Финансовые аспекты государственной политики по поддержке материнства и детства
113
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ ВПО «Сибирская академия финансов и банковского дела» (САФБД)
Дипломная работа
Финансовые аспекты государственной политики по поддержке материнства и детства
Выполнил
Л.А. Михайлова
Новосибирск
2010
АННОТАЦИЯ
Данная дипломная работа отражает государственную поддержку граждан, имеющих детей. В работе рассмотрены теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства, характеризующие сущность, виды государственных пособий. Был проведен анализ реализации федеральной, областной и городской целевых программ. Определены проблемы усовершенствования демографической политики в РФ.
- Оглавление
- Введение
- 1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства
- 1.1 Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства
- 1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства
- 1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе
- 2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства
- 2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособий
- 2.2 Анализ государственной финансовой поддержки граждан и семей, имеющих детей
- 2.3 Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ
- 3. Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ
- 3.1 Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг.
- 3.2 Анализ реализации областной программы «Дети Новосибирской области на 2008-2012 годы»
- 3.3 Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 годы
- Заключение
- Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей
- Введение
- В настоящее время Россия находится на третьей фазе демографического перехода. Наблюдается депопуляция. Однако помимо общих причин, объясняемых концепцией демографического перехода, на динамику численности населения в России влияют и другие причины: демографические волны, экономический кризис.
- Экономический кризис и распад СССР вызвали смену миграционных тенденций. Резко снизилась миграция в города, начался отток из северных районов нового освоения. Мигранты с севера расселяются в основном в центральных и южных районах России. Туда же устремляется поток мигрантов из ближнего Зарубежья (в районы границ с республиками Закавказья и Казахстаном).
- Возрастная структура отражает все события демографической истории ныне живущих поколений. Соотношение детей, населения в трудоспособном возрасте и старших возрастов тесно связано с темпами естественного прироста и определяется стадией демографического перехода. В сельской местности на ранних стадиях возрастная структура смещена в сторону более молодых возрастов из-за повышенной, по сравнению с городами, рождаемости. В регионах, завершающих демографический переход, наблюдается старение сельского населения из-за массовой миграции молодежи в города. Материнство и детство являются необходимым условием существования общества, ибо без процесса воспроизводства жизнь общества невозможна вообще. Феномен материнства и детства являлся и является в настоящее время предметом изучения различных общественных наук. Особая роль в изучении материнства и детства принадлежит правовой науке, поскольку она играет важную роль в создании юридического механизма защиты прав матери и ребенка. Ряд федеральных законов, принятых в последнее время, направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, увеличение воспроизводства населения. Однако, эти и другие меры, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране. Она требует проведения целого ряда последовательных комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровнях. В ходе современных административных реформ государственная демографическая политика реализуется различными структурами власти, что ведет к несогласованности действий по вопросам рождаемости, здоровья нации, увеличения продолжительности жизни, вопросам семьи и брака, миграции.
- Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью вышеперечисленных проблем и их влияния на демографическую политику и в целом на государственную социальную политику, а также необходимостью поддержки материнства и детства со стороны властных структур.
- Объектом исследования является политика поддержки материнства и детства как составляющая социальной политики государства.
- Предмет исследования - финансовая поддержка материнства и детства на всех уровнях власти и управления.
- Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
- Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- - дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- - раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;
- - оценить показатели демографической ситуации в РФ, Новосибирской области и г. Новосибирске;
- - рассмотреть финансовый механизм реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства;
- - провести анализ реализации целевых программ, посвященных поддержке детей;
- - выявить общие направления демографической политики России, ее особенности и принципы реализации на региональном и муниципальном уровне.
- Теоретической, методической и информационной базой исследования явились учебные пособия по вопросам организации государственных и муниципальных финансов, Конституция РФ, иные законодательные акты РФ, Трудовой кодекс РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, законодательные и нормативные правовые акты Новосибирской области и г. Новосибирска, публикации периодических изданий, материалы Интернет - сайтов органов власти разных уровней и др.
- При написании дипломной работы использовался ряд методов исследования, среди которых: сравнения, группировка, аналитический метод, методы финансового и статистического анализа, метод горизонтального, вертикального и трендового анализа.
- 1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства
- получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.
Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной политики в данной области в Основном Законе РФ соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.
Безусловным приоритетом в социальной политике является «наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка». Социальная политика и созданная в последние годы нормативно правовая база направлены на способствование повышению статуса семьи, охране здоровья матери, защите прав детей, некоторому улучшению брачно-семейных показателей.
Таким образом, целью социальной политики в отношении семьи, материнства и детства являются:
- улучшение показателей брачности и снижение показателей разводимости семей;
- снижение показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности;
- создание системы семейного устройства детей-сирот, что позволит увеличить показатели передачи детей в семьи;
- сокращение числа безнадзорных детей и семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении.
Основными проблемами положения детей, которые должна решать социальная политика государства, являются:
- ухудшение показателей здоровья детей (физического, психического, социального);
- отсутствие условий для полноценного развития детей в семье (бедность, кризисные отношения в семьях, безнадзорность, социальное сиротство, отсутствие социально значимых ценностей в семьях, снижение уровня общей культуры и неготовность молодежи к семейной жизни);
- отсутствие равных возможностей для выявления и развития детской индивидуальности и одаренности;
- отсутствие системы экстренной помощи детям, оказавшимся в социально-опасном положении.
Проведение социальной политики в отношении семьи, материнства и детства требует расходования бюджетных средств. При этом расходование бюджетных средств осуществляется по следующим направлениям расходов бюджетной системы РФ:
1. Фонд заработной платы женщин в бюджетных отраслях (образование, здравоохранение, культура, наука).
2. Пособия по безработице и другие меры поддержки женщин.
3. Ежемесячные пособия на детей.
4. Пособия по беременности и родам.
5. Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.
6. Пособия при рождении, либо при передаче ребенка на воспитание в семью.
7. Пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности.
8. Средства на детский отдых, оздоровительные лагеря.
9. Пенсии по старости, инвалидности, при потере кормильца (по доли женщин).
10. Пенсии детям - инвалидам.
11. Единовременные денежные выплаты семьям с детьми - инвалидами в связи с монетизацией льгот.
12. Увеличение льгот (вычетов) по налогу на доходы физических лиц на детей.
13. Федеральные, региональные, муниципальные целевые программы: «Дети России»; «Обеспечение молодых семей жильем» и ряд других.
Финансирование мероприятий и программ в рамках социальной политики поддержки детей осуществляется государством из разных источников. Виды и источники бюджетных расходов на детей в РФ представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Бюджетные расходы на детей и источники их покрытия в РФ
Виды расходов | Источники | |
УСЛУГИ и льготы | ||
Образование (детские учреждения, школы, центры, дворцы, клубы) | Все уровни бюджетов | |
Здравоохранение и физкультура (лечение и охрана здоровья детей) | Все уровни бюджетов, Фонд обязательного медицинского страхования | |
Социальное обслуживание детей (интернаты, приюты, питание школьников, льготы на проезд, социальная помощь семьям с детьми и пр.) | Бюджеты территорий | |
Федеральная программа “Дети России” (беспризорность, одаренные дети, дети Севера и пр.) | Федеральный бюджет | |
Организация детского отдыха, оздоровление детей (загородные лагеря и пр.) | Федеральный бюджет, Фонд социального страхования | |
ПОСОБИЯ и пенсии на детей | ||
Ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей | Федеральный бюджет | |
По уходу за больным ребенком | Фонд социального страхования | |
По беременности и родам | Фонд социального страхования | |
По уходу за ребенком до 1,5 лет, на рождение и другие родительские пособия | Фонд социального страхования | |
Пенсии семьям с детьми, потерявшим кормильца, детям - инвалидам | Пенсионный фонд | |
Материнский (семейный) капитал | Пенсионный фонд |
Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод о том, что в финансовом обеспечении государственной социальной политики задействована вся бюджетная система РФ: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детстваВ Конституции РФ закреплено, что «… в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...». Также Конституция РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» Конституция РФ, ст. 7 от 12 декабря 1993 г. . Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.К важнейшим законам, закрепляющим права детей в РФ, относятся: Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ.Страницы: 1, 2