Социологические подходы к рассмотрению личности
p align="left">В начале 30-х годов ХIХ века в социологии сформировалось научное направление - структурный функционализм, основателями которого были Э Дюркгейм, А.Р. Рэдклифф - Браун (1881-1955) . Эта научная школа начала с исследования норм, т.е. утверждений членов группы, как следует вести себя в действительности в различных обстоятельствах. Особенно большее внимание функционализм уделял проблемам институциональных норм называемых ролью. Концепция социальных ролей очень проста. Каждый человек в различных группах (малых и больших) занимает какое-то определенное положение - статус, с которым связаны образцы поведения. При этом группа, в которую включен индивид, ожидает от него поведения, соответствующего данным образцам. Следовательно, мы можем говорить о ролевом поведении матери, отца, друга и т.д. Значит, социальную роль можно определить как относительно постоянную и внутренне связанную систему поступков (действий), являющихся реакциями на поведение других лиц, протекающими в соответствии с более или менее четко установленными образцами, которые группа ожидает от своих членов.

Социальная роль - модель поведения, объективно заданная позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.

Социальный статус - определенное место личности в общественной иерархии, обусловленное происхождением данного человека, его профессией, возрастом, полом, семейным положением.

Каждый статус, а у любого человека множество статусов, как естественных (национальность, социальное происхождение, место рождения), так и приобретенных (образование, профессия, квалификация и т.д.) - требует выполнения определенных социальных функций и "ролевых предписаний".

Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности. Возможность изменить свой социальный статус позволяет человеку наиболее полно реализовать свои способности. Сторонники ролевой концепции личности, как западные (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Т. Шабутани, Р. Мертон), так и отечественные (И.С. Кон, В.А. Ядов), широко используют аналогично актеры и роли. При этом они часто ссылаются на слова из пьесы Шекспира "Как вам это понравится":

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той:

Младенец, школьник, юноша, влюбленный, солдат, судья, старик.

Сейчас с каждой эпохой количество ролей увеличивается, и каждая роль требует от человека определенного поведения. Принятие личностью той или иной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие социальной роли потребностям личности в самореализации. Создание благоприятных социальных условий ведет к тому, что при сохранении внешне ролевой окраски социального поведения, оно будет регулироваться не столько предписанием, сколько осознанной целеустремленностью и гибким творческим использованием объективных и субъективных ресурсов для достижения социально-значимой цели.

Принятие роли также означает, что действующее лицо готово представить себя на месте другого человека и вести себя в соответствии с этим представлением. Конфликты и противоречия между людьми, как полагают социологи, происходит от того, что люди не понимают ролей друг друга. Для преодоления этих конфликтов и противоречий необходимо осознание прав и обязанностей по отношению друг к другу.

Поскольку деятельность личности осуществляется через выполнение целого ряда социальных ролей, в научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция. Автор этой концепции - Д. Морено (1892 - 1974) и Р. Мертон - американские ученые. Они определили личность как функцию той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Они выявили, что процесс реализации ролей зависит от факторов:

- биопсихологических возможностей человека, которые могут способствовать или тормозить выполнение той или иной социальной роли;

- личностного образца, определяющего комплекс идеальных черт, которые индивид должен проявлять при выполнении роли, а также комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожидает от человека;

- характера роли, принятой в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения;

- структуры группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с данной группой.

Оценка ролевой концепции личности дана в работе Дж. К. Хоманса "Возвращение к человеку". В ней он пишет, что практически, а не в философском смысле, вопрос заключается не в том, законно ли рассматривать роль как основную единицу анализа, и не в том, существуют ли ролевые институты реально, а в том, привела ли теоретическая программа функционализма к объяснению социальных явлений, включая результаты самого функционального анализа. Вопрос не в том, мог ли достичь этого функционализм, а в том, достиг ли он этого сегодня. На этот вопрос Хоманс отвечает отрицательно.

Интересна на наш взгляд ролевая концепция американского социального психолога Дж. Г. Мида (1863-1931). Он сделал акцент на механизмах "научения роли", освоения ролей в процессе межличностного взаимодействия (интеракции). Интеракционистский подход к концепции личности основан на методологическом принципе, согласно которому, ни личностные факторы, ни условия внешнего окружения не могут в полной мере объяснить поведения человека. В качестве основной детерминанты поведения человека выступает процесс постоянного взаимодействия между этими факторами, а так как процесс взаимодействия социологами понимается не всегда одинаково, то в рамках интеракционизма возникло несколько различных направлений - теорий ограниченного применения. Результатом исследований Д. Мида стала концепция "обобщенного другого". "Обобщенный другой" - это ценности и стандарты, которые разделяются некоторой группой, формируют у членов этой группы индивидуальный "Я - образ". Индивид оценивает свои действия и наружность в соответствии с представленными оценками его "обобщенного другого", как бы смотрит на себя со стороны. Осознание "обобщенного другого" предполагает два других процесса, без которых оно невозможно: "принятие роли" и "исполнение роли". "Принятие роли" - попытка принять на себя поведение личности, которая находится в другой ситуации или выполняет другую роль. Например, участники детских игр принимают на себя другие роли, например, папы, мамы, учителя. "Исполнение роли" - действия, связанные с действительным ролевым поведением.

Особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, т.к. именно через то, как его воспринимают, формируются его идеи и представления о самом себе, которые затем выстраиваются в стабильную концепцию собственной личности. Дж. Г. Мид выделит три стадии формирования "Я":

1) Имитация - копирование поведения взрослых без понимания его смысла.

2) Игра - воспроизведение поведения взрослого в игре, что в отличие от предыдущей стадии, уже предполагает понимание смысла разыгрываемой роли.

3) Коллективные игры - этап, на котором ребенок начинает осознавать ожидания не только одного конкретного человека, но и всех представителей группы, воплощенных в образе обобщенного и безличного другого.

Поддерживает эту ролевую концепцию еще один представитель символического интеракционизма Ч. Х. Кули. По его мнению, отличительной чертой личности является характерный тип чувства, которое называется "чувство моего" (my feeling) или "чувства присвоения" (sense of appropriation) . Кули исследовал процесс постепенного понимания личностью отличие своего "Я" от других личностей. В результате он пришел к выводу, что становление концепции "собственного Я", во-первых, предполагает длительный и противоречивый процесс, во-вторых, не может осуществляться без других личностей, т.е. без социального окружения. Это и есть его концепция "Зеркального Я". Каждый человек, по мнению Ч. Х. Кули, строит свое "Я", основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Существует два восприятия "Я":

1) восприятия "Я" через самого себя;

2) восприятия "Я" в отражении других.

Мы используем представления других о нас самих как зеркало и судим о самих себе по тому отражению, которое там обнаруживаем.

"Зеркальное Я" включает три компонента":

1) восприятие индивида другими;

2) реакция других на индивида;

3) восприятие индивида, реакции на него.

Правда существует опасность неверного истолкования мнений, которые мы получаем от других, т.е. от искаженного зеркала. Например, люди часто принимают и поддерживают те высказывания о себе, которые им приятны, но которые в действительности оказываются лестью. Точно также человек может отнести критику начальника на свой счет и принять ее близко к сердцу, считая, что она справедлива тогда, как это просто проявление плохого настроения.

При помощи отношений с другими, через принятие их оценок человек выясняет для себя, умный он или глупый, привлекательный или нет, достойный или никчемный. Подобная оценка не обязательно соответствует реальности, но имеет огромное значение. Кули отмечает, что уже в возрасте шести месяцев ребенок неодинаково реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение.

При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека "есть совокупность всех общественных отношений". Сущность же "особой личности" составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно - значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность с точки зрения этого подхода рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально - значимых черт и общественных отношений данного общества

Немецко-американский психолог К.Левин (1890-1947) разработал в 1936 году принцип взаимодействия личности со средой, в которой различал среду физическую и психическую. Ученый считал, что поведение зависит не от прошлого и не от будущего, а от поля настоящего. По его мнению, физическая и социальная среда реально выступает для субъекта в виде психологических феноменов. Поэтому для разных индивидов объективное окружение представляется различным, в зависимости от его личностной значимости.

В концепции личности американского социолога Г. Мерея проблема взаимодействия индивида со средой анализируется через редуцирование характеристик индивида к его потребностям, а свойств среды - к тем ее факторам, которые способствуют или препятствуют удовлетворению этих потребностей. Свойства среды Мерей обозначил понятием "давление". Основными единицами при исследовании взаимодействия личности со средой служили различные сочетания потребностей и влияния социальной среды. Идеи интеракционизма по разному проявлялись в бихевиоризме и психоаналитической теории личности.

В бихевиоризме теория личности изложена в концепции американского психолога Э. Толмена. Он включил такие понятия, как "познавательные" (или когнитивные) карты.

Суть в следующем - любая личность не просто механически реагируют на стимулы, исходящие из среды, а сопоставляет их со сложившимися в сознании стереотипами на основе опыта "карты поля". Значит, во взаимодействии со средой человек вносит собственный элемент активности и поведения. Взгляды Толмена послужили основой разъединения "чистого" бихевиоризма с идеями когнитивной психологии.

И остается еще одна интересная концепция личности - психоаналитическая - З. Фрейда. В теории психоанализа взаимодействие личности и общества осмысляется как конфликт между стремлениями индивида, с одной стороны, и ограничениями и наказаниями за их нарушения, устанавливаемыми обществом - с другой. З. Фрейд противопоставил принцип реальности и принцип удовольствия как два основных движущих механизма в психике человека.

Принцип реальности - состоит в том, что далеко не все желания по объективным причинам могут быть удовлетворены немедленно. Например, летом мы не всегда можем пойти на пляж, т.к. случается, что идет дождь, зимой в нашем климате это вообще невозможно, нужно либо ждать лета, либо совершать очень длительное путешествие.

Принцип удовольствия - связан с действием психических инстанций. "Оно", - содержащее интенсивные желания, требует от человека ("Я") немедленного их удовлетворения.

"Сверх - Я", т.е. совокупность ценностей, норм, идеалов, полученных человеком от окружения, требует от "Я", чтобы его действия соответствовали нормам; нарушение же их приводит к наказанию или потери любви и уважения со стороны значимых других. "Сверх - Я" воплощает в себе социальный контроль, а потому эту инстанцию нельзя полностью отожествлять с желанием. Но противоречия между желаниями и требованиями "Сверх - Я" вообще нет, т.к. при условии обладания "Сверх - Я" положительно оцениваемыми чертами человек может надеяться на одобрение со стороны окружения, а значит, его стремление быть уважаемым и любимым будут удовлетворены. Кроме того, сам факт достижения идеала или приближения к нему может стать источником очень интенсивного удовольствия вне соотношения с ожидаемой оценкой других людей. По сути, указанные инстанции психики являются интерназионализованными объективными отношениями между индивидом и его социальным окружением. Процесс интернационализации происходит в детстве, когда под влиянием родителей и других значимых формируются и основные модели отношения личности к окружению и самому себе. Психоаналитический подход во многом односторонний. Запреты "Сверх - Я" и принцип реальности не носят абсолютного характера, если они становятся слишком жесткими, возникает психическая патология, которая и лечится психоанализом. Значит по Фрейду, личность - это ансамбль иррациональных, бессознательных влечений. Фрейд также отмечал, что цивилизация с ее запретами и санкциями - великое благо и необходимость, иначе человечество, полностью подчинивших сексуальным и летальным инстинктам, не смогли бы выжить, а с другой стороны - она - бремя и опасность для человека, т.к. вытеснение влечений ведет к прогрессирующему развитию неврозов, тревоге, деформации характеров, отчуждению. Так как обществу угрожает дезинформация, есть необходимость в социализации и контроле.В целом можно сказать, Фрейд разработал модель личности, состоящую из 3-х компонентов:

1) "Оно" - (сфера подсознания) - здесь господствуют биологические, сексуальные (либидо) и агрессивные побуждения.

2) "Я" (Эго) - (сфера самосознания)

3) "Сверх Я" (Супер Эго) - (сверхсознание), "своеобразный моральный цензор". Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Таким образом, проблема личности породила немало теорий и концепций. Ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших достижений разных подходов позволит составить целостное представление о природе личности.

Заключение

Как справедливо отмечал социолог П. Монс, рассмотрение личностного начала в социологии влечет за собой ряд проблем:

1) если человек свободен (а тема личности предполагает свободу) и его действия определяются только его психикой, то социология утрачивает свой предмет, т.е. социальное, и все поведение человека объясняется только психологией;

2) если же человек не свободен и его действия определяются действием как культурных, так и экономических общих законов, то социология все равно утрачивает свой объект, т.е. человека как субъекта. На этот раз она должна быть сведена к культурологи или экономике.

Ролевые теории личности имеют ряд достоинств:

1) они раскрывают механизм взаимодействия человека и общества;

2) парные понятия "роль - статус" являются удобным аналитическим инструментом для описания ценностно - нормативной структуры общества и места в ней личности.

3) понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя такие смешные категории, как "ролевые предписания", "ролевые ожидания", но ролевая теория оставляет в тени активное, творческое начало личности. Также можно в целом сказать, что современные интеракционистские концепции личности находятся в стадии формирования и испытывают влияния в различных концепциях и теориях. Разными учеными это влияние оценивается по -разному, в зависимости от того, какие элементы взаимодействия личности и общества выдвигаются на первый план. Таким образом, социологические концепции личности дают возможность выявить потенциальные возможности человека как при решении, так и в процессе всей жизни и деятельности человека.

Список использованной литературы

1) Волков Ю.Г. , Мостовая И.Б. Социология: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В.И. Добренкова. - М., Гардарика, 1998г.

2) Гумилев Л.Н. "Этносфера: история людей и история природы". М., 1993г.

3) Елсуков А.Н., Соколова Г.Н., "История социологии". Учебное пособие. - Минск.1997г.

4) Касьянов В.В. Социология. - Ростов - на - Дону, "Феникс", 2001г.

5) Кухарчук Д.В. Социология. - М., Юрайт, 2004г.

6) Кравченко А.И. Социология и политология. - М. 2001г.

7) Казаринова Н.В. Социология: Учебник для вузов - М. Nota Bene, 2000г.

8) Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для студентов вузов. - М. Академия, 1997г.

9) Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник для вузов. М. Владос, 1998г.

10) Социология: Тексты лекций /Под ред.М.В. Удальцовой. - Новосибирск: НИИХ, 1993г.

11) Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1993г.

12) Смелзер Н. "Социология", М. - 1994г.

13) Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., - Юристъ. 1997г.

14) Харчева В. Г. Основы социологии. М., - Логос, 2000г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты