Социально незащищенные слои населения как объекты социальной защиты
p align="left">Принцип «реализация внутреннего потенциала» призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принцип «достоинство» затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности инвалидности или иного статуса, а также от предыдущего экономического вклада.

Принципы ориентированы на то, чтобы при их осуществлении помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни.

Современное общество должно быть нацелено не только на то, чтобы помочь людям пожилого возраста преодолеть неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность и одиночество, но и как можно дольше сохранить свое социальное лицо в отношениях «индивид - социальная среда».

Обострение социальных проблем пожилых людей потребовало перемен в их социальной защите, совершенствовании ее законодательной базы, и, прежде всего, в области пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение является важнейшей составляющей системы социальной защиты населения и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Финансирование расходов при назначении пенсий осуществляется из текущих страховых платежей нанимателей и работающих граждан, аккумулируемых в Фонде социальной защиты населения. Пенсионная система предусматривает механизм корректировки (индексации) размеров пенсий, который позволяет, в зависимости от повышения минимальной и роста средней заработной платы производить перерасчеты пенсий и поддерживать их в сложившемся соотношении с уровнем заработной платы в республике.

Тем не менее, состояние пенсионной системы в республике характеризуется невысоким уровнем размеров пенсий и недостаточной их дифференциацией в зависимости от трудового вклада в прошлом. Соответственно в республике проводится работа по реформированию системы пенсионного обеспечения с целью увязки уровня трудовых пенсий с объемом участия каждого конкретного застрахованного в финансировании пенсионной системы. Основные направления подобной деятельности изложены в Концепции реформы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает необходимость развития трехуровневой системы: социальные, трудовые (страховые) и дополнительные негосударственные пенсии. С 1 января 2003 года началось введение пенсионного обеспечения, основанного на страховых принципах, с сохранением прав, приобретенных по ранее действовавшей пенсионной системе. Речь идет о введении индивидуального (персонифицированного) учета не только нынешних, но и будущих пенсионеров.

Мероприятия по социальной защите пожилых проводится в рамках Республиканской комплексной программы по проблемам пожилых людей, принятой в 1997 году и заново утвержденной на период 2001-2005 гг., которая базируется на системе взглядов, сформированной мировым сообществом. В ее основе - идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации жизненного потенциала, а также уменьшение отрицательных социальных, медицинских, психологических и других моментов у пожилых людей, которые рассматриваются как позитивный фактор, а не как тяжкое бремя. Во всех районах и городах разработаны и утверждены региональные программы подобного плана. Принят целый ряд законодательных актов, касающихся пожилых людей. Традицией стало ежегодно, 1 октября, праздновать Международный День пожилых людей.

5 Социальные проблемы инвалидов

Проблема социальной защиты людей с ограничениями жизнедеятельности вследствие различных дефектов здоровья и нарушений психофизического развития весьма актуальна в теоретическом и практическом отношении.

По данным ЮНЕСКО 10% населения земного шара является инвалидами. Доля инвалидов в нашей республике составляет 4,6%--4,8%. Меньший в два раза показатель по сравнению с данными международных организаций объясняется иными подходами к определению инвалидности в странах бывшего СССР. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 478004 инвалидов, что является весьма внушительной цифрой для нашего государства. Сложившаяся в республике неблагополучная экономическая, социальная и экологическая обстановка провоцирует возникновение хронических заболеваний, появление наследственной патологии, высокий уровень травматизма. Темпы роста числа инвалидов ныне превышают темпы роста трудовых ресурсов.

Высока и детская инвалидность. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 3% детей рождается с недостатками интеллекта, 10% _ с другими психофизическими нарушениями. Всего в мире около 200 млн. детей с ограниченными возможностями. В Республике Беларусь свыше 370 тыс. детей имеют различные нарушения физического, психического развития и соматического здоровья, что ограничивает их жизнедеятельность и приводит к социальной недостаточности.

Для того, чтобы людям с ограниченными возможностями реализовать свое право на труд и экономическую независимость, необходима продуманная система мер социальной защиты, комплексной медико_социальной, и в последующем профессиональной реабилитации.

Государственная политика Республики Беларусь в отношении инвалидов имеет целью осуществление эффективных мер по предупреждению инвалидности, их реабилитации, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества.

Для координации политики в отношении проблем инвалидности и выработки согласованных действий, направленных на обеспечение выполнения положений настоящих Законов, Правительством республики образован Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов. Состав совета формируется из первых лиц министерств и ведомств, занимающихся вопросами социального обеспечения, здравоохранения, занятости, транспорта, связи, жилищного строительства, образования, культуры и планирования; организаций инвалидов и других неправительственных организаций. Возглавляет совет первый заместитель Председателя Совета Министров Республики Беларусь.

Понятие «инвалид» определено в Законе «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», принятом Верховным Советом Республики Беларусь 11.11.91 г. Настоящий Закон впервые рассматривает инвалидность в зависимости от ограничений жизнедеятельности человека, а не от трудоспособности, как определялось ранее. Таким образом, «инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите». Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Государственные органы Республики Беларусь гарантируют получение инвалидами образования, профессиональной подготовки и их трудоустройство. В Законе определены основы правового положения инвалидов, в соответствии с которыми инвалиды в Республике Беларусь обладают всей полнотой социально_экономических и личных прав и свобод, закрепленных в Декларации а правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Дискриминация инвалидов запрещается и преследуется по закону.

Впервые Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» закрепил обязательность составления в Медико_реабилитационных экспертных комиссиях (МРЭК) индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Таким образом, медицинская, профессиональная и социальная реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, определяемой на основе заключения медико-социальной экспертизы государственными органами с участием представителей общественных организаций инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида определяет конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мер, а также виды социальной помощи. Данная программа является документом, обязательным для исполнения соответствующими государственными органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования.

В Законе «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов в Республике Беларусь», определены основные понятия, связанные с реабилитацией инвалидов, а также приведены их определения:

предупреждение инвалидности _ система медицинских, гигиенических, педагогических, профессиональных и других мер, направленных на предупреждение (профилактику) или уменьшение частоты и тяжести инвалидности;

реабилитация _ процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости;

медицинская реабилитация _ процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм;

медико_профессиональная реабилитация _ процесс восстановления трудоспособности, сочетающий медицинскую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально значимых функций, подбором профессии и адаптацией к ней;

профессиональная реабилитация _ система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе), способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции;

трудовая реабилитация _ процесс трудоустройства и адаптации инвалида на конкретном рабочем месте;

социальная реабилитация _ система мероприятий, обеспечивающих улучшение уровня жизни инвалидов, создание им равных возможностей для полного участия в жизни общества.

Таким образом, основными задачами законодательства Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов является:

разграничение компетенции в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов между органами государственной власти;

создание правовых гарантий для организации и развития системы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов;

обеспечение и защита прав граждан Республики Беларусь на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию;

определение прав, обязанностей, полномочий, ответственности и правовое регулирование отношений юридических и физических лиц в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов;

участие общественных организаций инвалидов в государственных программах реабилитации инвалидов.

Для человека, ставшего инвалидом, начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биологических и социальных потребностей.

Система социальной защиты инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Особо важным аспектом деятельности современного государства можно назвать профилактику инвалидности, включающую в себя обеспечение своевременного лечения больных, здорового образа жизни населения, безопасных условий труда, создание экологически безопасных условий проживания населения.

Решение проблем, связанных с инвалидностью, возможно лишь при совместных действиях государственных структур и общества. Сегодня плодотворно работают многие общественные организации инвалидов. Из всего обилия общественных образований, численность которых возросла в последние годы, следует выделить три основные, обладающие системным характером организации социальной защиты инвалидов. Это такие организации, как Белорусское общество инвалидов (БелОИ), Белорусское общество инвалидов по зрению (БелТИЗ) и Белорусское общество глухих (БелОГ). Эти организации оказывают комплексную, дифференцированную социальную помощь лицам с ограниченными возможностями, направленную на максимально возможную реабилитацию и интеграцию их в общество. В структуре вышеперечисленных общественных организаций имеются учебные центры, предприятия, реабилитационные и культурные центры. Безусловно, характер оказываемой помощи различен и продиктован специфическими проблемами членов данных организаций.

Проблемы инвалидности сложны и многогранны. Оказание всесторонней помощи инвалидам предполагает реализацию комплексных программ и технологий их реабилитации, включающих медицинские, профессиональные и социальные разделы, а также своевременное и адекватное оказание адресной социальной помощи. Комплекс этих мер должен преследовать одну цель - расширение рамок независимости людей с ограниченными возможностями, реинтеграцию (интеграцию) их в привычный интеллектуальный, профессиональный, социальный круг.

6 Проблемы социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС

По своим масштабам и нанесенному ущербу авария на Чернобыльской АЭС относится к числу самых крупных техногенных катастроф, происшедших на нашей планете. Самое тяжелое бремя ее последствий легло на плечи Беларуси: 70% радиоактивных веществ выпало на территорию республики.

В результате аварии на загрязненных территориях сложилась неблагоприятная социально_психологическая ситуация. Катастрофа на ЧАЭС резко сказалась на состоянии здоровья нации: продолжается рост злокачественных новообразований легких, щитовидной железы, почек, мочевого пузыря, молочной железы. Серьезной стала проблема «чернобыльских детей», подверженных большому количеству заболеваний, многие из которых носят хронический характер. Тревожной остается генетическая ситуация, важнейшим показателем которой является частота рождаемости детей с врожденными пороками развития, что отчасти объясняется возрастанием мутаций, спровоцированных облучением.

Серьезную опасность представляют последствия психологического плана, которые зачастую лежат в основе психосоматических заболеваний и социальной дезадаптации личности. Проведенные после чернобыльской катастрофы Институтом социологии Академии наук Беларуси исследования свидетельствуют о том, что у большинства людей сформировался устойчивый специфический социально_радиоэкологический стресс. Особенность его в том, что на обширных территориях и у большого количества людей возникает и не уменьшается со временем ощущение тревоги из_за высокой степени риска для здоровья своего и своих детей, для своего будущего, что способствует долговременности и хроническому характеру специфических психогенных расстройств.

Особую озабоченность вызывают стрессовые состояния детей, у которых вследствие аварии на ЧАЭС сформировался высокий уровень тревожности, предрасположенность к восприятию многих ситуаций как угрожающих. Прогрессируют трудности в социальной адаптации, конфликтность и агрессивность, чувство отчужденности и отверженности; неуверенность в общении, боязнь насмешек, чрезмерная резкость и протест, неудовлетворенность отношениями в семье и школе.

Помимо этого наблюдается тенденция формирования в сознании детей так называемой «психологии жертвы», которая выражается, с одной стороны, в действительном нанесении ущерба их здоровью, а с другой - в идеализации ситуации до аварии; обвинении в недостаточности или полном отсутствии необходимой помощи и соответственно в пассивном ожидании помощи от других, в преобладании в детской и подростковой среде иждивенческих, потребительских настроений, приводящих к формированию негативных установок.

Значительных масштабов достигла социально_экономическая проблема людей, ставших жертвами аварии на ЧАЭС: значительно ухудшилось питание семей, наблюдается нехватка жилья, денежных средств для восстановления нормального социального функционирования в чистых зонах и т.д.

Чернобыльская катастрофа и ее последствия вызвали кардинальные изменения в динамике миграционных потоков населения в пострадавших от радиации регионах Беларуси. По психологическому фактору переезд является дополнительным стрессогенным фактором, нередко более сильным, чем сама катастрофа. Необходимость временно или навсегда оставить место постоянного проживания, родной дом создает дополнительные условия для переживаний.

У большинства людей, проживающих на загрязненных территориях или вынужденных оставить их, существенно меняется образ жизни. Многие из переселенцев оказались совершенно неготовыми к восприятию таких сокрушительных перемен в своей судьбе, как нарушение внутрисемейных связей, неопределенность жизненных перспектив, сложности с трудоустройством и адаптацией к новому месту жительства.

Зафиксированы случаи возвращения переселенцев в родные места, причем не только пожилых людей, но и молодежи. В такой ситуации положительные результаты адаптационного процесса зависят как от материальной помощи, которой обеспечиваются мигранты, так и от их личностных качеств, возможностей и наличия внутренних ресурсов при адаптации к новым условиям. Материальная помощь, выделение квартир и предоставление работы не всегда решают трудности личностного плана тех, у кого процесс социально_психологической адаптации протекает более болезненно.

Потоки беженцев в известной степени усугубляют различного рода социальные проблемы и создают ряд негативных последствий для общества в целом. Неустроенные вынужденные переселенцы и беженцы осложняют внутреннее положение в стране: отмечаются примеры негативного отношения к ним со стороны постоянно проживающего на данной территории населения. Нередко миграция становится причиной возникновения межнациональных конфликтов, криминогенных сил в обществе. Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что вызывает определенные осложнения: падение уровня жизни населения, рост безработицы, бедности, бездомности.

Для преодоления разноплановых последствий катастрофы, координации деятельности всех министерств и ведомств в этом направлении в Беларуси создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), принят ряд законодательных документов. Последовательно и системно реализуются такие программы как «Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС», «Охрана материнства и детства в условиях воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Дети Чернобыля».

7 Социальные проблемы людей с отклоняющимся поведением

Под девиантным (отклоняющимся) поведением понимается такой тип социально-ролевого поведения индивида или группы, который не соответствует принятым в социальной общности нормам. Социальные отклонения могут иметь как негативные, так и позитивные последствия. Позитивные отклонения служат средством развития системы, повышению уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных стандартов поведения (научное, художественное, социальное творчество). Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют систему, подчас подрывая ее основы (преступность, алкоголизм, самоубийства, наркомания).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты