Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Технологии социальной работы с пожилыми людьми

АННОТАЦИЯ

Работа 33 с., 28 источников

Беседа с пожилым человеком, ведение документации, качество жизни пожилых людей как социальная проблема, особенности социальной работы с лицами пожилого возраста, пенсионное обеспечение, пожилые люди как социальная общность, система учреждений социального обслуживания, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальная работа, старость, технологии социальной работы

Курсовая работа посвящена актуальной теме научного и прикладного значения - изучению теоретических основ феномена старости и краткому описанию практической части помощи пожилым людям. Социальная работа проводится с пожилыми людьми, нуждающимися в опеке, заботе, поддержке как материальной, морально-психологической, юридической, так и иной социальной помощи. Для качественной социальной работы с пожилыми людьми необходимо усвоение уже выработанных технологий социальной работы с данной группой населения и применение креативности, эвристичности при разработке инноваций в данном аспекте соответствующей социальной деятельности. Ознакомлению с уже существующими технологиями социальной работы с престарелыми людьми и будет посвящена данная курсовая работа.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми

1.1 Феномен старости и социогеронтологические теории

1.2 Содержание социальной работы с пожилыми людьми

2. Технологии социальной работы с пожилыми людьми

2.1 Общая характеристика современных технологий социальной работы с пожилыми людьми

2.2 Технология социального обслуживания пожилых людей

2.3 Технология социальной реабилитации пожилых людей

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. Главные причины старения населения - снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы -- эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне. По мере создания института социальных работников и специалистов в области геронтологии нетрудоспособные граждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.

Актуальность - современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляется тенденции неблагополучия. Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер, прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения в особенности гражданам пожилого и старшего возраста.

Степень разработки проблемы, анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социальная работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах Е.И. Холостовой «Технология социальной работы», Н.Ф. Дементьевой, Э.В. Устиновой «Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан», хорошо раскрыты такие темы, как: проблемы пожилых людей; система учреждений социального обслуживания. Методической базой исследования данной работы составили труды Беленькой И.Г., Красновой О.В., Холостовой Е.И., Сорвиной А.С., Курбатовой В.И, Альперовича В.Д.

Научная новизна - эффективные технологии и средства решения социальных проблем пожилых и престарелых граждан. Теоретическая значимость курсового исследования состоит в анализе технологий социальной работы с пожилыми людьми.

Объектом исследования являются лица пожилого возраста, как социально-демографическая группа.

Предмет - технологии социальной работы с лицами пожилого возраста.

Целью работы является изучение технологии социальной работы с данной категорией граждан.

Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:

1) описать теории, раскрывающие феномен старости;

2) выявить принципы социальной работы в отношении пожилых граждан;

3) выделить технологические задачи в социальной работе с пожилыми людьми;

4) Кратко описать технологии социальной работы с пожилыми людьми.

Методы курсового исследования: обобщение; классификация и систематизация, анализ литературных источников; сравнительный теоретический анализ статистических данных.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

1.1 Феномен старости и социогеронтологические теории

В разработках ООН, где началом старости считается возраст 65 лет, в зависимости от доли людей старшего возраста в общей структуре населения, различают три фазы. "Молодым" считается общество, насчитывающее менее 4% людей в возрасте 65 лет и старше, "зрелым" - от 4 до 7% людей в этом возрасте и "старым" - свыше 7%. Порогом демографической "глубокой старости" следовало бы признать долю старых людей в общей структуре населения, равную 10%. Отмечая в каждой из этих классификаций преимущества и недостатки, в настоящей работе мы будем использовать шкалу ООН /24, с.9/.

Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин /24, с.47/. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества. Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, во-вторых, это сфера социальных отношений, в-третьих, изменение демографической структуры, отражающееся на рынке труда и в-четвертых, изменения касаются функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей.

Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых». В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5 - 1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей /26, с.282/.

В современной социальной геронтологии предприняты попытки построения теоретических конструктов, определяющих самобытность жизненного этапа пожилых людей, его социальных соотношений.

Теория разъединения. Сторонники данной теории делают акцент на изменениях в организационной структурированности социальной жизни, выделяя в качестве ведущей тенденцию сворачивания социальных связей и коммуникаций, уменьшения внешних побуждений. В качестве факторов, обусловливающих данную тенденцию, называются уход на пенсию или уменьшение интенсивности и объема занятости, отделение от взрослых детей, потеря близких и знакомых людей, изменение возрастных требований в семье, урбанистический стиль жизни.

Указанные изменения по-разному воспринимаются и психологически осваиваются каждым человеком. В связи с этим новые адаптационные стратегии на финальном этапе жизни, способствующие овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критический моментов в жизни пожилого человека. Это особенно важно, поскольку переход от одной социальной ситуации существования к другой не может быть чисто формальным, когда внешние события (выход на пенсию, отделение от детей, смена работы, изменение культурной среды) никак не подготовили изменений внутреннего мира личности, тем самым создав почву для возникновения проблем социальной адаптации и личностных кризисов.

Сам процесс перехода от одной социальной позиции к другой, по А. ван Теннепу, совершается в три этапа: сегрегация - отделение человека от старого окружения и разрыв с прошлым; транзиция - промежуточное состояние, «пустыня бесстатусности»; инкорпорация - последующее включение индивида в свою социальную группу, но уже в новом качестве. Старый человек часто застревает на этапе транзиции со всеми вытекающими из этого последствиями, фиксирующимися как разрыв, разлад, надлом. Между тем состояние перехода как поворотный момент в жизненном пространстве личности содержит в себе ценнейшую возможность личностного роста через реализацию некоего потенциала. В этом контексте такие институты культуры, как «обряды переходы» - исповедь, психотерапия, всевозможные образовательные программы, способствуют осмыслению переходной жизненной ситуации, когда человек, дистанцируясь от потока обыденной повседневной жизни, трансформирует культурно-исторический опыт социума в определение собственной стратегии поведения, корректирует свои взаимоотношения с окружающим миром /8, с.51 - 52/.

Теория активности связывает особенности данного жизненного этапа с индивидуализацией и локализацией старения, с неповторимо-индивидуальной спецификой факторов старения. Анализ этой проблемы осуществляется в контексте профилизации личности: ее стиля жизни, позиций, социокультурных ориентаций. При этом открытость, проникновение в социальный поток или, напротив, тенденцию отворачиваться от жизни соотносят с вариативностью индивидуальных реакций. Сохранение жизненной активности, многообразия вариантов отношения к жизни рассматривается как позитивный фактор, продлевающий жизнь. Люди с такой жизненной позицией открыты в первую очерезь изменениям, и даже большие изменения воспринимаются ими не как укроза, а скорее как вызов своим возможностям.

Сегодня представители «третьего возраста» имеют различные поведенческие установки, реализующиеся в повседневных практиках: плыть по течению на манер щепки; искать новые стратегии, не отставать от требований сегодняшнего дня; жить, делом заниматься и терпеть, дожидаться перемен к лучшему; приноровиться к обстоятельствам, но и обиды никому не спускать; оберегать свою натуру, противиться всяческим изменениям /8, с.53/.

Теория возрастной стратификации. Ряд исследователей сосредоточивают внимание на анализе возрастных ценностных показателей в обществе (размер и способ дохода, «открытость» социальных позиций, дающих доступ к воздействию на различные общественные процессы, возрастная институциональность).

Теория наименования. Эта теория интерпретирует проблемы старости как следствие неадекватного ее восприятия или «навешивания ярлыков». Данная теория фокусирует внимание на механизме социального давления, когда предписывается определенная модель поведения, которая отражает негативный и дискриминирующий характер существующих стереотипов старости и находит свое метафорическое выражение в ярлыках. Давление социальных стереотипов достигает такой силы, что большинство людей строят свое поведение в соответствии с ярлыком. Различные схемы приписывания социальных атрибутов пожилому человеку различаются лишь по объекту идентификации: старость - болезнь, старость - бедность, старость - зависимость. Однако навязываемая социальным окружением модель поведения не является тотальной и непреодолимой. Выбор поведенческих моделей в значительной мере зависит от самоопределения, приобретающего в конкретных ситуациях приоритетное значение /8, с.55/.

Теория социальной девиации. Существуют также подходы, определяющие содержание старости на основе представлений о некоторых нормах или идеалах развития личности, главным источником которых служит экспертное знание агентов социального контроля, прежде всего медицины, психиатрии. Бытие человека определяется как адекватное или девиантное, то есть отклоняющееся от некоторых норм «личностного здоровья». Пассивность стариков, их социальное отчуждение, уход в себя трактуются в данном случае как варианты отклоняющегося поведения, как провал в архаичную неотрегулированность жизни. Диагноз «девиантное поведение» фиксирует сверхспелетенность старости и негативных сторон бытия. Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результате реакции на социальное давление.

Темпоральная теория старости. В качестве основания для социопсихологических обобщений выделяют своеобразное взаимодействие периодов времени как определяющую, структурирующую основу всего построения повседневности пожилого человека. В различные возрастные периоды воспроизводятся разные модели видения, организации времени. Практически никогда три основных времени не воспринимаются как равные: может доминировать или прошлое. Или настоящее, или будущее. Количество времени, которое, по представлению пожилых людей, у них «есть», весьма незначительно, что влияет на темп действий, степень, с которой на человека оказывает влияние прошлое или с которой он «втянут» в будущее /8, с.55/.

Пожилой человек не может держаться в стороне от мира, заполняя личную жизнь сентиментальной любовью к прошлому. Если пожилые люди не примут сознательно условия существования своего времени, с которым они фактически связаны, они составят лишь искусственную группу с необоснованными притязаниями.

Старость как механизм трансмиссии культуры. Старость рассматривается и как элемент человеческого бытия и развития, определенным образом институционализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта в виде неких правил, наставлений, узаконений, транслирующихся молодым возрастным группам.

В рамках изучения межпоколенной трансмиссии культуры отмечаются изменения содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанные с процессами информатизации современного общества. Привилегия старости - наличие жизненного опыта, который превращается во внутренний фактор жизни человека, выступающий гарантией взвешенности принимаемых решений и поступков, осознания социальной ответственности.

Опыт старшего поколения надо брать в расчет, чтобы развить его позитивные возможности и избежать повторения его ошибок. Тенденции новаторства и преемственности заложены в основе механизмов динамики развития личности. Нередко эти тенденции отслеживаются как враждебные, несовместимые. Действительно, современный этап общественного развития усложнил взаимоотношения между ними, но не заглушил главного - синхронного воздействия на становление личности как двух сторон единого, связанного процесса /8, с.58 - 59/.

Теория субкультуры. Старость представляется по модели субкультуры. Имеются в виду особые смысловые ресурсы, виды действий, формирующиеся на базе социокультурной системы, характерной для времени жизни данного поколения.

При всем разнообразии содержания взглядов, установок у людей, принадлежащих к одному поколению, прослушивается некоторый общий тон, объединяющий их мироощущение, существует набор типовых реакций, санкционированных общественными структурами и долгой традицией. Субкультура позволяет сохранить психологически-мировоззренческую устойчивость и культурную идентичность. При субкультурном подходе представляются необходимыми выделение сфер деятельности пожилого человека и планомерное описание всего набора средств его творчества. Речь идет о комплексном анализе идей, интересов, занятий, привлекающих внимание пожилых людей.

Теория геронтологической трансцендентальности получила развитие в трудах шведского ученого Ларса Торнстама. Старость определяется как этап жизни, когда в полной мере реализуется способность человека к трансцендированию (иным видению и оценке) наличной действительности, проявляется стремление к высшим, надприродным смыслам и ценностям. Из центра жизни уходит все наносное, несущественное, лишнее; человек становится способным оторваться от пут чувственного осязаемого бытия и поступать соответственно своим, собственно человеческим установлениям посредством свободной творческой деятельности, духовного усилия. Согласно данной теории на заключительной стадии природного роста в направлении зрелости и мудрости происходит переосмысление фундаментальных вопросов: человек начинает меньше себя идентифицировать с профессиональным занятием и в то же самое время становится более избирательным в выботе социальной и других типов активности; возрастает чувство близости к более старшему поколению и уменьшается заинтересованность в иных социальных взаимодействиях; снижается интерес к материальным ценностям, происходит нарастание чувства космического единения с духом универсума; переосмысливается ценность времени, пространства, жизни и смерти /8, с.60/.

Таким образом, наличие различных вариантов социальной интерпретации феномена старения связано со сложными переплетениями различных свойств этого явления, разнообразием их проявлений, неоднозначностью взаимных модификаций. Тем не менее было бы неправомерно противопоставлять названные подходы, поскольку они сосуществуют на принципах своеобразной дополнительности. Это означает, что ни одна из рассмотренных теорий не стремится занять доминирующую позицию и выступить в качестве истины в последней инстанции. Общность рассмотренных теорий состоит в том, что они содержат стремление придать феномену старости статус, который имел бы значение цельного и осмысленного этапа человеческой жизни, более универсального и одновременно более личностного.

1.2 Содержание социальной работы с пожилыми людьми

Одной из главных целей мирового сообщества, провозглашенных в Уставе ООН, является утверждение основных прав человека, достоинства и ценности человеческой личности. Азбучной истиной для демократических режимов является охрана прав наиболее уязвимых социальных слоев, к которым принадлежат престарелые люди. Реальным воплощением этих идей в жизнь занимаются люди одной из самых гуманных профессий, называемой -- «социальная работа», а они сами именуются «социальными работниками».

Социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, являющаяся важнейшим показателем социальной защищенности личности, прав человека, прогресса гуманизма и, вместе с тем, гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слоев /1, с.284/.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты