Содействие занятости безработных граждан в органах службы занятости населения

Содействие занятости безработных граждан в органах службы занятости населения

61

РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит 62 с., 4 таблицы, 50 источников, 4 приложения.

Безработица, безработный, занятость, трудоустройство, профориентация, социальное консультирование, социальная коррекция, профессиональное обучение, общественные работы, ярмарка вакансий, специальные программы занятости, центр занятости населения

Безработица вызывает многие негативные состояния, типичными среди которых являются отчаяние, неуверенность, тревога и т.п. Для того, чтобы помочь безработным в решении их проблем, специалисты центра занятости применяют следующие эффективные формы работы: профориентация, социальное консультирование, социальная коррекция, экспресс-подбор на рабочие места, ярмарки вакансий, общественные работы и т.п. В данной работе будут представлены социально-психологические характеристики безработных, социальные проблемы, связанные с безработицей и рассмотрены формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Безработные как особая социальная группа

1.1 Социально-правовой статус безработных граждан в РФ

1.2 Социально-психологические характеристики безработных

1.3 Социальные последствия безработицы

2. Формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения

2.1 Профессиональная ориентация как начальный этап трудоустройства

2.2 Социально-психологическая поддержка безработных граждан

2.3 Социальное консультирование по вопросам трудоустройства

2.4 Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на трудоустройство

3. Исследование деятельности ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан

3.1 Характеристика ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъекта содействия занятости безработных граждан

3.2 Деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан

3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности ГУ Центра занятости населения города Благовещенск, направленной на содействие занятости безработных граждан

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

ВВЕДЕНИЕ

С переходом страны к новым формам экономической жизни и появлением нового для нашего общества социально-экономического явления - безработицы - со всей остротой встала проблема ее влияния на психическое состояние человека и необходимость поиска адекватных мер коррекции ее негативных последствий. Перед многими клиентами органов службы занятости населения помимо проблем выбора или перемены профессии встают социально-психологические проблемы. Потеря работы и неопределенность социально-экономического положения воспринимаются ими как потеря жизненной перспективы. Причем, далеко не каждый безработный может сам справиться с психологическими проблемами, вызванными потерей работы и трудностями с её поиском. Поэтому в ряде случаев просто необходима помощь специалистов.

Среди первых разработчиков проблем занятости и безработицы можно выделить К. Маркса, Ф. Энгельса, а также представителей русской экономической школы - Г.А. Лопатина, Н.И. Зибера. В их работах рынок рассматривается в качестве рынка рабочей силы, а безработица - в качестве «промышленной резервной армии» или как «избыточное рабочее население» При этом выявлена только одна причина безработицы - избыточное рабочее население как необходимый продукт накопления капитала. То есть безработица предстаёт в виде неискоренимого порока капиталистического общества.

В западных экономических теориях труд (занятость) рассматривается лишь как один из производственных ресурсов, которые распределяются через рынок. Сторонники данной концепции Дж. Пери, Р. Холл полагают, что рынок труда действует на базе условного равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена, в данном случае заработная плата. Цена на рабочую силу реализуется по потребностям рынка и устанавливается автоматически, в зависимости от спроса и предложения труда; безработица, если и возможна, то в качестве добровольной.

В концепции Дж. М. Кейнса рынок труда рассматривается как явление постоянного экономического равновесия. Кейнсианская модель исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) институционально фиксирована и не подвергается изменениям, особенно в сторону уменьшения. Таким образом, спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, определяемым государственной политикой.

Среди современных исследователей данной проблемы можно назвать следующих: Плакся В.И. , Боровик В.С., Старовойтова Л.И., - сторонники, так называемого, «социологического» подхода Они в своих работах уделяют значительное внимание социально-психологическим характеристикам безработных граждан, описывают социально-экономические последствия безработицы, а также рассматривают технологии социальной работы с безработными.

Тем не менее, ни один из рассматриваемых подходов в отдельности не характеризует в полном объёме ни явление безработицы ни явление занятости, да и все они вместе взятые не охватывают проблем рынка труда

Необходимо отметить, что длительное время существование безработицы в нашей стране официально не признавалось. Более того, труд считался дефицитным фактором производства и был неотъемлемой обязанностью каждого трудоспособного гражданина. При этом не уделялось должного внимания индивидуально-психологическим особенностям, интересам и стремлениям трудящихся. И только в начале 90-х годов о проблеме безработицы заговорили открыто. И на сегодняшний день в нашей стране отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов социальной работы с безработными. Таким образом, можно говорить о новизне и недостаточной разработанности проблемы.

Практическая значимость состоит в том, что материалы данного дипломного исследования можно использовать в учебной целях при проведении лекционных и семинарских занятий в вузах по дисциплинам: «Занятость населения и её регулирование», «Организация профориентационной работы», «Экономика труда»; в практике социальной работы, при написании курсовых и дипломных работ по данной проблеме, при подготовке к научным конференциям и семинарам.

Объект - безработные граждане.

Предмет - содействие занятости безработных граждан в органах службы занятости населения.

Цель - изучение деятельности органов службы занятости населения, направленной на содействие занятости безработных граждан (на примере ГУ Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска) для последующей разработки практических рекомендаций и предложений по её совершенствованию.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать безработных граждан как особую социальную группу;

2) выявить проблемы, связанные с безработицей;

3) рассмотреть формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения;

4) охарактеризовать ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъект содействия занятости безработных граждан;

5) изучить деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан;

6) разработать практические рекомендации и предложения для повышения эффективности деятельности ГУ Центр занятости населения.

Методы исследования: классификация, анализ литературы, анализ статистических данных, наблюдение, неформализованное интервью.

1. БЕЗРАБОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Социально-правовой статус безработных граждан в РФ

Правовой статус безработного, также как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата [11, ст. 3].

В соответствии с законом РФ « О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. №1032-1 (Закон о занятости населения), решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 2 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. Гражданин признается безработным с момента предоставления документов.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а также впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных [11, с. 3].

Для признания гражданина безработным причина его увольнения с предыдущего места работы значения не имеет. Безработным может быть признан и гражданин, расторгнувший трудовой договор по собственному желанию, и тот, кто уволен по инициативе администрации, причём даже за нарушения трудовой дисциплины. Последнее может сказаться на выплате пособия по безработице. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия может быть отложена на срок до трёх месяцев в случаях увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством [11, с. 35].

В соответствии с Законом о занятости населения правительством определён порядок регистрации безработных граждан. Она осуществляется органами занятости по месту жительства.

Первичная регистрация осуществляется в целях учёта общей численности безработных и для получения информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.

Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в органы занятости по месту жительства справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку и документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Органы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

При отсутствии подходящей работы зарегистрированному в целях её поиска может быть предложено при его желании участие в оплачиваемых общественных работах или прохождение профессиональной подготовки [11, ст. 2].

Регистрация гражданина в качестве безработного органами занятости осуществляется не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными, таким образом, признаются граждане, которые:

трудоспособны;

не имеют работы и заработка;

зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;

ищут работу и готовы приступить к ней;

не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы [11, с. 3].

Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию.

В некоторых случаях, указанных в постановлении, которым утверждён Порядок регистрации безработных граждан, безработные могут быть сняты с регистрационного учёта. К таким случаям относятся: признание граждан занятыми, прошедшими профессиональную подготовку, неявка без уважительных причин безработного в службу занятости в установленные сроки и т.д.

Для решения вопросов трудоустройства важное значение имеет понятие «подходящая работа».

Статья 4 Закона о занятости населения определяет её как работу, соответствующую профессиональной пригодности работника с учётом уровня профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удалённость предлагаемой работы (пределы транспортной доступности) соответствующими местными органами власти с учётом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Предлагаемая работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы. Это положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал средний уровень заработка в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанного среднего уровня в названных выше субъектах Федерации.

Понятие «подходящая работа» имеет иное содержание для граждан, впервые ищущих работу. К ним прежде всего относятся несовершеннолетние, окончившие школу, и молодые женщины, не работавшие в связи с рождением ребёнка. Поскольку и те, и другие чаще всего не имеют определённой профессии (специальности), им в первую очередь надо предложить обучение той профессии (специальности), по которой служба занятости имеет возможности предоставить работу. Первичное профессиональное обучение молодёжи в возрасте до 20 лет осуществляется, как правило, в учебных заведениях системы профессионального образования и в учебных центрах предприятия [11, с. 4].

Если организовать профессиональную подготовку впервые ищущим работу не удалось, таким лицам подбирается работа, не требующая подготовки (в том числе работа временного характера). При этом должен учитываться возраст, состояние здоровья и иные особенности каждого конкретного лица. В соответствии с трудовым законодательством труд женщин и молодёжи допускается не на всех предприятиях, а для женщин, имеющих малолетних детей, установлен ряд льгот.

Решение службы занятости о признании предлагаемой работы подходящей в случае несогласия с этим безработного может быть обжаловано в вышестоящий орган системы службы занятости, а также и в суд в порядке, установленном статьей 11 Закона о занятости населения [11, с. 4].

Всем гражданам предоставлено право на профессиональную деятельность во время их пребывания в зарубежных странах, а также право на поиск работы и трудоустройства за границей.

Невыполнение безработным установленных обязанностей может повлечь применение к нему санкций. Так, в случае нарушения им обязанности регистрации, перерегистрации или трудоустройства без уведомления службы занятости выплата пособия может быть приостановлена на срок до трёх месяцев. В случае неявки без уважительных причин в службу занятости для получения направления, а также на переговоры с работодателем в течение трёх дней со дня направления размер пособия может быть уменьшен на 25 процентов на срок до одного месяца.

Таким образом, всем безработным, как высвобожденным из предприятий, так и впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после перерыва, государство предоставляет определённые права, обеспечивая их следующими денежными выплатами: пособиями по безработице; оплатой за участие в общественных работах; компенсацией затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

Кроме того, высвобожденным работникам выплачивается выходное пособие и сохраняется заработная плата в течение установленного законом срока, а тем, кто осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку или повышает профессиональную квалификацию, выплачивается стипендия. Установлены следующие размеры стипендии:

для граждан, имеющих трудовой стаж свыше одного года, - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда;

для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года, - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;

для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы в следствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счёт средств соответствующих предприятий в размере 100 процентов среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда.

Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10 процентов, но не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы [11, ст. 29].

Для безработных установлен особый порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого безработный получает стипендию или пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность, засчитывается в общий трудовой стаж и не прерывает его [11, с. 32].

Основное противоречие социальной защиты безработных состоит в том, что безработица - это следствие неблагоприятной социально-экономической ситуации, но именно в такой ситуации затруднительна выплата пособий и низка их покупательная способность. То есть, чем выше удельный вес безработных в обществе, тем меньше уровень социальной защиты каждого из них, выше социальная напряжённость. В то же время необходимо иметь в виду и такое явление, как попытка жить на пособие по безработице и потеря желания искать работу.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты