Статистика образования
татистическая отчетность предусматривает получение данных об абитуриентах, движении численности студентов и причинах выбытия, их обеспеченности общежитиями, составе по возрасту и полу.

Материально-техническая база представлена показателями общей площади зданий, в том числе учебной, общежитии, жилых домов; количеством посадочных мест в предприятиях общественного питания учебных заведений и общежитии. Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие / Под. ред. проф. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2009.-С.62.

1.5 Высшее образование

В образовании статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики высшего образования позволяет нам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы в образовании, которые могут привести (по нашему мнению уже привели) к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности, в которых работают выпускники вузов.

По данным Министерства образования количество высших учебных заведений в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем в два раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числа первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн.640 тыс. (!). Если в 1990г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование получили уже 1 млн.151 тыс. Социальное положение регионов Российской Федерации: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2007.-С.76.

Если говорить о том, какие группы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается интересная картина. Если в 1990г. специалистов в области экономики и управления было около 14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2003 году их было примерно 30% и 21% соответственно. При этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Таким образом, абсолютное количество "технарей" осталось прежним, а "экономистов" стало в шесть раз больше. Образование в Российской Федерации: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2007.-С.41.

На первый взгляд в такой статистике нет ничего плохого. В стране станет больше специалистов с высшим образованием. Но давайте немного задумаемся, чем все это может обернуться?

Количественная потребность в молодых специалистах, имеющих высшее специальное образование, вряд ли увеличилась за эти годы (скорее наоборот). Качество образования не улучшается. Процент талантливых детей не вырос (если вырос, то не в три раза!).

В результате увеличения числа выпускников значительно возрастает число специалистов, имеющих право (и желание) занимать должности, не допускающие отсутствие высшего образования. И эти места занимают не всегда (!) лучшие выпускники.

Для того, чтобы потребовались услуги экономистов и управленцев, для этого нужно создавать материальные (и не материальные) ценности, но кто это будет делать?

1.6 Профессиональное образование

Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специалистов; учебные центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения, центры дистанционного обучения.

Система профессионального образования в России должна будет расширяться в первые годы нового тысячелетия, когда спрос на такие услуги достигнет максимума. Вместе с тем в конце 90-х гг. данная ступень обучения существенно сократилась. За период с 1994 по 1998 г. число учреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшились на 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек).

Государственной статистикой учитываются число учреждений начального профессионального образования, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движение учащихся, прием и выпуск - Численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиональным группам.

Основной формой подготовки специалистов выступает обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, Государственная статистическая отчетность деятельности учебных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей:

число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся;

результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам;

распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство;

численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки.

К показателям педагогических кадров в статистической отчетности относятся:

численность их;

распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам;

численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук.

Показатели материально-технического обеспечения учебных заведений характеризуют:

наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений;

обеспеченность учебными местами, оборудованными компьютерами;

обеспеченность студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками.

В конце 90-х гг. в России функционировали: 2,6 тыс. государственных средних профессиональных заведений, в которых обучались 2 млн. студентов; 47 негосударственных средних профессиональных учебных заведений с 16,6 тыс. учащихся; 580 государственных и 334 негосударственных вуза с численностью студентов соответственно 3,3 млн. и 251 тыс. человек. Одновременно статистические данные фиксируют незначительные структурные изменения в подготовке профессиональных кадров специалистов за последнее десятилетие XX в. в России.

В целом по учебным заведениям профессионального образования прослеживается преемственность выделенных ступеней подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов. При этом более равномерное распределение наблюдается в учебных заведениях промышленности и строительства, а наиболее неравномерное - в учебных заведениях транспорта и связи. Одновременно искажена структура подготовки педагогических кадров в пользу вузовского обучения.

Глава 2. Анализ показателей рынка

2.1 Исследование развития рынка услуг образования

Согласно данных службы государственной статистики по Приморскому краю по состоянию на 31.12.2009 года в Приморском крае осуществляли деятельность 522 дошкольных учреждения, из которых 339 в городах и поселках городского типа и 163 в сельской местности. Численность детей обучалось в дошкольных учреждениях за указанный период 70,9 тыс. чел. При этом в городах и поселках городского типа эта цифра составляет 56 тыс. чел., а в сельской местности - 14, 9 тыс. чел. (Таблица 1).

Таблица 1. Структура дошкольного образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. (на конец года)

2005

2006

2007

2008

2009

Число дошкольных образовательных учреждений (включая учреждения, находящиеся на капитальном ремонте)

521

516

513

517

522

в том числе:

в городах и поселках городского типа

345

329

329

334

339

в сельской местности

176

187

184

183

183

Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. чел.

61.0

63.5

67.1

69.9

70.9

в том числе:

в городах и поселках городского типа

49.8

50.1

53.1

55.2

56.0

в сельской местности

11.2

13.4

14.0

14.7

14.9

Динамика роста числа дошкольных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.1. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на рис.2.

Рис.1. Динамика роста числа дошкольных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.

Рис.1. Динамика роста численности учащихся в дошкольных учреждениях в Приморском крае за 2005-2009 гг.

По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число дневных государственных и муниципальных образовательных учреждений в Приморском крае составляло 614., из них в городах и поселках городского типа - 294 учреждения, в сельской местности - 320 учреждений. Численность учащихся, обучающихся в учреждениях данного профиля составляло 185 тыс. чел. При этом в городах и поселках городского типа - 136 тыс. чел., а в сельской местности - 49 тыс. чел.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8,3%, а численность учащихся уменьшилась на 15,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 35,1%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 36,8%. (Таблица 2).

Таблица 2. Структура дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)

2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Число учреждений - всего

669

653

648

634

614

в том числе:

в городах и поселках городского типа

325

305

305

297

294

в сельской местности

344

348

343

337

320

Численность учащихся - всего, тыс. чел.

219.7

204.9

195.8

189.9

185.0

в том числе:

в городах и поселках городского типа

162.2

148.2

142.2

138.3

136.0

в сельской местности

57.5

56.7

53.6

51.6

49.0

Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел.

27.1

22.5

20.0

15.3

17.6

Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел.

20.4

19.4

18.6

15.7

12.9

Динамика числа дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.3. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на рис.4.

Рис.3. Динамика числа дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.

Рис.4. Динамика численности учащихся в дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.

Проведем аналогичное сравнение для дневных негосударственных общеобразовательных учреждений. По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число дневных негосударственных образовательных учреждений в Приморском крае составляло 15. Численность учащихся, обучающихся в учреждениях данного вида составляло 995 чел.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 11,8%, а численность учащихся уменьшилась на 33,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 62,5%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 63,9%. (Таблица 3).

Таблица 3. Структура дневных негосударственных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)

2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Число учреждений

17

15

16

14

15

Численность учащихся, чел.

1504

1352

1285

1130

995

Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, чел.

216

144

107

74

81

Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, чел.

252

154

189

121

91

По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число вечерних общеобразовательных учреждений в Приморском крае составляло 47., из них в городах и поселках городского типа - 32 учреждения, в сельской местности - 15 учреждений. Численность учащихся, обучающихся в учреждениях данного вида составляло 7,9 тыс. чел. При этом в городах и поселках городского типа - 5,3 тыс. чел., а в сельской местности - 2,6 тыс. чел.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось незначительно, всего на 2.1%, а численность учащихся уменьшилась на 26,9%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 31,6%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 62,1%. (Таблица 4).

Таблица 4. Структура вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)

2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Число учреждений - всего

48

46

46

47

47

в том числе:

в городах и поселках городского типа

34

31

31

32

32

в сельской местности

14

15

15

15

15

Численность учащихся - всего, тыс. чел.

10.8

10.3

9.4

8.5

7.9

в том числе:

в городах и поселках городского типа

8.2

7.3

6.4

5.7

5.3

в сельской местности

2.6

3.0

3.0

2.8

2.6

Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел.

1.9

1.8

1.6

1.4

1.3

Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел.

2.9

3.0

3.0

2.6

1.1

По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число учреждений среднего образования в Приморском крае составляло 22., в них обучается студентов - 31,3 тыс. чел. По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8.4%, а численность учащихся уменьшилась на 10% (Таблица 5).

Таблица 5. Структура учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)

2005/

2006

2006/

2007

2007/

2008

2008/

2009

2009/

2010

Число государственных средних специальных учебных заведений

24

24

22

22

22

в них обучается студентов, тыс. чел.

34.8

34.5

34.2

32.7

31.3

Принято студентов, тыс. чел.

12.5

12.1

12.3

11.3

11.5

Выпущено специалистов, тыс. чел.

8.7

8.6

8.5

8.3

8.3

Динамика числа учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.5. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на Рис.6.

Рис.5. Динамика числа учреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.

Рис.6. Динамика численности учащихся в учреждениях среднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.

По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число государственных учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае составляло 10, в них обучается студентов - 95,7 тыс. чел.

Число негосударственных учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае составляло 2, в них обучается студентов - 2,8 тыс. чел.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений осталось на прежнем уровне, но численность учащихся уменьшилась на 3,5% в учебных заведениях того и другого профиля. Необходимо отметить, что число выпущенных специалистов значительно меньше числа принятых студентов: в государственных учебных заведениях - на 5,2%, в негосударственных - на 50% (Таблица 6).

Таблица 6. Структура учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)

2005/

2006

2006/

2007

2007/

2008

2008/

2009

2009/

2010

Число государственных высших учебных заведений

10

10

10

10

10

в них обучается студентов, тыс. чел.

99.1

99.2

94.9

96.6

95.7

принято студентов, тыс. чел.

23.2

22.1

22.4

22.0

22.0

выпущено специалистов, тыс. чел.

13.2

15.3

16.1

16.1

17.4

Число негосударственных высших учебных заведений

2

1

1

1

2

в них обучается студентов, тыс. чел.

2.9

2.7

2.5

2.5

2.8

принято студентов, тыс. чел.

0.7

0.6

0.6

0.6

0.8

выпущено специалистов, тыс. чел.

0.5

0.4

0.6

0.5

0.4

Динамика числа учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.7. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на рис.8.

Рис.7. Динамика числа учреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.

Рис.8. Динамика численности учащихся в учреждениях высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.

Заключение

Статистика образования - отрасль статистики, изучающая деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительного образования.

Система показателей, характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутренней эффективности процесса обучения, данные о приеме в учебные заведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебных заведений.

В курсовой работе рассмотрен порядок учета и анализа деятельности учреждений дошкольного воспитания, школьного, профессионально - технического, среднего специального и высшего образования. На уровне субъектов Российской Федерации возникает необходимость не только проведения мониторинга развития образования, но и изучения соотношений и преемственности различных видов, стадий, ступеней и форм образования в целях достижения высокой социальной эффективности и качества услуг в области обучения.

Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием.

Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.

Список использованных источников и литературы

1. Гусаров В.М. - Статистика. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.

3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под ред. проф. М.Г. Назарова, - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

4. Образование в Российской Федерации: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2007.

5. Октябрьский П.Я. Статистика: учебник, М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008.

6. Общая теория статистики / Под редакцией А.А. Спирина, О.Э. Башиной. - М.: Финансы и статистика, 2009.

7. Переяслова И.Г. Статистика: учеб. Пособие / И.Г. Переяслова, Е.Б. Колбачев, О.Г. Переяслова. - Изд.2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

8. Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие / Под. ред. проф.Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2009.

9. Статистика / Под ред. С.С. Герасименко - К.: КНЕУ, 2008.

10. Сайт www.gks.ru (Официальный Сайт ГосКомСтата РФ)

11. Социально-экономическая статистика / Под ред. проф. Башкатова Б.И. - М.: Юнити, 2008.

12. Социальная статистика: Учебник / под ред. чл. - кор. РАН И.И. Елисеевой. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.

13. Социальное положение регионов Российской Федерации: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2007.

14. Харченко Л.П. Статистика - М: ИНФРА - М, 2007.

15. Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты