Социальная стабильность - это такое состояние социальных процессов в стране, которое позволяет обеспечивать поступательное развитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе. Социальная стабильность обеспечивает сохранение баланса социальных и экономических интересов различных групп населения.
В то же время расходы на социальную сферу значительно выросли - более чем на 0,8 процентных пункта ВВП (без учета субсидий на финансирование базовой части трудовой пенсии Пенсионному фонду РФ) и на финансовую помощь другим уровням власти (с 2,5% ВВП в 2001 году до 2,9% ВВП - в 2002 году). Таким образом, анализ расходов консолидируемого бюджета в 2002 году позволяет говорить о том, что даже в сравнении с предыдущим годом усиливается тенденция по перемещению центра тяжести от финансирования военных и правоохранительных расходов, а так же субсидий ЖКХ, сельского хозяйства и промышленности к социальным расходам. Виноградов В.В. Экономика России. - М.: Юристъ, 2002.- С. 231.
Таблица 2. Расходы федерального бюджета, территориальных бюджетов и консолидированного бюджета в 2006-2007 годах (в %ВВП)*
2006г. | 2007г. | ||||||
Федеральный бюджет | Территориальный бюджет | Консолидированный бюджет | Федеральный бюджет | Территориальный бюджет | Консолидированный бюджет | ||
Правоохранительная деятельность | 1,6 | - | 2,7 | 2,4 | - | 2,4 | |
Промышленность, энергетика, строительство | 0,5 | 1,2 | 1,7 | 0,4 | 1,1 | 1,6 | |
Сельское хозяйство | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | - | 2,5 | 2,5 | - | 2,1 | 2,1 | |
Образование | 0,6 | 2,5 | 3,1 | 0,6 | 3,0 | 3,6 | |
Культура, искусство | 0,1 | 0,3 | 0,4 | 0,1 | 0,4 | 0,4 | |
Здравоохранение и физическая культура | 0,3 | 1,8 | 2,1 | 0,2 | 2,0 | 2,2 | |
Социальная политика | 1,2 | 1,1 | 2,4 | 3,9 | 1,2 | 5,1 |
*Источник: Прямые инвестиции // №1(9), январь 2007
Для достижения её первоочередной задачей является борьба с безработицей и трудоустройством населения. Работа в этом направлении социально-экономической политики поддерживается государством через правительства городов и областей.
Социальная сфера оказалась одной из наиболее затронутых системным кризисом. Проблема, видимо, заключается в том, что в советский период была создана всеобъемлющая система социального обеспечения населения (бесплатное образование и медицинское обслуживание, льготные условия выхода на пенсию и т.д.), причем объем декларированных социальных прав и гарантий зачастую не соответствовал экономическим возможностям государства. Обозначившийся в 70-80-х годах кризис плановой системы привел к кризису социальной сферы, что повлекло за собой необходимость ее преобразования.
Пенсионная реформа
В России исторически сложилась распределительная пенсионная система, т.е. пенсии выплачиваются за счет взносов работающих, а не накоплений самих пенсионеров. Причины нынешнего кризиса российской пенсионной системы состоят в следующем:
Демографическое старение. Численность населения старше 60 лет за последние сорок лет удвоилась и растет более быстрыми темпами по сравнению с другими возрастными группами
Институционально-правовые причины. Распределительная система в России допускает большое число льготных и досрочных пенсий, в результате чего значительно возрастает численность получателей социальных пособий.
3. Социально-экономические причины. Во-первых, численность занятых в экономике России сократилась, уменьшилось число плательщиков взносов в Пенсионный фонд. Во-вторых, в негосударственном секторе занято около 60% работающего населения.
4. Финансово-экономические причины. С 1991 г государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения, теперь только 6-8% всех пенсионных выплат составляют средства госбюджета (до 1991 г. -- более 70%), а отчисления работодателей -- около 90%.
Суть этой реформы -- дополнение традиционной системы «солидарности поколений» двумя более эффективными: основанной на взносах предприятий и на добровольных пенсионных накоплениях, с возможностью инвестировать эти активы в рыночные инструменты. Постепенная «приватизация» пенсионного обеспечения помогает решить пенсионные проблемы, развивает рынок капиталов и предоставляет инвестиционные средства экономике. Согласно международной статистике снижение государственных пенсионных расходов в сравнении с «частными» пенсионными накоплениями приводит к форсированному росту капитализации фондового рынка.
Преимущества накопительной пенсионной системы состоят в следующем:
- не зависят от демографической ситуации в стране и соотношения работающих и пенсионеров;
- обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек и насколько эффективно были инвестированы его накопления;
- позволяет использовать аккумулируемые день для долгосрочного инвестирования.
Но с вступлением в силу закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» ситуация в экономику.
станет обратно противоположной желаемой. Государство не только не снижает свою активность, но и направляет пенсионные накопления в государственные же ценные бумаги. ПФ, жалуясь на недостаток средств, для выплаты пенсий, одновременно тратит значительные средства, предназначенные сегодняшним пенсионерам, на собственные нужды -- например, на создание инфраструктуры своего будущего бизнеса по сбору взносов на накопительную пенсию и контроля за их инвестированием. Расходы фонда на собственную деятельность достигали в последние годы 8% средств, находившихся в его распоряжении.
В конце июня 2002 года Дума приняла в первом чтении поправки к закону «О негосударственных пенсионных фондах (НПФ)», которые, по сути, являются продолжением законопроекта «Об инвестировании», оговаривающего участие НПФ в накопительной пенсионной системе с 2004 года. Поправки к закону «О НПФ» дают гражданам возможность перевести свои накопления из государственной пенсионной системы в частную -- в НПФ и управляющие компании.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства
Исходная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), сложившаяся к началу рыночных реформ, была обусловлена длительным господством административно-командной системы. В начале 90-х годов в государственной собственности находилось 67% всего жилищного фонда, 79% городского жилищного фонда. Индивидуальное жилье, находящееся в личной собственности граждан (26% всего жилищного фонда), в основном концентрировалось в сельской местности и небольших городах. Жилищные кооперативы составляли незначительную часть жилищного фонда (4%), а их доля была существенной лишь в некоторых крупных городах (например, в Москве -- 10%).
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в советский период сознательно поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались государством на 80-90%. С учетом платежей за коммунальные услуги квартирная плата в 1990 г. составляла примерно 2,5% среднего дохода семьи рабочего и служащего. Бюджетное дотирование ЖКХ было связано с политикой удешевления стоимости строительства, что вело к увеличению расходов на эксплуатацию.
При проведении либерализации цен в 1992 г. было принято решение не менять поначалу уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В этой сфере продолжали некоторое время действовать тарифы 1928 г., когда квартирная плата за 1 кв. м площади была установлена в размере 13,2-16,5 коп. в месяц. Тем самым был упущен момент для формирования механизмов финансирования жилищных и коммунальных услуг за счет потребителей, что могло бы создать стимулы к быстрым институциональным изменениям и этой сфере. В результате в 1992-1993 гг. уровень покрытия затрат ЖКХ за счет населения резко снизился, упав почти до нуля.
Бюджетное дотирование ЖКХ привело к тому, что городам стало невыгодно строить жилье, поскольку каждый введенный в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, требуя новых дотаций.
Наконец, оплата населением жилищно-коммунальных услуг уменьшается вследствие многочисленных льгот. В России насчитывается 43 льготные категории граждан, которые полностью или частично освобождены от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а приходящиеся на них расходы ЖКХ не компенсируются ни федеральными властями, ни ведомствами. Доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг выросла в среднем по России на 30-40% с 1992 г. до 2002 г. Жилищными субсидиями в 1997 г воспользовались 8% населения, или 3,7 млн. семей. Хотя подорожавшие жилищно-коммунальные услуги не может оплатить, по оценке, каждый четвертый россиянин, лишь половина этих малоимущих пользуется жилищными субсидиями.
Неспособность правительства решить проблемы бюджетной сферы является причиной возникновения новых проблем связанных с трудовым потенциалом страны. Социальные ресурсы и социальная политика / Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. М.: Бизнес, 2001. - С. 96
Таким образом, за последние десятилетия в Росси произошли значительные изменения в сфере социальной политики. Реформы, проводимые государством, постоянно совершенствуются и предлагают все новые пути выхода из проблемных ситуаций.
Заключение
Несмотря на позитивные тенденции повышения уровня реальных доходов населения, наметившиеся в 2007 году, уровень бедности продолжает оставаться довольно значительным. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в 2007 году составила 30,2%. Остается высоким уровень экономического неравенства: соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения - 13,7 раза.
В основу реформ в сфере социальной поддержки населения должен быть положен принцип предоставления социальной помощи преимущественно в адресной форме и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций. В связи с этим полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной помощи целесообразно передать на региональный и муниципальный уровень.
Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы для оказания адресной социальной помощи, требуется сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо упразднить большинство льгот, установленных федеральным законодательством, и передать полномочия по принятию решений об установлении большинства видов социальной помощи на уровень субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. При этом необходимо более широкое использование процедур обязательной проверки нуждаемости получателей льгот, а также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье. Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи должны учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности.
Переход к предоставлению адресной социальной помощи нуждающимся домохозяйствам на основе проверки нуждаемости приведет к значительному увеличению доли средств, распределяемых в пользу наименее обеспеченных домохозяйств. Однако механизмы проверки нуждаемости позволят решить эту задачу только в том случае, если они будут хорошо адаптированы к местным условиям.
В связи с этим должна быть усилена методическая роль федеральных органов социальной защиты населения. В их задачу должна входить разработка широкого спектра методик адресного предоставления социальной помощи и оказание технического содействия региональным органам социальной защиты в практическом применении таких методик, включая их адаптацию к местным условиям. При таком подходе у регионов появится возможность сконцентрировать средства, прежде всего, на защите наиболее социально уязвимых групп населения, поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не может на основании наиболее эффективных методик предоставления социальной помощи и социальных услуг, разработанных и апробированных как в данном регионе, так и в других регионах, не уменьшая размеров финансирования на эти цели и увеличивая размер социальной помощи особо нуждающимся категориям населения.
В результате проведенного в нашей курсовой работе исследования была достигнута поставленная цель - определили место социальной работы в структуре современного социального знания, проведя параллели с социальной политикой и с социальными реформами в Российской Федерации. Данная цель не могла бы быть достигнута без теоретического рассмотрения социальной работы, без выявления ее основные теоретических положений, времени и факторов ее возникновения, основных теоретических моделей ее рассмотрения.
В результате можно сказать, что положительные явления в социально-экономической политике все-таки имеют место в настоящее время. Возможно, это связано с тем, что за двенадцать лет существования Российского государства выросло новое поколение, с новым менталитетом, новыми идеями и новым видением мира, что позволит им в будущем сделать Россию действительно страной с рыночной экономикой.
Список литературы
1. Бернер, Г. Теория социально-психологической работы [Текст]/Г. Бернер, Л. Юнсон. - М.: Юристъ,2000. - 348 с.
2. Виноградов, В.В. Экономика России [Текст]/ В.В. Виноградов - М.: Юристъ, 2002.- 437 с.
3. Григорьев, С.И. Социальная работа в России: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения [Текст]// Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной. - 2002. - №8. - С. 12-19
4. Дятченко, Л.Я. Социальные типологии в управлении общественными нормами[Текст]/ Л.Я. Дятченко. - М.: Белгород, 2003. - 296 с.
5. Заславская, Т.И. Социология экономической жизни. Очерки теории [Текст]/ Т.И.Заславская, Р.В. Рывкина - Новосибирск: Наука, 2004. - 368 с.
6. Игнатов, В.Г. Становление государственного и муниципального управления[Текст]/ В.Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону, 2004. - 395 с.
7. Кернер, Г. Теория социально-психологической работы [Текст]/ Г. Кернер, Л. Юнсон. - М.: ИНФРА-М, 2002. -390 с.
8. Нердин, Г.Д. Техническое управление социальными процессами [Текст]/ Г.Д. Нердин, Г.Т. Галиев, Н.И. Бушин. - Уфа, 2004.
9. Сажина, М.А. Основы экономической теории [Текст]/ М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков - М.: Норма, 2002. - 396 с.
10. Сведнер, X. Об организации социальной работы в системе обучения [Текст]// Социальная работа: Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 429 с.
11. Социальные ресурсы и социальная политика [Текст]/ Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. - М.: Бизнес, 2001. - 381 с.
12. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования[Текст]. - М.: Логос, 2003. - 376 с.
13. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт: учебное пособие [Текст] / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. - М.: ЮНИТИ, 2001. -264с.
14. Управление социальными процессами в регионе [Текст] / Под ред. Н.М. Горбукова. - М.: Хабаровск, РАГС, 2004.- 147 с.
15. Энциклопедия управленческих знаний. Основы современного социального управления: теория и методология [Текст] / Под ред. В.Н. Иванова. - М., 2005. - 684 с.