Семейное насилие в отношении женщин: гендерный подход
p align="left">Также интересно исследование насилия в супружеских парах, проведённое в 1985 году. В нём сравнивался уровень применения насилия для зарегистрированных и незарегистрированных пар, и было выяснено, что последние отличались большей конфликтностью и агрессивностью. Это исследование проводилось для проверки мнения о том, что свидетельство о браке, зачастую, одновременно является свидетельством на право жестокого обращения с женой. Однако, как считают авторы, по результатам исследования брачное свидетельство создаёт большие предпосылки для достижения внутрисемейного компромисса [18].

Проанализировав данные исследования проведённого в 1975 года о семьях, в которых к насилию прибегал только один из супругов, Мюррей Страус и его сотрудники обнаружили, что муж в них выступал в качестве единственного источника агрессии в 28% случаев, а жена - в 23%. Сведения о частоте совершения агрессивных действий рисуют во многом сходную картину /3/. Согласно результатам того же исследования 1975 года, жены нападали на своих супругов, нанося им как легкие, так и серьезные повреждения, примерно так же часто, как это делали их мужья. При этом оказалось, что женщины получили серьезные травмы в 8,9%, а мужчины - в 8,0% подобных случаев. Таким образом, как бы ни различались статистические сведения о совершении насильственных действий мужчинами и женщинами вне дома, в собственной семье жены не меньше мужей наносили удары своим супругам или угрожали им ножами или пистолетами (что отражает доступность оружия в США) [28].

Интересны, приводимые Мак-Нили и Робинсон-Симпсон, данные о том, что в домашней стычке, при обмене ударами, вероятность того, что мужчина, как правило, обладающий большей физической силой, нанесёт больше повреждений женщине, чем она ему, будет выше. Однако супруги не обязательно дерутся только руками или ногами. Они могут использовать также различные предметы, например ножи и пистолеты (т.к. огнестрельное оружие легкодоступно в Америке), которые способны наносить гораздо более тяжкие повреждения, чем голый кулак. Более того, по данным этих исследователей /1/. Во многих случаях именно женщина прибегает к использованию оружия. При анализе более 6000 случаев применения насилия в семье (в 1973-1975 гг.) оружие было применено в 25% случаев, в которых жертвой насилия стала женщина, и в 80% случаев, в которых жертвой становился мужчина. Таким образом, мужчина с большей вероятностью мог получить серьёзные ранения в ссоре со своей супругой [12].

Исследования, проведённые ОИНПС 1975 году, выявили закономерность: чем чаще мужчина или женщина подвергались мерам физического воздействия в детстве, тем выше была вероятность их жестокого обращения с будущей женой или мужем, так же родители, наиболее чисто подвергавшиеся телесным наказаниям в своей семье (согласно их собственным воспоминаниям), оказались среди тех, кто с наибольшей вероятностью были способны на жестокое обращение со своими детьми [30].

Согласно тем же данным, мужчины, видевшие в детстве дерущихся родителей, становились агрессивными мужьями в два раза чаще, чем мужчины, не наблюдавшие в детстве подобных семейных сцен.

В исследовании Хоталинга и Шугармена в 90% проанализированных ими работ было установлено, что избивающие своих жен мужья чаще, по сравнению с нормальными мужчинами, были свидетелями случаев проявления агрессии в своей семье. Те же авторы установили, что избиваемые женщины также часто наблюдали в детстве сцены насилия в своих семьях [14].

Исследования дают чрезвычайно широкий разброс результатов относительно распространенности сексуального насилия в семье. По данным М. Либскомб, И. Сарах, Дж. Христофис, распространенность сексуального насилия над женщинами в разных странах колеблется от 7 до 36 % [28].

В последние годы эти цифры колеблются от 6 до 62 % применительно к женщинам. В нашей стране показатели такого рода еще более противоречивы и неоднозначны. Несогласованность исследовательских данных, в том числе и статистических, обусловлена также и отсутствием универсального представления о том, что считать сексуальным насилием.

Первое всеэстонское представительное социологическое исследование, в котором внимание было уделено насилию в отношении женщин, которое осуществляется в семье, провел в 2001 году Эстонский институт открытого общества. В Эстонии по данным исследования в течение года 16% женщин стали жертвами физического и сексуального насилия, а в целом жертвами насилия (куда добавляется также и психологическое насилие) -21% женщин. 70% случаев насилия были осуществлены со стороны мужей женщин или их спутников жизни [12].

Таким образом, неразработанность эмпирических исследований по проблеме семейного насилия в отношении женщин, позволяет говорить о недостаточном принятии и чувстве ответственности общества за данную социальную ситуацию.

Обратимся к рассмотрению мер профилактической работы социального работника, психолога с жертвами домашнего насилия.

2.2 Особенности построения профилактической и коррекционной работы с женщинами, пережившими насилие

Данную проблему можно рассматривать в широком и узком аспекте изучения.

В широком смысле меры профилактики семейного насилия в отношении женщин представлены в декларации об искоренении насилия в отношении женщин, провозглашенной резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеей от 20 декабря 1993 года (Приложение 1). В ней предлагаются следующие мероприятия масштабного характера:

- разработка в рамках внутреннего законодательства уголовных, гражданских, трудовых и административных санкций для наказания за правонарушения и возмещения ущерба, причиненного женщинам, которые подверглись актам насилия;

- рассмотрение возможности разработки национальных планов действий для обеспечения защиты женщин от любых форм насилия или включение с этой целью соответствующих положений в уже существующие планы, принимая во внимание, по мере необходимости, то содействие, которое могут оказать неправительственные организации, особенно организации, занимающиеся проблемой насилия в отношении женщин;

- разработка на всеобъемлющей основе превентивных подходов и любых возможных мер правового, политического, административного и культурного характера, которые содействуют защите женщин от любых форм насилия, и обеспечение положения, исключающего повторную виктимизацию женщин в результате применения законов, правоохранительных методов и других действий, в которых не проводится различия между мужчинами и женщинами;

- проведение необходимой работы для обеспечения женщинам, подвергавшимся насилию специализированной помощи, например, по реабилитации, уходу за ребенком и его содержанию, лечению, консультированию и медицинскому и социальному обслуживанию, созданию соответствующих служб и программ, а также структур поддержки; принятие любых других надлежащих мер для содействия их безопасности, а также физической и психологической реабилитации;

- предусмотрение в государственных бюджетах необходимых ресурсов для своей деятельности, связанной с искоренением насилия в отношении женщин;

- принятие мер для обеспечения того, чтобы сотрудники правоохранительных органов и государственные должностные лица, отвечающие за осуществление политики в области предупреждения и расследования актов насилия в отношении женщин и наказания за них, получали подготовку с учетом необходимости понимания особых потребностей женщин;

- принятие необходимых мер, особенно в области образования, в целях изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин и искоренения предрассудков, обычаев и другой практики, основанных на идеях неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных представлениях о роли мужчин и женщин;

- содействие проведению исследований, сбору информации и обобщению статистических данных о распространенности различных форм насилия в отношении женщин, особенно данных, касающихся насилия в семье, а также поощрение исследований о причинах, характере, степени и последствиях насилия в отношении женщин и об эффективности мер, принятых в целях предупреждения и искоренения насилия в отношении женщин;

- поощрение региональных межправительственных организаций к включению в их программы соответствующих мероприятий по искоренению насилия в отношении женщин.

Однако нормативно-правовые акты действующие сейчас в Российской Федерации в отношении насилия над женщинами направлены на ликвидацию последствий случившегося. К сожалению специальных законодательных актов, которые бы регулировали насилие в семье, на данный момент не существует.

Медико-социальная работа «это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально- правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья» [1, с. 125].

В социальной работе с жертвами домашнего насилия выделяются три группы задач:

- по их спасению;

- по поддержанию социального функционирования

- по социальному развитию [27].

В случае реальной опасности для жизни и здоровья женщины могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью.

Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав [23].

В ходе реабилитации, эффективной технологией является создание терапевтических групп из женщин, переживших насилие. Члены таких групп наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста, в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие женщиной.

Одной из форм социальной работы с женщинами, испытавшими насилие, является создание телефона доверия. Основной целью телефона доверия является оказание психологической и правовой помощи. Психологическая помощь достигается за счёт снятия эмоционального напряжения, активизации внутренних ресурсов женщины, разрешения внутреннего конфликта. Правовая помощь - в донесении до женщины, её юридических прав.

В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания.

Кроме того, одну из важных ролей в предупреждении насилия в семье, играет специалист социальной работы. В его непосредственные функции входить проведение просветительской работы среди населения, выявление не благополучных семей, социальный контроль над членами не благополучных семей, в случае необходимости передача дела в правоохранительные органы, а так же органы опеки [18].

Деятельность специалиста социальной работы характеризуется, по меньшей мере, тремя различными подходами к вмешательству в проблему, которыми определяются вариации их профессиональных функций. Эти подходы обозначаются как воспитание, фасилитация, адвокатирование.

1) Воспитательный подход позволяет специалисту по социальной работе выступать в роли учителя, консультанта, эксперта. Давать совет, обучать.

2) Фасилитативный подход выполняет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемы. Объяснение ситуаций, мобилизация внутренних ресурсов [1, с. 230].

3) Адвокатский подход применяется в тех случаях, когда специалист социальной работы выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента. Оказывает помощь в подборе аргументации, объяснение ситуации, подборе документально обоснованных обвинениях [6, с. 470].

Таким образом, целенаправленная, организованная медико-социальная и психологическая помощь жертвам семейного насилия поможет женщине вновь включиться в социальное и общественное взаимодействие, осознать себя понятой и принятой другими людьми - квалифицированными специалистами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Насилие в гендерном аспекте - разновидность агрессии на основе признака пола; это поведение, наносящее вред или имеющее целью причинение вреда другому человеку [25].

В отечественной криминологической науке, психологии и социологии долгое время изучение насилия в отношении женщин в семье в контексте проблемы семейного насилия не было предметом специального научного изучения. Данная проблема исследовалась в рамках более широкой темы - преступления, совершенные в сфере семейно-бытовых отношений. В этой области работали такие ученые, как Ю.Н. Крупка, Я.Я. Соотак, Л.В. Франк, СБ. Алимов, Г.В. Антонов - Романовский и другие.

Изучению внутрисемейного насильственного поведения и профилактике преступлений в отношении членов семьи посвящено незначительное количество исследований, основоположниками которых стали Д.А. Шестаков, Г.Г. Мошак, Д.В. Ривман, С.Н. Ениколопов, Т.А. Забелина.

2. Среди отличительных особенностей домашнего насилия в отношении женщин, выделяются следующие: домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты множественных видов насилия; оно происходит в отношениях между близкими людьми; имеет четкие очертания гендерной проблемы. Таким образом, семейное насилие - цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля.

3. В настоящее время в отношении женщин выделяется четыре основных вида насильственных действий: физическое (преднамеренное нанесение побоев), сексуальное (насильственное совершение полового акта после побоев), психологическое (наличие вербальных оскорблений), экономическое (попытка одного члена семьи лишить возможности другого распоряжаться семейным бюджетом).

4.Неразработанность эмпирических исследований по проблеме семейного насилия в отношении женщин в отечественной социологии, психологии и криминалистике позволяет говорить об острой необходимости в разработке комплексных мер помощи данной категории женщин.

Только вовремя оказанная целенаправленная медико-социальная и психологическая помощь жертвам семейного насилия, поможет женщина вновь включиться в социальное и общественное взаимодействие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Александров, А.А. Современная психотерапия [Текст] / А.А. Александров. - СПб.: Академический проект, 1997. - 236 с.

2. Антонян, Ю.М. Преступная жестокость [Текст] / Ю.М. Антонян. - С.: Просвещение, 1994. - 342 с.

3. Берковец, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковец. - СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.

4. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.Н. Зинченко. - СПб.: Речь, 2005. - 549 с.

5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.

6. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 304 с.

7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности [Текст] / Г.М. Бреслав // Личность в системе общественных отношений. - М.: МГУ, 1983. - 276 с.

8. Брутман, В.И., Ениколопов, С.Н., Радионова, М.С. Нежелательная беременность у жертв сексуального насилия (психолого - психиатические аспекты проблемы) [Текст] / В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.С. Радионова // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С.33 - 40.

9. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд - во Моск. Ун - та, - 124 с.

10. Данилова, О.Л. Психология воприятия насилия: культурный и гендерный аспекты [Текст] / О.Л. Данилова // Практикум по гендерной психологии /Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - С.388 - 403.

11. Ениколопов, С.Н., Кравцова, О.А. Теории сексуального насилия [Текст] / С.Н. Ениколопов, О.А. Кравцова // Прикладная психология. - 1999. - № 4. - С.45 - 53.

12. Забелина, Т.А. Женщина и насилие [Текст] / Т.А. Забелина. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1995. - 105 с.

13. Кон, И.С. Сексология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / И.С. Кон. - М.: Академия, 2004. - 384 с.

14. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие [Текст] / И.С. Клецина. - СПб.: Питер, 1998. -423 с.

15. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2008 - 992 с.

16. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы в зрелости [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.-416 с.

17. Немов Р.С. Психология. Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. учеб.

заведений. В 3 кн. - кН. 3: Психодиагностика. - М.: ТЦ «Сфера», 1996.-240 с.

18. Орлов, А.Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты,

основные направления оказания психологической помощи [Текст] / А.Б.Орлов // Психолог в детском саду, 2000. - № 2 - 3. - С.182 - 187.

19. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.

Учебное пособие [Текст] / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - 2 -е изд. - СПб.: Питер, 2000 - 275 с.

20. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Просвещение, 1990. - 461с.

20. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология

[Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Спб.: Питер, 2007. - 480 с.

21. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы

исследования, практикум [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. - 255 с.

22. Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам / Пер. с англ. А. Голубева. - Спб.: Питер, 1998. - 373 с.

23. Самосознание и защитные механизмы личности / ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахран-М,2000. - 656 с.

24. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация 20 век, - 2002. - 256 с.

25. Соколова, Е.Т., Ильина, С.В. Роль эмоционального опыта жертв

насилия для самоидентификации женщин, занимающихся проституцией [Текст] / Е.Т. Соколова, С.В. Ильина // Психологический журнал, - Т. 21. - Вып. 5. - 2000.

26. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. Е.Р. Ярской - Смирновой. - М.: РОССПЭН, 2004. - 292 с.

27. Холл, З. Последствия сексуальных и психологических травм детства

[Текст] / З. Холл // Психологический журнал. - Т.13. - 1992. - № 5. - С. 129 - 134.

29. Черепанова, Е.М. Психологический стресс [Текст] / Е.М. Черепанова. - М.: Академия, 1996. - 96 с.

30. Шестаков, Д.А. Криминология. Краткий курс. Преступность как

свойство общества [Текст] / Д.А. Шестаков. - СПб.: Лань, 2001. - 264 с.

Приложение 1

Декларация об искоренении насилия в отношении женщин

Провозглашена резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года.

Генеральная Ассамблея, признавая настоятельную необходимость универсального применения в отношении женщин прав и принципов, касающихся равенства, безопасности, свободы, неприкосновенности и достоинства всех людей, отмечая, что эти права и принципы закреплены в международных документах, в том числе во Всеобщей декларации прав человека1, Международном пакте о гражданских и политических правах2, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах2, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин3 и в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 4, признавая, что эффективное осуществление Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин будет способствовать искоренению насилия в отношении женщин и что Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, содержащаяся в настоящей резолюции, укрепит и дополнит этот процесс, будучи обеспокоена тем, что насилие в отношении женщин является одним из препятствий на пути достижения равенства, развития и мира, как это признано в Найробийских перспективных стратегиях в области улучшения положения женщин5, в которых был рекомендован комплекс мер по борьбе с насилием в отношении женщин, а также на пути полного осуществления Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, подтверждая, что насилие в отношении женщин является нарушением прав человека и основных свобод женщин, а также препятствует или не позволяет им пользоваться этими правами и свободами, и будучи обеспокоена неспособностью уже в течение длительного времени обеспечить защиту и поощрение таких прав и свобод в случаях применения насилия в отношении женщин, признавая, что насилие в отношении женщин является проявлением исторически сложившегося неравного соотношения сил между мужчинами и женщинами, которое привело к доминированию над женщинами и дискриминации в отношении женщин со стороны мужчин, а также препятствует всестороннему улучшению положения женщин, и что насилие в отношении женщин является одним из основополагающих социальных механизмов, при помощи которого женщин вынуждают занимать подчиненное положение по сравнению с мужчинами, будучи обеспокоена тем, что некоторые группы женщин, например женщины, принадлежащие к национальным меньшинствам, женщины, относящиеся к коренному населению, женщины-беженцы, женщины-мигранты, женщины, проживающие в сельских и отдаленных районах, женщины, лишенные средств к существованию, женщины, находящиеся в различного рода учреждениях или содержащиеся в заключении, девочки, женщины-инвалиды, пожилые женщины и женщины в районах вооруженных конфликтов, особенно подвержены насилию, ссылаясь на вывод, содержащийся в пункте 23 приложения к резолюции 1990/15 Экономического и Социального Совета от 24 мая 1990 года, о том, что признание того факта, что насилие в отношении женщин в семье и обществе возрастает и затрагивает всех женщин, независимо от имущественного и социального положения, а также уровня культуры, должно сопровождаться срочными и эффективными мерами по ликвидации насилия, ссылаясь также на резолюцию 1991/18 Экономического и Социального Совета от 30 мая 1991 года, в которой Совет рекомендовал разработать основу для международного документа, в котором конкретно рассматривалась бы проблема насилия в отношении женщин, приветствуя роль, которую играют женские движения в привлечении все большего внимания к характеру, серьезности и масштабам проблемы насилия в отношении женщин, будучи встревожена тем, что возможности достижения женщинами юридического, социального, политического и экономического равенства в обществе ограничиваются, в частности, постоянным и эндемическим характером насилия, будучи убеждена в том, что с учетом вышеизложенного возникает необходимость в четком и всеобъемлющем определении насилия в отношении женщин, четком изложении прав, позволяющих обеспечить искоренение насилия в отношении женщин во всех его формах, решительных усилиях со стороны государств по выполнению своих обязательств и решительных усилиях со стороны международного сообщества в целом по искоренению насилия в отношении женщин, торжественно провозглашает настоящую Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин и настоятельно призывает приложить все усилия для повсеместного ознакомления с Декларацией и ее соблюдения:

Статья 1

Для целей настоящей Декларации термин «насилие в отношении женщин» означает любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.

Статья 2

Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

а) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;

b) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в обществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домогательство и запугивание на работе, в учебных заведениях и в других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции;

с) физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попустительстве государства, где бы оно ни происходило.

Статья 3

Женщины пользуются равными правами в отношении осуществления и защиты всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любых других областях. Эти права включают, в частности:

а) право на жизнь;

b) право на равенство;

с) право на свободу и личную неприкосновенность;

d) право на равную защиту в соответствии с законом;

е) право не подвергаться дискриминации в какой бы то ни было форме;

f) право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;

g) право на справедливые и благоприятные условия труда;

h) право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Статья 4

Государства должны осудить насилие в отношении женщин и не должны ссылаться ни на какие обычаи, традиции или религиозные мотивы для уклонения от выполнения своих обязательств в отношении его искоренения. Государства должны безотлагательно приступить к осуществлению всеми надлежащими средствами политики искоренения насилия в отношении женщин и в этих целях должны:

а) рассмотреть, если они еще этого не сделали, вопрос о ратификации или присоединении к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин или о снятии своих оговорок к этой Конвенции;

b) воздерживаться от применения насилия в отношении женщин;

с) уделять надлежащее внимание вопросам предупреждения и расследования актов насилия в отношении женщин и наказания за них в соответствии с национальным законодательством, независимо от того, совершены ли такие акты государством или частными лицами;

d) разработать в рамках внутреннего законодательства уголовные, гражданские, трудовые и административные санкции для наказания за правонарушения и возмещения ущерба, причиненного женщинам, которые подверглись актам насилия; женщинам, которые подверглись актам насилия, должен быть обеспечен доступ к механизмам отправления правосудия и, в соответствии с национальным законодательством, к справедливым и эффективным средствам правовой защиты в связи с причиненным им ущербом; государства должны также информировать женщин об их правах в отношении возмещения ущерба через такие механизмы;

е) рассмотреть возможность разработки национальных планов действий для обеспечения защиты женщин от любых форм насилия или включить с этой целью соответствующие положения в уже существующие планы, принимая во внимание, по мере необходимости, то содействие, которое могут оказать неправительственные организации, особенно организации, занимающиеся проблемой насилия в отношении женщин;

f) разработать на всеобъемлющей основе превентивные подходы и любые возможные меры правового, политического, административного и культурного характера, которые содействуют защите женщин от любых форм насилия, и обеспечить положение, исключающее повторную виктимизацию женщин в результате применения законов, правоохранительных методов и других действий, в которых не проводится различия между мужчинами и женщинами;

g) проводить необходимую работу, с тем чтобы обеспечить в максимально возможной степени с учетом имеющихся у них ресурсов и, если это необходимо, в рамках международного сотрудничества оказание женщинам, подвергавшимся насилию, и, если это необходимо, их детям специализированной помощи, например, по реабилитации, уходу за ребенком и его содержанию, лечению, консультированию и медицинскому и социальному обслуживанию, созданию соответствующих служб и программ, а также структур поддержки, и принимать любые другие надлежащие меры для содействия их безопасности, а также физической и психологической реабилитации;

h) предусматривать в государственных бюджетах необходимые ресурсы для своей деятельности, связанной с искоренением насилия в отношении женщин;

i) принимать меры для обеспечения того, чтобы сотрудники правоохранительных органов и государственные должностные лица, отвечающие за осуществление политики в области предупреждения и расследования актов насилия в отношении женщин и наказания за них, получали подготовку с учетом необходимости понимания особых потребностей женщин;

j) принимать все необходимые меры, особенно в области образования, в целях изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин и искоренения предрассудков, обычаев и другой практики, основанных на идеях неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных представлениях о роли мужчин и женщин;

k) содействовать проведению исследований, сбору информации и обобщению статистических данных о распространенности различных форм насилия в отношении женщин, особенно данных, касающихся насилия в семье, а также поощрять исследования о причинах, характере, степени и последствиях насилия в отношении женщин и об эффективности мер, принятых в целях предупреждения и искоренения насилия в отношении женщин; такие статистические данные и результаты таких исследований должны предаваться гласности;

l) принимать меры, направленные на искоренение насилия в отношении женщин, которые находятся в наиболее уязвимом положении;

m) включать в доклады, представляемые во исполнение положений соответствующих документов по правам человека Организации Объединенных Наций, информацию, касающуюся насилия в отношении женщин и мер, принятых в целях осуществления настоящей Декларации;

n) поощрять разработку соответствующих руководящих принципов для оказания помощи в осуществлении принципов, изложенных в настоящей Декларации;

о) признать важную роль женского движения и неправительственных организаций во всем мире в повышении информированности о проблеме насилия в отношении женщин и ослаблении ее остроты;

р) поддерживать и укреплять деятельность женского движения и неправительственных организаций и осуществлять с ними сотрудничество на местном, национальном и региональном уровнях;

q) поощрять региональные межправительственные организации, членами которых они являются, к включению в их программы соответствующих мероприятий по искоренению насилия в отношении женщин.

Статья 5

Органы и специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций должны в пределах своей компетенции способствовать признанию и осуществлению прав и принципов, изложенных в настоящей Декларации, и в этих целях, в частности, должны:

а) оказывать содействие международному и региональному сотрудничеству для разработки региональных стратегий борьбы с насилием, обмена опытом и финансирования программ, связанных с искоренением насилия в отношении женщин;

b) содействовать проведению совещаний и семинаров с целью ознакомления всех людей с проблемой насилия в отношении женщин и углубления понимания ими этой проблемы;

с) оказывать содействие расширению координации и обменов в рамках системы Организации Объединенных Наций между органами, занимающимися вопросами договоров в области прав человека, для эффективного решения проблемы насилия в отношении женщин;

d) включать в доклады организаций и органов системы Организации Объединенных Наций, посвященные анализу социальных тенденций и проблем, такие, как периодические доклады о мировом социальном положении, рассмотрение тенденций в области насилия в отношении женщин;

е) поощрять координацию между организациями и органами системы Организации Объединенных Наций в целях включения вопроса о насилии в отношении женщин в текущие программы, уделяя особое внимание группам женщин, находящимся в наиболее уязвимом положении;

f) содействовать разработке руководящих принципов или руководств, касающихся насилия в отношении женщин, принимая во внимание меры, упомянутые в настоящей Декларации;

g) учитывать соответствующим образом вопрос об искоренении насилия в отношении женщин в процессе выполнения своих мандатов, в том числе в отношении осуществления документов по правам человека;

h) осуществлять сотрудничество с неправительственными организациями в решении проблемы насилия в отношении женщин.

Статья 6

Ничто в настоящей Декларации не затрагивает какого-либо положения, которое в большей степени способствует искоренению насилия в отношении женщин и которое может содержаться в законодательстве государства или в какой-либо международной конвенции, договоре или ином документе, имеющих силу в государстве.

1. Резолюция 217 А (III).

2. См. резолюцию 2200 А (ХХI), приложение.

3. Резолюция 34/180, приложение.

4. Резолюция 39/46, приложение.

5. Доклад Всемирной конференции для обзора и оценки достижений Десятилетия женщины Организации Объединенных Наций: равенство, развитие и мир, Найроби, 15-26 июля 1985 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.85.IV.10), глава I, раздел А.

6. Всеобщая декларация прав человека, статья 3; и Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 6.

7. Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 26.

8. Всеобщая декларация прав человека, статья 3; и Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 9.

9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, статья 12.

10. Всеобщая декларация прав человека, статья 23; и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, статьи 6 и 7.

11. Всеобщая декларация прав человека, статья 5; Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 7; и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты