Социология
p align="left">Первая -- атеистическая. Она имеет давнюю традицию и восходит, в частности, к эпикурейству. Суть ее состоит в том, что если человек существо смертное, то смысл жизни -- в самой жизни. Эпикур отрицал для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив -- ее нет, а когда он умирает -- то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти.

Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования -- это атараксия, или уклонение от страданий, спокойная и размеренная жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру. Окончание этого процесса и означает прекращение бытия человека.

Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия.

Другая точка зрения на проблему смысла жизни -- религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души.

Высшей формой человеческой деятельности является творчество.

Творчество -- это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.

Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука -- эвристика (гр. heurisko нахожу), с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса.

Существуют четыре основные фазы творчества:

-- замысел (это первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра, проблемы, наметки этапов будущей работы);

-- созревание идей (процесс конструирования «идеального предмета» в воображении творца),

-- озарение (решение обнаруживается там, где его и не пытались искать);

-- проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения).

Процесс создания нового приносит творцу чувство удовлетворения, стимулирует его вдохновение и подвигает его к новому творению.

19 Социальный контроль и девиация

Во всех обществах поведение человека постоянно выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен делать, но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки людей нередко не соответствуют тому, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерны не только конформизм, но и отклонение. Девиация - это отклонение от норм, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает ли враждебную реакцию.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения. Скорее, это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения людей различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Девиантным (отклоняющимся, деликвентным) называется поведение, которое не согласуется с ожиданиями общества относительно поведения человека. Соответственно, само поведение данного типа называют девиацией, человека, нарушившего норму, - девиантом. Термин «деликвентный» часто употребляется в значении «относящийся к преступности, к нарушению правовых норм», то есть для обозначения серьезных нарушений. Девиантное поведение включает в себя самые разнообразные явления: убийство, воровство, психические отклонения, половые извращения, алкоголизм, наркомания, педофилия и малолетняя проституция, насилие в семье, жестокое обращение с детьми и т.д. В то же время принципиально важно отметить, что оно не обязательно всегда приносит вред, (например, проявления субкультуры, эксцентричное поведение или инновации как отклонение от того, что привычно для членов общества).

Выдвигаются следующие причины девиантного поведения: биологические; психологические; культурологические; экономические; социологические. Согласно социологическому объяснению, девиации возникают в те моменты, когда общество переживает кризис, при котором усиливается дезорганизация общества. Это объяснение было предложено Э. Дюркгеймом. Он ввел понятие «аномия» - буквально «отсутствие норм». Аномия - общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленное кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

В социологии девиантного поведения получила распространение так называемая «теория наклеивания ярлыков» или теории стигматизации (от греческого stigmo - клеймо). Приверженцы теории стигматизации Э. Лемерт, Г. Бекер и К. Эриксон взяли главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоит у «руля» власти и собственности, имеют возможности выражать свои взгляды и принципы в нормах (законах), управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают ярлыки на «нарушителей» этих норм. То есть характер поступка (отклонения от нормы) обусловлен не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Этих исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. К таким выводам пришли Э. Сазерленд и Г. Тард, сформулировавшие теорию подражания (теория культурного переноса).

Понятие «девиация» тесно связано с понятием социальный контроль. Социальный контроль - система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между ними.

Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось Э. Россом и Р. Парком, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения в соответствие человеческого поведения социальным нормам. Согласно Т. Парсонсу, социальный контроль представляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному поведению и поддерживается социальная мобильность.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

принуждение (так называемая элементарная форма);

влияние общественного мнения;

регламентация в социальных институтах;

групповое давление;

общие ценности и стабильность в социальных группах.

Выделяют две разновидности социального контроля:

внешний социальный контроль - совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивидов. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах; неформальный базируется на реакциях окружения;

внутренний социальный контроль - это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм.

Социальные нормы - это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия. Норма обычно предполагает некие варианты поведения, новые или отличающиеся от нормативного, но не выходящие за рамки допустимого. Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а, скорее всего, как некоторая зона допустимых вариаций.

Можно выделить несколько видов социальных норм:

обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

моральные нормы, базирующие на коллективном авторитете и обычно имеющие обоснование;

правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые изданы государством и обеспечиваются силой государства;

политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и государствами и находят свое отражение в международных правовых актах, конвенциях и т.д.;

религиозные нормы, которые поддерживаются верой сторонников религии в наказание за грехи;

эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

Отклонение от норм наказывается при помощи санкций. Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам, стимулируют следование нормам. Негативные санкции - это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить девиантное поведение или уменьшить его вероятность.

Согласно одной из социологических теорий - в основе девиации лежит конфликт.

20. Личность как социальный тип

Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как:

1. Отношение к чему-либо.

2. Нормы поведения, взглядов.

3. Ценности.

В философии личность человека как таковая не рассматривается ею надо стать. Личность - одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях социально типическое). Таким образом, можно сказать, что как правило, в цепочке человек - личность - индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая своё) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии - это нечто особенное.

В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);

3) деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним миром (человек, производящий новые предметы и передающий в предметах свой опыт).

В психологии «личность» (читай: индивид) - это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным актером (действующей единицей) некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальные качеств человека.

В современной социологии личность, как субъект (который, напомним, может быть индивидуальным - тождественным «личности» и групповым - тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально - исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эмоцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого». В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

21. Социальный статус и социальные роли личности.

Социальный статус

В социологии - личность - совокупность статусно-ролевых характеристик.

Личность - это автономная систем, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования.

Социальный статус - интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. В социологии наряду с категорией социальный статус используются и другие: социально-экономический, социально-правовой и т. п., призванные определять положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества. Компонентами социального статуса являются социальный позиции, которые могут быть выделены на основании объективных показателей (например, пол, возраст образование, профессия, национальность и т. д.). Для определения положения в обществе существенна оценка социальной значимости указанных позиций, выражаемая в понятиях престиж, авторитет и др.. , а также упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т. д.. Социальные позиции с помощью нормативных и эмоциональных регуляторов - норм , социальных чувств , стереотипов и т. д.- приобретают сферы взаимодействия, права, обязанности, влияния, возможности, свободы и другие показатели собственно социального статуса как интегрированного индекса положения в обществе. С помощью социального статуса упорядочиваются , оформляются , регламентируются отношения и поведение групп и их членов , усвоение представителями групп соответствующих тому или иному статусу признаков и характеристик , мотивирование и побуждение социального поведения и т . д. . Каждый индивид может иметь большое число статусов , и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами . Но чаще всего только один определяет его положение в обществе . Этот статус называется главным , или интегральным . Часто бывает так , что главный , или интегральный , статус обусловлен его должностью (например , директор профессор) .

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д..). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статус. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины , детство , юность , зрелость , старость и т . д. .) . Профессионально-должностной - это базисный статус личности , для взрослого человека , чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальная роль

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей - как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Когда происходит противоречие 2-х ролей, имеет место ролевой конфликт.

Социальные роли

Институционализированные:

институт брака, семьи,

соц. роли матери, дочери,

жены

Конвенциональные:

принимаемые по соглашению,

хотя человек может и не

принимать их

Основные ролевые характеристики.

Толкот Парсенс предложил 5 характеристик любой роли:

Эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности.

Способ получения: предписанные и завоеванные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты