Социальные и правовые аспекты защиты пожилых людей

Социальные и правовые аспекты защиты пожилых людей

Содержание

Введение

1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста

2. Правовая система защиты пожилых людей

3. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения

4. Социальное обслуживание пожилых людей

Заключение

Список литературы

Введение

В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. В этих условиях социальная забота о престарелых людях ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.

Существующая тенденция постоянного возрастания доли пожилых людей, практически во всех развитых станах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель. Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой.

Изменение социального статуса человека в старости и при наступлении инвалидности в пожилом возрасте, возникновение различных затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям жизни диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов, особых технологий социальной работы с такими людьми.

Одним из закономерных последствий старения населения как социально-демографического процесса является рост потребностей в социальных услугах, развитие системы социального облуживания, поиск источников и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности этой сферы.

Целенаправленная деятельность по подготовке общества к происходящим демографическим изменениям требует укрепления системы социальных служб, совершенствования технологий решения экономических, семейно-бытовых, психологических и многих других проблем, имеющих жизненно важное значение для пожилых людей.

«Страны, собравшиеся на Всемирную ассамблею по старению... признают, что качество жизни не менее важно, чем ее большая продолжительность, и поэтому стареющим следует, насколько это возможно, позволить жить в их собственных семьях плодотворной, здоровой, безопасной и приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества» - это положение в 1984 году провозгласила в своей резолюции Всемирная ассамблея ООН, принявшая план действий по проблемам старения и побудившая многие страны разработать свою национальную политику и программы в отношении престарелых.

Для улучшения работы с пожилыми людьми в Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа «Старшее поколение».

Далее мы рассмотрим правовые и социальные аспекты социальной защиты.

1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста

В научной литературе, касающейся проблем пожилого населения, можно выделить три основные позиции, которые определяют направления исследований и методы социальной политики:

Пожилые - это обездоленные люди, нуждающиеся в социальном обеспечении;

Пожилые люди - это значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь;

Эта позиция является социально неодобряемой, поэтому редко открыто выражается. Проявляется она только при обсуждении социальной политики: пожилые люди - это социальный балласт общества, тормозящий реформы.

Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства.

Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.

Психические проблемы возникают при разрыве привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективным существованием.

Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.

Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства, как на предприятиях, так и в получении работы на дому.

Таким образом, сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи - пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

2. Правовая система социальной защиты пожилых людей

Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

Социальную защиту пожилых людей в России регулируют правовые документы, которые можно условно разделить на три группы норм:

Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей. «К ним относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и др.)».

Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи. К этой группе относятся, прежде всего, «пенсионное законодательство и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей (ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане и др.). Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О ветеранах» и «О реабилитации жертв политических репрессий».

И федеральные, и местные правовые акты разрабатываются с учётом основных международных документов (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году; Декларация по проблемам старения, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году; Европейская социальная хартия, подписанная государствами - членами Совета Европы в 1961 году, и пересмотренная Европейская социальная хартия, открытая к подписанию в 1996 году; Хартия пожилых людей, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ 15 июня 1998 года). А также приобретённого рядом стран (Великобритания, Германия, Швеция и др.) опыта в решении проблем старшего поколения.

Терминология, используемая для обозначения категории пожилых людей, различается в законодательстве разных стран и даже в международных документах. Согласно нормам статистических служб ООН, этим термином охватываются лица в возрасте 60 лет и старше. В статистической службе Европейского союза к пожилым людям относят лиц в возрасте 65 лет и старше, поскольку 65 лет считается возрастом наиболее распространенным для выхода на пенсию.

Положение пожилых людей и в России, и за рубежом, регулируется, прежде всего, международными договорами и другими международными актами.

В отношении пожилых людей это:

Декларация ООН по проблемам старения, утвержденная Резолюцией 47/5 от 16 октября 1992 г.

Принципы ООН в отношении пожилых людей (1991 г.)

Международная стратегия действий по проблемам старения на 2002 г.

Международный (Венский) план действий по проблемам старения, 1982 г.

Европейская социальная хартия и, естественно, Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Рассмотрим каждый из них.

Принципы ООН в отношении пожилых людей приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 г. Основной принцип сформулирован следующим образом: «сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста». Основная цель документа - обеспечить, несмотря на огромные различия в положении пожилых людей не только между странами, но также в рамках отдельных стран и между отдельными лицами, включение в национальное законодательство (программы) и соблюдение определенных стандартов (принципов) в отношении пожилых людей. К ним относятся:

Независимость (этот принцип понимается как наличие совокупности определенных условий: обеспечение доступа пожилых людей к продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию посредством обеспечение получения ими дохода, поддержки со стороны семьи, общины и самопомощи; наличие возможности у пожилых людей работать или заниматься другими видами деятельности, приносящей доход, участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности; участвовать в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях ; жить дома до тех пор, пока это возможно).

Участие (этот принцип означает, что пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь общества, участвовать в принятии политических решений, делиться своим опытом и знаниями с молодым поколением; пожилые люди могут выполнять работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которой они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста).

Уход (для соблюдения этого принципа должна существовать совокупность следующих условий: обеспечение пожилых людей уходом и защитой со стороны семьи и сообщества, членом которого они являются; доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия; доступ к социальным и правовым услугам; возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и реабилитацию в гуманных и безопасных условиях; возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении, обеспечивающем кров, лечение или уход).

Реализация внутреннего потенциала (возможность для всесторонней реализации своего потенциала; доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха).

Достоинство (возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию; право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, их экономического вклада).

Венский международный план по проблемам старения, принятый Всемирной ассамблеей по проблемам старения и одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 37/51 от 3 декабря 1982 г. Международный план действий по проблемам старения основной своей целью ставит предоставление гарантий экономического и социального обеспечения лицам пожилого возраста. Его первоочередные задачи состоят в расширении возможности стран эффективно решать проблемы, связанные со старением населения, решать особые проблемы и удовлетворять потребности пожилых. Этот план должен стимулировать разработку странами политики и программ практического характера, направленных на гарантирование социального и экономического обеспечения пожилых, а также на предоставление им возможности участвовать в развитии.

План в своем составе имеет принципы, на которых он базируется, а также описание конкретных проблем и рекомендации по их решению. Мы остановимся на некоторых из них, поскольку они должны были найти отражение в нашем национальном законодательстве, и в силу ст. 15 Конституции РФ в определенных случаях могут использоваться нами как нормы прямого действия.

Хотелось бы отдельно остановиться на политике государства в отношении пожилых граждан в рекомендациях Плана:

разработка и осуществление политики, связанной с проблемами старения на основе конкретных национальных нужд и целей является суверенным правом и обязанностью каждого государства;

поскольку старение является постепенным и индивидуальным процессом, который не зависит от установленных в рамках законодательства возрастных пределов для выхода на пенсию, все политические меры и программы следует основывать на признании того факта, что старение является естественной фазой жизни каждого человека, его карьеры и жизненного опты и что в течение всей жизни потребности, способности и возможности могут оставаться и, как правило, остаются такими же;

«подготовку в выходу на пенсию» не следует рассматривать как адаптацию к создавшимся условиям в последнюю минуту, а следует рассматривать как процесс, происходящий в течение всей сознательной жизни человека, и в этой связи большая роль отводится как самим индивидуумам для их же пользы в будущем, так и лицам, ответственным за принятие решений, университетам, школам и промышленным рабочим центрам, СМИ, всему обществу в целом. Это должно служить напоминанием о том, что политика в области проблем старения и пожилых людей является важной заботой всего общества, а не сводится лишь к заботе о наиболее уязвимом в социальном плане меньшинстве.

важно не отделять вопрос о положении пожилых лиц от общих социально - экономических условий, преобладающих в обществе. Пожилых следует рассматривать как неотъемлемую часть населения.

В Плане отдельно даны рекомендации по вопросам, которые являются предметом озабоченности для пожилых людей:

здоровье и питание (забота о пожилых людях должна выходить за пределы того, что связано с ориентацией на болезни, и предлагает обеспечение их общего благосостояния, принимая во внимание взаимосвязь физических, психических, социальных, духовных факторов, а также факторов окружающей среды. Поэтому забота о здоровье должна включать медицинский и социальный сектор, а также семью в целях улучшения качества жизни престарелых);

защита пожилых потребителей (продукты питания, предметы домашнего обихода, приборы и оборудование должны соответствовать нормам безопасности, которые учитывают уязвимость пожилых; доступность для пожилых лекарств, слуховых аппаратов, зубных протезов, очков, других протезов; ограничение активной рекламы и других методов сбыта, нацеленных главным образом на скудные средства пожилых);

обеспечение жильем и условия жизни (жилье для престарелых необходимо рассматривать как нечто большее, чем просто крыша над головой). В дополнение к физическому компоненту следует должным образом учитывать психологическое и социальное значение жилища; жилищная политика должна учитывать потребности пожилых; жилищная политика должна координироваться с политикой в области общественно - коммунальных услуг для наиболее удобного расположения жилья для пожилых по сравнению с жильем, предназначенным для населения в целом; необходима адаптация жилья, предоставление практических бытовых приспособлений, облегчающих повседневную жизнь, специального домашнего оборудования для тех пожилых людей, подвижность которых ограничена;

семья (необходимо предпринимать усилия по поддержке семьи, ее защите и укреплению в соответствии с системой культурных ценностей каждого общества и потребностями его стареющих членов; должна предоставляться поддержка тем членам семей, которые осуществляют уход за своими пожилыми родственниками);

социальное обеспечение (службы социального обеспечения должны преследовать цель максимального выполнения престарелыми социальных функций; должны иметь местную базу и предоставлять широкий диапазон услуг в области профилактики, лечения и развития стареющих людей, с тем, чтобы они могли вести максимально возможную независимую жизнь в своем собственном доме, оставаясь активными и полезными гражданами);

обеспечение дохода и занятость (система социального обеспечения государства должна предоставлять защиту всем пожилым; применение других подходов, таких как выплата пособий натурой, оказание непосредственной помощи семьям и т.п.; минимальные пособия должны быть достаточными для удовлетворения основных потребностей пожилых и обеспечивать их самостоятельность; должны быть установлены пути защиты накоплений престарелых от воздействия инфляции; пожилые трудящиеся должны продолжать работу в удовлетворительных условиях и иметь гарантию занятости; создание новых возможностей в области занятости, подготовки и переподготовки пожилых людей);

просвещение (разработка общеобразовательных программ, удовлетворение образовательных потребностей пожилых, продолжение образования в пожилом возрасте, включая подготовку к периоду старения; образование должно быть доступно без дискриминации пожилых; для стареющих должна быть доступной всесторонняя информация, четкая и понятная по форме, по всем аспектам их жизни).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты