Социология как наука
p align="left">В начале 1960-х гг. американский социолог Джордж Хоманс пришел к выводу, что такие утвердившиеся в социологии понятия как «статус», «роль», «конформизм», «власть» и другие следует объяснять не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения тех социальных отношений, которые порождают их. Суть же этих отношений, как считает Дж. Хоманс, состоит в стремлении людей к получению выгод и вознаграждений, а также в обмене этими выгодами и вознаграждениями. Исходя из этого Дж. Хоманс исследует социальное взаимодействие в терминах обмена действиями между «деятелем» и «другим», предполагая, что в подобном взаимодействии каждая из сторон будет стремиться извлечь максимум выгоды и минимизировать свои затраты. К числу важнейших из ожидаемых вознаграждений он относит, в частности, социальное одобрение. Возникающее в ходе обмена действиями взаимное вознаграждение становится повторяющимся и регулярным и постепенно перерастает в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях. В такой ситуации нарушение ожиданий со стороны одного из участников влечет за собой фрустрацию и, как следствие, возникновение агрессивной реакции; при этом само проявление агрессивности становится в определенной степени получением удовлетворения.

9.5 Концепция символического интеракционизма

Символический интеракционизм - это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании.

Последователи этого подхода утверждают: любые действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации; коммуникация же становится возможной благодаря тому, что люди придают одинаковые значения данному символу.

При этом особое внимание уделяется анализу языка как главного символического посредника взаимодействия. Взаимодействие, таким образом, рассматривается как непрерывный диалог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Само понятие символического интеракционизма было введено еще в 1937 г. американским социологом Г. Блумером, который резюмировал основные принципы этого подхода с позиций трех предположений:

1) человеческие существа совершают свои поступки в отношении тех или иных объектов на основе тех значений, которые они этим объектам придают;

2) эти значения возникают из социального взаимодействия;

3) любое социальное действие проистекает из приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения.

Одним из социологов, которых считают основоположниками концепции символического интеракционизма, был Джордж Герберт Мид. Ключевым понятием в социальной философии Дж. Мида выступает роль, и работы Мида по этому предмету стали основанием для того, что позднее было названо в американской социологии «ролевой теорией». Аргументация Дж. Мида состояла в том, что разница между человеком и любым деятельным существом иной породы включает два следующих различия.

1. Все виды деятельных существ, включая и человека, оснащены мозгом, но только человек обладает разумом.

2. Все другие виды, включая и человека, имеют тела, однако лишь человек обладает ощущением своей собственной исключительной и неповторимой личности.

Человеческие формы познания характеризуются процессом, в ходе которого социальный разум наделяет биологический мозг возможностями познания окружающего мира в совершенно особых формах. Разум может пополнять мозг информацией в той степени, в какой индивид инкорпорирует в свои действия точки зрения других людей.

Социальная жизнь зависит от нашей способности воображать самих себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашей способности к внутреннему разговору с самим собой. Дж. Мид представлял себе общество как обмен жестами, который включает в себя использование символов. Следовательно, символический интеракционизм - это по сути дела изучение отношения общества к самому себе как к процессу символических коммуникаций между социальными деятелями. Этот взгляд внес важный вклад в анализ таких социологических понятий, как роль, социализация, коммуникация и действие. Он оказался довольно эффективен при разработке социологии девиации для понимания карьеры, а также при изучении криминального поведения. Интеракционистский подход дал также теоретическую базу для других, более поздних социологических концепций, в частности, таких как теории навешивания ярлыков, а также социальных стереотипов.

9.6 Концепция управления впечатлениями

С точки зрения Эрвина Гоффмана, человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - означает умение управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Основная идея теории Э. Гоффмана состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Следовательно, люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других.

10. Социальные институты

10.1 Понятие социального института

Социальные институты - устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Термин «социальный институт» как в социологии, так и в обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:

1) Термин «институт» может относиться к определенной группе лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни. В этом значении институтом мы называем определенную группу людей, выполняющих общественные функции;

2) этот термин может обозначать определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;

3) иногда этим термином обозначается совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;

4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.

Например, когда мы говорим, что школа - это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе, или же в другом значении - организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и, наконец, в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.

Они являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп.

10.2 Виды социальных институтов

Всего существуют пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в добывании средств к существованию;

2) потребности в безопасности и порядке;

3) потребности в воспроизводстве рода;

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения;

5) потребности в решении духовных проблем.

Таблица 2. Социальные институты

ФУНКЦИИ

ИНСТИТУТЫ

Добывание пищи, одежды, жилья

Экономические

Поддержание законов и правил

Политические

Забота, рождение и воспитание детей

Семейно-брачные

Социализация людей, приобщение их к ценностям

Образовательные

Содействие соборным отношениям, углубление веры

Религиозные

Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:

1) экономические, которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

2) политические регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;

3) институты родства связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

4) институты образования и культуры связаны с наукой, образованием и др. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся: семья как воспитательный институт, школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

5) религиозные институты, т.е. такие, которые организуют отношение человека к трансцендентным силам, т.е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами.

10.3 Функции социальных институтов

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

В целом социальные институты выполняют следующие функции в общественной жизни:

1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т.е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;

3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

10.4 Базовые характеристики социальных институтов

Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюркгейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:

1. Институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида.

2. Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Фактически это в несколько иной форме повторяет предыдущую характеристику, но не вполне совпадает с ней. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях.

3. Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против своего желания, осознанно или неосознанно, но мы все вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции.

4. Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию, т.е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы.

5. Институты обладают качеством историчности. Институты - это не просто факты, но исторические факты; они имеют историю. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом, институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умрет.

10.5 Развитие социальных институтов

Формирование в обществе четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий - главный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический тип культуры, образования и т.д.

Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость - это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов.

Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, в возникновении новых социальных институтов, во-вторых, в развитии, совершенствовании уже сложившихся социальных институтов.

10.6 Институциализация

Становление и формирование института в том виде, как мы его наблюдаем, занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институциализацией. Другими словами, институциализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов.

Важнейшими предпосылками институциализации - формирования и становления нового института - являются:

1) возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий,

2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения;

3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

Завершением этого процесса институциализации является складывающийся новый вид общественной практики. Благодаря этому в конечном счете формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения.

Следовательно, институциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института.

11. Социальные системы и социальные организации

11.1 Системный подход: общие положения

Слово «система» в переводе означает «целое, составленное из частей». Таким образом, система - это любое множество элементов, каким-то образом соединенных друг с другом и благодаря этому соединению образующих определенную целостность, единство.

Можно выделить некоторые общие признаки любой системы:

1) это всегда совокупность каких-то элементов;

2) элементы эти находятся между собой в определенной связи;

3) благодаря данной связи совокупность образует единое целое;

4) это целое обладает качественно новыми свойствами, не принадлежащими отдельным элементам, пока они существуют порознь.

Такие новые свойства, возникающие в новом целостном образовании, в социологии называют эмерджентными, «Социальная структура, - утверждает известный американский социолог Питер Блау, - тождественна эмерджентным свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса».

11.2 Системологические понятия

Весь массив системологических понятий можно условно подразделить на три группы.

Понятия, которые описывают строение систем:

Элемент. Это далее неделимый компонент системы при данном способе расчленения. Говоря об элементе, необходимо подчеркнуть, что любой элемент не поддается описанию вне его функциональных характеристик, той роли, которую он играет в системе как целом. Другими словами, с точки зрения системы не так важно то, каков элемент сам по себе, а важно, что именно он делает, чему служит в рамках целого.

Целостность. Это понятие несколько более расплывчато, нежели элемент. Оно характеризует обособленность системы, противопоставленность ее окружению, всему, что лежит вне ее. Основу этого противопоставления составляют внутренняя активность самой системы, а также границы, отделяющие ее от других объектов.

Связь. На это понятие приходится основная смысловая нагрузка терминологического аппарата. Это понятно: системная природа объекта раскрывается прежде всего через его связи, как внутренние, так и внешние. Можно говорить о связях взаимодействия, генетических связях, связях преобразования, связях строения, связях функционирования, связях развития, связях управления и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты