Содержание и методика психосоциальной работы
p align="left">Первая стадия беседы -- структурирование и достижение взаимопонимания -- знакомство. Продолжается от нескольких секунд до десяти минут. Специалист устанавливает контакт с обратившимся за консультацией, чему способствуют:

- удобное помещение, исключающее возникновение внешних

помех (наличие посторонних лиц, шума);

- обращение к собеседнику по имени и отчеству (имени);

- демонстрация радости от общения;

- комфортная межличностная дистанция;

- демонстрация уважения к личности клиента;

- искреннее переживание.

Вторая стадия беседы -- сбор информации о самой проблеме, условиях ее возникновения и проявления. Главная задача специалиста -- выяснить, что привело к нему данного клиента, как он видит свою проблему, в каком контексте она проявляется. Проблема, возникающая у человека, обратившегося за консультацией, должна быть описана с помощью характеристик: содержание проблемы; сфера, к которой она относится (служебная, семейная, бытовая); уровень владения проблемой; возможная степень влияния проблемы на поведение клиента; временные параметры (как долго существует данная проблема).

Третья стадия беседы -- желаемый результат. Выясняется, что клиент хочет иметь в результате взаимодействия со специалистом.

Четвертую стадию беседы принято называть альтернативной. Обсуждаются иные варианты решения поставленной задачи. Именно за клиентом следует оставить право выбора, в каком направлении и с какой скоростью он должен измениться.

На пятой стадии происходит обобщение данных всех предыдущих этапов под девизом «За работу!». Происходит переход от обучения к действию. Выполняется процедура, называемая «присоединение к будущему». Клиенту предлагают представить психотравмирующую ситуацию и рассказать о визуальных представлениях, мыслях и чувствах, которые возникнут при этом. Если негативная окраска этих психических процессов уменьшилась или исчезла, можно сделать вывод, что результат консультаций успешен.

На начальной стадии работы с клиентом социальный работник стремится понять природу его трудностей и ту помощь, которую он просит. Интервьюирование носит спонтанный характер и не имеет схем, но социальный работник стремится заставить клиента рассказать свою историю, поставить его перед необходимостью раскрыть основные социальные и психологические факторы. Начальная стадия может иметь пролонгированный характер, чтобы преодолеть сопротивление клиента, создать атмосферу доверия и откровенности. На данной стадии формируется план лечения.

На начальном этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждать влияние его родственников. Это дает возможность оценить степень воздействия окружающей среды, а также различные модели поддержки. На этой же стадии социальный работник получает информацию о финансах клиента, его здоровье, отношении других членов к создавшейся ситуации и т.д.

Предварительное обсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которые создают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, так как проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.

Но не только познание социального окружения в центре внимания социального работника, большое внимание уделяется также оценке структуры личности. Оценка структуры личности основывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, его тревог и беспокойств. Понимание нормы и патологии позволяло определять виды помощи клиенту.

В процессе лечения социальный работник находит оптимальные пути решения проблемы клиента. Причем социальный работник вырабатывает стратегии для устранения препятствий, как в социальной среде, так и в «области чувств», т.е. решает психологические трудности клиента.

Многообразие социальных и психологических факторов создает бесчисленные комбинации ситуаций клиента, накладывает отпечаток на стратегии и цели лечения. Отношения в диагностическом подходе рассматриваются как среда, позволяющая найти новые пути решения проблемы клиента. Терапевтическое влияние среды зависит от социального работника, который на основе диагноза и целей лечения выстраивает отношения в определенной логике и последовательности, в каждой ситуации отдельно. Самая простая форма отношений социального работника и клиента когда клиент может быть выслушан и понят. Атмосфера понимания клиента может быть создана даже на основе единственного контакта.

После установления диагноза социальный работник продолжает дальнейшее взаимодействие с клиентом, в процессе которого диагностическая гипотеза может уточняться и пересматриваться. Этому способствуют дополнительные сведения о клиенте, наблюдения, интерпретация его ответов. Дальнейшие обсуждения могут подвести к центральной проблеме, которая может быть связана с психологическими трудностями либо со средовыми факторами.

Важнейшими компонентами данного метода, характеризующими его специфику, выступают: клиент, проблема, место, процесс.

Клиент -- это ядро социальной работы со случаем. Клиентами могут быть женщина, мужчина или ребенок, которые испытывают потребности в различных видах помощи: материальной, социальной, консультативной и т.д. Человек, получающий помощь, называется клиентом.

Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование.

Место -- агентство, предназначенное для социального обслуживания населения. Цель этих агентств состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть социальные трудности в различных ситуациях: «человек--человек», «человек--группа», «человек--ситуация». В агентстве функции помогающего субъекта берет на себя социальный работник.

Под процессом понимают последовательную деятельность социального работника, направленную на развитие способностей клиента решать проблемы.

Проблема

Это такая ситуация, которая либо имеет, либо не имеет решения. Дилемма решения/ нерешения проблемы постоянно ставит человека в ситуацию выбора. Такая ситуация требует от субъекта определенных усилий для решения возникающих задач, которые либо решаются, либо нет. В том случае, когда клиент не может решить задачу, т. е. он не имеет определенных ресурсов, он просит помощи для решения возникшей проблемы. Таким образом, клиенты, приходящие к социальному работнику, являются такими субъектами, которые не способны самостоятельно справиться с проблемами социального взаимодействия.

Основной проблемой во взаимодействии с клиентом является изменение его позиций по поводу оказания ему услуг социального обслуживания и совместной работы с дальнейшей разработкой альтернатив помощи. Проблемой же самого клиента является его слабое здоровье, плохое социально-бытовое положение, отсутствие помощи и поддержки со стороны близких и иных лиц, т.е. ему необходима помощь в социальном обслуживании, (помощи в поправке здоровья, улучшения бытовых условий), психосоциальная работа.

Процедуры работы

Исходя их того, что на клиента оказывается внутреннее и внешнее давление, выстраиваются стратегии, позволяющие сбалансировать это давление.

Внешнее давление возможно нейтрализовать, предоставив клиенту социальную помощь (решить проблемы с уходом за ним, помощь по дому и т.д.).

Внутреннее давление, стресс, снимают за счет мер, позволяющих изменить поведение клиента, а также работой над воспоминаниями, причем используют следующие процедуры: вентилирование. Клиенту предлагается выразить подавленные чувства; корректирующие отношения, складывающиеся между социальным работником и клиентом, подобны отношениям между матерью и ребенком. Это помогает понять прошлый негативный опыт отношений, пережить их вновь и сделать соответствующие выводы; оценка отношений.

Особое внимание уделяется построению новых взаимоотношений клиента с окружающими, т.е. формированию сети психосоциальной поддержки. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями и радостями, ощутить поддержку «значимого другого». Она есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут эффективно преодолевать трудные жизненные ситуации.

Социальная поддержка -- это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Социальная поддержка определяется как обмен ресурсами между людьми, по крайней мере, двумя -- донором поддержки ее реципиентом (получателем), и является функцией социальных сетей, которые характеризуют социальную среду личности.

Сети социальной поддержки это структуры, способные оказать человеку помощь. Они включают различные взаимоотношения людей, помогающие поддерживать здоровье.

Люди, получающие эффективную социальную поддержку от семьи, друзей, значимых для них людей и социальных сообществ, обладают более крепким здоровьем, легче справляются со стрессами, более устойчивы к развитию заболеваний, поэтому важную роль в преодолении стрессовых и проблемных ситуаций играет официально-поддерживающий процесс, включающий в себя три звена:

1) поиск социальной поддержки (способность индивида находить людей, готовых оказать ему помощь);

2) наличие сети социальной поддержки (структур, способных оказать поддержку, -- членов семьи, друзей, значимых других членов общественных организаций и т.д.);

3) восприятие социальной поддержки (способность человека принимать помощь от окружающих).

Выделяют следующие типы социальной поддержки:

- эмоциональная, или интимная, -- забота о другом, доверие, сопереживание ему;

- инструментальная, или материальная, - финансовая помощь, обеспечение ресурсами;

- информационная - содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;

- обратная связь или поддержка в форме оценки - оценка исполнения после разрешения проблем.

К компонентам социальной поддержки относятся структура (семейный статус, число друзей, связи с родственниками, членами формальных и неформальных организаций и т.д.), функции (эмоциональная, оценочная, информационная, ресурсная), эффект (удовлетворенность поддержкой).

Социальная поддержка смягчает воздействие стресса высокой интенсивности, выступает как буфер между стрессором и человеком. Высокая социальная поддержка нейтрализует негативное влияние стресса высокой интенсивности и обеспечивает сохранение здоровья, низкая -- при стрессе высокой интенсивности не оказывает буферного эффекта, что приводит к ухудшению здоровья.

Социальная поддержка содействует процессам преодоления стресса в трех направлениях: за счет повышения самооценки; благодаря помощи других людей в изменении стрессовой ситуации; путем включения оценки значимого другого в свою систему, что меняет эмоциональный ответ на действие стрессогенного фактора и позволяет увидеть ситуацию «другими глазами». Социальная поддержка снижает негативное действие стресса и увеличивает положительное путем повышения самооценки, усиления прочности иммунной системы, в результате чего уменьшается восприимчивость к болезням. Феномену социальной поддержки и ее влиянию на адаптацию индивида в стрессовой ситуации посвящено множество исследований.

Люди, получающие эффективную помощь (социальную поддержку) от семьи, друзей, значимых для них лиц и социальных групп, отличаются более крепким здоровьем, легче переносят жизненные трудности, более устойчивы к развитию различных заболеваний. Важна роль социально-поддерживающего процесса в преодолении стрессовых и проблемных ситуаций.

Помимо работы с родственниками и ближайшим окружением необходим поиск возможностей оказания поддержки со стороны людей со сходными проблемами или находящимися в аналогичных ситуациях (работа с сообществом лиц, переживших кризис).

Кроме того, эффективное решение проблем человека, находящегося в кризисной ситуации, требует комплексного подхода, широкого по охвату проблем и участников событий: вмешательства врачей, психологов, юристов, а также привлечения специалистов таких учреждений, как Центр занятости населения, Управление социальной защиты населения, Центр социального обслуживания населения и др.

Если проблему можно считать решенной и клиент ощущает надежду и чувствует, что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, то этот этап может стать заключительным. Если изменений не наблюдается или они незначительны, этот этап может стать стартовым в проектировании процесса сопровождения (происходит возврат на первый этап либо даются рекомендации посещения группы взаимопомощи).

Основные задачи консультанта -- стараться наиболее глубоко понять другого человека, создать безопасное пространство, в котором клиент мог бы выразить себя наиболее полно, понять себя, осознать, в чем он нуждается, что мешает ему жить в согласии с самим собой, и определить, как, находясь в своей актуальной жизненной ситуации, он может позаботиться о себе.

I. Тип ресурса:

1) социальное агентство,

2) общественная организация,

3) другое социальное агентство,

4) общественная организация:

а) нанимающая работников патронажа, но социальный работник не нанятый;

б) не нанимающая работников патронажа, при этом служащие находятся в отношениях с клиентом: инструментальных; выразительных.

Основной трудностью может послужить отказ клиента от предоставляемой помощи, связанной с поспешностью и непрофессионализмом социального работника, необходимостью более глубокой работы с внутренним миром пожилого человека, его семьей. Необходимо построить отношения на доверии, уважении права клиента на собственное мнение, партнерстве и поступательном движении к совместному принятию решения в помощи.

Результатами работы должно стать - улучшение здоровья, создание условий нормальной адаптации и социализации личности в социуме, коррекция, восстановление или компенсация утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности.

Практический анализ проблемной ситуации

В большинстве профессионально-этических систем и соответствующих им кодексов в той или иной формулировке содержится принцип «Не навредить!», требующий от специалиста в ситуации выбора решения из несколько возможных внимательности, осознания высокой ответственности за конечные результаты деятельности и изменения положения клиента в результате взаимодействия с ним. В определенных случаях это обязывает специалиста убеждать клиентов изменить точку зрения на содержание и количество потребных услуг, образ конечного результата деятельности (взаимодействия).

У клиента, возможно, есть обиды, недоверие, замкнутость, которые проецируются на социального работника, моей задачей является расположение к себе пожилого человека, создание комфортной обстановки для совместной работы и дальнейшего принятия совместного решения в отношении пожилого человека.

Основной дилеммой в сложившейся ситуации, на разрешение которой будет направлена моя работа, является конфликт профессионального долга - помочь, и нежелание клиента получить ее, которое в свою же очередь является правом этого человека.

Первоначальной задачей является установление доверительных партнерских отношений, расположение к себе клиента. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

Быстрое принятие решений в определении способа оказания помощи клиенту, снятие с себя ответственности не позволят решить истинную проблему, лишь осложнят желание самого пожилого человека в поиске возможности ее разрешения. По некоторым оценкам 56% проживающих в домах для престарелых страдают хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и 16% - психическими заболеваниями. В домашних условиях проживают лишь 5-6% пожилых, страдающих старческим слабоумием, в стационарных учреждениях их доля гораздо выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей нет ставок психиатра, психолога, социального работника. Также понимая нынешнюю ситуацию в домах престарелых, «качество» и «полноту» оказываемых услуг, я не имею права обрекать пожилого человека на некомфортное существование, так как можно найти более эффективный метод улучшения психологической, медицинской, бытовой ситуаций.

Итак, первым этапом нашей совместной психосоциальной работы в поиске форм и средств помощи является диагностика.

Необходимо разобраться с возникшими трудностями при помощи спонтанного интервью, беседы. На начальном этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждать влияние его родственников, точнее, отсутствие какой-либо поддержки и помощи с их стороны. Это дает возможность оценить степень воздействия окружающей среды, а также различные модели поддержки. На этой же стадии должна сложиться картина о финансах клиента, его здоровье, отношении других членов к создавшейся ситуации и т.д.

Предварительное обсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которые создают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, так как проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.

Но не только познание социального окружения в центре внимания социального работника, большое внимание уделяется также оценке структуры личности. Оценка структуры личности основывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, его тревог и беспокойств. Понимание нормы и патологии позволяло определять виды помощи клиенту.

В процессе лечения социальный работник находит оптимальные пути решения проблемы клиента. Для выработки стратегии для устранения препятствий как в социальной среде, так и в «области чувств», т.е. решает психологические трудности клиента.

Задачей социального работника является создание атмосферы доверия, эмпатии, расположение к себе клиента для создания наиболее полной картины диагностики.

2 этап

В связи с необходимостью быстрого разрешения создавшейся проблемной ситуации, сфера охвата должна быть расширена в связи с необходимостью вступить в контакт с родственниками клиента, принятие этого решения должна взять я, как социальный работник.

Следует помнить, что принуждение к сотрудничеству в данном случае неуместно. Только при помощи разъяснения и убеждения специалист может привлечь членов социального окружения клиента к участию совместных действиях. Для первой встречи уместно пригласить близких людей в отделение социальной защиты - это позволит создать соответствующую обстановку для беседы. По итогам деятельности следует поблагодарить каждого участника совместной деятельности, подчеркнуть значимость их роли в решении проблем клиента.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты