Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: основные стереотипы
p align="left">В качестве примера можно привести охоту в графстве Кент, что близ Лондона.

К околице старинной Аббатской фермы охотники съезжаются ранним утром с поразительной пунктуальностью, хотя прибывают они сюда из разных графств со всего юго-востока Англии. Упускать лесные скачки здесь не принято. Из прицепленных к автомобилям вагончиков охотники выводят своих лошадей и отправляются верхом на просторную лужайку для официального сбора. Всего 49 всадников. К ним подходят девушки с подносами, уставленными бокалами с каким-то янтарным напитком, - на поверку это висит с имбирным элем. Перед многочасовой скачкой принято выпить один-два бокала, не больше ("для пущего куража") - на огнестрельной охоте такого фуршета не встретишь.

Почти все охотники одеты в черные жакеты, но попадаются и красные. Обладателей последних уважительно величают "мастерами". Такое звание заслуживают десятилетиями.

По окончании легкого фуршета "мастера", собрав вокруг себя свои "мини-эскадроны", оглашают порядок охоты. Важно определиться с маршрутом - не все местные фермеры разрешают всадникам прямиком скакать по своим полям. Не бездействуют и собачьи поводыри: они демонстрируют нетерпеливым гончим "лисий запах" - обрывки шкур и кусочки дерна из нор. Наконец затрубил рог - и воинство, спустив собак с привязей, двинулось догонять их вдоль кромки ячменного поля. Никакой лисы пока еще нет и в помине, но все уверены, что, испугавшись охотничьего галдежа, она наверняка прервет свой фазаний или куриный завтрак и бросится наутек. Через несколько минут густая собачья цепь выследила лисью стоянку и, утроив скорость, начала преследование. Кавалькада всадников устремляется гончим вослед... И вот в сотне метров перед гончими появилась лисица. Она отчаянно пошла в отрыв, но было уже поздно. Вскоре раздался звук охотничьего рога. Только не призывный, а расслабленно-победный, означающий "отбой". Насквозь пропыленные, но счастливые охотники выехали из ближнего дубняка. Появились и гордые псы с остатками лисьей шкуры на мордах. Вскоре выяснилось, что за весь день затравили всего одну лисицу из пяти преследовавшихся - остальные успешно скрылись. Ничего, - улыбались англичане. - Мы не кровожадные…

Однако не все в стране являются однозначными сторонниками охоты на лис. Есть и такие, кто открыто выступает против этого феодального пережитка, требуя его запрета. Некоторые "зеленые" вообще видят в ней лишь убийство ради спортивного интереса. Причем убийство жестокое: ведь лис не убивают из ружья, а отдают на растерзание собакам. Как бы то ни было, но представить Англию без охоты на лис уже невозможно. Это традиция, точно такая же как "файв о'клок".[7, 6].

III. Отличительные особенности британца. Английский характер

1. Истинный джентльмен

Нынче в моде хорошие манеры, благородные предки, Английский клуб, дорожные кепи и саки. Приятно ощутить себя джентльменом в чем-то твидовом. На самом деле ходячий образ английского джентльмена - не более, чем миф.

Слово gentleman, как и множество других вроде бы чисто "английских" слов, - заимствование из французского. Французское слово gentihomme означает "человек доброго рода", "благородный". Это слово пришло в Британию вместе с Вильгельмом Завоевателем, покорившим острова в 1066 году и раздавшим захваченные земли своим феодалам.

Немытые средневековые бароны, засевшие в неприступных замках, побаивались собственного воинства и всячески его ублажали. А наиболее буйных и ретивых посвящали в рыцари, т. е. Жаловали им дворянство.

Закреплял дворянство фамильный герб. Герб можно было получить на рыцарском турнире, где он был нужен, чтобы отличать полностью скрытых латами рыцарей друг от друга. Однажды нанесенный на шит, герб становился фамильным и наследовался. Само рыцарство по наследству не передавалось, но все же, согласно английскому закону майората, старшие сыновья рыцарей, старшие сыновья этих старших сыновей и далее (по аналогии старшие сыновья всех младших сыновей лордов, старшие сыновья этих, старших сыновей и далее) становились "сквайрами" или "эсквайрами", т. е. Пусть нетитулованными, но дворянами.

А остальные сыновья - не сквайры, но с гербами - кто они? Именно их и стали именовать "джентльменами", отпрысками благородных родов. Всезнающий словарь "Уэбстер" поясняет: "Сквайр" - звание ниже "рыцаря", но выше "джентльмена". В далекие века джентльмены составляли отдельную социальную прослойку и имели право носить меч.

Уже во времена Шекспира победил более практичный подход, подразумевавший, что заслуги предков - дело темное и потому благородство следует рассматривать как категорию, прежде всего материальную. Фамильный герб можно было купить (считалось, правда, что это не продажа, а плата за регистрацию). Короли стали награждать гербами кого угодно по своему усмотрению. Так и сам Шекспир, пожалованный гербом, перешел из разряда vagabond (лицо без определенного места жительства) в джентльмены. Лишь купец не мог стать джентльменом (как это ни странно звучит для торговой нации).

К концу XVIII века джентльменами стали именовать все "чистое" сословие. Джентльмены ощущали себя элитой страны и не склонны были общаться с кем попало. Отсюда их высокомерие, кажущееся или действительное, и любовь к закрытым клубам.

Многих английских писателей и журналистов, выходцев из "третьего сословия", т. е. не совсем джентльменов, это задевало, порой подсознательно. Литературные образы джентльменов - как правило, карикатуры, в лучшем случае насмешливо-добродушные. Классический пример - творчество Диккенса, сына мелкого чиновника.

Джентльменам было чем гордиться. Именно они преобразовали Англию, за сто лет превратив довольно бедную страну в лидера мировой промышленной революции. Они были воинами, путешественниками, естествоиспытателями, политиками, на них зиждилась вся Британская империя. Они создали особый английский стиль жизни, оказавшийся таким привлекательным для многих иностранцев.

У джентльменов хватило ума вовремя заняться социальными реформами, отменить бесчеловечные средневековые законы. Парламентаризм, свобода прессы, социальная ответственность имущих классов - все это придумано истинными: джентльменами.

В былые времена в сельской местности помещик был царь и бог. Его знали все, его владения были священны, только он имел право охотиться на лесную дичь. Да и на городской улице, где никто никого не знает, богатого тоже нельзя было спутать с бедным. Приученный к почтительности простой люд издавна величал "сэром" любого, кто имел господский облик. Наверное, поначалу это было избыточно: sire (сир) - французское обращение, ни много ни мало, к монарху, то есть, по сути, "ваше величество". Но от долгого употребления слово стерлось, приблизившись по смыслу к русскому "сударь". Сегодня, когда каждый носит что хочет, джентльмен внешне мало чем отличается от всех остальных. Аристократизм чувствуется только по особенностям речи и манер.

Вообще-то англичане уверяют, что классовой прослойки "джентльмены" более не существует, а само это слово служит теперь лишь для обозначения воспитанного, просвещенного и нравственно безукоризненного человека с хорошими манерами Происхождение роли не играет.

Правда, говоря, все это, англичанин явно добавляет про себя: 'Такой человек просто не может происходить из неблагородной семьи". Возможно даже, ваш английский собеседник не удержится и приведет пословицу, гласящую, что трех поколений почти достаточно для появления джентльмена. А если вы сделали вид, что не заметили этого "почти", еще и объяснит, почему дело обстоит так; а не иначе.

2. «Теория относительности» или субъективный взгляд туриста

Если противоположность джентльмену обычный человек, то для обратного превращения требуются секунды. Поэтому необходимо для: сравнения рассмотреть этого самого "обычного" англичанина с точки зрения, простого обывателя, впервые столкнувшегося с особенностями британского менталитета - ведь именно на основе подобных наблюдений и складываются основные стереотипы о нации. Прочтение отчета в Интернете "среднестатистического" студента, прожившего некоторое время в Англии, может послужить своего рода доказательством относительности восприятия представителей этой страны:

"За эти месяцы я нашел ответ на вопрос, который терзает европейцев со времен еще белоэмиграции. Вопрос о таинственной русской душе.

Отгадка здесь проста - у русских просто есть душа. А у англичанина - нет. То есть, таинственность русской души заключается в самом факте ее наличия. То место, которое у среднестатистического россиянина занимает душа, у среднестатистического кокни занимает небольшой калькулятор по подсчету зарплаты, в крайнем случае - турнирная таблица Кубка УЕФА. Кстати, пресловутый британский, фанатизм: - это миф, но об этом чуть позже.

Русские ребята, живущие в Лондоне, поразили меня в первые дни моего пребывания своей клановостью. Расписывая мне, какую культурно-тусовочную программу они подготовили к приезду дорогого гостя (то есть меня), они упоминали исключительно русские имена. Ну уж нет, думалось мне, не для этого я ехал на Родину "Битлз" и "Секс Пистоле", русских мне в Москве по горло хватило. Прошел месяц, и я уже ни с кем, кроме русских и негров не общался. Да-да, именно негров. Выходцы, с Красно-Желто-Зеленого континента удивительно, но факт, очень близки по ментальносте к нам, русским. Негр всегда готов бросить работу, если надо помочь другу, или оную работу проспать, если имел накануне неосторожность напиться. У негра можно стрельнуть сигаретку.

Для англичанина же работа - культ и фетиш, увольнение - единственная причина, по которой он может совершить самоубийство. Это притом, что работы много, и найти новую можно даже в кризис. Нездоровая страсть англичан к работе особенно заметна, по траффикам. В восемь утра и в пять вечера улицы забиты толпами народа, куда-то спешащего, В промежутке между этими часами пик улицы пустынны настолько, что в некоторых кварталах можно услышать эхо собственных шагов. Это не касается, разумеется, центра Лондона, где толпу создают туристы. Маршрут "дом-работа-дом" изменяется дважды в неделю. Пятница - "дом-работа-супермаркет-дом", суббота - "дом-паб где-нибудь в Сохо - дом", Все, что находится за пределами этих маршрутов, для британца - tabula rasa, в прямом и переносном смысле. Он ничего об этом не знает, и даже не знает, зачем ему это знать. Спрашивать на улице, как пройти куда-либо, бесполезно.

Неделя среднего англичанина (независимо от профессии) выглядит так. Пять дней в неделю - подъем в шесть утра, работа, после работы - домой. По субботам можно сходить в кино или театр и, абсолютно необходимо напиться до скотского состояния, ради чего весь Лондон едет в Сохо. Так что, в субботу вечером в Сохо буквально приходится не идти, а протискиваться в абсолютно пьяной толпе. Почему англичане не напиваются где-нибудь в других частях Лондона, мне непонятно. Непонятно хотя бы потому, что все лондонские пабы выглядят почти идентично. И весь британский футбольный фанатизм носит название "Saturday day madness", и все бесчинства, происходят исключительно "в состоянии нестояния".

О том же, что бы иметь какой-то досуг (то же кино или пара пива в пабе) в будний день, англичанин просто не думает. Вообще, англичане, к сожалению, думают очень, мало. Пресловутый британский традиционализм, на самом деле, есть некое подобие компьютерной программы, от которой британец не отступит ни на йоту в течение всей своей жизни. Правил-традиций очень много, и менталитет британца целиком состоит из них. Еще в жизни мозга лондонца, особенно молодого, огромную роль играет реклама. Англичане в рекламу ВЕРЯТ. Это добавляет схем-комплексов в мышлении и поведении британца. Весьма показательным является поведение посетителей ресторана, где я работал помощником шефа. Каждый день мы с поваром-ямайцем готовили несколько традиционных английских блюд, которые можно попробовать в любой харчевне, и несколько "блюд дня" русской или ямайской кухни, т.е. пищу, посетителям незнакомую. И каждый вечер все эти блюда, аккуратно отправлялись в мусорные мешки, потому что англичанам в голову не приходило даже попробовать что-то новое, им это было неинтересно. Поэтому, наверное, в Соединенном Королевстве вольготно живется мошенникам всех национальностей - ход мыслей и поступков британца предсказуем до смешного, и если просто шагнуть в сторону, открывается непаханое поле для всяческих комбинаций, приносящих не совсем законный, но быстрый доход.

Из моих презрительных сентенций может сложиться впечатление, что если все, что я говорю, более-менее правдоподобно, британцы это не люди, а какие-то киборги. И это - ПРАВДА!!! Какая-то часть британской нации (ученые-социологи), еще не до конца попавшая под процесс киборгизации, провела социологический опрос, причем очень солидный, с десятками тысяч опрашиваемых по всей Англии. Темой опроса было "Что для Вас является главным в жизни, ради чего Вы живете?"

Изначально группа молодых студентов Университета Северного Лондона провела, такой опрос с небольшим количеством респондентов, просто в рамках учебной программы. Результаты опроса настолько поразили профессуру Университета, что они, связавшись с коллегами из других английских учебных заведений, повторили опрос уже в масштабах страны. Результаты были ошеломляющие. Впереди с гигантским отрывом: от всех остальных пунктов шло money-making (59% опрошенных), на втором месте - карьера (около 40 процентов) (в чем разница между карьерой и money-making я, признаться, не знаю). Традиционные и естественные, как показалось бы русскому человеку, ценности - семья, дружба, любовь, дети -либо занимали последние места этого "хит-парада''', либо вообще отсутствовали. Этим, по-моему, можно объяснить и жуткое даже по нашим меркам уик-эндовское пьянство. Это в киборгах просыпаются человеческие чувства, мысли, переживания, которые остальные шесть дней в неделю загнаны вглубь подсознания.

Бездуховности нации сопутствует невеликий интеллектуальный уровень людей, точнее, потрясающая неэрудированность. ДАЛЕКО НЕ КАЖДЫЙ АНГЛИЧАНИН ЗНАЕТ, КТО ТАКОЙ ШЕКСПИР!!! Смак работает в Лондоне плотником. Благодаря своей высокой квалификации он попал на престижную высокооплачиваемую работу - реставрировать здание Парламента. Ни один из работников стройки (а этот мой знакомый, заинтересовавшись, опросил всех - от чернорабочих до директора, солидного британца, даже на стройке ходящего при галстуке - noblese obligee) не знал, что Парламент построил лорд Байрон. Более того, почти никто не знал, кто такой этот Байрон. Одна из самых популярных лондонских газет -"The Sun" состоит на одну треть из фотографий обнаженных англичанок, на одну треть из новостей футбола, тенниса и регби, а оставшуюся треть занимает реклама. Очень, по-моему, красноречиво. Вообще, лондонские газеты имеют интересную особенность. Раз в месяц находится какая-нибудь персона и раздевается, просвечивается рентгеном и т.д. Других людей в этот момент на свете не существует. Пока я жил в Лондоне, объектами журналистских экзерсисов были все Спайс Герлз (по очереди). При этом лондонцы, и англичане вообще, жуткие шовинисты. Получить английское гражданство чрезвычайно сложно, но и чрезвычайно выгодно. Между правами гражданина и негражданина лежит целая пропасть. Небританец НИКОГДА, ни при каких обстоятельствах, не поднимется выше повара в ресторане, или, скажем, продавца в магазине. Британец же может прожить всю жизнь, палец о палец не ударив, но при этом будет обеспечен жильем, едой и какими-то мелкими деньгами. Абсолютно реально прийти в какую-нибудь благотворительную павочку и, доказав, что ты алкоголик, всю жизнь получать beer-money. При огромном количестве благотворительных фондов англичане остаются достаточно прижимистым народом, по русским меркам - просто жадным. Возможно, данная оценка, чересчур субъективна, но, с другой стороны, разве могут стереотипы носить объективный характер.

3. "Типичный" британский миллионер (английский аристократ)

В отличие от своего заокеанского коллеги, американского миллионера, английский! миллионер чаще всего получает свое богатство в наследство. Только 7% британских богачей относятся к категории self-made man. Три четверти унаследовали от 25 тысяч фунтов до 25 тыс., остальные - больше.

Среди современных британских богачей выделяются три элитарные группы традиционная аристократия, то есть титулованные землевладельцы; потомки лондонских финансистов XIX века, создавших крупные компании; наследники предпринимателей Северной Англии, разбогатевших на текстильной промышленности. Все они исповедовали англиканство и отдавали детей в одни и те же школы и университеты. В результате между этими группами возникла тесная связь, а к началу XX века они полностью слились и образовали так называемый класс собственников.

Еще с XVIII столетия существовала практика продажи титулов за деньги, поэтому богатые становились аристократами. Убеждение, что "старые" деньги, полученные в наследство, имеют больше ценности, чем заработанные лично, до сих: пор составляют суть британского менталитета. Поэтому для британцев богатство не является целью само по себе, а представляет собой способ вступления в высшее общество с его особым жизненным стилем.

Типичный английский миллионер живет в загородном поместье (оно у него, как правило, не единственное), держит слуг, включая горничных, садовников, яичного врача и парикмахера. Он тратят деньги на произведения искусства, лошадей, яхты и путешествия, которые кажутся экзотическими всем, кроме самих британцев. Для них Индия и Южная Африка - скорее предмет ностальгии по былой имперской мощи.

Образ жизни богатых англичан подчинен множеству ритуалов. Они включают в себя регулярное появление на балах и обедах, аристократические виды спорта (охоту и поло), присутствие на ежегодных скачках в Эскоте и Уимблдонском турнире.

Британское высшее общество образует замкнутую касту, скрепленную родственными связями, браками и участием в совместных финансовых предприятиях. Доступ в этот узкий круг символизируется членством в привилегированных закрытых клубах, В этот мир почти невозможно проникнуть извне. Удачливый предприниматель или рабочий, выигравший миллион в лотерею, никогда не станут его членами. Для этого нужно родиться в определенной семье и учиться в Итоне или Харроу, Оксфорде или Кембридже. Именно там завязываются личные и деловые знакомства, определяющие финансовый и светский статус [1,7].

В континентальной Европе ситуация несколько демократичнее. Например, во Франции к высшему обществу принадлежат не только аристократы и богатые буржуа но и крупные государственные чиновники. Вообще, пребывание на государственной службе в большинстве европейских стран является признаком респектабельности и гарантией финансовой стабильности [7,9].

Заключение

В курсовой работе производится попытка рассмотреть основные стереотипы, связанные с Соединенным Королевством: как традиционные, представленные в научно-публицистической литературе (своего рода "классическое восприятие"), так и современные (нетрадиционные), т. е, более субъективные, основывающиеся на личных наблюдениях туристов.

На основе проведенного выше исследования можно сделать вывод, что современные британцы - смешанный и неоднородный народ, чья "разношерстность" усугубляется эмигрантами и приносимыми ими культурами. Соответственно, задача нахождения англичанина, уэльсца шотландца или ирландца, который бы подходил под все стереотипы, связанные с типичным британцем; становится очень трудной, если не невозможной.

Иностранцы обычно или рисуют типичного британца на основе собственных наблюдений, либо, в отчаянии пытаются найти единый образ британского характера, основанный на анекдотах о Великобритании, путеводителях или книгах.

В то же время, иногда, народы Великобритании и в самом деле олицетворяют эти стереотипы. Англичане, например, любят представлять себя как спокойных, разумных и терпеливых людей, обладающих здравым смыслом, а кельтов - как легко возбудимых, романтических и импульсивных. Кельты, с другой стороны, считают англичан высокомерными и холодными, а себя - олицетворением всех добродетелей. Англичан, а часто и всех британцев, полагают сдержанными, неэмоциональными, независимыми и немного эксцентричными людьми. Кроме того, они обладают особым чувством юмора основанном на подтексте, иронии и игре слов. Такие качества можно дополнить определенной агрессивностью, упрямством и безразличием. Полагают, что британцы спокойно относятся к работе и экономическому прогрессу, несколько ленивы и даже предпочитают плыть по течению. Эти стереотипы, конечно, не могут отразить истинное лицо как британского народа в целом, так и четырех его составляющих.

Таким образом, описывая стереотипы той или иной страны, нации, народности нельзя забывать о том, что получаемое представление не может быть объективным в силу индивидуальности каждого отдельно взятого представителя.

Список литературы

Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.,1998

Антипина Г.С. Проблемы исследования малых социальных групп. - М, 2000

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М.,1990

Определьонова Т.Б. Країнознавство. Великобританія. США. - Донецьк: Центр .підготовки абітурієнтів, 1998.

Васильев А. Месяц в Англии, или ненаучные открытия, сделанные в одной научной командировке.//Вокруг света, 1990. - №4.

Зайцева С. Д. Англия в далеком прошлом. -- М.: Просвещение, 2001.

Золотов A.Н. Богомолов ПА. Национальные забавы. - М.: "ИРК", 2005.

Россоха М.В. The English-speaking World. - Тернополь, "Amber", 1996.

Тенсон И.А., Войтова Г.A. Habits and Ways in Great Britain and the United States. - M.: Международные отношения, 1998.

Тимченко А.С. Традиции прошлых столетий: мифы и реалии. - М.: ИНФРА, 2004,

Токарева Н. Д. Страницы истории Великобритания и США: Пособие по страноведению. -- М: Высшая школа, 1985.

Химунина Т.Н. В Великобритании принято так (об английских обычаях), - М.: Просвещение, 1984.

Эй-би-Си Калейдоскоп. Журнал для изучающих английский язык. -К.: "Ельтон".

Larissa Kolodyazhnaya. This is Great Britain. - Moscow: "Rolf, 1999

Martin Simons. The New Worlds. London: "Hulton Educational Publications", 1980

The New Shorter Oxford. English Dictionary. Edited by Lesley Brown. -Oxford: Clarendon Press, 1993.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты