Становление социологии как научной дисциплины
p align="left">Исследователи подходят к рассмотрению данной проблемы с разных позиций. Рассмотрим некоторые из них.

1. Структура социологии по сферам общественной жизни:

2. Структура социологии по масштабам:

2. Структура социологии по задачам исследования:

4. Структура социологии по уровням социологического знания:

Необходимо иметь в виду, что разделение социологического знания на уровни носит сугубо методологический характер. В действительности и теоретический, и эмпирический уровни существуют в органичном единстве, которое прослеживается в двух аспектах: функциональном и генетическом. Функциональный аспект предполагает движение исследователя от теоретического уровня к эмпирическому (проверка теории практикой); генетический - восхождение от эмпирического уровня к теоретическому (обобщение опыта и формулирование новой теории).

1.5 Социология и другие гуманитарные науки

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:

1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;

4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные. Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.

Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.

Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые "пограничные" науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

1.6 Социология в структуре образования

Характеризуя социологическое образование, будем рассматривать его в нескольких ипостасях. Во-первых, оно является составной частью системы образования в целом, выступая одним из его видов. Во-вторых, социологическое образование может быть рассмотрено как конкретный общественный институт. В-третьих, оно тесно связано в своем возникновении и развитии с социологической наукой. Более того, институционализация социологии проявляет себя в первую очередь в существовании особого вида образования - социологического, благодаря которому появляется возможность воспроизводить систему социологических знаний, распространять эти знания среди широких масс населения. В-четвертых, социологическое образование обеспечивает подготовку кадров специалистов для развития социологической науки и практической деятельности.

Поскольку мы рассматриваем социологическое образование как составную часть образования в целом, необходимо дать определение сначала образования в целом, а затем и социологического. Применим к трактовке образования один из наиболее распространенных в социологии институциональный подход. В соответствии с ним под образованием будем понимать устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами (на основе действующих определенных норм и принципов) для реализации социальных функций и ролей, управления и социального контроля, в процессе которых осуществляются обучение, воспитание, развитие и социализация личности с последующим овладением ею профессией, специальностью, квалификацией.

Рассмотрим функции социального института образования. Прежде всего он обеспечивает в обществе устойчивость, социальный порядок, и не только в сфере образования, но и далеко за ее пределами, поскольку связан многообразными отношениями с другими социальными институтами (например, производства, науки, культуры, семьи) и оказывает на них сильное влияние. Институт образования способствует усилению социальных связей и внутригрупповой сплоченности среди субъектов образовательного процесса.

Социологическое образование может быть рассмотрено в рамках нескольких подходов - системного, деятельностного, институционального, социокультурного, аксиологического. С учетом этих подходов его целесообразно характеризовать и как вид (подсистему) образования, и как род профессиональной деятельности, и как характеристику институционализации социологии, и как социокультурный феномен, и как признанную обществом ценность.

Социологическое образование осуществляет в качестве ведущей функции воспроизводства одного из элементов социально-профессиональной структуры общества - подготовку специалиста-социолога путем реализации основной образовательной программы. Социологическое образование может трактоваться как целенаправленный процесс освоения знаний мировых и отечественных достижений в области теории и практики социологической науки, умений и навыков проведения социологического исследования. Социологическое образование - это освоение профессиональных ценностей и норм профессиональной социологической деятельности, приобщение к профессиональной социологической культуре, включение его в социально-профессиональную группу социологов. Наконец, социологическое образование - это вид институциональной деятельности, реализующий процесс личностного развития, становления будущего специалиста, средство адаптации его к социально-экономическим, политическим, социокультурным реалиям.

Социологическое образование косвенным образом воздействует на экономическую (производственную), социальную, политическую, духовную жизнь общества за счет подготовки кадров специалистов, умеющих исследовать процессы, происходящие в ее различных сферах, и способствовать позитивным преобразованиям в каждой из них. В этой связи важно видеть основные области применения специалистов-социологов. Ими являются:

- профессиональная деятельность в аналитических социологических центрах, на предприятиях, фирмах, консалтинговых кампаниях;

- работа в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровней, требующих базового высшего социологического образования;

- деятельность в избирательных компаниях и центрах избирательных (политических) технологий;

- проектно-аналитическая и экспертно-консультационная деятельность;

- работа в научных институтах и социологических службах в качестве научных сотрудников и экспертов-консультантов;

- деятельность в сфере связей с общественностью;

- работа на преподавательских и административных должностях в высших и средних образовательных учреждениях.

2. Возникновение и развитие социологии

2.1 Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины

На возникновение и развитие любой социальной науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в социальной системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.

Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII -- начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод.

В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сфере также поставило в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.п. К середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества. Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской революции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований, а также ряд социально-экономических предпосылок.

2.2 О.Конт - основатель "позитивной социологии"

Французский философ Огюст Конт, которого многие социологи считают родоначальником новой науки об обществе, родился 19 января 1798 года в городе Монпелье, в семье сборщика податей. Его родители были правоверными католиками и монархистами. После окончания интернат-лицея в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, где изучает математику, философию, глубоко интересуется социальными и экономическими проблемами.

По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому социология - своего рода царица других наук.

Конт относится отрицательно ко всему разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания (и в теории, и в действительности), принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория "позитивного" становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Что же такое "позитивное" в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:
реальное в противовес химерическому; полезное в противовес негодному; достоверное в противовес сомнительному; точное в противовес смутному; организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом "трех стадий", или "трех состояний", который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:

на теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он "стремится к абсолютному знанию". Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. На метафизической, или абстрактной стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т.е. "постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями".

Позитивное мышление далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки, их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.

Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность.

Каждая наука представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный метод, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии, только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.

2.3 Основные направления развития социологии в XIX - начале XX вв.

На вторую половину XIX -- начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период -- это своего рода социологическое
"осевое время". Поэтому внимание к нему особенно пристальное. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерии их классификации. Здесь существуют различные подходы. Чаще всего используется принцип соотнесенности социологической концепции с другими науками (определение неизвестного через известное). Так, выделяют социальный органицизм и социальный дарвинизм (Л. Гумплович, Г. Спенсер и др.), сводящие закономерности эволюции человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвигающие принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни; социальный механицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках; географическое направление в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, Ф. Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической среды в истории общества; психологическое направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), представители которого стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения индивида или общности. Рассматриваются в истории социологии и другие направления. Однако ни одно из них не может включить наиболее значимые, классические социологические концепции.

2.4 Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер

Г. Спенсер (1820-1903 гг.) рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. Как и живые существа, общество развивается от простых форм к сложным. Совершенно правильно Спенсер считал, что наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, составные части которых однородны и могут легко взаимозаменяться. Например, первобытные охотники, ощутив недостаток дичи, могли перекочевать на другую территорию, переключиться на рыбную ловлю или собирательство. Но в развитом обществе экономический кризис может привести к краху и политическую, и социальную, и духовную сферы. Уязвимость современного общества - в его сложности, во взаимозависимости всех его частей, поэтому по мере развития общества все большую роль играет регулирующая и контролирующая взаимодействия между людьми политическая система, аналогичная мозгу и нервной системе живого организма. Однако активное вмешательство государства в жизнь общества ведет к деградации последнего, так как возрастание интеллектуального потенциала его членов может происходить только в результате "естественного отбора", эволюционно.

Э. Дюркгейм был одним из самых талантливых и влиятельных социологов Франции конца XIX в. Он одним из первых выделил предмет социологии -социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Общество есть совокупность социальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальные факты существуют вне сознания конкретного человека и оказывают на него внешнее давление. К социальным фактам Э. Дюркгейм относит законы, обычаи, языки, денежную систему, религию и др. - все, что индивид получает готовым при рождении. Дюркгейм развил идею солидарности, как высшего морального принципа, обосновывающего необходимость разделения труда. Но разделение труда при ненормальных условиях может привести к узкой специализации работающих, к превращению рабочего в придаток машины, создать социальную основу разрушительных конфликтов. Дюркгейм предложил выход - укрепить солидарность членов общества правильным разделением труда, основанным на индивидуальных способностях индивидов. В конечном итоге сформируется общество, основанное на справедливости, равенстве и свободе.

М.Вебер (1864-1820) внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл "понимающей социологией". Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии -- это поведение, действие и социальное действие. Поведение -- наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют "смысловые связи", на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу -- гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

2.5 Социология XX века: общая характеристика научных школ, направлений, традиций

В XX веке социология получила наибольшее развитие: возникли научные центры в большинстве западноевропейских стран, институционализировалось сообщество социологов, сама социальная наука активно развивалась по различным векторам и направлениям. Многообразие социологических школ и направлений, а также теорий и концепций, практически несводимое к одному знаменателю, вообще характерная черта социологии XX века. Однако накопление большого эмпирического материала и теоретическая эволюция социологии породили стремление к выработке метатеоретических парадигм, претендующих на интеграцию социологического знания и раскрытие самих основ социального бытия.

В XX веке русская социология по сравнению с XIX в. отличается меньшей абстрактностью, ибо больше опирается на опыт. Возникло несколько новых направлений. Сложились основные школы: марксистская, субъективная, психологическая, бихевиористская, формальная, механическая, юридическая и историческая. Всеми школами, особенно бихевиористской и психологической, был внесен заметный вклад в социологию. Во время революции условия для развития социологии были неблагоприятными. Тем не менее, экстраординарный опыт революции обогатил знания русских социологов. По мере снятия "внешних помех" для реализации социологических исследований в России можно ожидать их дальнейшего подъема.

Основные социологические школы XX века:

1. Марксистская школа. В XX веке творческая мощь этой школы стала снижаться. Возможно, самая серьезная работа этого периода "Общественные классы" профессора С. И. Солнцева (1917 г.), посвященная концепции социального класса. После революции опубликовано много разных марксистских книг откровенно идеологического характера. Все они малонаучны. Марксистская социология в России выродилась в разновидность догматической идеологии и внутренне мертва.

2. Русская субъективная социология. В XX веке творческая активность этой школы стала снижаться. Тем не менее, она дала несколько сильных работ. Наиболее важные среди них "Социальные антагонизмы" Ю. Делевского и "Очерки мировоззрения" Н. К. Михайловского, "Теория разделения труда как основа научной социологии" Е. Колосова.

3. Психологическая социология Петражицкого. Петражицкий создал новую "эмоциональную психологию" и на этой основе свое понимание социального мира, права, этики, социальной организации и социальных процессов. Это оригинальная, чрезвычайно логичная и опирающаяся на факты концепция. И что крайне важно, она "работает" применительно как к самым сложным, так и конкретным социальным явлениям.

4. Русская бихевиористская школа. Как известно, современный бихевиоризм в психологии появился в России в работах И. Павлова, отчасти, В. Бехтерева и учеников Павлова (Н. Болдырева, Г. Зеленого, В. Ленца и др.). Начав с изучения относительно простых психологических процессов, Павлов и его ученики постепенно пришли к экспериментальному исследованию все более сложных нервных процессов у животных, и ,в конце концов, у человека. В итоге они сформулировали фундаментальные законы условных и безусловных рефлексов и законы "торможения", "возбуждения", "угасания", "внушения", "перестройки" и "трансформации" форм поведения. Они пытались распространить свои методы и на социальные явления.

5. Формальная школа. Формальная школа в социологии - социологическое направление конца 19 - начала 20 вв., стремившееся свести социальные отношения: к более или мене ограниченному набору их структурных элементов; к описательности историко-эволюционистских концепций социологии.

6. Механическая школа. Н. Г. Воронов в "Основаниях социологии" (1912) попытался объяснить социальную жизнь с позиций "социальной механики" или "социальной физики", продолжив линию мыслителей с XVII века до более современных. Выдающийся вклад в "механическую социологию" сделан Е. Спекторским в монументальном труде "Проблемы социальной физики в XVII столетии".

2.6 Особенности развития социологической мысли в России (до 1917 г.)

На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро, Сен-Симон и др.), английские экономисты (Смит, Рикардо и др.), немецкие романтики (Шеллинг и др.).

Это влияние преобладает до первой четверти ХIХ в. Начиная с первой четверти ХIХ в. преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество - с другой. Наиболее крупными представителями взглядов русофилов были Н.Данилевский, А.Катков, В.Леонтьев, К.Победоносцев.

Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половине ХIХ в., предопределила характер и направление развития русской социологической мысли. Первые русские социологи явились наследниками первого поколения народников (Н.Г.Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией русской социологической мысли стал субъективизм, наиболее яркими представителями которого являются П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.

Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал Петр Бернгардович Струве (1870-1944), который вначале своего теоретического пути был последователем социологических взглядов К.Маркса, а после поражения революции 1905 г. стал ярым его противником. Струве отверг диалектику и теорию социального развития Маркса. Он считал, что диалектика построена на метафизическом принципе, по которому законы логики являются одновременно законами внешнего мира. Логика, таким образом, переходит в онтологию. Преобразовать общество, по мнению Струве, может образованный индивид, а не классовая борьба и революции (Струве П.Б. Марксовская теория социального развития. Киев, 1905.).

Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация двухтомного капитального труда Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916) "Социология". Ковалевский писал: "Социология в отличие, например, от истории необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь общую их тенденцию, никогда не теряя из виду основной своей задачи - раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой" (Ковалевский М.М. Социология. Т.1. Социология и конкретные науки об обществе. СПб., 1910, С.9).

Несмотря на то, что во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. социология в России получила достаточно широкое распространение, она не была представлена в качестве учебной дисциплины в университетах до революции 1917 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты