Происходящие в последнее время глубокие перемены в российском обществе предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов и их групп. Каждый индивид включен в различные группы и в совей жизнедеятельности зависит от отношения и поведения других людей.

Социальная структура и социальные отношения

Говоря об окружающей среде, мы прежде всего имеем в виду среду социальную, а именно тех людей, среди которых человек вращается, от которых зависит или которые зависят от него, на которых ориентируется или которые ориентируются на него.

Социальная среда- это совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом. Взаимодействие личности и общества - это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способность изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой - воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания.

Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными. Социальные отношения - это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы. Для их полной характеристике обратимся к примерам. Допустим, что вы хотите жениться (выйти замуж). Вы сможете это сделать только в том случае, если установите строго определенные отношения с другим человеком и его близкими родственниками, т. е. такие отношения, которые заставили бы их пожелать того же. Вы хотите иметь хорошую семью. У вас есть все основания для этого, если вы сможете найти верный вариант отношений членами своей семьи. Для того чтобы иметь продвижение по службе, мало быть хорошим специалистом. Необходимо еще уметь построить правильные отношения и с начальником, и со сослуживцами.

Таким образом все, что мы делаем, есть результат социальных отношений, и что бы мы не делали, мы прежде всего строим, воспроизводим эти отношения. Если человек в чем -то преуспел, это означает, что он прежде всего преуспел в умении устанавливать отношения с другими людьми. Социальные отношения - это чисто человеческое изобретение. Животные, например, как справедливо отмечал К. Маркс, вообще ни к чему не относятся. Социальные отношения являются отражением общественных отношений и включает в себя два уровня:

· Социальный уровень: люди относятся друг к другу через посредство различных социальных групп;

· Психологический уровень: это непосредственно межличностные отношения «человек -человек» , «человек - другие люди».

Институты

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского institutum - установление, устройство. Социологи позаимствовали это понятие у правоведов и наделили его новым содержанием. Социальный институт - это прежде всего совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны- это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения и др.), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).

Таким образом, социальный институт - это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальные институты - это мощные инструменты выживания общества, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Для того чтобы существовать, общество должно удовлетворять свои фундаментальные потребности. Для этого в обществе созданы определенные социальные институты:

· Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака)

· Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство)

· Потребность в добывании средств для существования (экономические институты, производство)

· Потребность а передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, включая науку и культуру)

· Потребность в решении духовных проблем (институт религии).

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответственными стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов. Социальные институты имеют явные и латентные функции.

Явные функции ожидаемы, необходимы и легко распознаются. Это прежде всего:

1. функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов. Тем самым обеспечивается устойчивость социальной структуры общества.

2. регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3. интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

4. транслирующая функция состоит в передаче социального опыта новым членам общества, стремление привить им нормы повиновения и лояльности,

5. коммуникативная функция проявляется в распространении необходимой информации как внутри данного института, так и на другие институты.

Латентные функции - это функции, которые осуществляются непреднамеренно, не запланированы заранее, имеют неявную (скрытую) форму. Например, существуют институты, которые не только не выполняют своих функций, но и препятствуют их выполнению. Очевидно, что у такого института существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Заметим, что подобные явления наиболее часто наблюдаются у политических институтов.

Институт семьи

Из всех социальных институтов следует выделить институт семьи. Именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Семья - группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически менялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.

В настоящее время кроме нуклеарной семьи в нашем обществе распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях людей, но и на кровном родстве большого числа ее членов. Это клан родственников с их супругами и детьми. Существуют и так называемые расширенные семьи, состоящие из супружеской пары с детьми и кого-либо из родственников мужа или жены, проживающих в одном домохозяйстве.

Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (экономика, политика, право, духовная культура), семья меняется и развивается прежде всего под влиянием общественно-экономического процесса. В то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью. Выделят специфический цикл семьи. Жизненный цикл - это период от возникновения до прекращения функционирования семьи. В жизни семьи выделяют следующие периоды: 1) до рождения детей, 2) семья в составе супругов и детей, 3) выделение детей в самостоятельную семью, 4) распад семьи вследствие смерти одного или обоих супругов.

Почти во всех обществах начальная стадия возникновения семьи связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги проверяют правильность выбора партнера. Брак - это совокупность социальных норм, которые регулируют создание мужчиной и женщиной семьи, а также систему их взаимных прав и обязанностей.

Для русских, англичан и американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия. Моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии многих обществ практиковалась полигамия, т. е. форма брака, при которой практиковалось более одного партнера в супружестве. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей.

Что делать в тех случаях, когда супруги по разным причинам не могут поддерживать супружеские отношения? Выход - развод, т. е. расторжение брака. Однако обществу не выгодна любая нестабильность института семьи. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод. В нашем обществе с сильным акцентом на индивидуальную любовь при выборе партнера и при приоритете нуклеарной семьи развод, как правило, влечет за собой трагические последствия как для детей, так и для взрослых.

Семья как социальный институт создается для решения определенного круга социально значимых задач, т. е. для выполнения определенных функций. К наиболее важным относятся:

1. репродуктивная функция биологического воспроизводства населения;

2. социально-статусная функция семьи - предоставление члену в качестве наследия некоторых статусов, близких к статусу его семьи, и в ролевой подготовке ребенка к статусам его родителей и родственников;

3. экономическая и хозяйственно-бытовая функции - обеспечение материальных, хозяйственно-бытовых потребностей членов семьи, организации и ведения общего хозяйства;

4. эмоциональная функция - удовлетворение эмоциональных потребностей, таких, в частности, как интимное общение (любовь, забота и т. п.);

5. функция сексуального регулирования - упорядочение естественных сексуальных потребностей;

6. социализация детей - т. е. их подготовка к выполнению необходимых социальных ролей и успешному функционированию в обществе.

В самом общем виде социализация представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация - это очень глубокое и емкое понятие. Она продолжается на протяжении всей жизни человека, включает в себя и социализацию детей, взрослых, пожилых людей. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Все же детская социализация занимает в этом процессе центральное место, поскольку именно здесь закладываются основы личности.

Нации и межнациональные отношения.

Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающимися более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов - это формы совместной жизнедеятельности, формы человеческого общежития.

Социальные общности не создаются людьми сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Одни виды общностей - непосредственно общественным производством, например, производственные коллектив, общественный класс, социально - профессиональная группа. Другие возникают на этнической основе: народности, нации (этнические общности), и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и рядом других факторов. Объективной основой третьих общностей - социально-демографических - вступают естественные демографические факторы: пол, возраст и т.д.

Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость условий, проявить свое отношение к ним. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнение с другими общностями. Осознание этого появилось у родоплеменных обществ первобытно общинного строя. Это осознание присуще и любой народности и наци.

Народность- термин, обозначающий принадлежность к народу или наличие каких - то его качеств. Народ - это большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания. В этническом смысле этим термином называются все исторически сложившиеся типы этнических общностей: племен, народностей, наций. В переводе с греческого этнос (ethnos) означает народ. С начала 50-х годов нашего века народностью стали называть различные виды этноса, находящиеся на стадии развития между племенами и нацией. Таким образом, народность - это этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации.

Другой этнической общностью является нация. Нация (от лат. Nation - народ) - тип этноса, исторически складывающийся и воспроизводящийся на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада и сознания единства и отличия от подобных образований (самосознания). Это определение является господствующим в современной литературе. Однако в настоящее время, определяя нацию, часто делаю упор не на этнические признаки, а на признаки стадиальные и этносоциальные, отличающие нацию от исторически предшествовавшей ей народности. К таким признакам относятся: унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; развитие профессиональной культуры и искусства; формирование классово-социального состава, соответствующего уровню промышленного развития и др.

Национальность - это принадлежность к той или иной нации. Вместе с тем в западноевропейских языках это понятие используется главным образом для обозначения государственной принадлежности людей (подданства), а для обозначения этнической принадлежности нередко применяется выражение «этническая национальность» ( ethnic nationality).

Следует заметить, что не смотря на наличие различных точек зрения, не является разновидностью этнической общности раса. Раса - это исторически сложившаяся группа человечества, характеризующаяся общими наследственными признаками, обусловленными единством происхождения и областью расселения. Современное человечество подразделяют на три основные расы: негроидную, европеоидную и монголоидную. Отличительные признаки рас имеют второстепенное значение. Все расы абсолютно равноценны в биологическом и психологическом отношениях, находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.

На Земле сейчас насчитывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными. В современном мире не изжиты национальные конфликты. На Ближнем Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде, Испании. Обострение национальных отношений произошло в Югославии, где до сих пор идёт вооружённая борьба между народами различных национальностей. Напряжённость в межнациональных отношениях в России - одна из характерных черт кризисно катастрофического состояния общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но и у мирового сообщества.
Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты