Современное состояние службы занятости населения в Российской Федерации

Современное состояние службы занятости населения в Российской Федерации

Cодержание

Введение

1 Роль и современное состояние службы занятости в Российской Федерации

1.1 Причины и предпосылки создания службы занятости

1.2 Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственных служб занятости

1.3 Основные направления деятельности служб занятости

1.4 Значение негосударственных служб занятости

1.5 Эффективность служб занятости

2 Порядок проведения работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Волгоградской области

2.1 Основная характеристика Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Волгоградской области

2.2 Новые условия работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Волгоградской области

2.3 Изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан

2.4 Предложения по комплексу мер, направленных на поддержание занятости населения

3 Мероприятия по повышению эффективности работы Октябрьского центра занятости населения Волгоградской области

3.1 Мероприятия, проводимые в целях повышения качества рабочей
силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда

3.2 Реализация мероприятий по содействию занятости населения

3.3 Осуществление социальной поддержки безработных граждан

3.4 Комплекс мер по повышению эффективности работы службы

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения.

К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Вместе с тем по мере снижения уровня безработицы в стране после кризиса 1998 г. наблюдается недооценка проблем занятости. Это находит свое отражение как в основных программных документах Правительства, так и в тематике научных экономических публикаций и касается, прежде всего, недооценки механизмов формирования занятости и способов ее регулирования.

В современный период развития рынка очевидна потребность во всестороннем анализе и глубокой проработке теоретических и методологических аспектов государственного регулирования занятости в целях достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества.

Представляется важным исследование широкого круга проблем, связанных с функционированием системы государственного регулирования занятости и ее трансформацией в условиях экономического роста и повышения конкурентоспособности российской экономики. Актуальность такого исследования особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.

Степень разработанности темы исследования. Теоретическую основу данного диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования в тесной взаимосвязи с макроэкономическими процессами.

В исследовании проблем занятости, безработицы и функционирования российского рынка труда важное место принадлежит таким ученым, как А.И.Амосов, Т.С.Бандюкова, Б.Д.Бреев, В.С.Буланов, Н.Т. Вишневская, Н.А.Волгин, В.Е.Гимпельсон, Е.Н.Жильцов, Р.И.Капелюжников, Е.И.Капустин, Е.Д.Катульский, В.Г.Костаков, Л.А.Костин, Р.П.Колосова, В.В.Куликов, И.Д. Мацкуляк, Ю.Г.Одегов, А.А.Никифорова, Г.Э.Слезингер, Л.С.Чижова и др.

В разработке проблем регулирования рынка труда и занятости значительный вклад внесли И.Е.Заславский, Т.Ф.Золотарева, В.Н.Иванова, Ю.П.Кокин, И.Е.Маслова, Л.И.Старовойтова, В.И.Трунин, Д.Г. Щипанова, В.Н. Якимов и др.

Несмотря на то, что проблемы государственного регулирования занятости и рынка труда стали предметом исследования многих отечественных экономистов в качестве самостоятельного объекта анализа или как части комплексной проблемы государственного регулирования рыночной экономики, ключевые вопросы трансформации государственного воздействия на занятость и рынок труда, возрастающие требования к регулированию занятости остаются в числе проблем, требующих всестороннего рассмотрения и исследования.

Основная цель данного исследования - раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики - перехода от стабилизации к экономическому росту.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие теоретические и методологические задачи:

- определить цели и задачи служб занятости;

- изучить их роль в регулировании рынка рабочей силы на региональном уровне.

- охарактеризовать основные направления деятельности служб занятости;

- оценить эффективность деятельности служб занятости;

- изучить нормативно-правовые документы регулирующие деятельность территориального органа службы занятости населения;

- проанализировать работу специалистов Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Волгоградской области;

- порядок проведения работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Волгоградской области;

- проанализировать изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан;

- предложить комплекс мер, направленных на поддержание занятости населения;

- проанализировать реализацию мероприятий по содействию занятости населения;

- определить осуществление социальной поддержки безработных граждан;

- выявить комплекс мер по повышению эффективности работы службы.

Объект исследования - система государственного регулирования занятости населения работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Волгоградской области.

Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие при совершенствовании и развитии государственного регулирования занятости на федеральном и региональном уровне с целью достижения полной и эффективной занятости в стране, повышения ее качества с учетом требований конкурентоспособной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения зарубежной и отечественной экономической науки в сфере занятости и рынка труда, обосновывающие сущность и механизмы государственного воздействия на занятость; научные разработки в сфере занятости, трудовых ресурсов и человеческого потенциала, а также лежащие в основе занятости экономические отношения.

Информационной базой исследования послужили официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, ведомственная отчетность Федеральной службы по труду и занятости, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также других министерств и ведомств, документы международных организаций, а также федеральные законодательные и нормативные акты по занятости населения и другие, относящиеся к занятости и ее регулированию документы.

В ходе выполнения диссертационного исследования использованы методы статистического анализа, в том числе пофакторного и комплексного анализа, а также табличные методы предоставления данных.

Практическая значимость результатов исследования. Разработанные в диссертации методологические подходы к совершенствованию государственного регулирования в сфере занятости и практические рекомендации по повышению его результативности представляют интерес для Федеральной службы по труду занятости, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ. Содержащиеся в диссертации предложения могут быть полезны при работе по совершенствованию действующего законодательства и при разработке федеральных и региональных целевых программ, непосредственно воздействующих на занятость.

Кроме того, ряд положений и рекомендаций, содержащихся в диссертации, могут быть использованы в аналитической работе научных и учебных центров, занимающихся проблемами занятости, преподаванием дисциплин, связанных с социально-трудовыми отношениями и государственным регулированием экономики.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

1 Роль и современное состояние службы занятости в Российской Федерации

1.1 Причины и предпосылки создания службы занятости

На протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием социалистической (общенародной) собственности как экономической основы государства.

Считалось, что в условиях социализма человек не отделен от средств производства, и именно это обусловливает его особое отношение к своей рабочей силе не как к товару, который он продает на рынке. И в самом деле, если собственник средств производства и наемный рабочий сочетаются в одном лице, ни о какой купле-продаже рабочей силы речь не идет.

Действительность же показала обратное. Во все времена существования социалистической формы хозяйствования так и не произошло соединения работника со средствами производства. Он как был, так и остался наемным работником со строго фиксированной стоимостью, определяемой минимальными затратами на воспроизводство своей рабочей силы. Следовательно, явно несостоятелен главный аргумент, при помощи которого доказывалось отсутствие при социализме рынка рабочей силы.

В условиях товарно-денежных отношений рабочая сила не может не выступать как товар, поскольку она требует затрат, величина которых зависит от квалификации, условий труда, значимости той продукции, которую она создает.

Если рынок труда существует, то почему процветали уравниловка, низкое качество работы, слабая дисциплина труда и незаинтересованность работника в высокопроизводительном и качественном труде? Основной причиной этого является государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу.

Органы государственных структур занятости были ориентированы на оказание социальной поддержки безработным гражданам. Результатом таких ориентации стали не только увеличение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней рыночных отношений. Это проявлялось в увеличении масштабов скрытой безработицы, невыплате заработной платы, формировании неэффективного слоя работников, которые негативно влияют на все социально-экономические процессы (сдерживают рост производительности труда, тормозят уровень оплаты и структурные сдвиги), сохранении большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, стихийном переливе рабочей силы в неформальный сектор экономики, в ориентации половины трудоспособных граждан на сохранение стабильного места даже при низкой и не вовремя оплачиваемой заработной плате. Все это препятствовало эффективному и серьезному решению проблем занятости. Специалисты отмечают резкое снижение использования трудового потенциала России, сохранение негативных тенденций в его динамике количественных и качественных показателей. Проблемы использования трудового потенциала вплоть до настоящего времени сводились, как уже говорилось, в основном к ограничению масштабов безработицы и к организации помощи безработным. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план [6, С.11].

Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно - повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

- Повышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг.

- Обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование (по оценкам Института экономики РАН, из 9 тыс. предприятий, кандидатов в банкроты, подавляющее большинство потерпели неудачу вследствие ошибок в управлении, из-за неумения организовать дело в рыночных условиях).

- Усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации (высокоэффективный труд - высокие заработки).

- Упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности.

- Расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда.

- Максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам.

- Совершенствование учета безработных и предоставления пособий.

- Оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям [7, С. 128].

Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

1.2 Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственных служб занятости

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель - управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:

- тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;

- предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;

- государству.

Чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.

Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:

- оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

- организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;

- предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

- оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных [8, С. 121].

К традиционным функциям служб занятости относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах;

К новым функциям, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.

На практике службы занятости выполняют лишь часть этих функций - в зависимости от потребностей региона и страны в целом и имеющихся ресурсов. В некоторых странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.

Определен статус и направления работы Федеральной государственной службы занятости населения. Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3.

В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Данные статистики свидетельствуют о повышении эффективности работы государственных служб занятости. По данным Министерства труда и социального развития России, последние два года количество получивших профессиональную консультацию превышает число направленных на профессиональное обучение безработных граждан более, чем в 2,5 раза. В 2006 г. направлено на профессиональное обучение 70 % безработных, а в 2010 г. - 69 % .

Анализ многочисленных случаев успешного трудоустройства позволяет выделить, помимо профессиональной пригодности («хочу-могу»), дополнительные факторы, по которым можно предсказать высокую или низкую вероятность трудоустройства клиента:

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты