Теория в социальной работе
p align="left">Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.

Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен. Причем, как правило, он имеет тенденцию к расширению. Вот как, например, развивалась социальная помощь в Швеции за последние 70--80 лет. Вначале в стране оказывалась помощь только по дому и хозяйству престарелым и семьям с детьми. Потом к этим услугам прибавились услуги по уходу за больными детьми и детьми работающих родителей, а еще позже -- такие сферы обслуживания, как доставка престарелым и инвалидам продовольствия на дом; помощь в мытье больных, престарелых и инвалидов; стирка; уборка помещений; выполнение тяжелых хозяйственных работ; стрижка, маникюр и педикюр на дому; организация развлекательных мероприятий, лечебной и спортивной гимнастики; экскурсионное обслуживание; открытие дневных центров разнообразного назначения (лечебных, спортивных, игровых, для умственно отсталых, для алкоголиков, наркоманов и т. д.).

Ясно, что такой объем работы под силу только огромной армии социальных работников, включающей в себя как специально подготовленных квалифицированных работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, так и тех, кто получил определенные знания на курсах, людей, участвующих в этой работе по призванию, по зову своего сердца и души.

Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Важной категорией курса является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

Важное место в курсе занимает понятие «социальные гарантии», поскольку главным объектом социальной работы являются слабо защищенные слои населения. Под социальными гарантиями понимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.

Социальное управление представляет собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений. Для организации социальной работы с учетом ее специфики применительно к группам социального риска, людям с девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населения исключительно важно выяснить сущность, механизм и основные компоненты социального управления.

Наконец, еще одно важнейшее понятие курса -- социальный работник (т. е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных понятий курса. Социальный работник -- это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.

Усвоить понятийно-категориальный аппарат социальной работы нелегко, это требует больших усилий и кропотливой самостоятельной работы. Кроме того, необходимо изучать другие (особенно смежные) научные дисциплины, внимательно читать специальную литературу.

Значительную помощь в усвоении понятийного аппарата социальной работы могут оказать изданные в нашей стране и за рубежом справочные издания (словари, энциклопедии и т. д.).

Закономерности и принципы теории социальной работы

Одним из важнейших системообразующих элементов социальной работы как науки являются закономерности, выражающие прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов и социальной работе. Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение закономерностей социальной работы -- одна из основных задач современных ученых и исследователей.

Следует отметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата изменяются и трансформируются.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, данных наблюдений усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях:

1) социальная работа -- специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохра нению и реабилитации социального здоровья;

2) формирование индивида происходит по "социальной программе" -- под воздействием общественной среды при определяющей роли активности самой личности в собственном развитии;

3) источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный характер, т. е. они обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития.

В российской практике доминирующими являются теоретические принципы психолого-педагогической области познания, например «принцип индивидуального подхода». Условно принципы социальной работы можно разделить на следующие группы: 1) общие принципы, отражающие стратегии социальной работы во всех ее познавательных и практических направлениях; 2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений; 3) операциональные, и имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях; 4) этические принципы, отражающиe нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определенную миссию. В различных травлениях и школах данные принципы могут иметь свои типологии и классификации.

1) Общие принципы социальной работы

Эти принципы отражают общие, характерные для всех систем классификаций и таксономии социальной работы типологические связи и отношения, существующие независимо от формы проявления практики и субъектности нуждающегося клиента. Общие принципы выражаются в денотативных дефинициях, где описание и идентификация процессов осуществляется через ясные и доступные, прозрачные концепты. Они выражают философию социальной работы в аспекте ее теоретических концептов метауровня познания практики как изменяемой в нужном направлении реальности проблем и нужд клиентов. Такими принципами, отражающими сущность субъект-субъектных, субъект-объектных, объект-субъектных отношений, выступают следующие:

- Принцип активизации исходит из идеи о равноправном партнерстве и равной ответственности субъекта и объекта социальной помощи. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи в их политической, правовой, экономической независимости, так и е умениями определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно.

- Принцип «среда -- личность» связан с методологическими установками на процесс интеракции, где в качестве объекта изменения выступает среда. Среда может быть представлена различными объектами изменения от общности до референтной группы. Он также выступает в качестве методологического принципа обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития, а также приводящие к стагнации.

- Принцип «личность -- среда» отражает сущность стратегий изменения и развития мезо- и макрообъектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект. Принцип выражает философию социальной работы и процесс ее познания, предполагающий, что не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов.

- Принцип «здесь и теперь» -- общая установка на процесс взаимодействия и познания социального работника клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное, конкретно-бытийное время.

- Принцип «там и тогда» в общем виде представляет собой фокусирование социального работника на процессе взаимодействия и познания клиента, в которых актуализируются прошлый опыт, жизненные ситуации клиента, явившиеся причиной модификации его жизненных стратегий.

- Принцип «я и другие» -- принцип, согласно которому процесс познания в социальной работе должен учитывать совокупность воздействий, ведущих к изменению стратегий развития объекта. Они могут быть представлены различными связями, отношениями, ситуациями и находиться в различных сферах и областях существования, непосредственно не связанных с объектом помощи. Согласно этому принципу раскрывается стратегия оказания помощи субъекту, при учете различных способствующих ей сил.

Указанные принципы универсальны, характерны для всех школ знания в социальной работе, независимо от их концептуальной и идеологической направленности. Они имеют исторически обоснованный характер, отражают определенный этап развития и познания социальной работы, они находятся в постоянном обновлении, уточнении и дополнении, в зависимости от исторических, социальных, познавательных потребностей и условий.

2) Концептуальные принципы социальной работы

Концептуальные принципы в теории познания социальной работы выражены через коввотативные и номинативные дефиниции. Коннотативные дефиниции отражают специфику познания концепций мезоуровня, определяют их особенные черты, присущие только данному уровню и направлению познания. Номинальные дефиниции представляют главные, качественные характеристики и приоритеты теоретических концептов, в их понятийной оппозиции и пропозициях относительно других теоретических концептов социальной работы.

Многообразие теоретических концептов, направлений, которые постоянно находятся в процессе развития, затрудняет возможность отражения всего спектра этих принципов, однако подходы к их классификации и характеристика основных концепций дают представление о природе их функционирования.

Исходя из концепции М.Блума о компонентах научной теории, научные релевантные практике социальной работы концепции должны состоять из доказуемых, научно обоснованных и не противоречивых компонентов. Каждый компонент должен отражать свой уровень познавательных задач, ему должны соответствовать свои таксации, он должен представлять свою единицу анализа реальности. Структура научной концепции, таким образом, должна состоять из:

* концептов;

*классификации;

* нормативных моделей;

* принципов.

Итак, принципы данного уровня познания связаны с базовыми феноменами, процедурами, смыслами концепции. Не имея универсального характера, они отражают связи и отношения определенной ветви практики и научного осмысления. Это можно показать на нескольких примерах.

Ситуативная теория социальной работы основывается на концепции поведения. Центральным концептом выступает «ситуация». Спектр ее проявлений достаточно широк от индивидуального кризиса до семейного и коллективного, что дает возможность для классификации нормативных и патогенных ситуаций. В этой связи принципы отражают поведенческие системные связи в координатах «жизнь и поведение». Исходя из концепции К.Левина можно представить поведение в качестве, функции ситуации: В = f(S). Отсюда формируется следующий принцип: ситуация реализуется, через персональное развитие. Однако принцип является не только характеристикой по отношению к концептам теории, но и определенной гипотезой при распространении его на достаточно большой круг феноменов социальной работы, таких, как сообщество, семейные и референтные группы и т.п., которые входят в систему классификации данной теории.

Аналогичные подходы могут быть реализованы и в отношении других теорий социальной работы.

Теория ролей исходит из детерминированности поведения людей их статусом, позицией в межличностных отношениях, Подходы, которые реализуются в социальной работе исходя из данных концептов, связаны с принципом ролевой дополнительности. Согласно этому принципу, модели помощи и поддержки субъекту возможны в пределах изменения его социально-ролевого репертуара.

Экологическая системная теория основана на концепции взаимного обмена в системе «личность -- окружающая среда», представляющий собой «непрерывный процесс, где каждая сторона постоянно что-то изменяет и являет собой взаимодействие». Данный подход реализует принцип экологической дополнительности, и его принципиальное отличие состоит в том, что этот принцип заимствован из теории кибернетики и дополнительность рассматривается в оппозициях к различным микро-, мезо- и макросистемам, представленным в социальной работе индивидом, семьей, группой, сообществом, государственной системой. Принцип дополнительности конкретизируется соответственно своему уровню связей и системных оппозиций. Так, в системе «государство -- сообщество», данный принцип понимается таким образом, что сообщество людей получает помощь от государства с учетом уровня их проживания, но пропорционально имеющимся натуральным ресурсам.

3)Операциональные принципы

Операциональные принципы выражаются через операциональные дефиниции. Они раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессиональной культуре. Операциональные принципы выстраиваются на основе индивидуального опыта социального работника в процессе его взаимодействия с клиентом.

Практика взаимодействий с клиентом выработала определенные подходы, ставшие аксиоматическими, например:

* Клиент всему начало.

* Начало контакта с клиентом -- начало лечения.

* Продвигаться вместе с клиентом и т.д.

4) Этические принципы социальной работы

Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. С одной стороны, оно выступает в процессе помощи как один из видов поддержки « человека-нуждающегося ». С другой стороны, принципы являются тем ценностным континуумом, в котором проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников США (NASW), охватывают различные стороны интеракций социального работника в процессе профессионального взаимодействия: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу. При этом каждый вид профессиональных взаимоотношений имеет свои принципы и императивы. Так, стандарты NASW для социальных работников, осуществляющих свою деятельность в системе здравоохранения, помимо общих принципов, имеют принципы относящиеся к их сфере компетенции. Среди них:

* содействие в поддержке физического и психосоциального здоровья;

* предотвращение физических и умственных болезней;

* содействие в усилении физического и психосоциального функционирования; -

* внимание к социальным и эмоциональным ударам, приводящим к болезням и недееспособности.

Специальные стандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие в себя этические принципы профессионального взаимодействия, имеют и другие зарубежные организации социальных работников.

В Российской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб был утвержден кодекс социального работника, который включает в себя следующие принципы:

* принцип компетентности;

* принцип моральной ответственности перед клиентом;

* принцип моральной ответственности перед обществом;

* принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами.

Заключение

Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям - обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему. Она состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как еще говорят, компонентов.

Прежде всего социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Предметом социальной работы являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. В России в условиях перехода к рыночной экономике, на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, в том числе с использованием психологически ориентированного и комплексного подходов.

В системе подготовки специалиста курс «Теория социальной работы» выступает как базовый, являющийся связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, и в этом состоит его специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах ее проявления, с другой -- выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем рассмотрена более глубоко и подробно.

Список используемой литературы

1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М: ИНФРА-М, 2003. -- 395 с. -- (Серия «Высшее образование»).

2. Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.В.Ханжин, Т.П.Карпова, Н.П.Ерофеева и др.; Под ред. Е. В. Ханжина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144с.

3. Основы социальной работы : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / [Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. -- 4-е изд., стер. -- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.

4. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. - 476 с.

5. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.76-82

6. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие/Отв. Ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. -- М.: ИНФРА-М, 2003. -- 427 с. -- (Серия «Высшее образование»).

7. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу; Учебное пособие. -- 5-е изд. -- М.: Академический Проект, 2006. -- 496 с.

8. Топчий, Л.В. Теория,методология и история социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. - М.: 2008. - №1. - С.4 - 10.

9. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Ф62 Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 2001. -- 432 с.

10. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. -- 5-е изд. -- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2007. -- 668 с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты