Социология национальных отношений

Социология национальных отношений

21

Введение.

В современном мире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждый день раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почве межэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся в последние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодически заявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций. Тем самым они пытаются выгнать со «своей» территории тех, кто, якобы «занимает чужое место», забывая, однако, что исторически в России проживает огромное число национальностей.

Но эта проблема родилась не вчера. Уже много лет социологи и этнографы пытаются разобраться в причине межнациональных розней. Обзором этих исследований и является данная работа.

1. Понятие этноса и его виды.

Прежде всего, необходимо определится с тем, что же такое этнос, этнография. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что этнография - это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, а также особенности быта, нравов и культуры какого-либо народа. В специальной литера-туре под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность лю-дей, проживающих на отдельной территории, имеющей свою самобытную культу-ру, язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. ( Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настрое-нием и пе-ре-живаниями, которые аккумулируются в выражении «мы -группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией.

Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социаль-ными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в со-циологии в качестве социокультурных систем, так как этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее сре-ди других социальных образований.

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка является важней-шим критерием идентификации членов этнической группы, то есть опре-деление его как «своего» или «чужого».

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длитель-ную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - это один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выра-жающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, на-пример, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приго-товления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинс-кой Америке - кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым пове-дением - убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невес-ту «выкуп» - калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета -обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих на-родов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кла-няться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий раз-говор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические пра-вила, отражающие в значительной мере природ-ные условия обитания эт-носа.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззре-нию. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали пред-ставители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Го-бино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено гене-тически обу-словленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и ду-ховное развитие личности, ее интеллектуальные и твор-ческие способности. Общест-венный прогресс, согласно им, обеспечи-вается главным образом белой, европеоидной расой, а куль-тур-ная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несо-вершенствами их расо-вых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расо-вых пред-рассудков.

В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зре-ния, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интел-лекту-альных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологичес-кий источник, единую био-грамму человека, что дает основание гово-рить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указы-вают на важную роль биологической компоненты в поведе-нии человека, подчеркивают генети-ческую обусловленность отдельных форм поведения. Такая позиция естествоиспытателей поро-ждает споры среди обществоведов, большая часть которых продолжает придержи-ваться тради-ционной позиции социокультурного детерминизма. Наряду с этим в отечественном и зарубеж-ном обществоведении имеется нема-ло ученых, подчеркивающих определенную роль природно-биологичес-ких факторов поведения. В отечественной этнографии подобную пози-цию отстаивал известный ученый Л.Н.Гумилев, развивающий «пассио-нарную теорию этногенеза», заметно вы-деляющуюся на фоне распрост-раненного в нашей этнографии культурологического подхода.

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является со-ставной частью биоорганического мира пла-неты, возникает в определенных географических и климатических ус-ловиях. Любой этнос есть результат адаптации человеческой группы к при-родно-климатическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. «Мы - порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса» (Гумилев Л.Н. Биография научной теории).

Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить причины гибели одних этносов и зарож-дения других, которые, по его мнению, тради-ционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы яв-ляется присутствие в ее составе "пассионариев" - наиболее энер-гичных, даровитых и талантли-вых людей и субпассионариев, облада-ющих противоположными свойствами. Из этой катего-рии людей форми-руются бродяги, бездельники, преступники, для них характерна «бе-зответст-венность и импульсивность». «Именно эта категория людей погубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев - это результат генетических мутаций в попу-ляции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, соз-даваемой благодаря жизнедеятельности энергич-ных пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ве-дет к вырождению и гибели этни-ческой группы.

Особенно важна роль природно-климатических условий, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения, характерный для того или иного этноса. «В единой системе этносов, например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианским миром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно было пренебречь. Но в системе, условно именовав-шейся «мусульманскими народами», он был на-столько иным, что пере-ход отмечался специально». (Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению).

Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традици-онную точку зрения, отдающую приоритет социокультурным факто-рам происхождения этносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей, занимающихся изучением биологических основ поведения, получила распространение такая точка зрения, что об-ществоведы склоны недооценивать роль эволюционно-генетических и при-родных факторов в становлении человеческой культуры и общест-ва. Однако подобная позиция недостаточно ар-гументирована, не име-ет строгой эмпирической базы, так как генетический фак-тор оказы-вает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как на-пример, брачно-семейные отношения, особенности роле-вого поведения мужчин и женщин, групповое поведе-ние подростков и т.п.

Типы этносов - племя, народность, нация.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, пре-жде всего в том, что в отличие от этногра-фии, имеющей ярко выраженный исторический и описа-тельный харак-тер, в социологии этнические общности рассматриваются как элемен-ты социаль-ной структуры общества, в тесной связи с другими соци-альными группами - классами, стратами, территориальными общностя-ми и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этнич-ность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным пока-зателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этни-чес-кие группы и отношения анализируются в рамках принятой в социоло-гии концептуаль-ной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках сис-темно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социаль-ными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом при-стального изучения этнографов. В социологии эт-нографический материал используется уче-ными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Нужно отметить, что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относи-лись к области так называемых «социальных про-блеем», имеющих сугу-бо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За по-следние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин - экономических, политических, социокуль-турных, психологических, демографических и др. во-просы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели та-кую ак-туаль-ность и значимость, что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследова-ний. Волна национально-этнических конфликтов, прока-тившихся по миру в последние деся-тилетия, побу-дила социологов, как впрочем, и представите-лей других социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических от-ношений, который казался многим ученым решенным и объясненным, поскольку процесс об-разования национальных государств в веду-щих странах мира был завершен. Обострение на-ционально-этнических про-цессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как состав-ное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народ-ность и нацию, различаю-щихся между собой по уровню развития куль-туры, экономики, знаний и др.

Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кров-нородственными связями между людьми. Племя формируется на ос-нове нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего раз-говорного диалекта, зачатки политической власти (совет старей-шин, вожди и др.), общая тер-ритория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой ис-торической сту-пени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономи-ческого уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сфор-мировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, рели-гиозным сознанием, инсти-тутами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально за-креплен-ных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Россий-ской Феде-рации.

Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее зани-маемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого эт-нического самосознания. Обо-собившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капитали-стической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского кон-тинента - Франции, Германии, Ис-пании и др.. В России подобный процесс образования на-ций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного за-вершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой наци-ональный вопрос стал решаться с пози-ций марксистско-ленинской иде-ологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первосте-пенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе тер-мины «этнический» и «национальный» часто используются как си-нонимы или в словосочетании «национально-этнический».

Этнографы, изучающие быт и культуру различных этнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей тер-ритории существенным признаком этнической общ-ности. Из мировой практики известно, что представители какого-либо этноса не всегда прожи-вают на одной территории и образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представители одного этноса могут проживать на территориях других государств и этниче-ских групп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего эт-носа - обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мире фактически не существует государств, в границах которого проживали бы исключительно представители од-ного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных госу-дарств - Франции, Герма-нии, Швеции и др. в границах одного политического образования живут представители различ-ных этносов. Гра-фа «национальность» во многих западных странах вообще не исполь-зуется, го-ворят о французском, немецком, амери-канском и т.д. гражданстве, а не о национальности, так как национальная и поли-тическая ха-рактеристика этнической общности здесь совпадают. -Тер-мин «американец», например, озна-чает не столько этническую принадлежность сколько гражданство.

2. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.

В состав прежнего СССР входили 35 национальных государствен-ных систем (15 союз-ных и 20 автономных республик) и 18 националь-но-государственных образований (8 автоном-ных областей и 10 авто-номных округов). Причем этнический состав в каждой из указанных территориальных образований, как правило, был смешанным, в него входили представители различных этнических групп, хотя их корен-ная нация могла проживать на другой территории. СССР являлся од-ним из самых многонациональных государств мира. Уже сама по себе слож-ность этнического состава народонаселения СССР говорит о гро-мадной научной и политиче-ской значимости изучения национально-эт-нических отношений, резкое обострение которых на-блюдается в пос-ледние годы в связи с общим социально-политическим кризисом и развалом СССР, формированием самостоятельных национальных госу-дарств на территориях бывших республик.

Понятие этнической стратификации выражает социально-этничес-кое неравенство раз-личных этнических групп, их престиж, статус и место в общей иерархии этнических общно-стей. Конечно, этническая стратификация не существует в чистом виде, в таком случае она вы-рождается в простые расовые предрассудки. Этническая стратифика-ция теснейшим образом связана с другими признаками социального статуса человека - доходом, образованием, пре-стижем профессии, объемом властных полномочий и др. Однако было бы неверно выводить эт-нический статус из отдельных измерений статуса, например, эко-номического или политиче-ского, так поступали некоторые представи-тели марксистской концепции и сторонники тради-ционного социологи-ческого подхода к стратификации. Вопрос заключается в том, в ка-кой мере правомерно считать национальность аскриптивным, то есть предписываемым от рождения при-знаком статуса, который раз и нав-сегда определяет положение человека в обществе. Вероятно, этни-ческое измерение статуса играло важную роль в условиях доиндуст-риального общества с присущими ему кастовыми или сословными барь-ерами. В современном промышленно разви-том, демократическом об-ществе этничность как показатель социального статуса сама по себе в чистом виде не выступает, без учета других измерений стратифи-кации - экономических, куль-турных, политических и др. - она не срабатывает, хотя нельзя отрицать ее самостоятельного значения, особенно в условиях обострения межэтнических отношений.

Удобным инструментом для изучения этнической стратификации служит изобретенная в 20-е годы американским исследователем Э.Бо-гардусом шкала социальной дистанции, помо-гающая выявить престиж, или «предпочтительность» представителей различных наций в обще-ст-венном мнении. Подобно другим шкалам она определяет континуум возможных установок представителей одной этнической группы по от-ношению к другой. Респондентам предлагалось ответить на ряд воп-росов, раскрывающих степень доверительности, доброжелательности или, проще, «предпочтительности» по отношению к другим этническим группа. Так, при опросе 1725 американцев об их отноше-нии к англичанам, шведам, полякам и корейцам исследова-телями были сформулированы следующие вопросы, представляющие собой пункты шкалы:

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты