Современная политика и практика управления системой социальной защиты населения регионов
p align="left">Блок ресурсов.Ресурсный блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должна составлять та часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов государства, которую можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также та часть негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов, муниципальных земель и др.), которая на законном основании может быть направлена на указанные цели.

Блок реализации. Этот блок системы управления развитием социальной сферы регионов многообразен, структурно неоднороден и включает десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком формирования и обеспеченных в той или иной степени ресурсным блоком. Сюда могут быть отнесены качественно различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса, установление на отдельных территориях особых организационно-правовых режимов. Возможно предоставление хозяйствующим субъектам временных налоговых льгот, приоритетное предоставление им государственных заказов и т.п.

Блок контроля. Контролирующий блок системы государственного управления развитием социальной сферы регионов должен включать правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мер государственного управления, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта. При этом речь идет о контроле как принятия решений, так и их выполнения (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и др.)

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

3.1 УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В САРАТОВСКОМ РЕГИОНЕ

В зависимости от объекта, уровня и направления принято выделять федеральную, региональную и муниципальную социальную политику. На федеральном уровне задаются стратегические ориентиры социальной политики, на региональном и муниципальном уровнях осуществляется её конкретная реализация.

Полномочия региональной и муниципальной социальной политики:

- разработка региональных социальных программ и их реализация (поддержка малообеспеченных);

- изыскание возможностей для повышения минимальных федеральных стандартов;

- обеспечение учреждений социальной инфраструктуры находящихся в региональном и муниципальном ведении;

- нормативное оформление и организация адресной социальной помощи;

- осуществление проверки нуждаемости;

- определение и реализация социальной помощи слабозащищенным слоям населения Нагайчук А.Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 48-53. .

Роль региональных и муниципальных органов власти ведущая в реализации вопросов социальной защиты населения. В соответствии с ФЗ от 1997 г. «О прожиточном минимуме в РФ» социальная помощь гражданам, имеющим доходы менее прожиточного минимума оказывается органами региона.

Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции по реализации государственной политики в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций).

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законами Саратовской области, правовыми актами Губернатора области, органов государственной власти области, а также Положением о министерстве здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области.

В структуру Министерства входят территориальные комитеты и управления, обладающие правами юридического лица (далее по тексту - территориальные органы Министерства), осуществляющие свою деятельность непосредственно в административно-территориальных образованиях Саратовской области Положение о министерстве здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области (с изменениями от 6 октября, 12 декабря 2005 г., 3 апреля 2006 г., 2 февраля 2007 г.) / http://www.mzsr.saratov.gov.ru/personal_pages/index.asp?id=53.

Управление социальной защиты населения Саратовской области является органом исполнительной власти области и входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Основными задачами управления социальной защиты населения являются: проведение государственной политики в области социальной защиты населения; осуществление социальной защиты населения области; обеспечение охраны семьи, материнства, отцовства и детства на территории области; разработка и реализация мер, направленных на развитие социальной сферы в области; организация системы социальной защиты населения области и обеспечение ее функционирования.

Чтобы решать эти вопросы необходима структура, рассмотрим какая в Саратовской области сложилась структура управления.

Министерство здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области Структура министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области (в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 12 мая 2005 г. N 149-П , с изм. от 6 октября, 12 декабря 2005 г., 3 апреля 2006 г., 2 февраля 2007 г.) / http://www.mzsr.saratov.gov.ru/personal_pages/index.asp?id=3 включает в себя следующие подразделения: комитеты, самостоятельные управления и отделы, а также территориальные органы.

Комитеты

- Комитет организации медицинской помощи взрослому населению

отдел организации медицинской помощи взрослому населению

отдел стратегического планирования развития медицинской помощи

отдел профилактической медицины

отдел медицинского страхования, организации платных услуг и взаимодействия с частным здравоохранением

отдел организации реабилитации и санаторно-курортного лечения.

- Комитет по социальной защите населения

отдел организации и развития социального обслуживания населения

отдел предоставления компенсаций

отдел организации назначения пособий, доплат к пенсии и социальной помощи

отдел по работе с территориальными органами

отдел реабилитации и социальной адаптации инвалидов

отдел по работе с гражданами, уволенными с военной службы, и организации альтернативной гражданской службы

- Комитет по труду

отдел развития социального партнерства и коллективно-договорных отношений

отдел уровня жизни и доходов населения

отдел трудовых гарантий и развития трудовых ресурсов

отдел охраны труда и экспертиз

отдел координации трудовых отношений

- Комитет по финансам

? Контрольно-ревизионное управление

отдел по контролю за расходованием средств в учреждениях здравоохранения

отдел по контролю за расходованием средств в учреждениях социальной поддержки

? Планово-финансовое управление

отдел планирования и финансирования здравоохранения

отдел планирования и финансирования социальной поддержки

отдел финансирования социальных выплат

? Управление по бухгалтерскому учету и отчетности

отдел бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности

отдел расчетов по коммунальным льготам

отдел финансирования территориальных органов

Самостоятельные управления

- Управление информационных технологий

отдел компьютерных технологий

отдел автоматизированных информационных систем

- Управление лекарственного обеспечения и медицинской техники

отдел организации льготного лекарственного обеспечения

отдел лекарственного обеспечения, медицинской техники,метрологии и стандартизации

- Управление медико-социальных проблем материнства и детства

отдел медицинской помощи матери и ребенку

отдел организации профилактики и реабилитационной помощи детям

- Управление по анализу и прогнозированию здравоохранения и социального развития

отдел методической работы и информационного обеспечения

отдел анализа, прогноза, мониторинга

отдел социального развития и целевых программ

- Управление семейной и демографической политики

отдел профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей

отдел социальной поддержки семьи

отдел демографической политики

- Управление эксплуатации зданий, капитального и текущего ремонта

отдел капитального и текущего ремонта учреждений здравоохранения

отдел капитального и текущего ремонта учреждений социальной поддержки

административно-хозяйственный отдел

отдел по работе с обращениями граждан

Самостоятельные отделы

организационный отдел

отдел кадров

отдел конкурсных закупок и договоров

отдел мобилизационной подготовки и спецработы

отдел стационарных учреждений и социальной адаптации

лиц без определённого места жительства

правовой отдел.

Территориальные органы

Комитет социальной защиты населения г. Саратова

Шесть Управлений по районам города

Сорок одно УСЗН по районам Саратовской области.

Подведомственные учреждения социальной поддержки населения Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области: сорок шесть центров социального обслуживания населения, двадцать три дома-интерната, семь реабилитационных центров, четыре центра социально-трудовой реабилитации, Областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Реабилитация и физкультура», тринадцать центров социальной помощи семье и детям «Семья», шесть социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних , пять социальных приютов для детей и подростков, профессиональное училище-интернат, курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов, центр реабилитации и интеграции инвалидов и сорок два управления социальной поддержки населения.

Межведомственное взаимодействие Информация официального сайта Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области / http://www.mzsr.saratov.gov.ru/personal_pages/index.asp?id=27 - сведения о действующих комиссиях,находящихся в ведении Министерстваздравоохранения и социальной поддержки областис участием представителей органов государственной власти области, предприятий, учреждений и организаций, ученых и специалистов:

Областная (региональная) трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Межведомственная комиссия по охране трудапри Правительстве области

Областная межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников

Комиссия по вопросам расчетов бюджетов прожиточного минимума населения области при министерстве здравоохранения и социальной поддержки области

Комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при Правительстве области

Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Правительстве Саратовской области

Коллегии министерства здравоохраненияи социальной поддержки области коллегия министерства здравоохранения и социальной поддержкиСаратовской областипо вопросам здравоохранения

коллегия министерстваздравоохранения и социальной поддержкиСаратовской областипо вопросам труда и социальной поддержки

Областной противоэпидемический штаб

Координационный штаб по контролю за организацией противотуберкулезных мероприятий в области

Областной клинико-экспертный совет по вопросам медицинского освидетельствования детей, передаваемых в семьи российских и иностранных граждан

Экспертный совет при министерстве здравоохранения и социальной поддержки области по анализу причин младенческой смертности

Экспертный совет по анализу причин материнской смертности и дефектуры оказания медицинской помощи женщинам

Штаб по проблемам наркологии, психиатрии и токсикологии

Областной методический Совет по онкологии.

3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Следуя определенной нами целью дипломной работы, в данном параграфе мы проанализируем структуру и организацию, основные направления работы социальных служб в аспекте их эффективности и целесообразности, опираясь на результаты исследования проведенного нами в стратегии кейс-стади в одной из социальных служб г. Саратова - в Центре помощи женщинам, семье и детям. Организационный анализ социальной службы позволяет не только определить современное состояние социальной службы (всесторонне проанализировать деятельность социальной службы), но и наметить пути совершенствования её структуры и обозначить перспективы развития.

Осуществленное исследование проводилось качественными методами стратегии кейс-стади в одной из социальных служб города и заключалось в этнографическом изучении, описании и анализе организационных процессов и организационной структуры, социальных практик составляющих и наполняющих деятельность одной из государственных социальных служб города с целью выделения факторов влияющих на эффективность деятельности социальных служб. По мнению, В.В. Семеновой, выбор качественной методологии исследования позволяет изучить уникальные характеристики объекта встроенного в формальную структуру и проявляющегося в социальных практиках Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998..

Исследование организаций методами стратегии кейс-стади имеет сравнительно недавнюю традицию в отечественной социологии, тем не менее, методологические основания стратегии кейс-стади достаточно подробно освещены в научной литературе Романов П.В. Формальные организации и неформальные отношения: Кейс-стади практик управления в Современной России. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.. Как отмечают М.В. Киблицкая и И.К. Масалков, использование техники кейс-стади обосновано там, где необходимо «описание и объяснение сложных процессов и явлений, которые трудно изучать количественными методами» Киблицкая М.В., Масалков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс стади. М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления, 2003.. Резюмируя, мы можем обнаружить, что выбор качественной методологии социологического исследования оправдан в равной мере, когда мы изучаем некий уникальный объект и свойственные ему характеристики, и когда мы исследуем процессы и явления, явно или латентно включенные в деятельность объекта.

Исследование проводилось длительное время с мониторингом текущего состояния службы. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью следующих методов: полуструктурированное интервью, включенное наблюдение, ведение дневниковых записей, свободные беседы. Так же были проанализированы различные организационные (финансовые и статистические) материалы и документы социальной службы. Исследование осуществлялось открыто, что стало возможным, поскольку на момент проведения исследования исследователь работал в данной службе в качестве штатного социолога. Подобная «включенность» позволила собрать уникальный материал о внутренних процессах службы, скрытых от стороннего наблюдателя, так как был обеспечен доступ к материалам и документам и снижен эффект исследования, как нежелательного влияния исследователя на результат исследования вследствие его воздействия на исследуемую социальную реальность Хеллевик О. Социологический метод/ пер. с норв. М.: Издательство «Весь Мир», 2002.. Включенное наблюдение проводилось согласно рабочему графику исследователя. За время проведения исследования была проведена серия интервью, проанализированы документы, касающиеся деятельности социальной службы, с целью диагностики организационных проблем. Сбор эмпирических данных осуществлялся по следующим направлениям: история службы, организационная структура, взаимодействие профессиональных групп, процессы планирования и организации работы, процесс контроля и мотивации, взаимодействие с клиентами, деятельность по оказанию помощи клиентам. Анализу подверглись также символические системы организации в контексте взаимодействия с клиентами: идеология, этика, язык.

Социальная служба - это, прежде всего, организация, и, как любая организация, она должна иметь четкие цель и задачи, иерархию, состав, структуру, принципы, методы и технологии функционирования, а также разработанную стратегию дальнейшего развития. Нами будут рассмотрены следующие аспекты деятельности социальной службы: 1) строение организации - цели, иерархия, состав, структура; 2) функционирование организации - организационные отношения, взаимодействие социально-психологических и административных факторов, процессы принятия и осуществления решений; 3) приоритеты деятельности социальной службы - направления, методы, принципы осуществляемой деятельности Пригожин А.И. Современная социология организации. М.: Интерпракс, 1995. С.43..

Смысл существования социальной службы, как любой организации, - выполнять определенный социальный запрос и, как любая организация, она должна иметь для этого организационные элементы, средства, ресурсы. Можно предположить, что от того, насколько адекватны социальному запросу цели, иерархия, состав, структура, средства, ресурсы социальной службы, зависит его успешность, выживаемость и, наконец, эффективность.

Одним из важнейших эффектов организации является её способность определять положение работников в системе социальной стратификации, определять их социальный статус Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспент Пресс, 1997. С.47 - 56..

Социальная служба - это некоммерческая организация учрежденческого (или клиентурного) типа, которая является одним из механизмов системы социальной защиты населения региона и призвана оказывать социальную поддержку лицам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации. То есть социальная служба - это организация, ориентированная на общественную жизнь, на адаптацию людей в обществе, а значит, действует в интересах человека и ради него. Очевидно, что:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты