Теория социальной работы как научная дисциплина: объект и субъект исследования, становление и развитие в работах отечественных исследователей 1990–2000 годов
p align="left">Главным начинание Петра Великого заключалось в ограничении роли церкви в социальной политике, а также передаче заботы о бедных и немощных государственным структурам. Но все это являлось только элементами структуры социального обеспечения.

Только в середине ХVIII века при правлении Екатерины II начинают складываться условия для реорганизации всей социальной благотворительности. В это время создаются специальные учреждения для образования и воспитания детей из неблагополучных семей и детей сирот: воспитательные дома для подкидышей, незаконнорожденных, госпитали для бедных рожениц и другие заведения. Екатерина отменила смертную казнь и издала несколько указов облегчающих учесть арестантов.

На рубеже ХІХ-ХХ веков остро встала проблема потребности в систематическом изучении различных форм помощи нуждающимся, в первую очередь, ими являлась благотворительность как наиболее устойчивая и распространенная. Так в начале ХХ века в России создается Союз учреждений , обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Основной задачей данного общества было объединение всех частных и другого рода обществ в единое по всей России для выработки примерных уставов, форм оказания помощи нуждающимся.

В первой четверти ХХ века было принято постановление об упразднении всех благотворительных организаций и передаче их денежных средств государству на поддержание воинских сил. Отказавшись от благотворительности как от одной из форм социальной помощи, новое российское правительство основные силы отдавало на государственную помощь в форме социального обеспечения и социального страхования.

Но русскому народу нужно было нечто иное, привычное и понятное, поэтому, с течением времени, в ходе развития советского общества вновь стали возрождаться общественные организации, которые способствовали повышению форм социального обеспечения. В настоящее время роль негосударственных предприятий играет значительную роль в сфере практики социальной работы не только России но и во всем мире и является объектом самостоятельного исследования, также это очень важно для помощи нуждающимся людям.

Однако Фирсов, автор книги «Теория социальной работы», не совсем согласен с положением Е.И. Холостовой о происхождении социальной работы в России. Он говорит, что оформление идей социальной помощи и поддержки в древности связанно с развитием письменности и проникновение, непосредственно, из христианской литературы представлений о презрении и милосердии к ближнему, а не зародилась как, у Холостовой, из основ благотворительности. Фирсов ставит на первое место в развитии социальной работы именно русскую литературу. Он рассматривает становление «теории милосердия» в произведениях древней литературы Х-ХІ веков. Он так же отмечает, что отделение чисто религиозных идей от милосердия как такового, произошло при Петре Великом. Фирсов говорит, что с этого периода начинается пересмотр ответственности в социальном плане, то есть примерно с начала правления Петра Первого прерогатива социальной защиты нуждающегося населения переходит в руки государства. Пьяницы и алкоголики более четко выделяются в группу социально - неблагополучных и нуждающихся в помощи, потому что это проблема всего русского народа.

Однако в работе Григорьева А.Д. «история социальной работы» указано, что государственная монополия в деле помощи нуждающимся слоям населения оформилась с конца 18 века. И произошло это в ходе екатерининских преобразований. Административная система помощи предполагала наличие как территориальных институтов помощи так и государственных мер по защите социально уязвимых слоев населения на основе усиления законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между субъектами помощи, группами и государством.

По вопросу начального этапа формирования социальной работы на Руси, у Григорьева и Холостовой схожие мнения, они оба считают, что социальная работа получила свои истоки из благотворительности и милосердия, желания помочь ближнему. Мне кажется, что с их мнением можно согласиться. Ведь социальная работа оказывает влияние на все сферы социальной жизни: экономическую, политическую, социальную. Социальная работа оказывает помощь всем нуждающимся.

2.2 Становление социальной работы в России

Е.И. Холостова в своей работе «теория социальной работы» рассматривает становление социальной работы в России как процесс незавершенный. Она считает, что социальное обслуживание населения в России находится на начальном этапе.

В работе замечено, что важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений. За пять лет их число выросло в 2 раза. Это уже свидетельствует о том, что развитие социального обслуживания населения стало довольно быстро расти.

Однако по-прежнему остро стоит проблема лиц без определенного места жительства и занятий, «бомжей», отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста и так далее. Для них создаются специальные социальные учреждения: дома-интернаты, дома ночного пребывания.

Быстрыми темпами стала развиваться сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения. Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования.

На данном этапе развития завершается первый этап становления социального обслуживания населения России. Исходя из этого особую актуальность приобрел учет и анализ публикованных работ в этой области, творческое освоение разработанных парадигм, идей и опыта социального обслуживания. Для обработки материала большой интерес представляют официальные документы и материалы различных министерств и ведомств по вопросам, имеющим отношение к социальным службам. На современном этапе становится очевидным, что для того, чтобы результативно решить поставленные задачи социального обслуживания, нужно прибегнуть к внедрению в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных положений социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке и многие другие неблагоприятные факторы приводят к недостаточной эффективности деятельности социальных служб.

По соблюдению норм и правил существует множество стандартов и законов Федеральный закон "об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 15 ноября 1995г. но, сожалению, не все они осуществляются в достаточной мере. Поэтому необходимо укреплять деятельность социальных служб Российской Федерации действием специальных комиссий по контролю за деятельностью в данном направлении.

Фирсов в своей книге «теория социальной работы», приходит к одинаковому результату с Холостовой, по вопросу становления российской социальной работы, он так же говорит, что социальная работа находится на этапе формирования и незавершенности. Автор выделяет два периода в оформлении идей социальной поддержки:

Первый - с 1919 по 1941гг., когда происходит оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе.

Второй - с 50-х по 2000 гг., когда особо интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально правовой реабилитации инвалидов Фирсов М.В., Студентова Е.Г. Теория социальной работы. С. 63-67..

Итак, социальная работа в России находится на этапе незавершенности и развития. Социальная работа берет свое начало из благотворительности, которая существовала на всех этапах развития российского общества.

Глава 3. Основы теории социальной работы

3.1 Объект и субъект социальной работы

Прежде всего стоит определиться, что называть объектом и субъектом социальной работы. По определению профессора Е.И. Холостовой: Сторона, которая осуществляет познание или деятельность, называется субъектом; сторона на которую направлено познание или деятельность, называется объектом.

Отношения объекта и субъекта многопланово. То, что в одной ситуации мы можем назвать объектом, в других условиях и при других обстоятельствах, процессе познания или деятельности выступает как субъект, и наоборот. Кроме того в сфере общения многие отношения можно понимать как субъект субъектные, в которых обе стороны являются активными продуктами деятельности и познания, влияют друг на друга. Социальная работа относится именно к одной из таких сфер социальной деятельности.

В ходе работы в данной сфере специалисты всегда задумывались над вопросом: как назвать того кому оказывается помощь. В связи с тем, что индивид, обратившийся в службу социальной помощи способен, хотя бы частично, принимать участие в деятельности по устранению своих затруднений утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть групповым и индивидуальным.

Социальный работник любого ранга - всегда активная сторона. Поэтому, по определению Холостовой, которое она дает в своей книге «Теория социальной работы», объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудной, жизненная ситуация называется в случае, если она нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. И если самостоятельно индивиды справиться с ней не могут. Группами, которые нуждаются в социальной помощи, различны. Однако, принято выделять в, так называемые, «группы риска» одиноких инвалидов, престарелых, женщин, детей и многие другие группы. Принято также выделять клиентов - людей с особыми проблемами. Это люди, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию. Потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность.

Следует помнить, что социальный работник, оказывая социальную помощь клиенту, в первую очередь имеет дело с его социальной ситуацией. Социальной ситуацией называется конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового , со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы Холостова Е.И. теория социальной работы С.41. Целью деятельности социального работника является улучшение социальной ситуации клиента.

Социальная работа является деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, об этом говорит Агапов Е.П. в его труде «введение в социономию». Он говорит, что социальная работа включает в себя два основных элемента: объект и субъект. Под объектом социальной работы, он подразумевает тех людей, которые нуждаются в помощи, а под субъектом - тех, кто ее оказывает. Поэтому, социальную работу можно понимать как взаимодействие объекта и субъекта, имеющее главной своей целью помощь людям в решении для них жизненно важных вопросов и вопросов, улучшающих качество их жизни. Объектом социальной работы в любом случае являются те, кто ставит перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, будь это индивидуальный клиент или группа людей.

Группы людей, которые являются объектами социальной работы, можно разбить на три категории:

1) социально незащищенные группы;

2) маргиналы;

3) лица с отклоняющимся поведением.

Когда говорят об объекте социальной работы, имеют в виду различные группы людей, которые испытывают трудности в решении своих проблем. Другими словами этот объект неоднороден: это не только человеке без определенного места жительства, но и вполне респектабельный человек, страдающий от одиночества.

Субъект социальной работы так же не является однородным. В нее входят как социальные служащие, социальные агентства, так и государство в целом. Социальная работа невозможна без государства, которое создает для нее законодательную основу, а так же агентств, которые занимаются ее организацией. Стоит отдельно заметить, что социальные работники выполняют непосредственную работу с людьми, поэтому они являются важнейшим субъектом в этой сфере.

Мнение Курбатова В.И. в основном совпадает со мнением других исследователей социальной работы. Однако, он говорит, что основное место в социальной работе занимают объект и предмет, он называет их основополагающими категориями. Курбатов говорит, что предметная сущность социальной работы характеризуется понятием «социальности», которое выражает многообразные способы и формы существования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.

Объекту и субъекту социальной работы, автор отдает важнейшую роль. Называя объектом - клиента - человека нуждающегося в социальной защите. А субъектом - того, кто осуществляет социальную помощь. Он говорит, что в основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, так же как и со значимым социальным окружением клиента.

3.2 Принципы социальной работы

С точки зрения профессора Холостовой, принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.(5) Холостова Е.И. теория социальной работы С. 48

Холостова, ссылаясь на Гуслякову Л.Г., выделяет следующие принципы теории социальной работы:

Социально - политические принципы. Данные принципы освящают требования, зависимости социальной работы и социальной политики государства. Зависимость выявляет концепции подходов к выбору предпочтений в социальной защите населения, соотносит общественные и индивидуальные интересы в социальной работе. Основными принципами этой группы являются: единство подходов социальной работы во всех регионах страны, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизни социальной группы или личности при выборе работы с ними. Законность и справедливость деятельности социального работника.

Общефилософские принципы. Эти принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К этим принципам относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной связи индивида и его социальной среды.

Организационные принципы. Среди них можно особо выделить такие, как социальная и технологическая компетентность кадров, так же в них заключатся принцип контроля и проверки исполнения, также принцип функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Педагогико-психологические принципы. Они занимают большое место в структуре логических форм научной теории социальной работы. Эти принципы выражают требования в психологическому и педагогическому воздействию на человека, обратившегося в социальную службу, также предполагают необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых процедур. Основными принципами можно назвать: анализ оценки условий жизнедеятельности и выбора форм и методов работы с данными клиентами. Целенаправленность и адресность социальной работы, индивидуальный подход к каждому клиенту.

Далее профессор Холостова говорит о специфических принципах социальной работы, которые определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг нуждающемуся населению.

Принцип универсальности. Который требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам: идеологическим, политическим, религиозным, национальным или расовым. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единой причине - его потребности в социальной помощи.

Принцип социального реагирования. Принцип предполагает осознание необходимости принимать меры по выясненным ранее социальным проблемам, действовать в соответствии с данными обстоятельствами социальной ситуации конкретного клиента, а не ограничиваться только стандартным набором действий ориентированного на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип максимизации социальных ресурсов. Всем известно, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет малое количество средств на оказание социальной помощи населению. Конечно большую роль в этом всем играет социально - экономическое развитие государства, но там не менее в основном доля государственных затрат на социальную защиту мала. Поэтому социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи нуждающимся, путем привлечения не государственных, гарантированных, средств, а частных, добровольческих организаций. Также социальные работники могут использовать и другие, не запрещенные государством способы.

Принцип толерантности. Заключается в том, что социальный работник не может делить клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый человек, который нуждается в помощи, должен получить ее. Толерантность социального работника заключается в том, что он должен проявить терпимость к проявлению разнообразия клиентов.

Также Холостова и Гуслякова выделяют еще несколько принципов, но принципы рассмотренные выше являются базовыми и самыми важными.

Нам стало ясно, принципы играют большую роль в социальной работе, потому что только руководствуясь ими социальный работник сможет качественно выполнить свою работу. Здесь прослеживается важность теории социальной работы, которая, в последствии, используется в практике социальной работы. Также мы выяснили, что не только социальный служащие, но и агентства, а также государство в целом, имеют большое значение в структуре социальной работы.

Заключение

Итак, в ходе данной работы мы изучили работы ученых - теоретиков в области социальной работы таких как: В.И. Курбатов, З.В. Козлова, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, М.В. Басова и другие. Рассмотрели основные составляющие социальной работы. Поняли, что социальная работа является отраслью не только практического знания, но и имеет очень основательный теоретический базис.

В работе рассмотрена социальная работа как научная дисциплина, происхождение социальной работы и ее развитие, определен объект и субъект социальной работы.

Также, нам стало понятно, что социальный работник в своей работе должен быть толерантным и воспитанным, он должен находить подход к каждому отдельному клиенту индивидуально. Несмотря на то, какие люди являются клиентами социального работника, он не должен делить их на «хороших» и «плохих», а должен одинаково качественно оказывать им социальную помощь.

Так же мы поняли, что предметом социальной работы является прежде всего человек, его место в обществе. Государство является основной составляющей в сфере социальной защиты населения. Оно помогает развитию социальной работы и ее становлению. Ведь социальная работа представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество пронесло с собой, начиная с самого его основания. Социальная работа - это общественно необходимое явление, без нее невозможно существование ни одного государства, потому что в каждом государстве есть социально не защищенная группа или группы людей. Теория социальной работы лишь собирает все практическую информацию, отслеживает ее эффективность и создает такие методы, которые могут сделать социальную работу более легкой и практичной.

Список литературы

1. Агапов Е.П. Введение в социономию. Ростов-на-Дону, 1997.

2. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук //Российский журнал социальной работы. - 1996. № 1.

3. Григорьев А.Д. История социальной работы. М., 2006.

4. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.

5. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности в России. // Антология социальной работы. М., 1994.

6. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Н.Ф. Басов, В.И. Басова, О.Н. Бессоннова и др.: под ред. Н.Ф. Басова. Издание 3-е, исправленное. М., 2007.

7. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего профессионального образования. // Российский журнал социальной работы. - 1995. № 1.

8. Словарь - справочник по социальной работе. М., 1997.

9. Соловьев С.М. Сочинения. Книга 1. История России с древнейших времен. М., 1988.

10. Социальная работа. Словарь - справочник. М., 1998.

11. Социальная работа: история, теория и технология. / Под ред. И.Ф Анбеговой, З.В. Козлова. Ярославль, 1997.

12. Социальная работа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. Серия «учебники, учебные пособия» - Ростов, 2000.

13. Социальная работа: учебное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное. - Ростов, 2003.

14. Теория и методология социальной работы: учебное пособие. / Григорьев С.И., Гуслякова Я.Г. М., 1994.

15. Теория социальной работы. М., 1998.

16. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995г.

17. Фирсов М.В., Студентова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие. М., 2000.

18. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.

19. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М, 2003.

20. Шанин Т. Социальная работа: идеология профессионализма//Журнал исследований социальной политики. Том 2. - 2004. - № 3.

21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Издание 2-е. М., 1994.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты