Социология в системе гуманитарных наук
p align="left">Основателем феноменологической социологии является А. Шюц (1899-1959). Он предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений в социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде. Тем самым А. Шюц пытался решить задачу восстановления связи абстрактных научных категорий с «жизненным миром», миром повседневности, непосредственности знания и человеческой деятельности. Более подробно с данной феноменологической концепцией можно ознакомиться в учебном пособии В.И. Курбатова [47; С. 72-93] и Истории социологии в Западной Европе и США

Крупной фигурой не только американской, но и мировой социальной науки является Я. Морено (1892-1974). Он считается основоположником такого направления социальных исследований как социометрия, которая предназначалась для изучения влияния структуры межличностных взаимоотношений на индивидуальное и групповое поведение. Исследовательская активность Я. Морено оказала значительное влияние на развитие социологии малых групп. Его психодраматическая концепция включала в себя в качестве центрального момента понятие игры, как важного способа реализации внутренней глубинной сущности человека, выражения спонтанности, противоречивости и креативности человеческого духа. Подробно данная концепция освещается в учебном пособии В.И. Курбатова [47; С. 233-238] и Истории социологии в Западной Европе и США

Основателем структурно-функционального анализа в социологии является Т. Парсонс (1902-1979). Для него одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. Анализ социального процесса проводится как часть исследования системы с «сохраняющимися границами». Он пытался построить общую аналитическую логико-дедуктивную теоретическую схему, охватывающую человеческую реальность во всём её многообразии. При этом Т. Парсонс исходил из идеи равновесия, основанной на принципе спонтанного саморегулирования социально-экономических процессов, опирающихся на приоритеты частной собственности и индивидуальной свободы. Об этом можно прочитать Истории социологии в Западной Европе и США и в учебном пособии В.И. Курбатова

Творчество Р. Мертона (1910-2003) относят к современному этапу развития социологии США. На протяжении своей научной деятельности он участвовал в разработке теорий среднего уровня во многих областях. Для него было важно соединить структурно-функциональный анализ и эмпирическое социальное исследование. Поэтому «большой» теории он противопоставлял теорию «среднего уровня» как альтернативу; они находятся между статистически-эмпирическими рабочими гипотезами и общей теорией. «Теории среднего уровня» представляют собой понятийные конструкции, которые можно проверить и обосновать эмпирически, но это уже больше, чем обобщение эмпирических данных. Функциональный анализ и «теории среднего уровня» Р. Мертона описаны в учебном пособии В.И. 

Один из крупнейших социологов XX в. - П.А. Сорокин (1889-1968) по праву считается основателем теории социальной мобильности и социальной стратификации. В ней нашли своё отражение неоднородность общества и объективное деление его на социальные группы. Согласно положениям этой теории, всё общество делится на слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Кратко с творчеством П.А. Сорокина можно ознакомиться в Истории социологии в Западной Европе и США учебнике «Социология для технических вузов» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - С. 106-111) и учебнике под ред. В.Н. Лавриненко

7.Историч социологической мысли в России.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап - с середины XIX века до 1918 года, второй - с начала 20-х годов до конца 50-х годов XX в., третий - с начала 60-х гг. XX в. до наших дней.

Первый этап, прежде всего, связан с творчеством такого крупного социального мыслителя как М.М. Ковалевский (1851-1916). Ведущую роль в своей позитивистской социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Обосновывая закономерный и в целом прогрессивный, поступательный характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни многих фактов застоя и топтания общества на месте, ни попятных, регрессивных движений, которые также бывают в истории. Но побеждает всё-таки «закон прогресса» - всеобщий социологический закон, проявляющийся «в расширении сферы человеческой солидарности». Одной из основных задач социологии М.М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных её форм. Теория общественного прогресса М.М. Ковалевского описана в учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С. 103-108), учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. - М.: Знание, 1998. - С. 89-92).

Противоположные идеи развивала социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Одну из них - ортодоксальный марксизм представляли две ведущие фигуры: Г.В. Плеханов и В.И. Ленин, а вторую - так называемый «легальный марксизм»: Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев и др.

Представители ортодоксального марксизма в России в целом разделяли изложенные выше принципы марксистской методологии. Однако при решении конкретных проблем общественного устройства между Г.В. Плехановым (1856-1918) и В.И. Лениным (1870-1924) существовали серьёзные различия, которые в преддверии октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Об этом можно прочитать в учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. - М.: Знание, 1998. - С. 92-94) и учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С. 96-103).

Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Важнейшими её представителями были П. Лавров и Н. Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. Особенно пристальное внимание проблемам предмета и метода социологии уделял П. Лавров (11823-1900). В своих работах он касался соотношения социологии с историей, социального прогресса и роли личности в истории. Опираясь в целом на контовский позитивизм, П. Лавров рассматривал социологию как науку о солидарности, т.е. об общественных связях людей. Ему принадлежит приоритет введения в социологию понятия «субъективный метод», с которым было связано название целого направления российской социологии (субъективное).

По-своему разрабатывал близкие социологические проблемы с позиций субъективного метода Н. Михайловский (1842-1904). Как и П. Лавров, он исходил из того, что в центре социологии находится изучение личности. Социолог, изучающий отношения между людьми, преследующими определённые цели, не может обойтись без субъективного метода, субъективных оценок социальных явлений и занимать беспристрастную позицию. Он подчёркивал связь социологии с этикой, публицистикой и социальной психологией, которые рассматривал как основу социологии. Подробный материал об этих учёных представлен в учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. - М.: Знание, 1998. - С. 84-87) и учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С. 86-92).

К субъективному направлению в социологии тесно примыкает психологическое, представленное в России в первую очередь Н.И. Кареевым и Е.В. Де-Роберти. Общим для представителей психологической школы в социологии является то, что первичным в реальной социальной жизни они признают психическое, психологические факторы, а предмет социологии сводится, по существу, к изучению психического взаимодействия людей. Н.И. Кареев (1850-1931) рассматривал общественные явления и процессы, как результат духовного взаимодействия людей, общество - как сложную систему психопрактических взаимодействий личностей, а его социальную организацию, которой и должна заниматься социология, - как продукт социальной психологии, показатель положения личности, предела индивидуальной свободы.

Е.В. Де-Роберти (1843-1915) в своей «психологической социологии» исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т.п. На этом основании он сделал вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Информацию о теоретических воззрениях Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева можно прочитать в учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. - М.: Знание, 1998. - С. 87-88) и учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С. 92-96).

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена учёная степень по социологии. В 1919 г. был учреждён Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стоял Питирим Александрович Сорокин. В своей работе «Система социологии» Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Исключительно о российском периоде творчества П. Сорокина речь идёт в очерке В.В. Сапова (П.А. Сорокин: российский период творчества // Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX в. / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. - М.: Наука, 1994. С. 220-231).

8.История социология в СССР.

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм - это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и её полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических завоеваний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекратила своё существование. Отдельные её проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х - начале 60-х годов, на волне «хрущёвской оттепели». В этот период были проведены социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило так называемое «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал: отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения исследований большой армией «доморощенных» социологов.

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан Институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования», главным редактором которого стал А.Г. Харчев (с 1995 г. по настоящее время - Ж.Т. Тощенко). С 1989 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах.

Уже в конце 60 - начале 70-х годов ведётся интенсивная разработка теоретических и методических проблем социологии. Появляются работы Г.М. Андреевой, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова, посвящённые программе, инструментарию, процедуре и организации социологического исследования. На этой основе возникли многочисленные интерпретации исходных документов для подготовки и проведения научных исследований. Часть из них была рассчитана на высокопрофессиональное изучение объективной реальности с помощью социологических методов. Другая часть адаптировала эти документы к решению экономических, политических и культурных задач. Третьи носили сугубо прикладной характер и были нацелены на решение неотложных производственных или учебных проблем.

Одновременно шёл трудный поиск ответов на фундаментальные вопросы социологической науки, её связи с другими научными дисциплинами. При всей спорности обсуждаемых идей социология открывала новые грани предмета, объекта и направлений исследования. Постепенно стали складываться специалисты как по теоретическим и методологическим проблемам социологии, так и по отдельным отраслям социологического знания. С конца 60-х до начала 80-х годов значительный вклад в исследование по самым различным вопросам мировой социологии был внесён советской наукой.

Сложились и активно развивались исследования в области труда и управления, социологии города, социологии села, социальной структуры, демографии и миграции, этносоциологии, молодёжи, образования, общественного мнения и средств массовой информации, культуры, семьи, религии, общественной активности, социологии науки.

Несомненно, при всех издержках развития социологической науки данный этап подготовил новое видение проблем этой отрасли знания, что нашло отражение в работе социологов в конце 80 - начале 90-х годов, направленных на поиск альтернатив развития в нашей стране. Об этом периоде развития социологии в России пишет Э.А. Капитонов в «Социологии XX века» (Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. - С. 363), Ж.Т. Тощенко

9. Современная российская социология

Институционализация социологии началась на рубеже 80-90-х гг., когда было обращено внимание на исследование проблем развития и функционирования социальной сферы как пространства жизнедеятельности человека, поставлен вопрос об органической связи экономического и социального развития, о социальной эффективности экономического развития и об экономической эффективности социального развития. Естественно встал вопрос о восстановлении в «гражданских» правах науки, которая занимается исследованием социальной сферы и социального развития общества в целом, т.е. социологии. Был снят запрет на развитие теоретической социологии. Более того, было запрещено административно-приказное вмешательство в развитие этой науки. Закономерным стало признание плюрализма точек зрения на предмет социологии и её места в системе социальных и гуманитарных наук. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития теоретических и прикладных фундаментальных социологических исследований. Встал вопрос о развитии социологической теории, отражающей социальные реалии сегодняшнего дня. Важной основой развития теоретической социологии явились социологические исследования реальных социальных явлений и процессов. Социологические исследования позволили приумножить социально-статистическую информацию о формах проявления и механизмах действия социальных закономерностей, использовать эту информацию для совершенствования механизмов управления народным хозяйством, повышения социальной эффективности материальных затрат и капиталовложений, роста эффективности работы государственных органов, общественных организаций.

В стране не было сколько-нибудь важной сферы, которой в той или иной степени не затронули бы социологические исследования. Важным итогом периода, завершившегося институционализацией социологии, было преодоление монополии философии на социальное познание общества. Но до последнего времени, вопреки здравому смыслу, многие теории и понятия социологической науки продолжают считаться категориями философскими. Социологическая теория вычленяется из системы философского знания и воссоединяется с органически присущим ему инструментарием социологического познания общества и его социальных процессов. Исследования в сферах социального микро- и макромира, социальной и социально-психологической совместимости, мотивации труда и т.д. могут проводить только социологи-профессионалы, владеющие соответствующим исследовательским инструментарием и математическим аппаратом. Социологическую теорию нельзя относить к сфере философского знания и противопоставлять её социологическим исследованиям.

Однако при всех издержках развития социологической науки в это время появились и окрепли организационно и содержательно новые направления исследований: социального механизма рыночных преобразований, политической социологии, элиты, управленческого и организационного консультирования и социальных технологий.

Слишком долго социология в нашем отечестве не считалась серьёзной наукой и для того, чтобы ею стать, нужна длительная работа. Во-первых, необходима кропотливая работа по социологическому образованию, формированию у людей социологического мышления, создающих основу для востребованности социологии: включённости в социальные процессы через социологическое осмысление и обоснование управленческих решений, обеспечение надёжной «обратной связи». Во-вторых, особо стоит вопрос о массовой подготовке специалистов-социологов, развёртывание которой в условиях неопределённости и неорганизованности рынка труда социологов протекает очень медленно. Слабая же социология становится одним из тормозов общественного развития. В-третьих, необходима сильная академическая социология, чтобы прикладники-социологи вынуждены были на неё постоянно оглядываться. В-четвёртых, выходя из длительной самоизоляции, обращаясь к опыту западной социологии, необходимо переносить его на российскую почву с учётом собственного менталитета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты