Факторы, влияющие на удовлетворенность браком
ретье место по конфликтности занимают две сферы взаимодействия супружеской диады:

1. Ролевая (удовлетворение ролевых потребностей супругов: матери-отца, мужа-жены, хозяина-хозяйки, мужчины-женщины, главы семьи). Конфликт возникает в результате неоднозначного понимания супругами этих ролей и неоднозначного представления об исполнении каждым партнером той или иной семейной роли. Особенно остро протекает конфликт из-за расхождения представлений о семейном лидерстве.

2. Информационная (информированность о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера). Высокий уровень взаимной информированности супругов является основой формирования доверительных отношений в семье. Нежелание супругов информировать друг друга о своих делах, намерениях, планах порождает подозрительность, взаимное недоверие, эмоциональное напряжение во взаимоотношениях партнеров, снижает уровень удовлетворенности браком, провоцирует возникновение конфликтов.

Таким образом, взаимное удовлетворение брачными партнерами своих основных потребностей, положительный характер межличностных отношений, однозначное понимание семейных ролей, взаимная информированность и совместное проведение семейного досуга могут служить критериями совместимости брачной диады.

Рассмотрим понятие «совместимость», и определим роль, которую она играет в развитии супружеских отношений.

2.2 Супружеская совместимость

В настоящее время нет единого подхода к проблеме психологической совместимости, как не существует однозначной трактовки самого понятия "совместимость", общепринятых критериев и индикаторов совместимости.

В психологических работах дается лишь описательное определение совместимости. Например, определение, данное Ф.Д. Горбовым и М.А. Новиковым: «Совместимость -- это понятие о взаимном соответствии свойств участников группы. В него входят: взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций при операторской деятельности и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений».[28; с.20]

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил Н.Н. Обозову и А.Н. Обозовой (1981) выделить три подхода к исследованию психологической совместимости [28; с.24].

В русле структурного подхода совместимость рассматривается как устойчивая адаптивная структура по подобию и различию партнеров. При анализе эмпирических фактов, полученных различными авторами, отчетливо прослеживается, что те свойства, которые базируются на врожденных особенностях индивида (например, обусловленные свойствами нервной системы, половой принадлежностью) у совместимых партнеров скорее контрастны, чем подобны. Свойства, обусловленные влиянием воспитания, воздействиями социокультурной среды, (например, установки, ценностные ориентации) чаще всего подобны.

Функциональный подход (А.С. Алексеева, 1981; И.Ю. Дундулите, 1981; А.Н. Волкова, 1979 и др.) рассматривает партнеров как носителей определенных функций, носителей социальных ролей. Совместимость в этом случае выступает как согласованность социальных и ролевых ожиданий партнеров [11]. Так как семейная жизнь строится на распределении обязанностей: кто-то должен покупать продукты, готовить обед, забирать детей из детского сада, мыть полы и посуду. В семьях, в которых установки мужа и жены в этом отношении совпадают, наблюдается большая удовлетворенность браком.

Адаптивный подход ориентирован на изучение не совместимости, а ее результатов: позитивных межличностных отношений, эффективного общения. В данном случае речь идет о совместимости как толерантности партнеров. При адаптивном подходе вниманием исследователей пользуются «высшие этажи» личности: Я-образ, установки, ценностные ориентации, мнения, оценки, -- словом, культурный фонд личности. В исследованиях когнитивистского направления зарубежной психологии доказано, что согласование этих характеристик партнеров является источником их совместимости. Так как многие из этих характеристик поддаются коррекции в ходе взаимодействия людей, а также под влиянием целенаправленной работы терапевта, то исследования, в рамках адаптивного подхода к совместимости, имеют большое практическое значение.[28]

Исходя из многоуровневой структуры семейно-брачных отношений, можно говорить лишь о совместимости супругов на каждом из уровней: о совместимости психофизиологической (темперамент эмоциональность, реактивность организма), психологической (характер и другие свойства личности, интеллект и др.), социально-психологической (ценностные ориентации, общность целей и позиций, межличностный статус и т. д.) и социокультурной (социально-экономический статус, профессия, образование).

Лабораторией дифференциальной психологии им. Б.Г. Ананьева НИИКСИ ЛГУ было проведено исследование уровней совместимости в зависимости от стадии развития семьи. Были отобраны пары, подавшие заявление о желании вступить в брак, благополучные и конфликтные семьи, имеющие стаж от 1 года до 3 лет супружеской жизни.[30]

В результате исследования по изучению психологического уровня совместимости выявили:

1) у вступающих в брак существует связь между психологической удовлетворенностью браком и сходством характеров. Подобной связи у состоящих в браке не обнаружено, и поэтому, можно считать, что при создании семьи партнеры более удовлетворены, если они имеют сходство характеров, но в дальнейшем подобное сходство уже теряет свою значимость и не оказывает влияния на психологическую удовлетворенность браком;

2) с накоплением стажа супружеской жизни повышается знание партнеров друг о друге, при этом, чем больше и глубже муж узнает жену, тем сильнее у жены возникает потребность узнать мужа, и наоборот. В конфликтных семьях эта тенденция доходит до своего крайне негативного предела - происходит накопление наблюдений за отрицательными чертами характера партнера, что приводит к использованию их в качестве придирок.

При изучении социально-психологического уровня совместимости -- внутрисемейных ценностей, выявлено что:

1) в конфликтных семьях наблюдается недооценка сексуального общения в браке, происходит падение значимости ценности «внешняя социальная активность»;

2) у только что вступивших в брак ценность «внешняя социальная активность» наиболее значима, давно состоящие в благополучном браке занимают промежуточное положение;

3) ценность «рождения и воспитания детей» оценивается высоко как в конфликтных, так и в благополучных семьях.

Иерархии семейных ценностей мужчин и женщин отличаются. Женщины на первое место по важности ставят ценность «организация досуга» как сферу самореализации и развития личности, а на второе -- «рождение и воспитание детей». Мужчины, наоборот, на первое место поставили ценность «рождение и воспитание детей», а на второе -- «организация досуга».

При исследовании социокультурного уровня были сделаны следующие выводы:

1) в период развития молодой семьи у партнеров происходит значимая переориентация ценностей;

2) у вступающих в брак ценности носят более альтруистический характер, а у состоящих в браке доминируют ценности, носящие более эгоцентрический характер;

3) у вступающих в брак основным компонентом межличностного взаимодействия является аффективный. У состоящих в браке -- поведенческий и когнитивный;

4) у вступающих в брак ценности имеют четкую семейно-бытовую направленность; у состоящих в браке ценности имеют сбалансированную ориентацию на работу и семью, характеризуются половой направленностью.

Данные исследования указывают на то, что совместимость на каждом из уровней имеет свои специфические особенности, в зависимости от того, на какой стадии развития находится семья.

2.3 Этапы развития семейных отношений

В своем развитии супружеская жизнь может претерпевать различные изменения, в том числе и непредвиденные. Но существуют определенные, закономерные изменения, типичные для развития брака во времени.

В период ухаживания и молодоженства происходит переход от романтической любви к реалистическому пониманию брака. Первые два года совместной жизни - это стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. На этой стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций (или ролей) между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей. Каждый период характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. Трудности возникают при переходе от одной стадии к другой, когда супруги не могут сразу перестроиться и сохраняют прежние принципы и поведение, характерное для предыдущей стадии. [4;29;37]

Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия «цикл развития семьи». Этот термин был использован впервые в 1948г. Э. Дювалль и Р. Хилом. В качестве основного признака разграничения стадий, предложенного Дювалль, использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось, что основная функция семьи -- это деторождение и воспитание потомства. [55; с.60]

В последующие годы появилось большое число различных периодизаций [1;29;37] семейного цикла -- психологических, социологических, демографических. Основанием для них служили как различные теоретические соображения, так и результаты эмпирических исследований. Однако ряд работ послужили основанием для того, чтобы многомерное понятие «стадии развития семьи» было заменено таким достаточно простым, как стаж брака и наличие или отсутствие детей в семье, проживающих вместе с родителями. [4]

В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К. Васильевой [1;37], которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:

1) зарождение семьи до рождения ребенка;

2) рождение и воспитание детей;

3) окончание выполнения семьей воспитательных функций;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;

5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

На сегодняшний день полученные данные изменений, происходящих в ходе цикла развития семьи, касаются самых разных сторон семейной жизни, часто противоречивы или несопоставимы, поскольку получены с помощью разных методик и различных схем периодизации цикла. Приведем несколько примеров.

В работе Д. Орснера, автор попытался определить зависимость между характером проведения свободного времени и удовлетворенностью браком в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Факт совместного проведения свободного времени оказался связанным с удовлетворенностью браком при стаже брака от 0 до 5 лет у мужчин и при стаже брака от 18 до 23 лет у женщин. В парах со стажем совместной жизни от 5 до 18 лет оба супруга, предпочитают отдыхать индивидуально. [1]

Целью исследования Дж. Медлинг и М. Мак Кери (1981) было определение связи между удовлетворенностью браком и сходством ценностей у супругов с различным стажем совместной жизни. Ими были выделены три группы респондентов: I - супруги со стажем брака от 1 до 12 лет; II - от 13 до 25 лет и III - 26-50 лет. Полученные ими данные свидетельствуют: сходство ценностей положительно связано с удовлетворенностью браком только у III группы респондентов. [1]

Ряд исследований, проведенных Р. Бладом, Д. Вульфом, Б. Парисом, Е. Лаки (1961), свидетельствует о том, что с увеличением стажа брака удовлетворенность супругов им всё более падает. Но существует и другая точка зрения: X. Фелдман, Гр. Спаниер, К. Кеннон, Б. Роллинс (1975) утверждают, что зависимость удовлетворенности браком от стажа брака носит U-образный характер, т.е. уменьшение величины удовлетворенности на средних стадиях семейного цикла постепенно останавливается, а затем, у супругов со стажем 18-20 лет и более, наблюдается даже некоторый подъем.

Р. Шрам, объясняя причины повышения удовлетворенности браком на более поздних стадиях семейного цикла, предположил, что это связано с такими факторами, как: 1) более активное участие женщин в трудовой деятельности, после того как дети становятся достаточно взрослыми; 2) более широкие возможности проявления себя возникают у родителей после того как дети взрослеют, так как ситуация воспитания детей накладывает довольно жесткие ролевые требования, прежде всего связанные с соблюдением определенной половой роли -- матери или отца.

Большое число исследований, проведенных в основном в США, было посвящено проблеме того, какое влияние на взаимоотношения супругов оказывают дети. Особенно много работ было направлено на выявление тех изменений, которые происходят в межличностных отношениях мужа и жены в связи с появлением первого ребенка. Результаты, полученные относительно удовлетворенности браком, довольно противоречивы.

Многие проведенные исследования [1;29;37] по данной проблематике отмечают, что после рождения ребенка супружеская пара переживает кризис. Он связан с приобретением супругами новой роли и изменением уже сложившихся отношений в паре. Этот кризис тяжелее переживается женщинами, чем мужчинами. Рождение ребенка вызывает в отношениях супругов сдвиг в сторону более традиционных отношений партнеров.

Большая группа работ [1;29;37] была посвящена выявлению того, как влияет уход детей из семьи на удовлетворенность браком. Существует распространенное мнение, что начало самостоятельной жизни детей болезненно отражается на родителях. Эта ситуация даже получила в английском языке особое название «синдром пустых гнезд». Изучению этого феномена был посвящен ряд работ. Н. Глен (1982), сравнивая ответы женщин одного и того же возраста, живущих в момент опроса с детьми, с ответами женщин, чьи дети, отделились от родителей, получил данные, которые свидетельствует о том, что последние больше удовлетворены жизнью в целом, а также считают себя более счастливыми в браке, чем первые.

В исследовании, проведенном позднее Н. Пленом и С. Макланаханом, эти данные были подтверждены и дополнены.

Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, эти авторы сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь, особенно в тех семьях, где женщины работают, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень. [1;47]

Росси, проведя анализ родительской роли, выдвинул ряд причин, по которым эта роль отличается от других социальных ролей:

1) социальные стереотипы, бытующие в обществе, оказывают на женщину давление, как в плане рождения, так и ухода за ребенком;

2) рождение ребенка далеко не всегда происходит в ситуации, когда супруги хотят этого;

3) эта роль принимается раз и навсегда, от нее трудно отказаться; 4) переход к исполнению роли происходит достаточно внезапно.

Косвенным доказательством наличия особых проблем, связанных с ролью родителя, являются данные Дж. Робертсона [1]. Большинство женщин (80%) считают, что быть бабушкой гораздо приятней, чем быть матерью. Эти женщины -- сами бабушки -- говорят о том, что в этой роли они испытывают все удовольствия, которые испытывали, будучи матерями, в тоже время в этой роли нет того бремени ответственности и тех переживаний, которые испытывают матери.

Естественно, что родительская роль кроме множества положительных переживаний доставляет родителям массу хлопот. После появления ребенка, супруги начинают жаловаться на ухудшение качества межличностного общения в семье, -- оно становится реже, поскольку осложнено различными обязанностями, связанными с детьми, что в свою очередь отражается на удовлетворенности браком. Появление ребенка добавляет еще одну социальную роль к тем ролям, которые уже приходится исполнять человеку. Кроме того, рождение ребенка означает перестройку остальных семейных ролей тоже. [1;2;23;37;44]

Дети -- это далеко не единственный фактор, который выдвигается в качестве причины изменений в отношениях супругов и снижения удовлетворенности браком. Период 25-50 лет является временем наиболее активного социального и профессионального функционирования индивида, что само по себе, как указывается многими авторами, может приводить к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, а, следовательно, и к снижению удовлетворенности браком. Для объяснения изменения удовлетворенности браком, можно говорить о взаимосвязи различных причин влияющих на семью.

Подводя итоги, можно сказать, что:

а) в супружеской жизни периодически возникают проблемы и кризисные ситуации, которые имеют определенные закономерности, связанные, прежде всего с рождением и воспитанием детей;

б) удовлетворенность браком прямо и опосредованно зависит от того, в какой мере и степени в супружеской жизни удовлетворяются эмоционально-психические потребности.

Также, удовлетворенность браком во многом зависит от совместимости - это сходство характеров, единство интересов, установок и ценностей, значение, которых наиболее важно в начале супружества. Совместимость же, основанная на умении учитывать интересы другого человека, является реальной гарантией успешного брака.

Кроме рассмотренных выше психологических факторов необходимо отметить, что существуют также и социально-демографические факторы, влияющие на стабильность брака. К ним относятся: жилищные условия (размер и комфортность жилища), семейный бюджет (размер и способ распределения), возраст супругов и разница в возрасте, образование и род занятий супругов, количество и возраст детей. Конечно, можно предположить положительное влияние на брак: хороших материальных условий, примерного равенства возрастов супругов, высшего образования супругов и т.п. Однако влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, так как социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие не прямо, а, преломляясь, через внутренние условия, и компенсируются за счет супружеской совместимости и согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры отношений и т.п.[13]

Глава 3. Ролевые ожидания как фактор удовлетворенности браком

3.1 Традиционные и современные функции семьи

В отечественной психологии понятие функций семьи соотносится с понятиями семейной роли и структуры семьи. Такие авторы, как Васильева Э.К., Харчев А.Г., Мацковский М.С. и др., определяют функции семьи как основное содержание совокупности социальных ролей в семье.[10;48;55]

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.[55;56] Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, насколько партнеры могут обеспечить выполнение всех семейных функций.

Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа.

И.В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха.[55; с.142]

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис отмечают, что семье принадлежат воспитательная, хозяйственно-бытовая и эмоциональная функции, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функция.[99;20с.]

А.Г. Харчев, А.И. Антонов делят функции семьи на специфические и неспецифические.[6;49]

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Можно выделить функции общества по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности).

Следует отметить, что единого перечня основных функций семьи не существует. Обычно разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов исходя из своей концептуальной модели. Приведем основные функции современной семьи. [55;c.131-133]

1) Хозяйственно-экономическая функция семьи. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них. [19;55]

2) Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого.

Мужчина и женщина в браке взаимозависимы как сексуальные партнеры. Удовлетворенность сексуальной жизнью зависит от такта другого партнера. Сексуальные отношения охватывают всю гамму положительных и отрицательных чувств, эмоций. Именно здесь возникает множество ситуаций, когда желания и намерения одного партнера блокируются нежеланием, несогласием другого.

К сожалению, многие супружеские пары стесняются обсуждать свои сексуальные затруднения, что приводит к непониманию, скрытым обидам и разочарованиям. Сексуальная жизнь без взаимных обсуждений крайне затруднена. [19;55]

3) Регенеративная функция (лат.геgеneratio - возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь -- только своему, родному).

4) Образовательно-воспитательная функция (социализация).

Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях, «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». [19;53;55;]

5) Рекреативная функция (лат. геcreatio -- восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Важно, что бы была договоренность между супругами относительно времени, которое они будут проводить вместе, и свободном личном времени.

Каждый из супругов может иметь какое-нибудь увлечение, «хобби», обеспечивающее активный отдых и приносящее удовлетворение. Важно обсудить, как распорядиться свободным временем так, чтобы не ущемить интересы друг друга. Если партнерам не удается прийти к единому мнению относительно совместных развлечений в свободное время, это может стать серьезным конфликтогенным фактором.

6) Коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях - общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение (на улице, в городском транспорте, на работе и т.д.) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни индивид очень часто испытывает дискомфорт от необходимости общения с несимпатичными ему людьми. Домашняя обстановка, где, как правило, мы общаемся с людьми, во-первых, социально и психологически близкими, а во-вторых, где более деликатно, уважительно относятся к нашей личности. Здесь удовлетворяется потребность в желательном общении, в общении с родными, близкими людьми, т.е. потребность в интимном общении, во взаимопонимании и взаимной поддержке. Само собой понятно, что такую функцию может выполнять только здоровая семья. Нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой связи с характером внутрисемейного общения, с тем, какой морально-психологический климат сложился в данной семье.[6;19]

7) Эмоционально - психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т. е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. По мнению А.И. Захарова, именно эти чувства способствуют интимности, доверительности в семейных отношениях, прочности семейного очага. [43;55;56]

Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции - главные. Функции семьи задаются потребностями личности, семьи и реализуются в процессе выполнения ролей членами семьи. Если функции семьи определяют, прежде всего, содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется, в первую очередь, распределением ролей, т.е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения.

3.2 Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии

Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная ее социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений». [32;56]

Впервые интерес к проблематике семейных ролей возрос после выхода в 1955 году книги под редакцией Т. Парсона и Р. Бейлза «Семья, социализация и процесс взаимодействия». Семейные роли Т. Парсон и соавтор делят на инструментальные и экспрессивные.

Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром - это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами. Эта роль связана с задачами, имеющими стратегические цели, и отражает связи между семьей и другими социальными институтами.

Экспрессивная роль проявляется в установлении гармонии и внутреннего эмоционального климата семьи, она в первую очередь связана с заботой о детях и выполнением домашних дел.[22; с. 49]

Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют ее экспрессивную роль; муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится инструментальным партнером. Радикальное изменение этой структуры невозможно. Как бы ни вовлекалась современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль продолжает корениться, прежде всего, во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка дома. Роль же взрослого мужчины коренится, прежде всего, в профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его функции в семье - обеспечение ей соответствующего статуса и средств к существованию. [22;40;46]

Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в зарубежной социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку. В этом случае они называются половыми ролями. Половые роли - это система культурных норм, приписывающих представителям разных полов определенное поведение и личностные качества. Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения половой роли. Рассмотрим эти теории. [21;22;35;51;]

Традиционная психоаналитическая концепция, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. [35;51]

Идентификационная теория половой социализации является теорией саморазвития. Опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями.

Традиционный психоанализ признает, что мужские и женские модели диаметрально противоположны по своим качествам. Для мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность.

Представители теории социального научения считают, что развитие поло-ролевого поведения зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители. Главный принцип научения поло-ролевому поведению - это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания.

Согласно теории когнитивного развития представление ребенка о половых ролях возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. Положительные и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.[5;35]

Представители новой психологии пола считают, что основное значение в формировании половой роли имеют социальные ожидания общества.

С. Бем предложила концепцию психологической андрогинии. Маскулинность отождествляется с активно-творческим, а фемининность - с пассивно-репродуктивным началом. Представления о маскулинности и фемининности полярно противопоставляют мужчин и женщин. Мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически. Женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны, и нежны. Согласно исследованиям С. Бем наиболее приспособленными и успешными в жизни является люди андрогинного типа, имеющие черты того и другого пола. [22;35]

Хотя социальные ожидания и социальные нормы поведения мужчин и женщин в обществе играют важнейшую роль в процессе половой социализации, вместе с тем немалое значение имеют и сама активность индивида, и его личные мотивы, цели, наклонности. Принятие индивидом социальных ценностей - процесс активный, индивид может варьировать роли, уклоняясь от стандарта. [35;с.159-165].

Рассмотрев теории поло-ролевой социализации можно предположить, что психологическими механизмами формирования семейных ролей являются: процесс идентификации, социальные подкрепления, осознание социальной роли и социальные ожидания относительно половых ролей.

Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако такая сложная система семейных ролей не может быть непротиворечивой, так как формирование представлений о семейных ролях происходит в детском возрасте под влиянием среды, в которой ребенок вырос.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты