Социология: объект, предмет и культура социологической системы знания
p align="left">Широкое распространение получил методологический подход к анализу общества с позиций теории конфликта. Основные идеи конфликтного подхода были сформулированы еще К. Марксом, который считал, что социальное неравенство, присущее обществу, неизбежно порождает конфликты и неустойчивость общества. В этом плане общими чертами общества являются не устойчивость и согласие, а господство, конфликт, подавление. Конфликт возникает, ибо люди в соответствии с их экономическим положением разделены на противоположные и антагонистические классы. Классовая борьба пронизывает всю историю, ее обострение приводит к революционному взрыву. Дальнейшее развитие конфликтологическая парадигма получила у М. Вебера, Р. Дарендорфа, Л. Козера. М. Вебер говорит о трех линиях социального неравенства: богатстве, престиже и власти. Р. Дарендорф главную причину конфликта видит во власти одних групп над другими.

Существует ряд теорий, которые считают, что принцип функционирования общества можно объяснить только через совокупность индивидуальных действий, через интеракцию, взаимодействие индивидов. Это, прежде всего, теория социального обмена Дж. Хоманса, теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолтера и др., теория символического интеракционизма Дж. Мидаи Г. Блумера.

Дж. Хоманс считает, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения, и наказания. Сторонники теории справедливого обмена придают особое значение справедливому характеру вознаграждения. Согласно теории символического интеракционизма люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют на эти значения, символы, а не на стимулы. Г. Горфинкель разработал теорию этнометодологии, которая требует изучения принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей.

В 70-90-х годах в западную социологию приходит понимание необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа, переход от описательности фактов к аналитическим обобщениям. Нормой становится синтезирование, а не полемическое теоретизирование. Примером такого синтезирования принято считать концепцию многомерности Дж. Александера, концепцию структурализации Э. Гидденса, теорию социальной коммуникации Ю. Хабермаса, теорию социального становления П. Штомпки.

Лекция 3. Становления развитие отечественной социологии.

В нашей стране социология имеет свои особенности, свои этапы развития. Российская социология возникла в конце 60-х годов XIX и достигла уровня теоретико-методологической оформленности и интеграции, а также высокого уровня эмпирических исследований. Социология отражала требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Для неё был характерен синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой.

Методологией науки первоначально выступал позитивизм, который существовал в виде следующих подходов: органицизм (П. Лилиенфельд, А.Стронин и др.); географическая школа (А. Щапов, Л. Мечников и др.), психологизм Е. де Роберти, С. Южаков; субъективная школа: П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, и др.; генетическая социология М. Ковалевского; историческая социология В. Ключевского. Особняком стояла органицистская концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского, которая получила широкое признание лишь в начале XX в. На смену позитивизму пришло неокантианство, стремящееся к «пониманию» субъективного, ценностного смысла социальных процессов. Его представители: Б. Кистяковский, П. Новгородцев, В. Хвостов, Л. Петражицкий и другие. В последующие годы сформировалось направление, опирающееся на эмпирические исследования и бихевиористскую методологию. К нему, в частности, принадлежал такой крупный социолог, как П. А. Сорокин, разработавший несколько принципиально важных социологические концепций: социальной стратификации и мобильности, культурной типологии истории социологии и т.д.

Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) является создателем первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса на основе идей органицизма и биологизма. Своей теорией культурно-исторических типов Данилевский в работе «Россия и Европа» (1869г.) возвестил о начале кризиса идей европоцентризма и эволюционизма. Фундаментальной особенностью предложенной им схемы развития общества является отрицание фактов взаимодействия и взаимного влияния народов в ходе истории и абсолютизация уникальности неповторимой внутренней ценности различных культур. По Данилевскому, история общества есть история борьбы обособленных друг от друга локальных систем с окружающей их средой и между собой.

Другим не менее оригинальным отечественным социологом раннего периода был Лев Ильич Мечников (1838 - 1888). Главное его произведение -«Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии, и в этом качестве стремился объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса. В этой же работе он обосновывал и свою любимую мысль о «нарастании общечеловеческой солидарности» как критерия общественного прогресса.

Евгений Валентинович де Роберти (1843 - 1915) принадлежал к числу тех позитивистски ориентированных отечественных социологов, которые в качестве определяющего функционирования общества выдвигали психосоциальный фактор. Центральной категорией у него стало понятие «надорганическое». С одной стороны, это - высшая социальная форма проявления мировой энергии, а с другой, - продукт психического взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: от простейших психофизических отношений людей до глобальных психологических взаимодействий в форме общественных процессов и явлений, которые подразделяются на четыре группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, или поведение, куда входят техника, экономика, право и политика. Эта классификация стала основой теории «четырех факторов цивилизации» де Роберти.

Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900) стоял у истоков субъективного направления. Личность и ее положение - ключ к пониманию его системы. Именно индивид является единственной реальной движущей силой общества. Социология занимается исследованием форм солидарности между сознательными органическими особями.

Николай Константинович Михайловский (1842 - 1904) стал продолжателем применения в социологии «субъективного метода». Социология имеет дело с явлениями, имеющими цель, в отличие от явлений природы. Следовательно, социолог не может относиться к этим явлениям беспристрастно, он всегда привносит свою субъективную оценку, связанную с этическими нормами, критериями и отношением к «идеалу», справедливости.

Личность всегда находится в состоянии войны с обществом, ее необходимо спасти от социального контроля.

Таким образом, задача социологии состоит не в изучении объективных свойств социальных процессов и явлений или закономерности объективного развития, а в исследовании целеполагающих и этических факторов человеческой деятельности, т.е. прежде всего индивида, личности и конструируемого ею социального идеала. Именно развитие личности является целью общественного прогресса, средством же такого развития является преодоление отчуждения личности от общества, возвышение ее над ролью простого придатка (средства ) общества. На этом же утверждении определяющей роли личности в истории основана и знаменитая концепция «героя и толпы», в которой Михайловский абсолютизирует роль выдающейся личности в истории.

Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала деятельность Максима Максимовича Ковалевского (1851 - 1916). Он называл социологию позитивистско-ориентированной генетической наукой. Ковалевский отрицал односторонний детерминизм в объяснении социальных явлений и утверждал, что причиной социальных изменений является постоянно идущий процесс социальных взаимодействий и взаимовлияний и, таким образом, не существует единого определяющего социального фактора. Так в объяснении причин прогресса биосоциальный фактор - рост населения, его объема и плотности приводит к социальной дифференциации и появлению новых социальных групп.

В социологии весьма высоко ценятся концепция и эмпирические исследования социальной мобильности и стратификации, разработанные Питиримом Александровичем Сорокиным. Социальная мобильность - есть естественное внеисторическое нормальное состояние общества и включает в себя регулярные перемещения не только индивидов, групп, но и социальных объектов (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано в процессе человеческой деятельности, из одной социальной позиции в другую. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне общественной стратификации. Вертикальная мобильность (профессиональная, политическая и экономическая) - перемещение индивида из одного пласта в другой, причем в зависимости от направления самого перемещения можно говорить о двух типах вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей, т.е. социальном подъеме и социальном спуске. Существуют определенные механизмы социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам («сита»), которые регулируют и фильтруют мобильность. Субъектом мобильного движения может быть не только индивид, но и социальная группа.

Историческая судьба советской социологии после Октябрьской революции складывалась крайне противоречиво. В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в сфере институционализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжались традиции дореволюционной русской социологической мысли, работали такие известные представители этой мысли, как П.А. Сорокин, Н.К. Кареев и др.

Одновременно с этим всё сильнее становилось влияние новой, энергично развивающейся марксистской социологической парадигмы, которая была нацелена на утверждение только собственных теоретических представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли. Поскольку уже в 1922 г. из страны были высланы такие крупные отечественные мыслители - философы, социологи и экономисты, как П.А. Сорокин, П.Б. Струве, П.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др.

В 20- 30-е годы в ходе проводившихся исследований социологов и социальных психологов была выявлена важная роль социального фактора в производственной деятельности человека, получена чрезвычайно важная статистика по проблемам классовой структуры, образования и культуры.

В связи с этим предпринимались разнообразные и часто небезуспешные попытки создать науку об управлении производством. Здесь следует отметить работы П. М. Керженцева, А. К. Гастева и др. Большое значение имели исследования вопросов прикладного характера в области научной организации труда и производства. Важную роль здесь сыграли работы Гастева, который возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ). Исходя из основных установок Ленина и необходимости научной организации труда и производства при социализме, он анализировал основные организационные факторы труда и поведения работника, процесса формирования культуры труда, опираясь на современную технику и технологические процессы.

После 1929 года, когда социология была объявлена лженаукой, она могла развиваться только в рамках иных отраслей знания (философии, истории, экономического, юридического знания и др.).

Лекция 4. Методология и методика прикладных социологических

исследований.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии: знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Прикладное, как и фундаментальное социоло-гическое исследование, предполагает разработку программы. Хотя, в отличие от первого, прикладное исследование - эта относительно «скромная» работа, но в ней без программы не обойтись. Причем, как и в фундаментальном исследовании, в прикладной работе приходится использовать практически весь известный арсенал методологического знания, инструментария, процедур. Элементами программы являются: определение проблемы и темы исследования; формулирование его цели и задач; теоретический анализ проблемы; выдвижение гипотез; выбор принципиального плана исследования; опреде-ление объекта, типа выборки; разработка методики сбора материала; создание техники сбора данных; поиск способа обработки материала; составление рабочего плана.

Программа позволяет представить, что надо делать, посредством чего выполнить задуманное, как осуществить намеченное.

Цель - один из основных элементов поведения и сознательной деятельности индивида. Характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности.

Задачи прикладного социологического исследования - это один из разделов методологической части программы. Представляют собой совокупность установок, в которых формулируются требования к анализу и решению проблемы. Задачи - это ступени, ведущие исследователя к достижению цели. Смысл задач - получение новой информации: знаний важных для исследователя фактов, воспроизведение их системы, получение общей картины изучаемого явления.

Интерпретация (от лат. interpretation - истолкование, объяснение) - разъяснение смысла любого проявления деятельности (слов, жестов, знаковых систем) с целью их понимания. В прикладной социологии истолкование основных понятий, используемых в исследовании, - непременное условие успеха.

Гипотеза в прикладном социологическом исследовании - это научное предположение о структуре объекта.

Для проведения исследования необходимо определить генеральную и выборочную совокупности. Генеральная совокупность - множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению в рамках программы исследования. Это множество имеет какую-либо общую характеристику, которая указывает на принадлежность элементов к данной системе. Например, все жители города, имеющие право голоса, являются генеральной совокупностью системы «городской электорат». Выборочная совокупность - подмножество элементов, которое избирается для эмпирического исследования. Смысл конструирования выборки состоит в том, чтобы обеспечить максимально возможное подобие выборки генеральной совокупности. С этой целью в социологическом исследовании используют понятие «репрезентативность». Репрезентативность (от фр. representatif'- представительный) - это свойство выборки представлять характеристики генеральной совокупности.

Для построения выборки используют методы целевого и случайного отбора

Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относятся способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, и другие специализированные процедуры.

Видами конкретных социологических исследований являются: пилотажное социологическое исследование, т.е. разведывательное или пробное исследование, описательное социологическое исследование, аналитическое социологическое исследование. Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; процедурная часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки.

Существует несколько основных методов сбора первичной социологической информации: социологический опрос, анализ документов, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику социального процесса. Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. Анкетный опрос - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности, о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного, целенаправленного, заранее запрограммированного диалога интервьюера с респондентом.

Наблюдение - один из методов социологического исследования, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Тестирование (или тест) - метод изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению.

Измерение социальных установок - определение общей ориентации человека на определенный социальный объект и измерение установок с помощью шкалирования.

Методы социометрии - методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.

Анализ документов позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Метод анализа документов - документ это источник, содержащий информацию о социальных факторах и явлениях общественной жизни. Этот метод открывает возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.

Контент - анализ - метод количественного изучения содержания социальной информации, исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста документа о состояниях и свойствах социальной реальности.

Метод “Фокус-групп”- используется для изучения “оценки” новых явлений на уровне “подсознательного”, чтобы информация, выражающая эмоциональное восприятие нововведений, была очищена от идеологических штампов, стандартов общественных норм.

Социологические методы позволяют изучать объективные отношения, через их отражение в сознании их носителей.

Лекция 5. Социальные институты в социальной структуре

общества. Институт семьи.

1. Понятие института и институционализация

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.

Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

· возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.

· появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.

· принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.

· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Семья представляет собой сложный социальный феномен. Она является самой древней естественной исходной общностью людей, связанных кровным родством. Вместе с тем это малая контактная группа взаимодействующих друг с другом людей, особая форма взаимодействия. Наконец, это особый социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм, организационных форм.

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

Американский социолог Н. Смелзер пишет: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей». Известный советский исследователь семьи А.Г. Харчев обращает внимание на связь семьи с потребностями общества. Он рассматривал семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Как особый социальный институт, как элемент социальной структуры семья тесно связана с экономикой, особенности семьи, ее исторические типы определяются господствующими экономическими отношениями. Семья не сводится лишь к родственным отношениям, а предполагает и совместное проживание родственников, наличие общих элементов быта, семейного домашнего хозяйства, разделения труда. Проживание вместе связано в отдельных семьях с совместным производством, т.е. семья может выступать и как экономическая категория.

На семью оказывают влияние и другие социальные институты: политика, системы морали, права, культура. Для каждого вида культуры характерно преобладание тех или иных черт семьи. В связи с развитием потребностей общества институт семьи постоянно изменяется и развивается. Так при переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. Домашнее хозяйство перестает быть основной экономической единицей, происходит разделение дома и работы. Осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых, родительских. Происходит переход от стабильной многодетной семьи к малодетной и массовой однодетной семье. Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям.

Семейная власть может основываться на традиционных представлениях, на экономическом преобладании или моральном авторитете. Неравноправие женщины в обществе влечет за собой неравноправие в семье. Утверждение прав и свобод женщины ведет к утверждению и в семье равноправия.

Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.

2. Признаки социальных институтов.

Семья

Образование

Государство

Экономика

Религия

I. Кодекс устный и письменный.

Нормы:

некоторые семейные запреты и допущения

учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся

конституция

 

 

Статусы:

жена, ребёнок, теща

Студент, преподаватель, декан

президент, политический лидер

 

 

II.Социальные установки и образцы поведения (роли) - общая
ориентация человека на какой-либо социальный объект.

привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь...

любовь к знаниям, карьерная ориентация

 

получение прибыли, расчетливость, бережливость

 

III. Идеология - система идей санкционирующих нормы.

дом, индивидуализм, романтическая любовь

идеология академической свободы, равенство при обучении

 

право на труд, свободная торговля.

 

IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института.

брачные ритуалы

эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни,

флаг

фабричная марка

 

V. Материальные условия.

дом, мебель

аудитории, библиотеки, оборудование.

 

производственные отношения и оборудование

 

3. Функции социальных институтов.

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры).

Функции семьи:

· репродуктивная функция т.е. функцию деторождения, воспроизводства населения. Она не сводится к биологическому производству, а носит социальный характер, ибо предполагает не просто рождение ребенка, а воспроизведение человека, соответствующего современному уровню развития общества.

· воспитательная функция семьи. Семья обеспечивает преемственность в развитии культуры, участвует в сохранении и передаче молодому поколению духовных ценностей и трудовых навыков. Семья обеспечивает первичную социализацию ребенка, вводит его в сложный мир социальных связей, прививает ему привычки, навыки, формирует взгляды, нравственные установки, ценности.

· функция передачи статуса (сословных имуществ)

· функция эмоционального удовлетворения обеспечивает удовлетворение потребности в личном счастье и любви.

· рекреативная, т.е. восстановительную или функцию эмоциональной стабилизации и психологической терапии. В семье мы получаем помощь, поддержку, сбрасываем то напряжение, которое получили в процессе социальных контактов.

· регулятивная функция - семья обеспечивает предсказуемое поведение, осуществляет функцию моральной регламентации;

· функция сексуального регулирования.

· экономическая и хозяйственно-бытовая удовлетворяет потребности в хозяйственно-бытовых.услугах, материальной помощи.

· интегративная функция, связана с консолидацией усилий (сплочением);

· транслирующая функция, связана с передачей социального опыта.

· коммуникативная функция, связана с распространением информации внутри института и между институтами.

На реализации функций сказываются особенности периодов жизнедеятельности семьи. Принято выделять следующие периоды жизнедеятельности.

Первый - от заключения брака до появления первого ребенка. Второй оканчивается поступлением последнего ребенка в школу, третий - с достижением социальной зрелости последним ребенком. Последний, четвертый начинается созданием собственной семьи последним ребенком.

4. Типы семейных структур.

Структура семьи и ее внутренняя организация зависят от многих факторов. В частности, она определяется характером заключаемого брака

Форма брака

моногамия (семья состоит из двух супругов)

полигамная имеет две разновидности: полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество).

Сегодня во многих странах встречаются и нетрадиционные однополые семьи. Сексуальные меньшинства ведут борьбу за их признание, правовое оформление. Значение брака в определении характера семьи еще не позволяет сделать вывод о его первичности Каждая перепись населения, например, показывает, что число женщин, состоящих в браке, больше числа женатых мужчин. Но это не означает, что у нас существует многоженство. Видимо, одно и то же явление - фактический брак, люди расценивают по-разному: женщины считают его реальным, настоящим, мужчины считают его временным сожительством, безбрачием.

С точки зрения сферы выбора предположительного партнера браки подразделяются на:

экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп)

эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп)

Это приводит к появлению двух видов семьи: социально-гомогенной (однородной) и социально-гетерогенной (разнородной). По данным социологов гомогенные семьи составляют около 70% от общего числа семей. В этих семьях муж, жена и их родители принадлежат к одними и тем же социальным группам, социальным слоям. Гомогенная семья, как правило, более устойчива, гармонична, эгалитарная.

Социально - гетерогенных семей до 30%. Принадлежность к различным культурным, социальным группам, различное образование, профессии нарушают гармонию, устойчивость, поэтому преобладают авторитарные отношения. Однако эти особенности не следует абсолютизировать.

По типу главенства, руководства семьей различают три разновидности семьи:

· эгалитарная (равноправная) семья. Эгалитарная семья основана на разделении ролей в соответствии с личными качествами и способностями супругов, на участии каждого в принятии решений, воспитание детей строится на убеждении, а не на принуждении.

· традиционная семья характеризуется подчинением мужчине. Женщина занята только ведением домашнего хозяйства.

· нетрадиционная, эксплуататорская семья. Муж и жена работают, плюс женщина выполняет домашнюю работу.

Форма семьи. Особенности семьи зависят от ее состава. Исследователи выделяют

· нуклеарную (отдельную, простую) семью - состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей.

· неполную семью, когда отсутствует один из супругов;

· расширенную = нулеарная + родственники.

Каждый из этих видов семьи имеет свои социальные проблемы. В расширенной семье - это проблема взаимоотношений поколений, отказа от мелочной опеки над молодыми, помощи старшим. В неполной семье - это проблема воспитания детей. В простой (нуклеарной) семье - это проблема климата, формирования традиций, стиля семейной жизни.

Правила ведения родословной и наследования имущества

· мужская, женская линия или что-то другое (патриархальные или матриархальные принципы).

Семьи классифицируются по типам расселения членов семьи

· по месту жительства отца (патрилокальные)

· по месту жительства матери (матрилокальные)

· проживающие отдельно (неолокальные)

На характер семейных отношений существенное воздействие оказывает количество детей. По количеству детей обычно выделяют такие разновидности семьи, как

бездетные. Бездетные семьи (где в течение 10 лет супружества не появился ребенок) составляют более 15% всех семей. Каждая третья такая семья распадается чаще всего по инициативе мужчин.

однодетные. Однодетные семьи составляют в городах больше 50% семей. Из этих семей распадается каждая вторая.

малодетные. Малодетные семьи - семьи с двумя детьми, отличается большей устойчивостью (по сравнению с однодетной более чем в 3 раза). В такой семье создаются лучшие условия для формирования личности ребенка, его моральных качеств и коммуникативных способностей.

многодетные семьи. Многодетная семья (трое и более детей) распадается редко, имеет и другие преимущества, хотя в современных условиях связана с большими материальными трудностями.

Общей тенденцией современного развития семьи является уменьшение количества детей. По данным социологических исследований, и мужчины, и женщины хотели бы иметь в среднем меньше детей, чем было в семье их родителей. Это объясняется не только изменением положения женщины, ее большей загруженностью, не только уровнем материальной обеспеченности семьи, но и напряженностью, конфликтностью отношений в семье.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты