Семья как особь социально-педагогической деятельности
p align="left">Мы считаем целесообразным определять типы семей в зависимости от функций, которую выполняет семья. 1 в то же время следует отметить, что какую-то конкретную семью можно отнести к разным типам, в зависимости от того, под каким углом зрения она рассматривается. Следовательно, исходя из основных функций семьи, можно назвать следующие типы семей:

1. В зависимости от выполнения материально-экономической функции:

* по уровню материальной обеспеченности - бедные, малообеспеченные, обеспеченные, богатые;

* по профессиональной принадлежности, образовательному уровню, возрасту, отношению к религии и по особым условиям семейной жизни - семьи рабочих, служащих, актеров, учителей и др.;

студенческие семьи; несовершеннолетних; баптистов, мусульман;

моряков, космонавтов, высококвалифицированных спортсменов, геологов и др.

2. В зависимости от выполнения жилищно-бытовой функции, по структуре семьи и особенностей проживания:

* по составу семьи (структурой): неполные, простые (родители и дети), сложные (родители, дети, дедушки, бабушки - в разных вариантах); большие (родительская пара, несколько детей со своими семьями - три и больше супружеских пар).

3. В зависимости от исполнения демографической функции:

* по количеству детей в семье: бездетные, однодетные, малодетные (2 ребенка), многодетные (3 и более детей до 16 лет);

* за однородностью социального состава: однородные (семья состоит из представителей одинаковых социальных слоев - рабочие семьи, семьи интеллигентов, семьи ученых и т.д.)-их насчитывают до 70 процентов; разнородные семьи (члены семьи имеют разное образование, профессию В таких семьях в их членов общих интересов меньше) по региональным принципу (городские, сельские);

* по продолжительности супружеской жизни - семьи молодоженов (до 1 года);

семьи с продолжительностью супружеской жизни от 1 до 3 лет;

"" "От 3 до 5 лет;

"От 5 до 10 лет;

"От 10 до 20 лет;

"От 20 до 25 лет;

"От 25 до 30 лет;

"" "От 30 лет и старше.

Некоторые авторы (1) такую типологию рассматривают несколько иначе и выделяют этапах жизненного цикла, учитывающие продолжительность совместного проживания и возраст ребенка: молодые семьи, семьи с детьми определенного возраста, семьи пенсионеров.

В зарубежной литературе определяются соответственно следующие типы семей:

семья двокарьерна (супруги-профессионалы); семья среднего класса, семьи цветных (в США), межнациональные семьи, семьи безработных, гомосексуалистов, эмигрантов, национальных меньшинств в зоне конфликта и др..

4. В зависимости от выполнения коммуникативной функции:

* семьи по типу руководства - гелитарни (равноправные,-демократические); авторитарные (подчинение одного члена супружеской пары другому);

* по типу юридических взаимоотношений - построены на брачных отношениях; внебрачные (сожительства без оформления брака); оформлены юридически, но проживают отдельно;

* за юридическими взаимоотношениями родителей и детей-супруги живут с разными детьми; мужчина или женщина (или оба) имели детей до вступления в брак, сводные дети;

усыновленные дети; опекунские семьи;

* за качеством эмоционально-психологических взаимоотношений в семье:

гармоничные; конфликтные; эмоционально неуравновешенные;

дезорганизованы (господствует страх, культ силы);

* социальное неблагополучные (имеют негативные взаимоотношения с морально-правовыми органами общества);

* семьи со специфическими проблемами - семья с психическими и физическими заболеваниями; семьи правонарушителей; семьи алкоголиков, наркоманов; семьи с заболеваниями СПИДом;

семьи со склонностью к суициду; семьи инвалидов. 5. В зависимости от выполнения воспитательной функции:

* благополучные;

* неблагополучные (в том числе, внешне благополучные);

* семьи группы риска.

Таких типологий можно назвать гораздо больше. Кроме того, в рамках каждого типа можно еще определить отдельные виды семей. Например, виды неблагополучных (внешне благополучные, неполные). Свои типа имеют также городские, сельские семьи. Но в основном семьи смешанные, в которых сочетаются несколько типов и видов. Например, городские семьи могут иметь разный уровень материальной обеспеченности, разный характер взаимоотношений, оборотные средства. Или неполная семья может быть материально обеспеченным или бедной, с хорошими взаимоотношениями в семье или плохими т.д.

С точки зрения социальной работы наибольшего внимания со стороны социальных служб нуждаются семьи, которым нужна социально-психологическая, социально-педагогическая помощь. К таковым относятся типы семей, в зависимости от выполнения ими воспитательной функции. Это так называемые неблагополучные семьи. В неблагополучных относятся семьи, которые полностью или частично утратили свои воспитательные возможности по тем или иным причинам. В результате этого в таких семьях объективно или субъективно складываются неблагоприятные условия для воспитания ребенка. Эти семьи характеризуются определенными негативными проявлениями:

* родители злоупотребляют спиртными напитками, наркоманы, ведущие аморальный образ жизни, вступают в конфликт с морально-правовыми нормами общества (то есть предполагают различные виды правонарушений);

* с низким морально-культурным уровнем родителей;

* неполные семьи;

* со стойкими конфликтами во взаимоотношениях между родителями;

* внешне благополучные семьи, которые допускают серьезные ошибки, просчеты в системе семейного воспитания вследствие низкой педагогической культуры и необразованности. Причем, такие ошибки и просчеты в системе семейного воспитания носят не ситуативный, а устойчивый характер. То есть в таких семьях постоянно нарушаются определенные педагогические требования. К внешне благополучных можно отнести семьи, в которых:

* общения родителей с детьми носит формальный характер;

* отсутствует единство требований к ребенку;

* бесконтрольность со стороны родителей за успеваемостью и поведением ребенка или контроль носит односторонний характер;

* чрезмерная родительская любовь;

* чрезмерная строгость в воспитании, применения физических наказаний;

* имеет место насилие по отношению к женщине, ребенка;

* не учитываются в процессе семейного воспитания возрастные и индивидуально-психологических особенностей личности ребенка.

В последнее время стали обращать на себя внимание семьи так называемых "новых украинский", которые основное внимание концентрируют на собственном бизнесе, а семейное воспитание у них сводится к покупке детям дорогих

игрушек, одежды, выдачи значительных сумм денег. Им не хватает времени для увеличения духовного, морального воздействия на ребенка.

Семейное неблагополучие отрицательно сказывается на формировании личности ребенка. Детское воспитание в условиях негативного эмоционально-психологического семейного микроклимата определяется ранней потерей потребности в общении с родителями, эгоизмом, замкнутостью, конфликтностью, упрямством, неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной), озлобленностью, неуверенностью в своих силах, недисциплинированностью, побегами из дома, бродяжничеством и др. Все это свидетельствует, что дети из неблагополучных семей имеют больше причин для пополнения рядов трудновоспитуемых, правонарушителей, наркозависимых.

Что мы понимаем под семейным благополучием? Какие семьи мы относим к благополучным? Говоря о семейном благополучии, В. А. Сухомлинский отмечал, что в такой семье отец и мать живут в согласии, между ними господствуют тонкие чувства, взаимное уважение, понимание тончайших оттенков настроения друг друга. При таких взаимоотношениях между родителями у ребенка утверждается вера в человеческую красоту, душевное спокойствие, равновесие. И эту детскую веру следует беречь.

Благополучная семья крепкая своими внутренними связями, высоким уровнем координации. В такой семье существуют взаимопонимание, взаимное уважение, между всеми ее членами, положительная моральная атмосфера, общность взглядов на большинство сфер духовной жизни, учет в семейной жизни интересов каждого, душевных переживаний, психологическая взаимная поддержка, трудовая содружество, удовлетворения чувства собственного достоинства, своей значимости, взаимное доверие, доброта, отзывчивость, рациональные способы решения всех семейных проблем, понимание задач семейного воспитания и др.

Но семья положительно влияет на формирование личности ребенка, который помогает ребенку чувствовать себя равноправным членом семейного коллектива, где ее любят, она имеет в семье свои права и свои обязанности; к ее потребностей относятся с пониманием. Такая семья создает душевный комфорт, спасает от нервных переживаний. Именно в таких семьях дети больше всего ценят советы и помощь родителей, подражают им личный пример. В нормальной семейной обстановке ребенок вырастает доброжелательной, гуманной, способным к сочувствию, спокойной, оптимистичной, хорошим товарищем, с чувством юмора, имеет твердые этические правила. Следовательно, для нормального развития ребенка нужна счастливая, полноценная семья, где счастливые между собой родители, родители и дети.

3. Направления и содержание социально-педагогической работы с проблемными семьями

Одним из основных объектов социальной работы выступают молодые семья и семьи, имеющие проблемы в семейном воспитании, семьи, которые по особенностям своей жизнедеятельности нуждаются в социальной поддержке, помощи, реабилитации. Это неблагополучные, многодетные, студенческие семьи, семьи мигрантов и беженцев, семьи с детьми и родителями-инвалидами, семьи с нестандартной ребенком, бедные и малообеспеченные семьи, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей и

др. Социальная работа с молодыми семьями заключается в обеспечении социальной профилактики семейного неблагополучия; осуществлении системы мер, направленных на предотвращение аморальной, противоправной поведении детей и молодежи; предоставлении социальной помощи и услуг с целью реализации программы работы с молодой семьей; оказании помощи родителям в решении сложных вопросов семейного воспитания; осуществлении социальных услуг, осуществлении социальной реабилитации.

Социальная работа с семья семьей - это система взаимодействия социальных органов государства и общества и семьи, направленная на улучшение материально-бытовых условий жизнедеятельности семьи, расширение ее возможностей в осуществлении прав и свобод, определенных международными и государственными документами, обеспечение полноценного физического, морального и духовного развития всех ее членов, привлечение к трудовой, общественно-творческого процесса.

Цель социальной работы с семьей - это социальная профилактика, социальная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация, предоставление ему социально-психологической, психолого-педагогической, социально-медицинской, юридической, информативно-консультативной, психотерапевтической помощи и поддержки в целях совершенствования ее жизнедеятельности.

Задача социальных служб для молодежи в работе с семьей - оказание конкретной индивидуальной помощи семье и молодежи, которая собирается заключить брак, с целью рациональной организации внутреннего и внесемейного общения, планирования семьи, жизнедеятельности и отдыха, общения семьи с окружающей средой, обучение рационального решения и преодоления сложных семейных коллизий, воспитание детей, а также профилактическая работа по предотвращению разводов и др.

Одним из важных принципов работы с семьей является принцип самообеспечения семьи, то есть предоставление ей социальной помощи с целью поиска и стимуляции ее внутренних резервов, которые помогут семье решить собственные проблемы. Социальная работа с семьей направляется на всю семью в целом, а также на отдельных ее членов (детей, родителей, супружескую пару, других членов семьи). В процессе такой работы решается вопрос рациональной организации внутрисемейного общения, нормализации жизнедеятельности и отдыха семьи и отдельных ее членов, общение с окружающим миром, помощь оказывается в рациональном решении сложных семейных коллизий, конфликтов, снимаются стрессы.

Социальная профилактическая работа с семьей заключается в реализации системы социально-психологических, медико-социальных и правовых мер, направленных на устранение условий и причин возникновения проблем, а также системы мер по профилактике семейного неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессовых состояний; в формировании ответственного отцовства, сохранению репродуктивного здоровья молодежи; в организации работы по предотвращению ошибок, расчетов в системе семейного воспитания.

Социальная помощь имеет целью предоставление различных социальных услуг семьи в условиях конкретного общества, конкретной ситуации. Эти услуги будут способствовать формированию в семье нормальной жизнедеятельности. Социальные услуги могут иметь информационный, консультативный характер, целью их является оказание психолого-педагогической, правовой, социально-медицинской, материальной поддержки семенем. Задач состоит в том, чтобы помочь семье в целом и каждому из ее членов справиться с повседневными жизненными трудностями, проблемами. То есть каждый человек и семья в целом должно продиагностировать проблемы, которые появились, и самостоятельно решить их. В случае необходимости производится их коррекция.

Социальный работник выступает посредником между семьей, государством, общественными организациями и законодательными органами. Социальные услуги направлены на помощь в создании и улучшении условий жизнедеятельности семьи, возможностей ее самореализации, в защиту его прав и интересов. Это, прежде всего, разъяснения о льготах, которые предоставляются молодым семьям, женщинам, одиноким, несовершеннолетним матерям, детям из неблагополучных семей и семей группы риска, их родителям, формирование их правосознания, ответственного отношения родителей в родительских обязанностей, предоставления различных видов социальных услуг детям и семьям - жертвам экологических, технологических, политических катастроф, оказавшихся в экстремальной ситуации, а также молодые, которая собирается вступить в брак. Молодой семье, несовершеннолетним и молодежи должно быть гарантированным предоставление различного рода информативных консультаций.

Социальной помощи нуждаются также семьи, имеющие проблемы в воспитании ребенка по любым причинам, проблемы во внутрисемейных взаимоотношениях или в отношениях с обществом, в организации жизнедеятельности семьи, а также семьи социального риска с неблагоприятными условиями существования. Такие семьи нуждаются в различных видах помощи: по вопросам планирования семьи, воспитания и ухода за детьми, адаптации к изменению внешних условий, разработки индивидуальных семейных стратегий, подготовки молодежи к вступлению в брак, организации свободного времени молодой семьи, налаживания семейного быта и хозяйства, совершенствования взаимоотношений в семье и т.д.

Социальный патронаж - одно из направлений социальной работы, направлен не постоянное сопровождение семей, нуждающихся в систематической поддержания условий, достаточных для обеспечения жизнедеятельности социально незащищенных семей (малообеспеченных, многодетных, с детьми-инвалидами и др.).

Социальная реабилитация направлена на оказание помощи молодой семье с целью преодоления семейных конфликтов, кризисных состояний, дисгармонии во взаимоотношениях, временных или постоянных трудностей в жизнедеятельности семьи, которые появляются вследствие тажких заболеваний, имущественных расходов, конфликтных взаимоотношений, нервно-психических заболеваний, а также помощи тем, кто оказался в состоянии безысходности, беспомощности или одиночества. Кроме того, социальная реабилитация предусматривает оказание помощи семьям, члены которых имеют устойчивую алкогольную или наркотическую зависимость, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.

Работа по социальной реабилитации проводится как с каждым членом семьи индивидуально, так и со всей семьей и ее родственниками. Основная цель такой работы - вывод членов семьи из стрессового состояния, оказанию социально-медицинской, социально-правовой помощи, восстановление чести, достоинства, права и свободы членов семьи.

Так, например, Украинским государственным центром социальных служб для молодежи разработана и внедрена программа работы с молодой семьей. Задача этой программы - практическое решение вопросов стабилизации молодой семьи, подготовка молодежи к браку, профилактика семейной дисгармонии, семейного неблагополучия, подготовка молодых родителей к выполнению родительских обязанностей и реализация рекреативную потребностей современной молодой семьи. Имеется в виду оказание конкретной индивидуальной методической помощи различным типам молодых семей и тем людям, кто собирается жениться или только что женился; тем, кто длительное время женаты и имеют проблемы во взаимоотношениях; молодым родителям, которые собираются иметь ребенка или уже имеют новорожденного ребенка; родителям в воспитании детей разных возрастных групп и др.

Эта программа предлагает систему работы социальных служб для молодежи с молодой семьей:

1) подготовку молодежи к семейной жизни;

2) работу с молодыми семьями в плане стабилизации семейных отношений;

3) помощь родителям по решению разнообразных проблем семейного воспитания;

4) социальную реабилитацию в работе с семьей. Разработанная система работы с молодой семьей с целью способствовать усовершенствованию социальной работы по этим направлениям.

Подготовка молодежи к семейной жизни предусматривает формирование навыков здорового образа жизни, психолого-педагогических, юридических, экономических, медицинских знаний по вопросам становления личности, формирование поло-ролевой идентификации, развития коммуникативных навыков, коррекции личных проблем, духовного воспитания, создание собственного имиджа, овладение знаниями медико-социальных проблем алкоголизма, наркомании, профилактики заболеваний, передающихся половым путем, планирования семьи и сохранения репродуктивного здоровья молодежи, профилактики беременности, рождения здоровых детей, развития семейных традиций и т.п.

Эта работа проводится среди учащихся школ, школ-интернатов, ПТУ, лицеев, колледжей, вузов, в рабочих и студенческих общежитиях, а также с молодыми парами, которые подали заявление в ЗАГС. К работе привлекаются специалисты: социальные педагоги, психологи, юристы, экономисты, наркологи, гинекологи, андрологи, венерологи, сексологи, психотерапевты, специалисты по планированию семьи и т. д.

Формы и структуры организации работы: мобильные курсы, учебно-консультативные пункты (в том числе выездные в сельские местности), вечерние женские и юношеские гимназии, клубы для девушек, кабинеты доверия; лектории, дискуссионные клубы, деятельность специализированных служб (служба знакомств, почта доверия, школа молодых супругов, телефон доверия) и т.д. Для достижения поставленной цели применяются такие формы работы, как различные коммуникативные тренинги, тестирование, индивидуально-групповые психологические консультации, психологический театр миниатюр, лекции и семинары, проектные методики, шоу-программы, тематические КВН и т.д. С целью создания распространения инновационных социальных технологий организуются экспериментальные площадки.

Работа с молодыми семьями по стабилизации семейных отношений - это, прежде всего, деятельность центров ССМ по усовершенствованию взаимоотношений в семье, профилактике дисгармонии семейных отношений, супружеских конфликтов, реализация программы планирования семьи и сохранения репродуктивного здоровья членов семьи, формирование здорового образа жизни семьи, организация ее свободного времени, помощь в организации семейного хозяйства и быта, создание имиджа каждой семьи, ознакомление с юридически - правовыми аспектами брачно-семейных отношений, оказание социальной помощи, организация социального патронажа разных по типам неблагополучных семей, проведение благотворительных акций и помощь малообеспеченным, многодетным семьям и т.д.

Основные пути решения проблем в этом направлении: создание консультативных пунктов, кабинетов, консультативных служб, в том числе выездных для работы с сельской семьей, деятельность центров "Семейный дом" и др. Но наиболее распространенной и эффективной стала работа клубов молодой семьи, которые привлекают молодых людей своей демократичностью, доброжелательными взаимоотношениями с клиентами, развитием инициативе членов клуба, их творческого подхода к работе с разными категориями семей. При центрах ССМ Украины работает более 250 таких клубов.

Одной из эффективных форм работы с молодыми семьями стали культурно-массовые развлекательные, конкурсные формы работы. Это не только наиболее рациональная на данном этапе форма организации досуга молодых семей, но и пропаганда лучших семейных традиций украинского народа, обычаев, обрядов, поиск семейных талантов, развитие познавательных интересов членов семьи, творческой инициативы, обмен опытом в семейном воспитании, укрепление взаимоотношений в семье, возрождения семейно-бытовой культуры украинского народа. Массово-развлекательные мероприятия, семейные праздники чаще всего проводятся по следующим формам: Неделя планирования семьи, День матери, календарные, православные, религиозные праздники, обряды. Они отличаются как ежегодные областные конкурсы молодых семей, конкурсы, вечера студенческих семей, праздники молодых семей, конкурсы семейных эрудитов, на лучшее семейное двор, выставки детских сочинений, рисунков о семье, фестиваль семейных творческих коллективов, семейные спортивные праздники, семейные игры, выставки, спортивные соревнования "Я и моя семья" и др.

Помощь родителям в решении разнообразных проблем семейного воспитания заключается в оказании им помощи в решении сложных вопросов семейной педагогики: подготовка молодых родителей до рождения ребенка, социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь родителям в воспитании детей разных возрастных групп с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, подготовка ребенка к школе, применение различных форм и методов семейного воспитания, решения сложных проблем во взаимоотношениях родителей и детей, решение юридических проблем этих взаимоотношений.

Социальной помощи нуждаются также несовершеннолетние и одинокие матери, благополучные семьи, семьи с детьми-инвалидами, приемными, усыновленными детьми, воспитатели детских домов семейного типа; семьи, в которых воспитываются проблемные дети, а также одаренные; семьи с нестандартными детьми, где ребенок потерпел различного вида насилия (физического, психического, сексуального) и др.

В процессе такой работы предоставляется также социальная, психолого-педагогическая помощь учителям, школьным психологам, классным руководителям по вопросам организации их взаимоотношений с родителями, классным коллективом, изучение особенностей отдельных классных коллективов и детей, работа с отдельными категориями семей и детьми из таких семей.

Реализация центрами социальных служб для молодежи этих проблем осуществляется благодаря созданию школы молодой матери, школы родительской поддержки, телефона доверия, консультативных пунктов при школах, ПТУ, социальных служб для родителей, социально-медицинских курсов для молодых женщин, клубов молодых родителей и др. Основные формы работы: семинары, конференции, "круглые столы", индивидуальные консультации, тренинги, изучение педагогических ситуаций, педагогические блицтурниры, семейные посылки, психодрама, трантактний анализ, кинолектории т.д.

Вопросы семейной психотерапии является наиболее сложным в реализации в деятельности социальных педагогов. Работа в этом направлении предусматривает социальную реабилитацию семей с дисгармонией в семейных взаимоотношениях, наличием конфликтных ситуаций, где члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотическими веществами, имеют различные виды нервных заболеваний, что создает угрозу для стабильности семьи. Существуют семьи, которые нуждаются в социально-психологической помощи вследствие временных или затяжных трудностей (серьезные длительные заболевания членов семьи, имущественные потери, нервно-психические заболевания, различные акцентуации в характерах супружеской пары и др.). Супружеская психотерапия имеет в основном индивидуальный характер и нацелены лишь на одну супружескую пару и ее проблемы, помогает достичь гармонии во взаимоотношениях и урегулировании супружеских взаимоотношений данной семьи.

Основные структуры, которые применяются, - это консультпункты, кабинеты экстренной психологической помощи, телефон доверия, тренинговые центры. И именно благодаря их функционированию проводятся тестирования, анкетирования, психоэмоциональные тренинги, беседы-консультации.

Такая работа предусматривает помочь людям обрести душевное равновесие, чувство безопасности, научить их преодолевать стрессовые ситуации, трудности, уважать и понимать себя и близких людей.

Немалую помощь в этом плане молодой семье предоставляется благодаря печати материалов в местной прессе, рекламированию работы, тематических передач по телевидению.

Следовательно, деятельность социальных педагогов по оказанию помощи молодежи и реализация такого направления работы, как социальная поддержка молодой семьи, опирается на разработанную программу, в которой заложено основное содержание, формы и методы работы. Конечно, программа является весьма динамичной, постоянно совершенствуется, учитывая инновационные технологии, которые производятся в процессе ее реализации.

Использованная литература

1. Социальная педагогика. Учебное пособие, Киев - 2000, 259 с.

2. Батищева Г.А., Зайцева 3.Г. Работа социальных служб для молодежи с молодой семьей. Методические рекомендации. - К.: А.Л.Д., 1996.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1998.

4. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи / / Социальные исследования. - 1995. - № 10.

5. Дементьева И. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. - М.: Наука, 1991.5. Зайцева 3. Г. Неблагополучная семья и ее влияние на формирование личности ребенка / / Социальная поддержка молодой семьи. - К.: АКАДЕМПРЕС, 1994.

6. Социальная работа с молодежью в Украине (Сборник информационно-методических материалов). - М.: Столица, 1997.

7. Социальная работа с молодой семьей. Сборник теоретических и методических материалов для работников социальных служб для молодежи. Вып. 2. - М.: А.Л.Д., 1995.

8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - К.: Сочинения в 5-ти томах. - Советская школа, 1978.

9. Сухомлинский В.А. Микроклимат вашего "дома / / Твори В 5-ти томах - М.: Педагогика, 1977.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты