Технологии социальной работы с женщинами
p align="left">Поддержание существующей системы медицинского обслуживания, прежде всего охрана материнского и детского здоровья, инвестиции в которую, как показывают расчеты Всемирного банка, в конечном счете наиболее эффективны, способно разрешить, или предотвратить многие социальные проблемы женщин и их семей. Обеспечение максимальной доступности услуг по контрацепции и прерыванию беременности, распространение достоверной информации о технологиях планирования семьи также способны оказать позитивное влияние на социальное самочувствие женщин. Организация здравоохранения и обеспечение здорового образа жизни относятся к тем видам социальной деятельности, которые осуществляются на всех трех уровнях -- федеральном, региональном и муниципальном. Медицинское просвещение, пропаганда валеологических знаний, навыков планирования семьи входят в обязанности специалиста по социальной работе, а разнообразные методики оздоровления используют центры социального обслуживания населения, основными клиентами которых являются женщины.

Максимально возможное в существующих условиях сохранение и развитие сети социальных ресурсов для образования, отдыха и культурного развития детей также способно позитивно повлиять на положение женщин. Местные органы социальной защиты населения предоставляют льготные путевки в детские оздоровительные лагеря и санатории детям из семей группы риска. Оказание помощи детям, испытывающим трудности в учебе, тем более детям с ограниченными возможностями -- также функция учреждений социального обслуживания. Выявление таких детей, диагностика социально-педагогических затруднений, предоставление помощи таким семьям или информации об источниках такой помощи -- все это относится к технологиям социальной помощи женщинам.

Говоря о собственно тендерных направлениях социальной работы, можно выделить три типа задач в области оказания помощи женщинам: спасение их жизни и здоровья, поддержание социального функционирования и социальное развитие. В конкретных индивидуальных и социальных условиях первоочередной является та или иная задача.

Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг (психологическая и медицинская реабилитация, юридическое консультирование и правовая защита, содействие в подыскании другого места жительства и подходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении документов). Разумеется, оказание помощи в чрезвычайных обстоятельствах не разрешает социальные проблемы как таковые, однако способно иногда спасти жизнь женщины или ее детей. Острые экономические затруднения дают женщине право обращаться за адресной социальной или экстренной помощью, которая также является краткосрочной разовой технологией.

Поддержание социального функционирования носит более долгосрочный характер, и потребность в нем определяется более сложной совокупностью причин. Соответственно и технологии, применяемые при этом, более разнообразны: все адекватные виды социально-психологической, социально-экономической, медицинской реабилитации и поддержки женщин в трудной жизненной ситуации. Важнейшим средством социальной и трудовой реабилитации следует считать переподготовку или переобучение женщин более нужным профессиям. Консультации или иная правовая помощь могут содействовать защите прав женщин в случае семейных конфликтов или имущественных споров, в любой ситуации, когда в силу либо несовершенства нормативной базы, либо особенностей своего социального статуса женщины находятся в уязвимом положении.

Социальное развитие может обеспечиваться информированием женщин, обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозанятости и самообеспечения, малого бизнеса. Важное значение имеет поддержка групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты гражданских, социальных и иных прав различных страт женского населения.

Разумеется, все эти три типа задач, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса -- правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.

Активно развивающаяся система центров социального обслуживания действует преимущественно в системе учреждений Министерства труда и социального развития, Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, Министерства здравоохранения, органов народного образования, комитетов по делам молодежи, культуре, туризму и спорту.

Наиболее распространенными их типами являются центры социального обслуживания населения различного (регионального, муниципального и локального) уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, их функции могут варьировать в зависимости от местных условий. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на иной ведомственной основе, в том числе созданные зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями. Характерно, что большинство клиентов практически любых социальных учреждений, ориентированных на оказание самых разнообразных услуг, -- женщины. Важно, чтобы деятельность этих организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачной для контроля в плане содержания и методов работы, а также информационно доступна клиентам.

Экстренная социальная помощь -- это разовое, единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Подобная помощь может быть оказана отнюдь не только маргинальным слоям, но и, например, гражданам, оказавшимся в чужом городе и ставшим жертвой грабителей.

Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Этот вид помощи могут получить различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.

Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница -- учреждения социальной помощи стационарного типа, в которых лицам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию (в первую очередь детям и женщинам), предоставляется возможность временного пребывания. Клиенты таких учреждений могут укрыться от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги, помогают в случае нужды защитить собственные права, трудоустроиться. Особая функция таких гостиниц -- помощь несовершеннолетним беременным, которые в силу известных причин нередко вынуждены уйти из дома и прекратить обучение в школе. Социальные учреждения проводят не только медицинскую и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, но и оказывают им помощь в последующем жизнеустройстве, включая содействие в получении жилья, продолжении образования, трудоустройстве, передачу новорожденного ребенка в другую семью, если несовершеннолетняя мать отказывается от него.

Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения, как правило, предусматривает сочетание деятельности работников правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания: первые пресекают насилие, а вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.

Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста в социальной работе в коррекции своей личности, защите своих социальных интересов.

Более высокий уровень работы -- переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений клиентов, существующих в течение более длительного времени, имеющих более обширный круг проблем, развивающих личность членов группы. Содействие социального работника в создании таких групп означает перевод его клиентов из разряда объектов воздействия в разряд субъектов, которые равноправно участвуют в решении собственных проблем.

Иногда это решение может быть осуществлено только на уровне коррекции личностного восприятия: травмирующие обстоятельства не меняются, но изменяется их восприятие клиентом. Так, члены группы «Жены алкоголиков» лишь косвенно могут повлиять на пагубное пристрастие своих мужей, но ставят своей целью учиться быть счастливыми и в таких условиях.

Оказание женщинам содействия в планировании семьи -- это многосторонняя деятельность ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь, рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуя наиболее подходящие из них. Кроме того, пропагандируются идеология планирования семьи, разумные подходы в этой области, преимущества свободы выбора стратегии и технологии контрацепции.

Подросткам оказывается диагностическая помощь, проводится их сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, возможности обратиться за различными видами содействия в существующие медицинские, социальные или иные учреждения.

Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы -- это оказание социально-психологической поддержки женщине в ситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям проводится переподготовка и переобучение женщин дефицитным или более нужным профессиям. Разумеется, такая помощь оказывается совместно усилиями учреждений социального обслуживания и служб занятости.

Содействие в самопомощи и самозанятости женщин -- это создание в ряде центров социального обслуживания цехов, мастерских, участков трудотерапии, в которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям; продукция этих цехов поступает в продажу, а вырученные средства используются на улучшение жизни клиентов. Нередко это цехи и мастерские становятся самостоятельными производствами, которые, выполняя первоначальные задачи, одновременно предоставляют рабочие места социально ущемленным категориям населения.

Таким образом, несмотря на разнообразие технологий, методик и форм социальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивные изменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей, тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них.

2.2 Групповая психосоциальная работа с женщинами

Женская группа как условие получения и оказания психосоциальной помощи

Актуальность групповой работы с женщинами в условиях современной российской действительности не нуждается в аргументации. В ее основу сегодня берутся научно-теоретические подходы, методы и принципы, которые являются достоянием мирового практического опыта работы в сфере социальной защиты и политики. Создаётся и начинает приносить свои плоды широкая сеть социальных услуг, ориентированных на практическое разрешение социальных проблем женщин. Однако в этом деле новая роль отводится самим женщинам - тем, кто активно стремится осознавать ресурсы собственной личности, окружающую действительность и изменять условия своей жизнедеятельности таким образом, чтобы переживать чувство собственного достоинства и удовлетворенности жизнью.

Можно выделить даже некий тип современной активной российской женщины, отличающейся довольно высоким уровнем невротизации, но стремящейся к самоосуществлению вопреки сдерживающим ее развитие социально-бытовым и социально-психологическим условиям.

Таких женщин психотерапевты называют «нормальными невротиками» и выделяют их из среды на основании нескольких признаков:

это женщина с высоким уровнем развития рефлексии;

это женщина, владеющая элементарными навыками тайм-менеджмента, т.е. способная планировать свою жизнь и выделять время на саморазвитие, оставаясь в одиночестве и посещая группу себе подобных;

это женщина, заинтересованная в собственном благополучии и развитии;

это женщина, способная и желающая вкладывать силы и средства в свое образование и самоосуществление;

женщина, воспринимающая других людей как «учебники жизни».

Они нуждаются в социальной поддержке. Их легко поддержать, потому что они сами ищут условия своего развития и возможности завязать плодотворное сотрудничество. Общественные изменения российской действительности стимулируют их деятельность, которая носит многоаспектный характер: женщины создают группы по профессиональным, творческим, деловым, коммерческим, предпринимательским, благотворительным и другим признакам. Женские организации в России постепенно становятся органическими элементами социальной структуры.

В Министерстве юстиции в 1997 году было зарегистрировано 300 неправительственных женских организаций, среди них 5 имели международный статус, 2 - федеральный, 14 -республиканский. Сегодня наиболее влиятельной организацией по-прежнему остается «Союз женщин России». Предполагается, что это общественное женское движение плюс государственная поддержка женщин в условиях становящегося в РФ института социальной работы позволят современным россиянкам максимально совмещать домашнюю работу и профессиональную или общественную деятельность. Для этого в распоряжении женщин должен быть весь арсенал форм и методов социальной работы.

Отечественные специалисты социальной работы сегодня-- это в основном женщины. Они обладают мощным побуждающим и просветительским потенциалом, необходимым для профессиональной деятельности по развитию самосознания своих клиенток. Особенно эффективной в этом отношении представляется групповая психосоциальная работа с женщинами.

Специалисту, склонному к такому виду социальной практики, следует изучить зарубежный опыт становления социальной работы с группой, историю и причины развития женского группового общения в России, освоить социальную работу с группой как метод психосоциальной помощи, создать собственный стиль ведения групповой работы с женщинами. Это довольно сложная задача, требующая времени и терпения для освоения теории, а также специальных способностей плюс изрядной доли профессионально-творческой дерзости.

Группа людей есть не сумма индивидов, в нее входящих. Реакция группы не сводится к реакциям ее членов. Живет группа по иным законам, чем отдельная личность. Соответственно, и влияет группа на любого своего члена каким-то совершенно особенным образом.

Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки:

- психоанализа;

- бихевиоризма;

- гештальт-психологии;

- гуманистической психологии или в результате сочетания различных теоретических подходов.

Групповое движение в России стало развиваться только в последние 20 лет. Почти все отечественные школы опираются на теоретические концепции Запада.

Тем не менее отечественная групповая психологическая работа имеет собственные глубокие традиции.

Например, «психологический бум» в первые послереволюционные десятилетия, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, создавались специальные тренажеры и разрабатывались первые деловые игры, ставшие позже элементами многих тренингов.

Многие воспитательные системы тех лет разрабатывают собственные психотехнологии. Отечественные психологи-педагоги пытались применять групповые методы, используя психоаналитические идеи в работе с детьми. Хотя долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы групповой работы с целью психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег, однако, начиная с 30-х годов XX века, групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать большой размах.

Наиболее ярко выраженная идея этого движения -- стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождение ее потенциала.

Для обозначения разнообразных форм групповой психосоциальной работы в настоящее время используется большое количество терминов:

групповая психотерапия;

психокоррекционные группы;

тренинговые группы;

группы активного обучения.

Тем не менее наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначают понятием «тренинговые группы».

Под определение «тренинговые группы» подпадают все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога (социального работника) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании.

В «психологическом словаре» социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетенции в общении».

Цель женской психотерапевтической группы--раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем женщин, проявляющихся в их внутриличностных и межличностных конфликтах; коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.

Учитывая три плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), более конкретные задачи, решаемые в ходе общения и взаимодействия в женской терапевтической группе, можно сформулировать следующим образом:

1. Познавательная сфера

Условия общения и взаимодействия должны быть таковы, чтобы женщина осознала:

а) существующие разногласия между собственным образом «я» и восприятием себя другими;

б) внутренние психологические проблемы и конфликты;

в) более глубокие причины переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования системы отношений;

г) собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путём можно было бы избежать их повторения в будущем.

2. Эмоциональная сфера

Группа помогает женщине:

а) получить эмоциональную поддержку со стороны группы, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;

б) пережить в группе те чувства, которые она часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у неё в действительности и с которыми она не смогла справиться;

в) научиться искренности в отношении к себе и другим людям;

г) стать более свободной в выражении собственных негативных и позитивных чувств;

д) раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями.

В целом задачи относительно гармонизации эмоциональной сферы женщины охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе; непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самой себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе.

3. Поведенческая сфера, находящая проявление и осмысление в условиях группового общения, способствует тому, что женщина может:

увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;

приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;

3) развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;

4) закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.

И общем виде задачи группы относительно совершенствования поведенческой сферы могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции и самоорганизации.

Таким образом, усилия женской группы фокусируются на осмыслении и развитии трех составляющих самосознания:

- самопонимания (когнитивный аспект);

- отношения к себе (эмоциональный аспект);

- саморегуляции (поведенческий аспект).

Это позволяет определить общую цель групповой психосоциальной работы как расширение сферы самосознания женщины.

Основным инструментом гармонизации и оздоровления личности выступает психотерапевтическая группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию проблем женщин за счет межличностного взаимодействия, обусловливающего групповую динамику и личностный рост. Это психотерапевтическое взаимообогащение, если трактовать термин «психотерапия» в широком смысле слова, т. е. понимать, что психотерапия--это процесс взаимодействия специалиста с другими людьми, при котором достигается эффект снятия каких-либо психологических ограничений во имя обогащения личности каждого из участников, развития субъектности и свободной реализации человеческого потенциала в деятельности и общении.

В данном случае характеристика психотерапии даётся с позиции гуманистического подхода, когда принимается во внимание право каждого индивида на свободное самостоятельное развитие, а помощь извне рассматривается как временная. Усилия специалиста направляются на создание ситуаций, позволяющих личности осознавать собственные мысли, чувства, желания и способы поведения, с тем, чтобы научиться понимать и принимать себя, заботиться о себе, делать собственные выборы условий для удовлетворения актуальных духовных, интеллектуальных, эмоциональных и физических потребностей.

Что касается методов групповой психотерапии, то условно они подразделяются на основные и вспомогательные. Основным методом является групповая дискуссия, имеющая три главные ориентации - интерактивную, биографическую и тематическую. К вспомогательным методам относятся психодрама, психогимнастика (невербальное межличностное взаимодействие), проективный рисунок (рисование на определенную тему), психоскульптурирование.

Каждый из указанных методов может использоваться «как вспомогательный приём».

Таким образом, важным, подготовительным этапом организации работы в группе является определение той сферы жизненного мира женщины, с которой начинается погружение в ее женскую проблематику.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Женщина в силу биологической и социальной программ наследственности несет большую нагрузку по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, то общество должно расширить ее возможности в социальном и профессиональном аспектах, формировать более благоприятные условия для ее развития. В этом случае можно говорить об обеспечении равенства прав.

2. Затянувшийся социально-экономический и морально-психологический кризис ведет к нарастанию пограничных и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым, что находит отражение в увеличении масштабов внутрисемейного насилия, брутальных преступлений против женщин и детей.

3. Несмотря на разнообразие технологий, методик и форм социальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивные изменения их социальной ситуации. Поскольку социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей, тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, они не могут быть решены в отрыве от них.

4. Важным, подготовительным этапом организации работы в группе является определение той сферы жизненного мира женщины, с которой начинается погружение в ее женскую проблематику.

Женщина, в первую очередь- это продолжательница рода, мать, хранительница домашнего очага. Технологии социальной работы направлены на помощь женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и на ее разрешение. Помощь женщинам должна оказываться со стороны государства, которое несет за них ответственность, общества и близких людей.

Список используемой литературы

1. Анисимова С. Женщины, вперед. М., 2001.

2. Бабаева Л.В. Женщины в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. - М.: Московский общественный научный фонд, 1997.

3. Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1/ 2005.

4. Елизаров В.В. Демографические и социально-экономические факторы семейной политики в условиях перехода к рынку // Семья в России, 1994, № 1.

5. Женщина в современном мире. М., 1998. Сборник статей.

6. Женщины и развитие: права, реальность, перспективы. Материалы Всероссийской Конференции по положению женщин и мужчин.- М., 1999.

7. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004.- 592 с.

8. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 300 с.

9. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России, 1995, № 3-4.

10. Мельникова Т.А. Женское движение в России и политических процессах современного общества.- М., 1999.

11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2003. - 395 с.

12. Права женщин в России. Законодательство и практика.- М., 1999.

13. Рыбакова Н.А. Психотерапевтическая педагогика. Псков, 1999. с. 9.

14. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия»- г. Ростов н /Д: «Феникс», 2000. - 576 с.

15. Социальная работа и социальные технологии (Материалы методологического семинара)/ Отв. ред.-сост. Т.В. Шеляг.- М., 1995.

16. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов.- М.; Белгород, 1995.

17. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова.- 2-е изд. перераб. и дополн. С. 69 - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

18. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие.- М.: Союз, 1994.

19. Технология социальной работы: Учебник / Под. общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М., 2004. - 400 с.

20. Феминизм и российская культура: Сб. трудов.- СПб, 1995.

21. Холостова Е.И. «Социальная работа» учебное пособие. М., 2005.

22. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы / Институт социологии РАН. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты