Социальное расслоение российского общества
p align="left">В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий - в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены…чем-либо» и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип: - смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 - 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно - и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

Расположение коммуникативных блоков анкеты

Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.

Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет «настраивающую» функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.

Другое дело, если эти эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки).

Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как «молодой человек», «девушка», «уважаемый…» и т. п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение формулируется в единственном числе.

Объективка. Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.

Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором - наоборот, предполагая усталость от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и, в конечном счете, на их качество.

Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того, чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».

Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т. п.

Однако нередко, прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов, и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).

Виды вопросов

Открытые вопросы - вопросы без вариантов ответов; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений: люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Недостаток открытых вопросов - трудности обработки данных. Пространные ответы предполагают последующую группировку и часто квантификацию, а контент-анализ ответов - процедура сложная и трудоемкая. Но самое главное - здесь требуется высокое искусство «расшифровки» реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их суждения, ибо «практическое сознание» не является прямым аналогом теоретического, которое социолог использует в подобных операциях контент-анализа.

Закрытые вопросы - вопросы с вариантами ответов; они позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях.

Указанные преимущества плюс экономичность применения закрытых вопросов ведут к тому, что они чаще используются исследователями. Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований:

Главное - максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: «Дополнительные замечания (укажите, какие именно)…». Важно отвести должное место для комментария и уточнений. Рекомендуется приближенно оценить, сколько строк займет комментарий, и утроить эту величину. Если в анкете не предусмотрено достаточное место для ответов на открытый вариант вопроса, он «не работает».

Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила, подтвержденных экспериментальными исследованиями:

а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже - последующие. Поэтому правило 1-первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому правило 2 - подсказки должны быть примерно равной длины;

в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Отсюда правило 3 - все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.

Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе.

Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.

Нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею - серию отрицательных, или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах. В таком случае целесообразно расчленить список на три блока и предложить части опрашиваемых блокировку в одной последовательности, остальным группам - в другой.

Полного совпадения данных, полученных из вопросов закрытого и открытого типов, не бывает. Специальные методические эксперименты указывают на то, что информация, получаемая из ответов на открытый и закрытый вопросы, относительно идентична при ранжировании каких-то объектов (например, предпочтений телепрограмм, видов досуговой деятельности и т. п.), но существенно разнится при оценке степени разнообразия взглядов и позиций опрашиваемых; широты и разнообразия предпочтений; богатства мотивировок тех или иных действий и т. п.

Контактные вопросы. Любое общение начинается с фазы адаптации (приспособления), в процессе которой социолог реализует важные цели: создает у респондентов мотивацию участия в опросе, готовит их к исследованию. Эта фаза предусматривает восприятие обращения к респондентам, знакомство с целью исследования и инструкцией о заполнении анкеты.

Социологи осознают значение первого вопроса и стремятся сделать его наиболее простым. Первый вопрос оказывается контактным, т. е. цель его - установление контакта с респондентами. Такая особенность отдельных ответов на вопросы, как их взаимообусловленность, позволяет социологу рассчитывать, что если респондент работает с первым вопросом, он может продолжить работу и с остальными. Следовательно, первому вопросу необходимо уделить особое внимание. Он должен отвечать определенным требованиям.

Во-первых, контактный вопрос должен быть очень простым. Здесь часто используются вопросы, касающиеся сведений чисто событийного характера - например: стажа работы, района местожительства. Уместны также и вопросы о привычках, на которые отвечают чаще всего вполне откровенно, о занятиях в свободное время и т. п. В ряде случаев целесообразным оказывается вопрос об интересе респондентов к тем или иным проблемам.

Во-вторых, контактный вопрос должен быть очень общим, т. е. касаться всех респондентов. Контактный вопрос рекомендуется делать настолько широким, чтобы на него мог ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно. У него возникает желание развивать свои мысли дальше, высказываться полнее. Поэтому анкету лучше начинать с того, что принимается всеми, что наиболее понятно.

Впоследствии, при установлении контакта, предмет первоначального обсуждения, в связи с которым возникли отношения взаимодействия, общения, может быть заменен другим. Но сам тон контактного взаимодействия сохраняется.

Вовсе не обязательно, чтобы контактные вопросы содержали искомую информацию. Главная их функция - в облегчении взаимодействия. Ответы на контактный вопрос вовсе не обязательно вовлекать в научный анализ в связи с содержательными проблемами. С другой стороны, в методическом плане эти ответы имеют большое значение: в зависимости от их содержания можно определить отношение опрашиваемых к опросу, его влияние на их добросовестность, искренность и т. п.

Буферные вопросы. Довольно редко анкета бывает посвящена какой-то одной теме. Но даже в рамках одной темы обсуждаются различные аспекты. Резкие и неожиданные переходы с одной темы на другую могут произвести на респондентов неблагоприятное впечатление. Ведь в обычной беседе «перепрыгивание» с темы на тему часто расценивается как показатель низкого культурного уровня человека, его невнимания к собеседнику. Такая манера не столько стремление к общению, на основе учета интересов собеседника, сколько попытка самоутверждения, самовыражения, эгоистичное домогательство - «выжать» из собеседника все, что интересует говорящего. Чтобы освободить респондента от подобных ощущений, в анкете используются так называемые буферные вопросы.

Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете. Они играют роль своего рода «мостиков» при переходе с темы на тему. Например, после обсуждения ряда производственных проблем дается такая формулировка: «Свободное время - это не только время, необходимое нам для восстановления затраченных на работе сил. Прежде всего это возможность для всестороннего развития личности. Поэтому просим Вас ответить на ряд вопросов о занятиях помимо работы».

С помощью буферного вопроса (в такой функции здесь выступал не собственно вопрос, а преамбула к нему) исследователь поясняет респондентам ход своих мыслей. Тем самым он использует простое и в то же время достаточно эффективное средство для создания у них впечатлений о большей симметричности общения. С помощью таких «буферов» исследователь не просто вежливо предлагает респондентам переключить свое внимание на другую тему, но и поясняет, зачем это нужно. Например, после вопросов о досуге дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи в труде небезразличны для нас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с Вами о работе».

Правило воронки. Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: факт сопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими вопросами - кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п.

Эффект излучения. Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения или эффектом эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.

Ниже будет представлен образец анкеты:

1. по способу общения между исследователем и опрашиваемым:

- почтовый (рассылают анкеты по почте)

2. по месту проведения:

- по месту жительства

3. по уровню стандартизации:

- полностью стандартизированным

Использованы вопросы закрытые, буферные; «правило воронки», «эффект излучения».

4. Небольшие заметки из газет по выбранной теме

Минтруда: значительного расслоения общества у нас нет

По данным министерства, соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных граждан страны в прошлом году составило 5,9 раза. Это значительно ниже, чем в других странах СНГ.

Как заявил заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Игорь Старовойтов на республиканском семинаре «Региональная социальная политика: проблемы и поиск решений», доля населения с доходами ниже БПМ за 2001-2008 годы снизилась в семь раз с 41,9% до 6,1%. Реальные денежные доходы населения за этот период повысились в три раза. Это и позволило не допустить значительного расслоения общества.
Правда, замминистра не учел того обстоятельства, что в Беларуси значительно выше количество тех людей, которые скрывают свои реальные денежные доходы. В отличие от России или Украины, в Беларуси большая часть бизнеса предпочитает существенно снижать свои реальные доходы.
Игорь Старовойтов отметил, что в Беларуси невысокая дифференциация доходов населения в региональном разрезе. «В связи с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику нашей страны в текущем году отмечается снижение темпов роста реальных денежных доходов населения, - цитирует представителя министерства БЕЛТА. - И это обуславливает увеличение доли малообеспеченного населения».
В третьем квартале нынешнего года уровень бедности по республике составил 7,3%. Это на 0,6 процентного пункта выше аналогичного показателя первого квартала текущего года. Наибольший удельный вес малообеспеченного населения - в Брестской, Витебской, Гомельской и Могилевской областях.

«Ежедневник»

16 декабря 2009 г.

Бедность как бедствие

Кризис еще больше увеличил разрыв между богатыми и бедными

Средний доход наиболее обеспеченных россиян сегодня почти в 40 раз больше среднего дохода наименее обеспеченных граждан. Такие данные были вчера озвучены в Совете Федерации, где собрались ученые и представители региональных властей, чтобы обсудить причины продолжающегося процесса имущественного расслоения общества.

Сегодня специалисты расходятся во мнении, где точно проходит пресловутая черта бедности и от какого уровня дохода ее необходимо считать. Факт лишь в том, что, однажды попав за эту черту, мало кто оттуда может вырваться. По подсчетам Института социологии РАН, за девять месяцев с начала года в 57 регионах уровень доходов населения снизился на 30 процентов.

Да, в последние восемь лет на фоне экономического роста ежемесячные среднедушевые доходы людей заметно выросли. По последним данным Росстата, средняя начисленная зарплата россиянина вышла на уровень 18 650 рублей. «К сожалению, усредненные показатели в обществе с таким большим разрывом уровня жизни смазывают реальные показатели, - считает гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков. - Да, за время экономического подъема уровень жизни населения вырос, количество бедных сократилось по всем регионам. Однако разрыв между бедными и богатыми все это время тоже увеличивался».

Социологи уже давно пришли к выводу, что сами по себе доходы еще не говорят о благополучии человека. Гораздо важнее здесь то, чем он владеет - квартирой, машиной, дачей - и что успел за долгие годы скопить. Например, по разным оценкам, сегодня до 70 процентов граждан нуждаются в улучшении жилищных условий. При этом до кризиса ипотеку теоретически способны были оплатить из своего кармана только 15 процентов населения. Понятно, что сейчас эта цифра еще меньше. Коэффициент доступности жилья (за сколько лет человек может накопить на квартиру) по европейской норме составляет 5 лет. В нашей же стране, по оценкам директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Алексея Шевякова, малообеспеченным гражданам нужно копить на квартиру площадью 50-60 квадратных метров 80 лет. А если исходить из европейских стандартов жилплощади (порядка 100 квадратных метров), то на покупку квартиры уйдет почти 200 лет.

«Очень хорошо в последние годы подтянулся уровень пенсий. И по показателям абсолютной бедности пенсионеры не самые бедные люди. Гораздо тяжелее приходится семьям с детьми, - считает Алексей Шевяков. - До 70 процентов семей с тремя и более детьми находятся за чертой бедности».

При этом социологи настаивают, что трудности в социальной сфере никак не связаны с нынешним кризисом, они существуют перманентно и независимо от него. Хотя, как показывают результаты опроса, озвученные директором Института социологии РАН Михаилом Горшковым, большинство населения считает, что за последний год положительная оценка качества жизни упала с 30 до 18 процентов. При этом обострились социальные страхи: потерять работу, остаться без средств к существованию. Поэтому, согласно результатам опроса, население сегодня все активнее использует дополнительные способы выживания. На первом месте в рейтинге стоит приусадебное хозяйство. Следом идут разовый приработок и сверхурочные работы. Но эти меры эффективны только в тех городах, где есть работа.

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5062 от 11 декабря 2009 г.

Про оптимизацию, расслоение общества и детский отдых

Выпуск: 130 (2831) от 15 июля 2008 года

Рубрика: Экономика

Автор: София САЙГАНОВА, «ВиД»

В минувшую субботу во Дворце труда прошла традиционная встреча Премьер-министра РТ Рустама Минниханова с профсоюзным активом республики. С докладами выступили пять министров, которые затем ответили на вопросы профсоюзных активистов.
А профсоюзных лидеров интересовали пути снижения дифференциации денежных доходов граждан, формирование отраслевых систем оплаты труда совместно с профсоюзами, оптимизация бюджетной сферы, судьба здравоохранения в республике, государственная политика занятости населения; выравнивание уровня минимальной заработной платы с прожиточным минимумом и многое другое.
- То, как ведется оптимизация в бюджетной сфере, вызывает беспокойство у профсоюзов. Актуален и вопрос занятости населения, ведь рынок труда в Татарстане не сбалансирован. Оптимизация приводит к увеличению количества безработных. В республике принята программа по занятости, но не задействованы ресурсы по активному переобучению и переподготовке граждан, что крайне необходимо, - сказала Председатель Федерации профсоюзов РТ Татьяна Водопьянова. - Много вопросов вызывает и введение отраслевой системы оплаты труда. Хотелось бы четко определить, каким видит Правительство фонд оплаты труда работников бюджетной сферы, каковы возможности повышения зарплаты.

К серьезным проблемам профсоюзный лидер причислила и детский отдых, поскольку количество детей, которые отдохнули в оздоровительных лагерях, снижается. Не внушает оптимизма и имеющаяся база для санаторно-курортного лечения. В этой сфере необходимо принять правительственную программу.

Оптимистичным можно назвать выступление перед профсоюзными активистами министра экономики РТ Марата Сафиуллина.

- В течение первого полугодия 2008 года нам удалось снизить и стабилизировать дифференциацию денежных доходов граждан, - сообщил Марат Рашитович.

По словам министра, в настоящее время среднероссийский показатель дифференциации денежных доходов граждан составляет 17. В Татарстане он колеблется около 15. На месте профсоюзного актива я бы сдержанно отнеслась к этой информации. Напомню, что как уже писал «ВиД» со ссылкой на советника Президента РТ Фильзю Хамидуллина, в 2000 году на долю бедной части населения приходилось 6,3% денежных доходов, в то время как в 2007 году - 5%, на долю самых зажиточных в 2000 году приходилось 46% доходов республики, в 2007 году - 49%. Соотношение совершенно неприличное. Честь и слава Правительству, если оно и впрямь сумеет сократить расслоение, но прежде чем начать аплодировать, давайте дождемся конца года и сравним его с предыдущим.

Министр экономики РТ отметил также, что Татарстан занимает первое место в России по покупательской способности. Если в среднем по стране этот показатель равен 3,6, то в РТ - 4. Памятуя о вышеупомянутом расслоении, интересно знать, какие слои и сколько приобретают, ведь у значительной части бюджетников и селян зарплаты 5-6 тысяч рублей. С такими деньгами дай Бог, чтобы на еду и квартплату хватило - много не напокупаешься!

Марат Сафиуллин рассказал, что вначале года создалась тревожная тенденция по снижению темпов роста промышленного производства: «Нам удалось исправить ситуацию. Выдерживается на уровне и прирост внутреннего регионального продукта. По данным за 6 месяцев 2008 года, увеличение составило около 8 процентов».
Министр заявил, что в 2008 году будут перевыполнены плановые показатели по темпу роста привлеченных инвестиций: «Нынешний год мы закроем с ростом инвестиций на 18 процентов вместо запланированных 12-13».

Где жить хорошо

По уровню жизни Россия заняла 67-е место

ООН опубликовала список самых благополучных государств в мире. Лидером в этом рейтинге стала Исландия. Она подвинула старожила списка - Норвегию - на второе место. Замыкает тройку Австралия.

Основные показатели, по которым определялся рейтинг государств, - продолжительность жизни, размер ВВП на душу населения (исходя из покупательной способности) и уровень грамотности. Лидирующие позиции Исландии обеспечила в первую очередь рекордная продолжительность жизни - более 81 года - и один из самых высоких ВВП на душу населения. При этом в стране практически нет бедных, и классовое расслоение выражено очень слабо.

Шестое место заняла Швеция. Швейцария - седьмое и Япония - восьмое. Франция оказалась на десятой позиции, а США на 12-й, сразу после Финляндии. Великобритания занимает 16-е место в списке самых благополучных стран мира. 64-ю строчку рейтинга заняли братья-славяне из Белоруссии. Россия оказалась на 67-м месте между Боснией и Албанией. Дальше идут все остальные государства СНГ.

Замыкают список из 177 государств Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау и Нигер. В этих африканских странах чрезвычайно низкая продолжительность жизни - от 40 до 50 лет. Умеют читать и писать не более 30 процентов всех жителей, а ВВП на душу населения составляет около 1 доллара на человека.

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4530 от 29 ноября 2007 г.

Заключение

Таким образом, по мере развития рыночных отношений в российском обществе происходят значительные изменения как позитивного, так и негативного характера. Происходит расслоение общества на богатых и бедных, значительно усиливая процесс социальной дифференциации, а также социальной мобильности, когда большие массы людей переходят в силу разных причин из одного социального слоя в другой и т.д. Можно констатировать в нашей стране формирование стабильного узкого слоя элиты. В недрах обостренного социального расслоения постепенно растет средний класс, тоже дифференцирующийся на нижний и верхний слои. Наиболее активны в нем молодежь, получающая профессиональное образование, специалисты. Однако социальное расслоение современного российского общества носит неравновесный характер, поскольку основную часть его составляет базовый слой, находящийся в крайне неблагоприятном положении. Низкий статус и трудное материальное положение не позволяют ему найти достойное место в рыночной экономике, приспособиться к новым экономическим условиям. Дальнейшее ухудшение положения базового и нижнего слоев может поставить под угрозу социальную стабильность общества. Остро стоит проблема социальной справедливости, социальной защиты интересов малоимущих слоев населения, людей, оказавшихся в результате этих явлений неспособными быстро адаптироваться и развиваться в данной среде, - пенсионеров, студентов, военнослужащих и т.д. Социальное расслоение российского общества носит сложный характер, когда выделяются различные по своей роли социальные общности, складываются неоднозначные взаимосвязи между ними.

Список литературы

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск: ТетраСистемс, 2001

2. Большой толковый социологический словарь. Пер. с англ. (в 2-х томах). - М., 2001

3. Гидденс Э. Социология. - М.: ЕдиторияУРСС, 2005

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.: Инфра-М, 2004

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Омега-Л, 2007

6. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты