технологии системного подхода, основывающиеся на положении о единстве всех элементов семьи как системы и необходимости работы со всеми членами семьи для решения проблем одного из членов семьи.
В отделении дневного пребывания подростков осуществляется социальная реабилитация подростков из семей с социально уязвимой позицией (неполные, конфликтные, асоциальные, многодетные), работа с родителями или лицами, их заменяющими. Специалистами разработаны методика семейной диагностики, позволяющая выявить причины имеющихся проблем с учетом внутрисемейных факторов и, соответственно, организовать воздействие не только на ребенка, но и на его родителей, ближайшее социальное окружение и методика мотивации родителей на активную совместную деятельность;
технологии комплексного подхода, основывающиеся на практике, показывающей, что помимо заявленной или актуализируемой клиентом в момент обращения проблемы существует целый ряд других, без решения которых невозможно обеспечить эффективность работы в целом.
В стационарном отделении центра реализуется программа комплексной реабилитации несовершеннолетних, включающая социально-медицинское, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое направления.
В настоящее время Областным центром социальной помощи семье и детям, являющимся базовым экспериментальным учреждением Мин.здравоохранения и социального развития России, проводится внедрение отдельных элементов социальных технологий работы с различными категориями населения. В текущем 2006 году планируется закончить апробацию и распространить для внедрения в практику социальных учреждений области следующие технологии:
технология работы с неполной семьей;
технология работы с многодетной семьей;
технология работы с семьей с различными видами домашнего насилия;
технология работы с семьей с нарушением детско-родительских отношений;
технологии работы на микроучастке.
С целью развития технологий наставничества в 2005 году специалистами центра разработано Положение о супервизии, которым регламентируется организация и проведение различных форм супервизии специалистов, их периодичность. Супервизорская деятельность получает развитие для дальнейшего распространения в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в Самарской области.
В настоящее время в Самарской области складывается следующая система разработки и внедрения инновационных технологий социальной работы:
· имеется четыре базовых учреждения социального обслуживания (по работе с семьей и детьми; по работе с несовершеннолетними; по работе с детьми-инвалидами; по работе с пожилыми людьми), каждое из которых осуществляет методическое сопровождение деятельности территориальных учреждений по профилю своей работы;
· базовое учреждение разрабатывает технологии работы с определенной категорией или по определенной проблематике, апробирует ее на своей базе с целью определения эффективности, при необходимости внести коррективы;
· базовое учреждение предлагает технологию для внедрения в территориальном учреждении, осуществляет контроль соблюдением технологических условий, отслеживает эффективность;
· базовое учреждение после подтверждения эффективности предложенной технологии решает вопрос о рекомендации к широкому внедрению в территориальных учреждениях по профилю работы.
Перечислены технологии работы двух центров социальной помощи семье и детям, являющихся базовыми экспериментальными учреждениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Практически в каждом из 512 центров социальной помощи семье и детям, действующих в системе социальной защиты населения, имеется набор социальных технологий, разрабатываемых и используемых для решения тех проблем, которые актуальны именно для сферы деятельности конкретного учреждения с учетом специфики категорий населения, нуждающихся в разных видах социальных услуг[14].
Предмет особой заботы - ситуация детей, оставшихся без попечения родителей.
За годы существования в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по мере накопления опыта приоритетным направлением деятельности остаются вопросы реабилитации и содействия жизнеустройству воспитанников.
Способы реализации этих функций учреждений не статичны, они изменяются в соответствии с новыми условиями, появлением новых технологий и форм социального обслуживания несовершеннолетних[12].
Новой формой социального обслуживания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, стало создание в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, групп длительного пребывания детей.
Это дает возможность не просто продлить срок пребывания в них ребенка, но и предоставить необходимые условия для социализации, главная цель которой - вступление в полноценную самостоятельную жизнь. Группы длительного пребывания представляют собой постреабелитационный этап по включению воспитанника во все сферы жизнеобеспечения, переход к самостоятельному образу жизни под мягким патронажем специалистов.
Одним из основных направлением деятельности учреждений по решению проблемы семейного жизнеустройства воспитанников учреждений является сохранение для ребенка кровной семьи. Возвращение в кровную семью отвечает острой потребности самого ребенка жить в окружении близких, родных людей. По данным Мин.здравоохранения и социального развития России, на 1 января 2005 года 69,9 процентов воспитанников специализированных учреждений воссоединились с родителями[2].
Однако повторные обращения детей в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, говорят о случаях поспешности возвращения ребенка родителям, неадекватной оценке изменений в семье, просчетов в патронаже, слабой помощи специализированному учреждению со стороны других структур.
Традиционные формы замещающей семьи - усыновление или опека - не в состоянии помочь всем нуждающимся детям. Набирает силу приемная семья, но и она не может решить проблему семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, полностью.
Все большее значение в работе учреждений по восстановлению социального статуса воспитанников приобретает такая социальная технология, как организация семейных воспитательных групп. Эта специфическая социальная технология и новая форма социальной услуги детям и гражданам, желающим воспитывать чужого ребенка.
Семейная воспитательная группа не является формой семейного устройства ребенка. Его опекуном по-прежнему остается государство. Но пребывание ребенка в данной группе приобщает его к семейному воспитанию, что крайне важно для восстановления его социального статуса[18].
Семейная воспитательная группа органично совмещает:
· интерес ребенка - жить и воспитываться в семье, получить право на персональную любовь и заботу;
· интерес воспитателя - реализовать потребность растить дитя, избранное по обоюдному желанию, и получить рабочее место без отрыва от дома;
· интерес учреждения - решение проблемы компенсации семейного влияния на воспитанника, а в лучшем случае - закрепление его в семье воспитателя надолго.
Семейная воспитательная группа - гибкая и динамичная форма социального обслуживания ребенка - становится для него семейным домом в разных ситуациях (единственный родитель помещен в больницу, находится в местах заключения, но не теряет связь с ребенком; с кровной семьей специалисты учреждения ведут разностороннюю работу по выводу ее из кризисной ситуации, но для этого требуется время; для ребенка найден потенциальный усыновитель, но процесс оформления длителен, а ребенка нужно готовить к этому событию, к жизни в новых условиях, и семейная группа может взять на себя эту функцию).
Семейная воспитательная группа “привязана” к специализированному учреждению. Наличие специалистов разного профиля, знакомых с проблемами воспитанников, контакты с ними будущего воспитателя дают возможность принять взвешенное решение, обоснованно осуществить выбор детей, принимаемых семьей, подготовиться к новой роли, получать разностороннюю систематическую или экстренную социальную, педагогическую, психологическую помощь. Особый смысл имеет и сохранение контактов детей со специализированным учреждением.
Возникновение первых семейных групп в “Воспитательном доме” (Санкт-Петербург) относится к 1993 году. Сейчас органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований открывают их в разных регионах Российской Федерации. В 1999 году таких регионов насчитывалось 16, к концу 2000 года их было 24, в 2002 году - около 40[21].
Процесс адаптации ребенка в семейной группе осуществляется не без проблем. Однако уже можно говорить о том, что эта форма семейного воспитания дает разносторонний социальный эффект. В подавляющем большинстве семейных групп наблюдается положительная динамика в состоянии здоровья, развития и социальной адаптации детей.
Выявляется отчетливая тенденция к изменению социального статуса семейных воспитательных групп и их воспитанников, В отдельных территориях отмечается высокий процент закрепления детей в семьях воспитателей.
Таким образом, на практике семейная воспитательная группа становится переходной ступенью к опеке, усыновлению или приемной семье. Благодаря переходу детей в семейные группы улучшается размещение воспитанников в приютах, расширяется их жизненное пространство, создаются более благоприятные условия их социальной реабилитации.
Организация семейных групп создает дополнительные рабочие места для граждан, что в условиях падения жизненного уровня населения, возросшей безработицы также немаловажно[12].
Есть и экономический эффект. Данные из разных территорий убедительно свидетельствуют, что содержание ребенка в семейной группе обходится государству в 2 раза дешевле, чем в социальном приюте.
Развивающейся формой предоставления долговременной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стал социальный патронаж семей как инициируемая и специально создаваемая учреждением система взаимоотношений с семьей на основе ее долгосрочного обслуживания и предоставления комплекса услуг. В последнее время социальный патронаж получает все большее признание и распространение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа, произведенного в курсовой работе можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям из неблагополучных семей:
1. Оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и в условиях семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье.
2. Использование «командного подхода», который предполагает профессиональный, системный подход к социальной работе с семьей в целом, что весьма эффективно.
3. Широкое распространение в последнее время получило использование концепции «самопомощи» при работе с этой категорией людей.
4. Многочисленные исследования содействуют все более широкому использованию индивидуальных реабилитационно - коррекционных программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это будет содействовать более эффективному оказанию помощи.
5. Система социализации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.
6. Особое значение, по моему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении детей из неблагополучных семей. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания.
7. Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в семье.
Необходимо отметить, что распоряжением Губернатора области от 24 августа 2005 года № 592-р предусмотрена разработка областной целевой программы на 2006-2010 годы «Социальная поддержка детей из неблагополучных семей» для обеспечения комплексной защиты прав лиц данной категории. Программа должна предусматривать мероприятия: по предупреждению социального сиротства; создание условий для оказания комплексной (социальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической) помощи и поддержки малоимущим семьям, например, в виде создания центров помощи семье; внедрение и развитие различных форм семейного устройства и воспитания детей (приемная, патронатная семья, семейно-воспитательная группа и др.); создание условий для повышения квалификации психолого-педагогических кадров, социальных работников и другие мероприятия.
Гипотеза, поставленная в начале работы несомненно подтвердилась. Идет не только формирование работы с детьми, но и практическое применение новых технологий помощи, что говорит о прорыве в области социальной защиты.
Кроме того, очень важным направлением работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации, что отмечали и участники «круглого стола» о демографической ситуации в области, который проводился 19 апреля 2005 года. Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях решения проблем семьи; оказывается помощь лицам, родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.
В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей из неблагополучных семей, требуют целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их Семейном кодексе.
Список используемой литературы:
1. Конституция РФ, М.: «Юридическая литература», 1995.
2. Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», № 120 - ст.1299.
4. Указ Президента РФ от 1 июня 1992г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»
5. Указ президента РФ от 14 сентября 1995г. «Об направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Россйиской Федерации до 2000г.» (Национальный план действий в интересах детей).
6. Указ Президента РФ от 14 мая 1996г. «Об основных направлениях государственной семейной политики».
7. Постановление Правительства О федеральных целевых, программах по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 годы» (СЗРФ-2000 3стр. 2563).
8. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г.
9. Павленюк ПД «Технология социальной работы» - М.: 2002г.
10. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям / под ред. Е.И. Холостовой - М., 1997г.
11. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования - М. 1995г.
12. Антонов, Медков «Микросоциология семьи», М.: 1998г.
13. «Социальная работа» под ред. В.И. Курбатова, Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 480с.
14. М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова «Теория социальной работы», М.: Владос, 2001- 438с.
15. Ю. Азаров «Семейная педагогика», М.: 1993.
16. И.Ф. Дементьева «Негативные факторы воспитания детей в неполной семье» Жур. Социс № 11, 2001.
17. А.В. Артюхов «Государственная семейная политика и ее особенности в России» Жур. Социс № 7, 2002.
18. Е. А. Холостова «Теория и практика социальной работы. - М.: Инфра-М, 2002г.
19. «Технология социальной работы» / под ред. Е.И. Холостовой - М.: Инфра 1998г.
20. «Основы социальной работы» / под ред. П.Д. Павленюк - М.: Инфра, 1998г.
21. «Основы социальной работы» / под ред Е.В. Ханжина - М: академия, 2001 -144с.
22. Сатир В. «Как построить себя и свою семью» - М.: Педагогика - Пресс, 1992 - 192с.
23. Фирсов М.В. «История социальной работы в России» - М.: Владос, 1999г.
24. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. «Организация работы органов социальной защиты» М.: 2001г.
25. П.Д. Павленок «Введение в профессию: Социальная работа» - М.: 1998г.
26. Н. Пивоварова «Комплексная помощь семьям с детьми» Журнал: Социальная работа, № 3, 2003г.
27. В. Игнатьев «Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе» Журнал: Социальная работа, № 1, 2002г.
Приложение
План
действий по улучшению положения детей в Российской Федерации
на 2005-2006 годы
утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации
№ | Основные исполнители | Срок исполнения | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Улучшение экономических условий жизнедеятельности детей
1. | Подготовка предложений о повышении размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей 2 | Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минюст России, Фонд социального страхования Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 2005-2006 годы | |
2. | Подготовка нормативных правовых документов, обеспечивающих совершенствование правового регулирования отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Фонд социального страхования Российской Федерации | 2005-2006 годы | |
3. | Организация отдыха, оздоровления и занятости детей (до 11 млн. детей в возрасте до 18 лет ежегодно) | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Роспотребнадзор, Росздрав, Фонд социального страхования Российской Федерации, ФНПР, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления | 2005-2006 годы |
II. Охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей
4. | Принятие Концепции государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минюст России, РАМН, РАО, Росспорт, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 2005 год | |
5. | Подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в части охраны здоровья детей в соответствии с Концепцией государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации | Минздравсоцразвития России | 2005-2006 годы | |
6. | Усиление правового регулирования по вопросам охраны здоровья детей путем внесения изменений и дополнений в: Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан; Трудовой кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минюст России, РАМН, РАО, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 2005-2006 годы | |
7. | Разработка и внедрение стандартов медицинской помощи женщинам и детям на амбулаторно-поликлиническом и стационарном этапах, клинических протоколов лечения женщин и детей с различными заболеваниями, в том числе с ВИЧ-инфекцией, СПИДом | Минздравсоцразвития России | 2005 год | |
8. | Профилактика детской инвалидности, совершенствование комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов | Минздравсоцразвития России, РАМН | 2005 год | |
9. | Разработка и внедрение , эф моделей образовательных разных типов, содействующих здоровью детей, в том числе детей с заболеваниями органов зрения, нарушением осанки | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, РАМН, РАО | 2005-2006 годы |
III. Обеспечение качественного образования и воспитания детей
10. | Принятие государственной программы воспитания детей до 2010 года | Минобрнауки России, Минкультуры России, Минздравсоцразвития России, МВД России, Минобороны России | Декабрь 2006 г. | |
11. | Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования и развития системы дополнительного образования детей путем: подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении программы развития дополнительного образования; внесение изменений в Федеральный закон «Об основных принципах местного самоуправления; подготовки проекта федерального закона «О дополнительном образовании» | Минобрнауки России, Минкультуры России, Минздравсоцразвития России, Минтранс России | Декабрь 2005 г. Декабрь 2005 г. Декабрь 2006 г. | |
12. | Развитие законодательства о государственной политике в сфере воспитания | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минкультуры России, МВД России | декабрь 2005 год | |
13. | Выработка государственной политики в области образования и охраны прав детей с ограниченными возможностями здоровья, их обучения, воспитания, коррекции, социально-педагогической поддержки и реабилитации | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России | март 2006 год | |
14. | Развитие сети физкультурно - оздоровительных и спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ для работы с детьми и подростками по месту жительства и учебы | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Росспорт, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | Весь период | |
15. | Организация и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий для детей и подростков | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Росспорт, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | Весь период | |
16. | Разработка и внедрение программ и учебно-методических комплексов по организации физкультурно-оздоровительной работы среди детей в учреждениях всех типов | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Росспорт, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | Весь период |
IV. Повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах
17. | Разработка и внедрение методических рекомендаций для организации работы стационарных учреждений социального обслуживания для детей-инвалидов | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Росздрав, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | Весь период | |
18. | Апробирование и внедрение образовательных программ для умственно отсталых детей на базе стационарных учреждений для детей-инвалидов | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Федеральное агентство по образованию, Росздрав, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | Весь период | |
19. | Апробирование и внедрение новейших реабилитационных технологий на базе реабилитационных и стационарных учреждений для детей-инвалидов | Минздравсоцразвития России, Росздрав, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | Весь период | |
20. | Создание и развитие электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Минздравсоцразвития России, Росздрав, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | Весь период | |
21. | Разработка и внедрение инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации56 | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 2005-2006 годы | |
22. | Разработка и внедрение программ индивидуального комплексного сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Росздрав, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 2005-2006 годы | |
23. | Расширение профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, МВД России Росздрав, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 2005-2006 годы | |
24. | Осуществление всероссийских комплексных оперативно-профилактических операций под условным наименованием «Лето - детям» | МВД России | Весь период | |
25. | Разработка законодательной базы реформирования системы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и мер по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России | апрель 2005 год | |
26. | Разработка мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа | Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, МВД России, Минэкономразвития России, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | январь 2005 год |
V. Механизмы реализации
27. | Создание нормативной базы для обеспечения функционирования института уполномоченного по правам ребенка | Минздравсоцразвития России | 2005-2006 годы | |
28. | Содействие развитию сети региональных уполномоченных по правам ребенка: создание нормативной базы для обеспечения функционирования уполномоченных по правам ребенка; поддержка создания ассоциации региональных уполномоченных по правам ребенка; проведение Всероссийской конференции по вопросам защиты прав и интересов ребенка | Минздравсоцразвития России | 2006 2005-2006 годы 2005 | |
29. | Реализация Федеральной целевой программы «Дети России на 2003-2006 годы» | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, МВД России, Минэкономразвития России, Минфин России, Росспорт, Росздрав, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 2005-2006 годы | |
30. | Подготовка Федеральной целевой программы «Дети России на 2007-2010 годы» | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, МВД России, Минэкономразвития России, Минфин России, Росспорт, Росздрав, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 2006 г. |
VI. Проведение мониторинга
31. | Создание системы мониторинга за положением детей, включающей в себя создание базы данных и проведение регулярных выборочных обследований | Росстат | 2005-2006 годы | |
32. | Проведение мониторинга материнской, младенческой и детской заболеваемости и смертности | Минздравсоцразвития России | ежегодно | |
33. | Создание федерального банка данных о детях-инвалидах и обеспечение его ежегодного обновления, внедрение единой программы учета детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации | Минздравсоцразвития России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 2005 год | |
34. | Отработка механизма и осуществления ежегодного мониторинга положения детей- инвалидов по показателям, характеризующим уровень и качество жизни | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России | ежегодно | |
35. | Проведение мониторинга в части назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей | Минздравсоцразвития России | 2005-2006 годы | |
36. | Формирование государственной системы контроля за уровнем физического здоровья и подготовленности детей, создание общероссийской системы мониторинга уровня физической подготовленноствдетеи | Росспорт | Весь период | |
37. | Проведение мониторинга в части перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений | Минздравсоцразвития России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 2005-2006 годы | |
38. | Разработка и внедрение мониторинга вредных привычек у детей и подростков | Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, МВД России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минюст России, Росспорт, Росздрав, РАМН, РАО, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 2005-2006 годы | |
39. | Проведение выборочного обследования «Семья и рождаемость» | Росстат | 2005-2006 годы | |
40. | Подготовка ежегодных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации | Минздравсоцразвития России | ежегодно | |
41. | Подготовка ежегодных аналитических докладов о состоянии здоровья детей в Российской Федерации | Минздравсоцразвития России | ежегодно |