Феномен благотворительной деятельности в России
p align="left">Сестры милосердия, среди которых было много женщин и девушек знатного происхождения. Из числа наиболее крупных вкладов в дела благотворительности отметим следующие. 1803 г. граф Шереметьев учредил высочайшего соизволения странноприимный дом в Москве на 100 человек и больницу при нем на 50 человек, затратив на это 2 500 000 руб. Помещик Мценского уезда Орловской губернии Лутовинов в 1806 г. построй больницу с флигелем, аптекой и лабораторией.

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.111 Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.1

I этап -- IX-XVI вв. За этот период Россия прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности

II этап -- начало XVII в до реформы 1861 г. Происходит зарождение государственных форм призрения, предпринимаются попытки в развитии двух типов социальной помощи: в форме учреждения (богадельни, приюты, служебные дома) и в виде пособий, обеспечения земельными наделами и т.д. Осуществляются нововведения в социальной сфере -- основываются «Общество благородных девиц», «Шляхетский кадетский корпус» и т.д.

III этап -- 60-е гг. XIX в. до начала XX в. Характеризуется новыми подходами к разработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная благотворительность меценатство, начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело.

IV этап. Важное место в истории благотворительности отводится периоду с 1917 г. до середины 80-х годов. В это время создавались и совершенствовались различные формы поддержки детей-сирот, женщин, обучения населения грамотности, молодежные организации и т.д.

V этап. Период с конца 80-х годов по настоящее время. Начинается процесс бурного развития благотворительных организаций (фондов, ассоциаций, союзов, объединений). Первые фонды появились в России в конце 1980-х годов. Ими были Детский фонд, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья и ряд др. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности. Так, Детский фонд (см. Российский детский фонд) был создан в 1987 г. Он стал первой независимой общественной организацией со времен революций, оказывающей безвозмездную помощь детям-сиротам и инвалидам. Его деятельность была построена на принципах благотворительности, т.е. сбора пожертвований от населения, предприятий и реализации за счет этого социальных программ. За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направлена на разработку и выполнение целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом. На начало 1996 г. в России было зарегистрировано около 10 тыс. общественных объединений из них более 1,5 тыс. можно отнести к благотворительным.

Как отмечают многие авторы, до XVIII в. благотворительность носила преимущественно частный характер, о ней содержатся лишь отдельные, неупорядоченные сведения. В дореволюционный же период вопросам общественного призрения и благотворительности уделялось гораздо большее внимание, о чем свидетельствуют библиографические издания, называющие многочисленные публикации, относящиеся ко второй половине XIX в. На рубеже XIX-XX веков появляются отдельные работы, посвященные истории развития благотворительности в России, авторы которых в основном едины в выделении основных этапов благотворительного движения, в определении периода буржуазных реформ 60-70-х годов в качестве исторического рубежа, с которого благотворительность в России приобретает общественный характер.

Современные исследователи, обращаясь к состоянию научной разработки проблемы российской благотворительности, называют различное количество -- от 4 тысяч до 11 тысяч -- работ, статей, авторских и статистических сборников, существовавших к 1917 году и принадлежавших перу историков, архивистов, церковнослужителей, чиновников, государственных и общественных деятелей, издателей и др. К рубежу XIX-XX столетий известен уже целый ряд исследователей, избравших историю становления и развития благотворения в России, как в общем, так и по отдельным направлениям, специальным предметом для своих исследований (Бензин В. В., Папков А., Рункевич С. Г., Юшков С. В., Соколовский М. К., Кудрявцев А. Н., Максимов Е. Д.). Более того, эта исследовательская деятельность всемерно поощрялась царствующим домом в виде чинов, орденов и премий.

Важность осмысления истории и опыта благотворения в стране вызвала и появление специализированных журналов, на страницах которых публиковались материалы, освещающие проблемы истории, теории и практики благотворения в стране и за рубежом: «Детская помощь», «Вестник благотворительности», «Трудовая помощь», «Призрение и благотворительность в России».

Феномен российской благотворительности совсем не исследовался в советский период, ибо противоречил идеологическим установкам отечественной историографии. Толковые словари и энциклопедии, если и упоминали такие явления, как благотворительность и филантропия, то давали им оценку с сугубо классовых позиций. Так, словарь иностранных слов трактует филантропию как «одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы».

Этого нельзя сказать о зарубежной историографии. Почти вся научная литература, за небольшим исключением, в 80-е -- начале 90-х годов XX столетия принадлежит американским исследователям. Зарубежные ученые стали первыми в выработке основных приемов и методов исследования истории благотворительности как составной части социальной истории. В частности, можно привести таких исследователей как Берник К. Мэдисон (работа «Социальное обеспечение в Советском Союзе»), Дэвид Л. Рэнсел (исследование социально-политических возможностей для возникновения воспитательных домов в период «просвещенного абсолютизма»), Джозеф Брэдли (статья «Московский работный дом и реформа городского призрения в России»), которые довольно успешно обозначили и разработали ряд частных аспектов истории российской благотворительности.

Заметный вклад в изучение российского общественно-благотворительного движения вносят работы А. Линденмейер. В серии статей автором на основе привлечения обширного теоретического и фактического материала глубоко проработаны такие сюжеты, как благотворительная деятельность городских попечительств о бедных, участие российских женщин в благотворительном движении, эпос благотворительности в царской России.

Уже в наше время, начиная с середины 1980-х гг., после нескольких десятилетий забвения, вновь возродился интерес к истории благотворительности (прежде всего, как бесспорно положительному фактору национального процесса модернизации). В частности, это монография Власова П. В. «Обитель милосердия», где предпринята попытка возродить незаслуженно забытые имена и вновь заговорить о престиже традиций милосердия и благотворительности, научные исследования Нувахова Б. Ш.., который рассматривает благотворительные организации в области медицины, монография Ульяновой Г. Н. «Благотворительность московских предпринимателей 1860-е -- 1914 г.», работа историка П. В. Власова, где описывается история создания и деятельности московских благотворительных учреждений, книга А. Н. Боханова «Коллекционеры и меценаты в России», посвященная представителям промышленных и торговых династий, наиболее известным меценатам и коллекционерам и др.

Завершая краткий обзор историографии, хочется отметить, что в обществе складывается новое понимание целей и задач филантропической деятельности, идет осознание необходимости придания ей более организованного характера, обеспечения рационального взаимодействия государственной, общественной и частной благотворительности, появляются новые формы и направления благотворительной деятельности. Всё это заставляет исследователей вновь, но на более качественном и профессиональном уровне обратиться к истории развития благотворительности в России.

3. Расцвет и феномен меценатства

Расцвет купеческого меценатства в стране пришелся на вторую половину XIX -- начало XX вв. Владельцы крупных промышленных предприятий были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных освоить новейшее оборудование и современные приемы ведения хозяйства. Поэтому они вкладывали средства в развитие образования, в организацию школ, училищ, институтов и даже университетов. Немаловажную роль в развитии меценатства в России сыграло православие. Практически все русские меценаты были купцами-старообрядцами.

Если в европейских странах протестантизм возводил упорный труд, накопление капитала и его дальнейшее вложение в семейный бизнес в разряд богоугодных дел, то в России, напротив, накопительство считалось грехом. Распространена была точка зрения, что богатство человек мог приобрести только украв либо получив от Бога, к которому оно должно вернуться через подаяния и милостыню. Поэтому российские купцы и промышленники старались оправдать свое богатство с помощью меценатства и благотворительности.

Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им -- энтузиастам, собирателям, меценатам. И что характерно: во времена расцвета меценатства никаких государственных программ и планов музейного дела не существовало. Каждый коллекционер был предан своему кругу увлечений; каждый преданный старине и искусству собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен, произведения художников, как умел, их систематизировал, иной раз исследовал и публиковал свои труды. Но последствия этой стихийной деятельности оказались в итоге грандиозными: практически все фонды музеев России до 1917 г. были составлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно подобранных, осмысленных и согретых сердцем русских коллекционеров.

Наиболее известными меценатами России были предприниматели Савва Морозов и Павел Третьяков. При финансовой поддержке Морозова в 1898 г. был создан Московский художественный театр, ныне Московский художественный академический театр имени А. Чехова (МХАТ). Третьяков покупал картины российских художников (Крамского, Перова, Репина, Сурикова, Поленова, Коровина, Шишкина, Серова, Саврасова) и обладал таким авторитетом в культурной среде, что каждая новая его покупка рассматривалась как акт общественного признания автора полотна. В 1892 г., когда собрание Третьякова достигло грандиозных размеров (1903 произведения!), меценат принял решение передать его Москве.

Одним из самых ярких явлений в художественной жизни Москвы было собирание купцом-коммерсантом Сергеем Щукиным своей картинной галереи французской живописи. Щукин часто пропадал в Париже, вывозя оттуда особо ценные картины Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо, Пювиса де Шаванна.

В России немало людей, которые делают огромные деньги и не только не платят при этом налоги, но даже не помогают старикам и детям, а тем более не вкладывают в развитие культуры, медицины и образования.

Чтобы кому-то помогать, нужно иметь не только желание, но и возможности, в том числе финансовые. Чтобы собрать коллекцию картин, любви к живописи недостаточно. Чтобы профинансировать перспективную разработку лекарственного препарата, необязательно сильно болеть, но, как минимум, необходимо глубоко задуматься о подобной перспективе.

Каково состояние мыслей на сей счет современных предпринимателей? Находясь между молотом дурной государственной власти и наковальней враждебной к ним окружающей среды, богатые люди не склонны распространяться на данную тему. Спонсорство -- явление другое, качественно иного плана. Если меценатство -- это безвозмездная и бескорыстная помощь, то спонсорство -- набирающий силу элемент маркетинга. Иначе говоря, спонсор ожидает, что его вклад в искусство вернется многократно преумноженным.

Кстати говоря, у Третьякова, что отражено в каналах истории, тоже было очень трудно вырвать признание, куда же он вкладывал свои капиталы, помимо всем известной галереи его имени. Впрочем, это объяснялось не только личной скромностью предпринимателя, но и таким обстоятельством, как коммерческая тайна. Лишь после его смерти по архивным документам удалось установить его истинный вклад в российскую культуру. То же и с Саввой Морозовым, лишь из завещания которого прояснились масштабы его вложений.

Сегодня известно, что Мстислав Ростропович и Галина Вишневская вкладывают миллионы долларов в российскую медицину, основывают новые и оснащают современным оборудованием старые больницы, поддерживают существование консерваторий. В России ими основано два благотворительных фонда. Памятник современных российских меценатов -- постоянно пополняемый Музей личных коллекций. Названия его отделов говорят сами за себя -- зал Ильи Зильберштейна, зал Святослава Рихтера...

В регионах различные благотворительные фонды и попечительские советы, как правило, возглавляют жены губернаторов. И это оправданно, ведь при скудости бюджетов и общей неготовности социума жертвовать, только фигура, занимающая высокое положение в региональной элите, может поддерживать деятельность этих структур. Лариса Белоброва, супруга нового главы края, будучи сама не чужда миру искусства, уже помогает финансировать некоторые мероприятия. Сергей Дарькин известен давней дружбой с руководителем театра им. М. Горького Ефимом Звеняцким. Не известно достоверно, имеет ли эта дружба материальное выражение сегодня, но несколько лет назад Звеняцкий высказывался о меценатстве так: «Меценатство в России -- блеф, сказка! Ждать помощи от них можно где угодно, но только не в нашей стране».

Заключение

Таким образом, следует отметить, что было бы ошибочным относиться к благотворительности как к одной из многообразных практик, существующих в рамках социальной работы. На сегодняшний день социальная работа и благотворительность -- это самостоятельные виды деятельности, хотя и имеющие много общего. В этом контексте актуальным представляется специальное обсуждение возможных сфер взаимодействия и взаиморазвития благотворительности и социальной работы в практике и теории. В заключение попробуем схематично обозначить формы взаимодействия благотворительности и социальной работы. Благотворительность как форма социальной работы, направленная на непосредственное оказание социальной и материальной помощи нуждающимся через различные благотворительные организации. В этом случае благотворительные организации рассматриваются в качестве одного из возможных мест трудоустройства и профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Безусловно, данная сфера взаимодействия социальной работы и благотворительности не лишена проблем, вот только некоторые из них:

- проблема формирования фонда ресурсов благотворительной организации;

- проблема адресности и адекватности оказываемой помощи;

- проблема качества оказываемой помощи и способов его контроля;

- проблема контроля за расходованием ресурсов, в том числе и финансовых, имеющихся в распоряжении благотворительной организации; и другие.

Благотворительность как дополнительный источник финансирования различных социальных программ реализуемых социальными службами. Среди возможных проблем этой сферы взаимодействия социальной работы и благотворительности можно назвать следующие:

- проблема поиска источников благотворительной помощи;

- проблема адресности и адекватности помощи, оказываемой социальными службами;

- проблема качества помощи, оказываемой социальными службами, и способов его контроля и т.д.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В. Г., Соколов А. Р. Благотворительность в России: Историогр. аспекты проблемы. СПб., 1998.

2. Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.

Фомин Э. А., Чикадзе Е. 3. Благотворительность как социо-культурньм феномен в России. СПб., 1999.

3. Бродский Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в Российском обществе. М., 1999.

4. Большой энциклопедический словарь, 2000 г.

5. Власов П. В. Обитель милосердия: О дореволюционных московских благотворительных учреждениях. М., 1991.

6. Нувахов Б. Ш. История милосердия и благотворительности в отечественной медицине XVIII- начале XX веков. Дисс. на соискание степени д.и.н. М., 1993.

7. Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.

8. Покотилова Т. Е. Теоретико-методологический и историографический аспекты феномена российской благотворительности. Ставрополь, 1998.

9. Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983.

10. Ульянова Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей: 1860-1914 гг. М., 1999.

11. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. N135.

12. Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: Уч. пос. СПб., 1999.

13. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие /Отв. Ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина, - М.: 2002 г. - 427 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты