Технологии адресной помощи малообеспеченным семьям
p align="left">Представляется, что скорректировать этот недостаток косвенных методик можно было бы посредством введения единовременной денежной или натуральной помощи в дополнение к адресным пособиям, предоставляемым на основе косвенных методик проверки нуждаемости. Такая помощь могла бы предоставляться по заявительному принципу бедным домохозяйствам, не имеющим доступа к адресным пособиям, с выборочным применением прямых процедур проверки фактической нуждаемости заявителей. Практика предоставления такой помощи уже существует в большинстве регионов, но процедуры ее предоставления представляются в большинстве случаев недостаточно эффективными и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

При этом следует учитывать, что согласно приведенным выше оценкам даже при самых жестких подходах к отбору потенциальных получателей адресных пособий по нуждаемости повсеместное внедрение принципа адресности потребует перераспределения на эти цели порядка половины всех расходов консолидированного бюджета по статье «Социальная политика». Это возможно лишь при условии отказа от значительной части программ безадресной социальной помощи, финансируемых за счет этой бюджетной статьи. Существующая система социальной защиты населения оказалась плохо приспособлена для работы в подобных условиях. Она обладает ограниченными возможностями перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан и базируется на системе всеобщих социальных трансфертов, субсидий на товары и услуги, а также категориальных льгот. Основные объемы социальных трансфертов в такой системе приходятся на долю граждан, которые не относятся к числу нуждающихся.

Эффективность ряда направлений социальной защиты, таких как выплата пособий на детей и финансирование программ занятости, достигла критического уровня, и они перестали оказывать значимое влияние на положение уязвимых групп населения, которым они адресованы. При тех объемах государственного финансирования, которые поддерживаются в послекризисный период, сложившаяся система социальной защиты, характеризующаяся разветвленной системой категориальных льгот и всеобщих социальных трансфертов, неспособна, выполнять большинство возложенных на нее функций.

Решение накопившихся социальных проблем предполагает проведение глубоких структурных преобразований в социальной сфере, которые обеспечили бы перераспределение социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов, направляемых в пользу обеспеченных семей.

Для социального государства, в направлении которого Россия стремительно продвигалась в послекризисный период, характерной чертой становится типичная для многих стран третьего мира сегрегация социальной политики по принципу «социализм для богатых - капитализм для бедных». Объем ресурсов, направляемый в пользу нуждающихся, оказывается явно недостаточным для сколько-нибудь заметного облегчения их положения, а основная часть социальных трансфертов попадает в распоряжение граждан с высокими и средними доходами. Последние в меньшей степени нуждаются в социальной защите, но обладают достаточным политическим весом и влиянием, чтобы блокировать решения, ведущие к перераспределению социальных трансфертов в пользу бедных семей.

Судя по всему, российское общество все еще не готово открыто признать несостоятельность подобной модели социальной защиты и несоответствие социальных гарантий, закрепленных действующим законодательством, экономическим возможностям страны и действительным социальным нуждам ее граждан. Об этом свидетельствует, в частности, и то обстоятельство, что предвыборные экономические платформы ведущих политических партий и блоков, являясь в целом относительно реалистичными в вопросах экономической политики, остаются по-прежнему откровенно популистскими в вопросах социальной политики.
Однако сложившаяся модель социальной политики, в силу ее крайней неэффективности, едва ли может быть устойчивой в течение длительного времени. В зависимости от экономической ситуации ее эволюция может происходить, по меньшей мере, в двух различных направлениях.

В случае если экономический рост в ближайшие годы приобретет устойчивый характер, уровень финансирования социальной сферы может быть в короткие сроки восстановлен до предкризисного уровня. В этих условиях структурные реформы могут быть ориентированы не на ограничение масштабов всеобщих социальных трансфертов, а на постепенное устранение элементов, унаследованных от социалистического прошлого и не отвечающих условиям рыночной экономики. Прежде всего, это касается отказа от субсидий на потребительские товары и услуги, а также от категориальных привилегий и льгот.

4. Практическая часть

4.1 Технология оказания адресной социальной помощи малообеспеченным семьям в г. Тотьма Вологодской области

Рассмотрим технологию оказания адресной помощи социальными работниками в городе Тотьма Вологодской области.

1. Объект - малообеспеченные семьи.

2. Субъект - специалисты по социальной работе.

3. Цель - создание системы для организации работы с малообеспеченными семьями.

4. Принципы технологии:

- объективность;

- реальность;

- конкретность;

- доверие.

5. Условия проведения:

работа проводится по месту жительства, в общеобразовательных школах города Тотьма и в учреждении социального обслуживания КЦ «СОН».

6. Деятельность осуществляется по направлениям:

1) Организация бесплатного питания учащихся из малообеспеченных семей. На основании Закона Вологодской области «Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области» в школах организовано бесплатное одноразовое питание детей из многодетных и малообеспеченных семей, стоимость которого с 1 января 2009 года установлена в размере 25 рублей на одного школьника. Решение о предоставлении бесплатного питания принимается образовательным учреждением на основании заявления родителей школьника, акта обследования семьи, ходатайства классного родительского комитета. Контроль за питанием детей осуществляют классные руководители. Ответственным за организацию питания школьников является социальный педагог. В конце месяца составляется акт по подсчету питающихся по количеству и сумме. Образовательное учреждение несет ответственность за целевое и адресное использование средств.

2) На основании Закона Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях организации ими права на образование» проводятся ежемесячные выплаты для детей из многодетных и малообеспеченных семей на проезд на внутригородском транспорте, в автобусах пригородных и внутрирайонных линий (по 150 рублей), а также на приобретение комплекта детской одежды для посещения школьных занятий, спортивной формы (по1500 рублей).

3) Социальный работник организует посещение семей с целью обследования материально-бытовых условий, по заключению которого семье может быть предложено, обратиться в КЦ «СОН» или в какую-либо другую организацию с целью получения необходимой социальной помощи.

7. Основные формы работы с малообеспеченными семьями в КЦ «СОН»:

1. Социально-бытовые:

- предоставление временного проживания

- обеспечение бесплатным питанием

- обеспечение одеждой и обувью по сезону

- обучение детей навыкам самообслуживания

- обеспечение мягким инвентарем и канцелярскими принадлежностями;

2. Социально-медицинские:

- проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки

- организация лечебно-оздоровительных мероприятий

- содействие в предоставлении нуждающимся семьям услуг оздоровления и их направления на санаторно-курортное лечение

- содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования в рамках программ медицинских гарантий, оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях

- оказание квалифицированного консультирования

- содействие по обеспечению по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения

- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения

3. Социально-психологические:

- социально-психологическое и психологическое консультирование

- психотерапевтическая помощь

- психологические тренинги

- экстренная психологическая помощь

- социально-психологический патронаж;

4. Социально-правовые:

- оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством мер социальной поддержки

- содействие в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание

- оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав.

5. Социально-педагогические:

- социально-педагогическое консультирование

- организация обучения детей и подростков по школьной программе

- организация досуга

- организация профориентации, профобучения и трудоустройства.

8. Проблема технологии:

Таким образом, работа социальных педагогов с малообеспеченными семьями содержит три составляющие: организация питания, оплата проезда, оказание поддержки в получении социальной помощи. Все эти три направления необходимы. Но если рассматривать эту помощь с психологической точки зрения, то она направлена на решение проблем вместо самих семей, и зачастую формирует у лиц, относящихся к данной категории потребительскую позицию по отношению к государству и своей жизни.

Нами замечено, что в работе с малообеспеченными семьями отсутствует система мер, направленных на содействие в решении проблем семей, на повышение активности и инициативности всех членов семей в улучшении своего материального положения собственными силами.

9. Ожидаемый результат.

Работа с малообеспеченными семьями в основном осуществляется органами социальной защиты, а также образовательными учреждениями, где изучается контингент учащихся, выявляются дети из семей данной категории и им оказывается своевременная разного рода помощь. Внедрение данной технологии предполагает своевременное выявление нуждающихся семей и оказание им необходимой поддержки.

4.2 Технология предоставления адресной социальной помощи в Свердловской области

1. Адресная социальная помощь оказывается в целях:

- поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области;

- адресного и рационального использования бюджетных средств.

2. Объект (Получатели адресной социальной помощи)

Получателями адресной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством Свердловской области.

3. Субъект - территориальный орган уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

4. Принципы оказания адресной социальной помощи

1) государственный характер адресной социальной помощи на основе прожиточного минимума, определяемого в Свердловской области;

2) дифференциация адресной социальной помощи в зависимости от среднедушевого дохода, возраста и трудоспособности граждан, которым она предоставляется;

3) заявительный характер оказания адресной социальной помощи.

5. Адресная социальная помощь, исходя из конкретных условий, оказывается в следующих формах: [прил. 1]

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

6. Порядок оказания адресной социальной помощи в Свердловской области.

1. Лица, имеющие право на получение адресной социальной помощи, вправе подать по месту их регистрации в территориальный орган уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения письменное заявление с приложением документов, подтверждающих это право. Перечень необходимых документов, подтверждающих право на получение адресной социальной помощи, определяется Правительством Свердловской области.

2. Днем обращения за оказанием адресной социальной помощи является день приема заявления с прилагаемыми к нему документами, подтверждающими право на получение адресной социальной помощи.

3. Заявление об оказании адресной социальной помощи рассматривается в течение 10 дней со дня приема документов, подтверждающих право на получение адресной социальной помощи. Решение об оказании адресной социальной помощи либо об отказе в ее предоставлении в случае отсутствия оснований для ее оказания выносится руководителем территориального органа уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения на основании предложений постоянно действующей комиссии при этом территориальном органе. Порядок деятельности постоянно действующей комиссии при территориальном органе уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения регламентируется положением, утверждаемым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

4. Территориальный орган уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения, в который подано заявление об оказании адресной социальной помощи, вправе произвести проверку правильности сведений о доходах, сообщенных гражданином. В ходе проведения проверки территориальный орган имеет право в установленном порядке запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения у органов и организаций, владеющих ими.

5. Оказание адресной социальной помощи осуществляется территориальными органами уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

6. Граждане, получающие адресную социальную помощь, обязаны в десятидневный срок известить уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения, оказывающий адресную социальную помощь, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение или прекращение оказания адресной социальной помощи.

7. Источники оказания адресной социальной помощи

1. Источниками оказания адресной социальной помощи являются средства областного бюджета.

2. При подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год Правительство Свердловской области учитывает предполагаемый размер расходов на оказание адресной социальной помощи и оплату услуг по ее выплате, доставке и пересылке. в редакции Областного Закона от 22.02.2002 №10-ОЗ)

8. Основания для прекращения оказания адресной социальной помощи

1) изменения среднедушевого дохода гражданина или семьи, если среднедушевой доход становится выше установленного размера прожиточного минимума;

2) выезда семьи либо гражданина на постоянное место жительства за пределы Свердловской области;

3) выявления фактов принятия решения об оказании адресной социальной помощи с нарушением действующего законодательства Российской Федерации и Свердловской области.

2. В случае невыполнения получателем адресной социальной помощи обязанностей, указанных в пункте 6 статьи 8 настоящего Областного закона, а также при оказании адресной социальной помощи по фиктивным документам с заведомо ложными сведениями о составе семьи и (или) уровне доходов лицо, подавшее заявление, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

3. При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение оказания адресной социальной помощи, она оказывается до дня, по который лицо, подавшее заявление, имело право на получение адресной социальной помощи.

9. Ожидаемый результат:

Уменьшение числа малоимущих семей и лиц одиноко проживающих на территории Свердловской области. (16)

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации наиболее острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдается последовательное усиление расслоение населения по доходам и материальному обеспечению, носящее стихийный характер, поскольку до недавнего времени воздействие на него со стороны государства было малозаметно.

В прошедшем году было принято большое количество законодательных актов, регулирующих правоотношения в социальной сфере. Среди них особо выделяется Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Данный закон призван поддержать малоимущие семьи, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума.

Принятие этого закона свидетельствует о том, что социальная политика в России находится в развитии, большое внимание уделяется проблеме бедности тем группам населения, которые до настоящего времени не были защищены государством.

Принятый закон впервые дал законодательное определение понятию государственной социальной помощи. Под ней понимается предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий и компенсаций, жизненно необходимых товаров. Основными целями оказания данной помощи являются: поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте нашей страны, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Точкой отсчёта бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации» (1997), он рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. [12]

Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым.

Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Однако адресность социальной помощи может привести к росту иждивенческих настроений. Предоставление адресной помощи исключительно на основании дохода ниже прожиточного уровня приводит к тому, что ее будут получать не только нетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные. Поэтому система оказания адресной социальной помощи должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобы быть эффективной. Помощь необходимо предоставлять тем, кто не может самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Требуется выработать критерии предоставления адресной помощи, например состояние здоровья.

К определению понятия адресной социальной поддержки населения Россия пока лишь ограничилась декларацией о социальном государстве. Многие социальные гарантии права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, либо не обеспечиваются, либо действуют в усеченном варианте. [2]

Таким образом, перед федеральной властью стоит задача путем межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, уменьшению социальной дифференциации в интересах сокращения бедности. Предстоит повысить нормативно-методическую роль органов исполнительной власти, и прежде всего, Минтруда России, ответственного за разработку и доведение до регионов типовых методик адресного предоставления социальной помощи, оказание содействия местным администрациям в их практическом применении.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что такую проблему как бедность, в частности, бедность семей, можно и нужно рассматривать, анализировать со всех сторон. Бедность и социальное неравенство рассматривалось с древних времен и еще не одно десятилетие, а может и столетие уйдет на решение столь острой проблемы, которая стоит в нашем обществе. И остается только надеяться, что когда-нибудь в обществе не будет не одной семьи, которая оказалась на пороге бедности и нуждалась в поддержке…

Список литературы

1. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Конституция Российской Федерации ст. 72 ч. 2

3. Кузьмен О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2002, с. 24

4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. - М.: Академия, 2007, с. 98

5. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.; Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. 2000. №83. 12 мая.

6. Организация социального обслуживания населения, - М., 1994.

7. Пособия, компенсационные выплаты и другие виды социальной помощи семьям, имеющим детей // Воспитание школьников. - 2006. - №6, с. 12

8. Ратников В. Социальная защита и рыночные отношения. Вестник социальной работы, Союз. М. 1993, стр. 64-70.

9. Ревенко Н.В., Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине «Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В. Ревенко. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006 г., с. 60

10. Теория и методика социальной работы, Т. II, - М., 1994.

11. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2000

12. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195

13. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001

14. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2004, с. 113

15. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. - М.: Дрофа, 2005, с. 58

16. Закон Свердловской области от 4 января 2005 года №16-ОЗ «Об адресной социальной помощи»

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты