Социальные проблемы молодежи
p align="left">- социальный центр молодежи;

- центр социальной поддержки молодежи;

- центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

- молодежный центр планирования семьи;

- центр правовой помощи молодежи;

- центр информации для молодежи;

- подростково-молодежный клуб;

- социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;

- центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

Одним из принципов государственной молодежной по-литики, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 "Об основных направлениях молодеж-ной государственной политики в Российской Федерации", явля-ется предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Социальные службы для молодежи предоставляют следую-щие виды услуг: социально-профилактические (профилактичес-кие, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, инфор-мационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

Непосредственно реализацией данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью, а именно:

1) выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной под-держки, и осуществляет их патронаж;

2) устанавливает причины возникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;

3) осуществляет социально-психологическую реабилита-цию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию;

4) ведет работу с молодыми семьями, имеющими небла-гоприятные социально-правовые и медико-психологические условия проживания;

5) выявляет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи;

6) содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;

7) дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;

8) помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

9) содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.).

Специалист по социальной работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, гак и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка ока-зывается всем категориям молодых граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство.

Другим видом учреждений являются центры социаль-но-психологической помощи молодежи. Данные центры осу-ществляют свою деятельность по следующим направлениям: информационно-консультативная помощь, коррекционно-педагогическая работа, медико-психологическое консультирование, медицинская реабилитация, наркологическая помощь, семейный досуг, предоставление информации о рынке труда. Здесь проводятся социологические исследования, профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальная помощь молодой семье, соци-альная помощь сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по телефону.

Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ве-дущими направлениями деятельности данного учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направ-лений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.

Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объ-ектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т. д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-тера-певтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое. Социально-терапевтическое направление в центре социаль-ной поддержки молодежи включает патронаж семей и граждан, нуждающихся в постоянной или временной заботе (имеющих неблагоприятные социально-демографические, жилищные условия, молодых семей, проживающих в одной квартире разведенных супругов, семей, где трагически погиб или умер один из членов семьи).

Социально-реабилитационное направление включает помощь безработным, эмигрантам, вынужденным переселенцам (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве), женщинам-инвалидам, имеющим детей, подросткам, желающим заниматься трудовой деятель-ностью.

Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских по-селениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов.

Здесь сначала выявляются актуальные проблемы моло-дежи данного поселения, а затем организуются выездные бри-гады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов.

Консультирование позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или одного человека.

Таким образом, деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития лич-ности юноши или девушки.

В данных учреждениях специалисты по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного чело-века.

Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к самостоятельной жизни.

2.2. Содержание и формы работы социальных учреждений органов по делам молодежи

Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последователь-ного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

Профессиональная подготовка безработных осуществля-ется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам предоставляется место на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный пери-од обучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаменов выпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействия занятости молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Данная форма эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможности обучаться в учреждениях профессионального образования.

Важным направлением деятельности социальных учреж-дений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллек-тивных форм.

Многими специалистами отмечается эффективность внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подрост-ками. Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения. Специалист по социальной работе в летнем оздоровительном лагере создает условия для формирования позитивных межлич-ностных отношений в группе. Педагогическое сопровождение осуществляется через предъявление единых, четких требований ко всему коллективу. В завершение любого коллективно-творческого дела проводится совместное обсуждение, где ребята закрепляют социальные навыки, которые обозначились и были выявлены во время работы с практическими ситуациями, когда подростки находили решения и добивались результатов, участвуя в обще-лагерных мероприятиях и работе своего отряда.

Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализу-ет различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

Программа социальной реабилитации включает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации по месту жительства, для получения паспорта, медицинского полиса и т. д.

В каждом конкретном случае специалисты по социальной работе с молодежью содействуют в обеспечении психотерапев-тической и медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и т. д.).

Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе.

Содействует формированию духовно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическое направление, которое реализуется в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. В Российской Федерации действует около 1650 клубов для подростков и молодежи по месту жительства.

Социально-клубные учреждения предоставляют разнооб-разные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 5 "О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи".

Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростко-во-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по инте-ресам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комп-лексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.

Содержание и формы деятельности социальных учреж-дений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают усло-вия для развития его активной жизненной позиции и воспиты-вают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разно-возрастный состав коллектива, куда помимо старших школьни-ков и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного соци-ального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равно-правии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам.

2.3.Содержание и организация социальной работы с молодежью в сфере досуга

Социальная работа с молодежью в сфере досуга регули-руется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой области.

Важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положи-тельное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.

Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. Инте-ресы каждой группы организаторов сферы молодежного досуга существенно различаются.

Комитеты по делам молодежи, департаменты культуры, образования и науки субъектов Федерации осуществляют кон-троль деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства через создание единой сис-темы социоклубного пространства (дворовая площадка -- клуб по месту жительства -- молодежный центр).

Наиболее комплексным набором функций в организации свободного времени молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы). Назначение моло-дежных центров состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов и потребностей различных категорий молодежи в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям, а с другой -- в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и служащих.

В работе с молодежью центры следуют принципам со-ревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Во многих населенных пунк-тах молодежные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи и взрослых), а другие центры, наоборот, бывают рассчитаны на постоянно меняющийся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возмож-ность свободного выбора.

Экономическую основу деятельности молодежных цент-ров может составлять хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, до-таций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, аренд-ной платы и т. д. Структура молодежного центра основана на вза-имодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров, с одной стороны, а с другой -- развива-ющей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых. Молодежный центр может включать в себя различные структуры: кафе, пункт проката, студию звукозаписи, клуб, библиотеку, парк, музей, кинотеатр и т. д.

В молодежных центрах могут быть реализованы програм-мы различного профиля: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эсте-тические; спортивно-оздоровительные; научно-технические. Каждый молодежный центр -- это своеобразная арена социаль-но-культурной деятельности как различных молодежных групп, гак и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом молодежном объединении центра: группе любителей, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т. д. Молодеж-ный центр предоставляет широкий выбор "технологий досуговых занятий", создает для них подходящие условия; функциональ-ная модель данного учреждения подвижна, содержит некоторый набор вариантов. Центр, имея гибкую организационную и функ-циональную модель, использует в своей деятельности техноло-гии, ориентированные на быстрые изменения в соответствии с изменением задач культурной политики.

III. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ

МОЛОДЕЖИ

3.1. Молодежь на рынке труда

Переход России к рыночным отношениям существенно изменил социально-трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возник-новению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмот-рение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление спе-цифики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно с молодежью.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты