Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования
p align="left">Технологию оценки потребности населения в социальном обеспечении можно представить в следующем виде:

1) анализ изменения динамики уровня жизни определенной категории граждан либо отдельного человека;

2) определение уровня доходов;

3) анализ соответствия денежных доходов величине прожиточного минимума по Московской области на 2008 год (для трудоспособного населения 5 786 р., для пенсионеров - 3 777 р., на детей - 4 836 р.);

4) принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении социального обеспечения.

Материальное обеспечение соответствующих категорий граждан и членов их семей трудовыми и государственными пенсиями и пособиями осуществляется в форме денежных выплат. Данные пенсии и пособии представляют собой денежный эквивалент необходимых человеку жизненных благ и потребностей. В принципиальном плане получение пенсий и пособий определенными категориями получателей дают им возможность самостоятельно строить свой бюджет в соответствии с необходимыми индивидуальными потребностями. Денежные выплаты преобладают в общих расходах государства на нужды социального обеспечения.[30]

В результате ухудшения соотношения размеров пенсий с заработной платой и прожиточным минимумом упала и реальная покупательная способность пенсий. Основными причинами такого положения дел явились: негативные процессы в экономической жизни общества, отставание законодателя в должном правовом регулировании происходящих изменений в общественных и социально-обеспечительных отношениях. В экономике такие процессы проявились в распределительных отношениях: в динамике денежных доходов и уровне инфляции, в несбалансированности товарного рынка, росте стоимости жизни. В конечном счете, это привело к нарушению обоснованной дифференциации уровня жизни имеющихся социальных групп населения.

Таблица 2.2 Динамика численности пенсионеров, средних размеров пенсии, прожиточного минимума пенсионера и расходов Пенсионного фонда России на выплату пенсий в 2006-2008 годах. [22]

Название показателей

2006 год

2007 год

2008 год

Численность пенсионеров - всего (млн. чел.)

38,5

38,5

38,6

в том числе по старости

29,0

29,6

29,6

Средний размер пенсии (рублей)

2346,0

4999,0

5786,0

в том числе по старости

1423,2

1634,7

1935,0

Прожиточный минимум пенсионера (рублей)

2490,0

3254,0

3777,0

Отношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы (%)

28,0

31,0

30,00

Расходы на выплату государственных пенсий (млрд.рублей)

649,3

769,1

886,6

в том числе на выплату трудовых пенсий

605

718

824,3

Как видно из таблицы, средний размер пенсий дотягивает до величины прожиточного минимума. Однако это происходит только со средним показателем. Минимальный размер пенсии гораздо меньше норматива, а его получает население. На данном фоне сформировалась система привилегированных пенсий, размер которых превышает во много раз, как средний размер пенсий, так и величину прожиточного минимума.

2.3 Технологии социального обеспечения

Процесс реформ привел к существенным изменениям структуры собственности. Эти причины вызвали коренные преобразования в сфере социального обеспечения. В нынешних экономических условиях население подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка либо повышенных расходов при изменении своего материального или социального положения. Основным из форм защиты граждан от социальных рисков выступает государственное социальное обеспечение.

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. Предоставление социального обеспечения - это назначение вида социального обеспечения, изменение его размера, перевод с одного вида на другой. Существуют некоторые требования к предоставлению социального обеспечения: оно должно предоставляться нуждающимся; во-вторых, оно должно осуществляться по заявлению гражданина; в-третьих, при наличие у гражданина права на несколько видов социального обеспечения по различным основаниям ему должен предоставляться каждый вид социального обеспечения по имеющимся основаниям, одинаковые виды должны предоставляться по одному из оснований. [31]

Сложившееся централизованное социальное обеспечение финансируется за счет различных источников (рис.2.1). Созданы государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Для этих фондов установлен страховой принцип их формирования, признана самостоятельность и независимость от федерального, регионального и местного бюджетов. Размеры страховых отчислений и годовой бюджет каждого фонда утверждается законодателем.

Пенсионный фонд РФ - это организация, источниками формирования которого являются: страховые взносы работодателей и граждан, ассигнования из бюджета. Средства предназначены для выплаты государственных пенсий и пособий.[32]

Фонд социального страхования является финансово-кредитным учреждением. Источниками образования Фонда являются: страховые взносы работодателей и граждан, доходы от инвестирования части свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги, ассигнования из бюджета, взносы физических и юридических лиц. Он создан для финансовых выплат различных видов пособий.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для организации медицинской помощи в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Основными источниками образования фонда являются: страховые взносы физических и юридических лиц, бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств.

РФ стала формироваться система негосударственных пенсионных фондов. В настоящее время она охватывает 5,202 млн.чел., число получателей негосударственных пенсий 428тыс.чел. В 2007 году действовали 283 негосударственных пенсионных фонда, которые осуществляли выплаты па сумму 3317,6млн. руб. Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:

1) фонды, пенсионные взносы которых формируются преимущественно предприятиями и организациями работодателями;

2) фонды с преимущественными взносами физических лиц;

3) пенсионные фонды с совместным участием юридических и физических лиц.

К основным методам технологии социального обеспечения относятся:

1) метод ответственного реагирования,

2) методы государственного регулирования (планирование, контроль),

3) метод конструирования и проектирования развития различных направлений деятельности,

4) метод реализации социальных проек-тов, программ, введения социальных инноваций,

5) метод социальной экспер-тизы нормативных решений,

6) метод анализа информации,

7) метод оценки состояния различных объектов.

Рис. 2.1 Технология финансирования и распределения средств на социальное обеспечение

Технология социального обеспечения - это комплексное образование, состоящее из нескольких технологий (рис.2.2). Наиболее общая технология социального обеспечения представлена на рис.2.3.

Рис.2.2 Основные элементы технологии социального обеспечения.

Рис.2.3 Общая технология социального обеспечения

Одной из основных технологий социального обеспечения является технология пенсионного обеспечения. Технология обеспечения граждан пенсиями по Федеральным законам «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ» представлена на рис.2.4. Граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Они могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления непосредственно. При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда проверяет правильность оформления заявления, сличает подлинники, регистрирует заявление, требует документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой. После проверки документов пенсия назначается со дня обращения за ней. Перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения производится без заявления пенсионера, а в сторону увеличения - на основании письменного заявления гражданина.

Рис.2.4 Технология обеспечения граждан пенсиями по Федеральным законам «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ»

Преобразования пенсионной системы страны носят структурный и институциональный характер. Происходит формирование новых пенсионных институтов: базовых пенсий, страховых пенсий и накопительных пенсий. Пенсионная модель -- как сочетание данных институтов -- основывается на принципах и механизмах, сочетающих борьбу с бедностью (базовые пенсии), объединение личных и коллективных усилий по зарабатыванию пенсионных прав с целью частичного замещения заработков (страховая и накопительные пенсии).[34]

При рассмотрении структуры новой пенсионной системы России обращает на себя внимание доминирование в ней института базовых пенсий, на долю которого приходится половина направляемых на пенсионное обеспечение финансовых ресурсов. Базовая пенсия устанавливается в одинаковом для всех пенсионеров размере. По- своему социально-экономическому содержанию она представляет собой социальную помощь (в виде социальной пенсии -- как по размеру, так и по функции социальной защиты), а ее финансовый механизм представляет форму государственного перераспределения (в неоправданно больших размерах) финансовых средств, принадлежащих населению.[22]

Институту страховых пенсий в новой пенсионной системе уделено второстепенное место. Кроме того, его роль в будущем будет снижаться: с 40% в финансовых ресурсах сейчас до 20% через пять лет. В подавляющем большинстве развитых стран этот пенсионный институт играет главную и определяющую роль в пенсионном обеспечении населения. Его сильные стороны (высокий уровень надежности и сохранности финансовых средств, наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения, приемлемый и высокий уровень замещения заработков) позволяют Международной организации труда и Международной ассоциации социального обеспечения рекомендовать его в качестве основного института пенсионного обеспечения.[35]

Важное место в новой пенсионной системе призван занять институт накопительных пенсий, основанный на долгосрочных инвестициях. Сегодня на его долю приходится 10% финансовых ресурсов, а через пять лет -- уже 30 -- 35%.[22]

Состояние пенсионной системы зависит от многих слагаемых: уровня заработной платы, положения на рынке труда, страховой и социальной политики государства. Данная система сталкивается с рядом существенных проблем. Среди них - низкая доля заработной платы и пенсий в ВВП, явно недостаточный для достойной жизни размер пенсии, необходимость выработать оптимальный пакет законов о профессиональных пенсионных системах, а также надёжную законодательную базу, гарантирующую сохранность средств, инвестируемых для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Следующей технологией социального обеспечения является технология обеспечения граждан пособиями. Выделяют множество видов пособий. Технология обеспечения граждан пособиями почти одинакова. Мне бы хотелось рассмотреть технологии обеспечения граждан пособием по безработице и ежемесячным пособием на ребенка. Технология обеспечения граждан пособием по безработице представлена на рис.2.5.

Рис.2.5 Технология обеспечения граждан пособием по безработице

Порядок регистрации безработного гражданина определяется Правительством РФ. Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства не позднее 11 дней со дня предъявления документов. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными.

С 1 января 2005 года на рынке труда изменились правила игры. Законом о «Монетизации льгот» (№122-ФЗ) подвергся радикальным изменениям Закон «О занятости населения в РФ». Предлагаемые изменения направлены на экономию затрат федерального бюджета по обеспечению содействия занятости населения и, самое главное, значительное снижение социальной защищенности работников на рынке труда. Внесены предложения по изменению всей системы финансовой поддержки безработных граждан. Если до принятия закона размер пособия по безработице устанавливался законом о занятости (минимальный-30% от прожиточного минимума, максимальное - не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ), то предлагается ежегодное определение минимального и максимального размера пособия.[36]

Социальная поддержка безработных будет полностью зависеть от располагаемых финансовых ресурсов государства.

В настоящее время все большее внимание привлекает вопрос выплаты ежемесячных пособий на детей. Граждане, имеющие детей, при обращении в органы социальной защиты населения по месту жительства за назначением пособия на ребенка предоставляют сведения о доходах семьи, которые указываются в заявлении. Органами социальной защиты проводится проверка сведений, которые им представлены, и если сведения достоверны, назначается пособие не позднее 10 дней после обращения.

Федеральное финансирование пособий предполагает усиление ответственности органов социальной защиты населения за целевое расходование средств, в частности за строжайшее следование установленным законодательным нормам при назначении и выплате пособий, положениям постановлений Правительства, определяющих порядок назначения и выплаты пособий и порядок учета доходов для определения права на пособие. Еще одна проблема -- полнота учета доходов для определения права на пособие. Здесь выделяется несколько аспектов: во-первых, далеко не везде учитываются доходы от личного подсобного хозяйства, что занижает доходы претендентов на получение пособия, и предоставление пособия в этом случае не оправдано, во-вторых, полнота учета доходов при получении алиментов, ведении индивидуальной трудовой деятельности и прочих аналогичных доходов. С другой стороны, федеральные органы исполнительной власти совместно с аналогичными структурами субъектов Российской Феде-рации должны искать эффективные пути проверки правильности заяв-ленных гражданами доходов, в том числе в случае, когда проблематично получение подтверждающих документов. Сегодня пособие вы-плачивается почти на 18 млн. детей, по сути, это пока единственный опыт крупномасштабного предоставления социальных выплат на адресной основе.[22]

В социальной политике нельзя ставить знак равенства между механизмом выплаты пенсий и пособий, ведь у детей есть родители, которые обязаны их содержать. Но чтобы снять напряжение с самой проблемы, связанной с размером детских пособий, надо увеличить заработную плату родителей, которая бы соответствовала стоимости потребительской корзины на семью, включая детей. При этом условии роль детских пособий в бюджете семьи снизится.[37]

В технологии обеспечения граждан пособиями виден недостаток - несовершенство механизма финансирования выплат из бюджета.

С 1 января 2005 года технология предоставления государством социальных льгот была заменена денежными компенсациями. Замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными компенсациями находятся в центре внимания специалистов.

Реформа технологии льгот проводится в соответствии с концептуальными подходами к разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуп-равления. Реформы социальных обязательств государства основывается на фиксации полномочий и обязанностей всех уровней власти. В этой связи в законодательной базе предусматриваются технологические изменения [38].

1) изменение порядка финансирования и условий реализации мер социальной защиты;

2) разграничение полномочий в социальной сфере между федеральными органами и органа-ми власти субъектов РФ, передача части функций в области обеспечения льгот с федерального на региональный уровень;

3) изменение существующего порядка финансирования оплаты труда работников бюджетной сферы и правовой базы, регулирующей прожиточный минимум.

Технология взаимодействия федеральных органов государственной власти и региональных не отработана до конца. Вопросы выплат ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным по политическим мотивам переданы на региональный уровень. Регионы могут устанавливать формы социальной поддержки по своему усмотрению - либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньги. B силу неодинаковой бюджетной обеспеченности регионов положение льготников в них будет резко различаться. По мнению представителей ряда субъектов Федерации, осуществлять финансовое обеспечение расходных обязательств по социальной поддержке такой категории льготников, как ветеран труда, большинству из них без субвенций центра будет весьма сложно. В соответствии с Федеральным законом граждане, которым социальная поддержка будет оказываться за счет средств федерального бюджета, будут учитываться в системе индивидуального (персонифицированного) учета, ведение которого осуществляет Пенсионный фонд РФ.[39]

К положительным моментам новой системы социальной поддержки можно отнести:

1) денежное обеспечение действующих льгот;

2) улучшение сбалансированности бюджетов всех уровней путем отмены (реструктуризации) расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.

К отрицательным:

1) отсутствие у большинства субъектов Федерации финансовых ресурсов на обеспечение передаваемых на их уровень льгот;

2) понижение уровня социальной защиты ряда категорий населения;

3) понижение уровня правового регулирования вопросов, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты