Социальное проектирование, как технология социальной работы с детьми с девиантным поведением
p align="left">Для проведения опроса интервьюер должен обладать достаточной компетентностью в изучаемом предмете, а также знать терминологию, используемую профессионалами при обсуждении вопросов по теме исследования Решение: консалтинг и исследования рынка//Экспертные интервью - http://www.decision.ru/mark/desc/173. В нашем случае, интервьюером выступает автор данной выпускной квалификационной работы.

Целью исследования является оценка эффективности социального проектирования

Объект - Эффективность социального проекта.

Предмет - Существующие методики оценки эффективности социального проектирования

Задачи:

1. Оценить эффективность социального проектирования на современном этапе;

2. Выявление актуальности/неактуальности применения социального проектирования (к конкретной категории, с определенными явлениями, в отдельных культурах и т.д.);

3. Определить современные методы оценки эффективности;

4. Выявить существующие проблемы/недочеты в методах оценки эффективности;

5. Разработка рекомендаций по оценке эффективности для конкретного социального проекта.

Гипотеза:

Социальное проектирование является эффективной технологией социальной работы, но проверка полученных результатов не дает конкретной оценки проведенной работы, так как не существует объективных критериев оценивания эффективности реализации социальных проектов.

План работы:

1. Разработка плана и составление глубинного интервью;

2. Проведение интервью с 5 экспертами;

3. Расшифровка полученной информации;

4. Проведение анализа.

5. На разработку, проведение и анализ экспертного интервью отведен 1 месяц.

6. Инструментарий:

7. Список вопросов

8. Диктофон

Респонденты:

Специалисты КДН: (2 человека);

1. Зам. директора школы №8 по ВР;

2. Социальный педагог школы № 8;

3. Специалист в области социального проектирования.

Анализ экспертного интервью показал, что мнение интервьюируемых экспертов совпало по большей части вопросов каждого блока. Эксперты в своей работе в течение последних нескольких лет, точную дату появления социально проектирования не назвал ни один из респондентов, часто сталкиваются с таким методом работы, как социальное проектирование и считают его весьма эффективным методом применительно к социальной сфере. Социальный педагог говорит, что «Социальные проекты дают возможность влиять на негативные явления в обществе как бы извне, дают установку на положительные качества поведения неосознанно самим объектом воздействия».

Внедрение этого метода в профессиональную деятельность специалистов социальной сферы ведется весьма активно, применяют его к различным по масштабу и сложности случаям и ситуациям. Причем экспертами было отмечено, что социальное проектирование применимо как к групповым техникам социальной и психотерапевтической работы с лицами, объединенными конкретной социальной проблемой, так и к проектам, направленным на широкую массу людей, среди которых и люди, не попадающие в группы риска, на которых не нацелены социально благотворительные акции и профилактическая работа. При этом вопрос «Достаточно ли уделяется внимания исследованию социального проектирования, как технологии социальной работы?» вызвал недоумение у всех экспертов, они пояснили это следующим образом: социальное проектирование, как технология социальной работы не вызывает вопросов, оно рассматривается скорее как интегративный метод работы, применяемый практически ко всем сферам жизнедеятельности человека. Хотя один из специалистов Комиссии по Делам Несовершеннолетних заметил, что «на сегодняшний день преимущества социального проектирования в полной мере не реализованы. Этот метод можно было бы применять более активно и профессионально, что принесло бы большие результаты и больше видимого эффекта. Но, учитывая то обстоятельство, что для Томска это новый и недостаточно изученный метод работы, можно предположить, что в перспективе социальное проектирование все же займет свою нишу среди социальных методик». Эксперты не видят необходимости в изучении данного метода, так как он является примером творческой работы, а творчество, по мнению экспертов, не является методом работы, у которого есть четкие рамки и критерии организации. При ответе на данный вопрос заместитель директора школы по воспитательной работе выразился следующим образом: «Не имеет смысла изобретать нестандартные методы решения для стандартных задач. Прежде чем «изобретать велосипед» стоит поискать существующие методы решения и выбрать из них оптимальный для конкретной ситуации. Творческий подход может привести или к гениальному результату, или к полному провалу».

В качестве проблем при реализации социального проекта эксперты указали:

· Работая с людьми, необходимо учитывать возможность форс-мажорных обстоятельств, которые невозможно предусмотреть, а реагировать на специфические обстоятельства профессионально может лишь специалист в данном конкретном вопросе;

· Проблема оценки результатов, так как результаты работы видны только спустя продолжительное время;

· Необходимо не только достигнуть поставленной цели, но и предотвратить возобновление проблемы;

· Невозможно оценить конечные результаты программы, без учета воздействия внешних факторов.

Среди факторов, которые не позволяют применять социальное проектирование к определенным категориям граждан, были названы такие как: нежелание самих граждан принимать участие в различных тренингах, акциях и дискуссиях, которые зачастую являются составляющей частью социальных проектов, низкая социальная активность граждан и нежелание признавать наличие у себя тех или иных социальных проблем. Экспертам не удалось конкретно назвать категории граждан или ситуации, к которым применение такого метода работы, как социальное проектирование, было бы неуместным или же не эффективным. Специалист по социальному проектированию при ответе на этот вопрос заметил, что «нет таких категорий клиентов социальной работы, к которым было бы невозможно применить социальное проектирование, так как этот метод подразумевает вариативность вариантов работы и, соответственно, большое, огромное поле для творческой деятельности».

Разработка техники работы с конкретной группой осуществляется непосредственно после диагностики и относительно конкретных людей, если в одном случае социальное проектирование будет применимо, то в другом случае с подобной тематикой осуществление данного метода работы будет неуместным.

Среди методов оценки эффективности социального проектирования были названы:

· Диагностическое тестирование, сравнивая результаты тестирования до начала проекта и после его завершения, можно получить результаты, которые дадут нам картину эффекта от проделанной работы;

· Оценка отдельных индикаторов, которые численно характеризуют проведенные мероприятия;

· Оценка степени достижения поставленных перед программой целей. Этот метод дает непосредственную оценку достигнутых результатов, особенно в том случае, если цели программы были определены количественно;

· Экспертные заключения.

Эксперты считают, что вышеперечисленных методов вполне достаточно для диагностики результатов проекта, которые включают все названные обстоятельства. Если же в каком-то конкретном проекте этих методик окажется недостаточно, то для него необходимо разработать свою оценочную систему. Оценка эффективности на данный момент, по мнению экспертов, представляет собой субъективную оценку, осуществляемую путем наблюдения, то есть ощущаемый результат, который невозможно обозначить конкретно.

Главной погрешностью существующей системы оценки эффективности социального проектирования, по мнению экспертов, является чрезмерная субъективность, что не дает полной картины результатов того или иного проекта. Так же среди погрешностей была названо и то, что оценить результат можно только по прошествии некоторого времени с момента реализации проекта.

Улучшение социального проектирование происходит по мере его развития и внедрения в работу профессионалов, и нет нужды в том, что бы разрабатывать новые специальные методики, дополняющие этот метод. А вот метод оценки эффективности социального проектирования, по мнению экспертов, нуждается в серьезной доработке. Целевые проекты можно проверять путем проверки достижения поставленных задач. Долгосрочные же проекты нуждаются в постоянном контроле и глубинных исследованиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проведя исследование основных форм оценки эффективности социального проектирования, как метода работы с детьми и подростками с девиантным поведением, мы можем подвести итоги и сделать некоторые выводы, исходя из поставленных задач.

Исследуя социальное проектирование как метод работы именно с детьми и подростками с девиантным поведением, мы не могли оставить без внимания теории девиантного поведения. Проанализировав труды по девиантологии, мы можем сказать, что девиантное поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К социологическим теориями девиантного поведения относятся:

Теория социального напряжения Р. Мертона. Она подразумевает, что основной причиной преступности является противоречие между общественными ценностями и возможностями их достижения по установленным обществом правилам.

Субкультурная теория А. Коэна. В основе этой теории лежит идея о том, что субкультуры, т.е. микрогруппы являются носителями девиантных идей.

Теория конфликта и девиантность К. Маркса. Основана на предпосылке о том, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти.

Теория стигматизации или наклеивания ярлыков Дж. Мида. Она акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальные отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию.

Теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда. Говорит о том, что люди ведут себя определенным образом, под влиянием своего окружения.

Таким же образом, в процессе работы мы смогли выявить виды девиантных поведений и объединить их в группы по масштабности проблемы. Получилась следующая картина:

Гиперкенетическое нарушение поведения. Характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения.

Расстройство поведения, ограничивающееся семейным кругом проявляется в антисоциальном или агрессивном поведении, но только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками.

Несоциализированное расстройство поведения характеризуется сочетанием устоявшегося антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и с нарушениями взаимоотношений со сверстниками

Социализированное расстройство поведения отличается от несоциализированного тем, что стойкое асоциальное или агрессивное поведение возникает у коммуникабельных детей и подростков.

1. Делинквентное поведение.

2. Аддиктивное поведение.

3. Девиации сексуального поведения.

4. Психогенное патологическое формирование личности.

Выясненные формы девиантного поведения дали нам основание перейти к следующему этапу работы - это анализ современных технологий социальной работы. На этом этапе мы получили следующие результаты. Всю суть социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением можно свести к профилактике, коррекции и реабилитации. Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска. Коррекционная же деятельность представляет из себя социально-педогогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее -- на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам. Что же касается реабилитации, то следует сказать, что социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Именно таким образом можно кратко охарактеризовать современные технологии социальной работы с детьми с девиантным поведением. Далее мы исследовали такую технологию социальной работы, как социальное проектирование и получили следующую картину этого процесса: собственно социальное проектирование можно условно подразделить на 4 этапа, это идея (замысел), проектирование как таковое, реализация и оценка эффективности. Идея подразумевает под собой наличие желания, что-либо изменить в социальном пространстве и идею. Проектирование является основным этапом. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат. Реализация представляет собой проведение установленных на этапе проектирования мероприятий. Далее идет весьма сложный этап, это этап оценки эффективности проекта. На данном этапе применяются следующие методы оценки:

· оценка процессов, которая дает ответ на вопрос, реализуется ли проект так, как задумывалось;

· оценка вклада, представляющая собой попытку оценить воздействие проекта на показатели результативности изолировано.

В любом случае оценка эффективности должна опираться на следующие принципы:

· учет фактора времени, в том числе динамичность параметров проекта его экономического окружения, разрывы во времени, неравноценность разновременных затрат и результатов;

· сопоставление ситуаций не «до проекта» и «после проекта», а «без проекта» и «с проектом»;

· оценка всех наиболее существенных последствий проекта;

· учет влияния на эффективность потребности в текущих затратах, необходимых для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта социальных и экономических институтов;

· оценка влияния неопределенности и рисков.

Чтобы на собственном опыте убедится, в сложности процесса эффективности, мы разработали свой социальный проект, следуя всем инструкциям авторов, ранее затрагивавших этот вопрос. И так наш социальный проект «ШКОЛА СУПЕРГЕРОЕВ» был предназначен для безнадзорных подростков, в поведении которых наблюдается тенденция к девиантному поведению. При описании эффективности нашего социального проекта, необходимо отметить, что оценка результатов проделанной работы проводится с существенным временным отрывом от непосредственной реализации проектов, и методом оценки было выбрано не только соответствие задач достигнутым результатам, но и метод включенного наблюдения.

Делая выводы на данном этапе, можно сказать, что в поведении участников проекта наблюдается позитивная тенденция развития необходимых для социальной адаптации коммуникативных навыков и поведенческих качеств. В процессе реализации проекта участники стали более раскрепощенными и более активно высказывали свою позицию, нежели на первых этапах работы. Явным так же был переход от негативного агрессивного восприятия окружающих к позитивному мышлению.

Мы считаем, что реализация социального проекта «Школа Супергероев» стоила затраченных средств и усилий, так как была направлена, прежде всего, на компенсацию недостатков в воспитании безнадзорных подростков, на реализацию попечительских функций, на восстановление чувства семьи, на формирование положительного опыта социального поведения, снижение психоэмоционального напряжения и способствовала личностному росту и самораскрытию. Эти задачи получили свое решение и продолжают двигаться по намеченному нами позитивному плану.

Для получения компетентной оценки по заданной тематике нами было разработано экспертное интервью. Эксперты считают метод социально проектирования весьма эффективным и интегративным, несмотря даже на имеющиеся на современном этапе его недостатки, среди которых эксперты отметили высокий риск возникновения форс-мажорных обстоятельств; временной разрыв между реализацией и получением эффекта; двуединство целей; высокое влияние внешних факторов. Несмотря на это эксперты отметили, что на сегодняшний день преимущества социального проектирования в полной мере не реализованы. Этот метод можно было бы применять более активно и профессионально, что принесло бы большие результаты и больше видимого эффекта. Но учитывая то обстоятельство, что для Томска это новый и не достаточно изученный метод работы, можно предположить, что в перспективе социальное проектирование все же займет свою нишу среди социальных методик. Этот вывод подтверждает нашу гипотезу о том, что реализация социальных проектов, направленных на подростков определенной категории позволяет реализовать как комплексный, так и индивидуальный подход и является эффективной технологией при работе с подростками с девиантным поведением, а так же с подростками, имеющими склонность к формированию девиантного поведению, находящимися в группе риска.

ЛИТЕРАТУРА

1. 12MANAGE. Анализ «затраты - выгода» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.12manage.com/methods_cost-benefit_analysis_ru.html (Дата обращения 02.02.2010).

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психология. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 258 с.

3. А.Я. Психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru/training/2/trn3.html (Дата обращение 04.03.2010).

4. Алтунина И.Р. Структура и развитие мотивов социального поведения. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. - 112 с.

5. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей - (формирование и развитие). - М: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. - 75 с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс. 2006. - 363 с.

7. Ассоциация начинающих преподавателей // Применение современных методов проектирования в образовательном процессе. - Петрозаводск, 2008. - 154 с.

8. Борзов С.П., Королева Н.Г. Семьи групп риска // Социальная работа. - 2008. - № 5. - С. 46.

9. Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. - М.: Вильямс, 2005. - 288 с.

10. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.

11. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах.- М.: КНОРУС, 2006. - 53 с.

12. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. 2005. - 351 с.

13. Ветлугина Т.П. Клиническия психонейроиммунология: итоги и преспективы //Сибирский вестник психиатрии и наркологию. - 2008. - №1. - С. 12-17.

14. Видмер Т., Колков В. Определение эффективности социальных проектов // Социальная работа. - 2005. - №4.

15. Виртуальная энциклопедия, значение слова «проект» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Проект (Дата обращения 05.02.2010).

16. Войцеховский С.Н. О понятии и систематике социальных технологий // Социальные технологии и современное общество: Сб. науч. трудов. вып. 4. - СПб, 2006. - С. 24.

17. Водянов А., Гаврилова О., Гришин Л., Шевелева Е., Касаткин А. Инвестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета: методы оценки эффективности // Российский экономический журнал. - 2006. - № 1.

18. Григорьев С.И. Социальное воспитание и профессиональное самоопределение молодежи в современном российском обществе : Научно - методическое пособие / С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Т.Н.Мартынова, Н.И.Морозова, Л.К.Синцова. - Барнаул-Кемерово: НП АзБука, 2005. - 219 с.

19. Грошева И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации // СОЦИС. 2008. - №2 (286). - С. 97-101.

20. Глазычев В.Л. Новации законные и беззаконные // Русский журнал. - 2006.

21. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России. - 2002. - № 3. - С. 21-30

22. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - М.: КДУ, 2003. - 296 с.

23. Дружинин В.Н. Психология семьи.- СПб.: Питер. 2007.- 176 с.

24. Дивицына Н.Ф., Миронова Л.К. Социальная работа в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2006. - 184 с.

25. Дюркгейм Д.Э. Самоубийство: социологический этюд.- М.: Прогресс, 1994. - 34 с.

26. Евланникова Г.Е. Политическая реформация современного Российского общества в контексте культуры // Социальные технологии и современное общество: Сб. науч. трудов. вып. 2. - СПб., 2005. - С.- 124-125

27. ЕвроЛаб. Медицинский портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurolab.ua/balance-and-stress/2854/3778/31538/ (Дата обращения 03.03.2010).

28. Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 187 с.

29. Игрушкина Т.В. Опыт построения пространства современного развития детей с разными ресурсными возможностями в Центре раннего развития Томского Хобби-центра \\ Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство. - М: Ритм, 2006.

30. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под.ред Е.А.Левановой - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

31. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. - М.: Муниципальный мир, 2004. - 488 с.

32. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Просвящение, 1984. - 32 с.

33. Коэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Сокр. пер. с фр. / Под ред. Г. В. Осипова. - М.: Прогресс, 1972. - 189 с.

34. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 416 с.

35. Лукина М. Технология интервью.-М.: АспектПресс, 2005. - 192 с.

36. Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: Флинта, 2003. - 240 с.

37. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 357 с.

38. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. - М.: 1972. - 333 с.

39. Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг.- М.: Академический Проект, 2006. - 165 с.

40. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.

41. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2005. - 448 с.

42. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. - 1992. - № 3. - 106 с.

43. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. - М.: Когито-Центр, 2006. - 181 с.

44. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 38 - 43

45. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе.- М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. - 496 с.

46. Паникарова С.В. Методы оценки эффективности региональных социальных программ // Форум для работников уфимского научного центра российской академии наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://isei.communityhost.ru/thread/?thread__mid=828524342 (Дата обращения 04.04.2010)

47. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. - М.: Наука, 2004. - С. 89

48. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара.: Бахрах-М, 2006. - 153 с.

49. Райкус Дж., Хьюз Р. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: Практическое пособие. Т.2. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа. - СПб.: Питер, 2009. - 138 с.

50. Решение: консалтинг и исследования рынка//Экспертные интервью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.decision.ru/mark/desc/173 (Дата обращения 13.02.2010)

51. Регион: проблемы планирования и управления / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск.: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2002. - 240 с.

52. Розин В.М. Мышление в контексте современности // Общественные науки и современность. - 2001. - № 5. - С. 56-61.

53. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей.- М.: Дашков и К, 2007. - 216 с.

54. Сатерленд Э.Х. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? // Социология преступности. - М.: 1966.- С. 45 - 59

55. Семья как объект социальной работы / под общ. Ред. Е.П.Тонконогой. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - 204 с.

56. Семенова Т.Ю. Оценка эффективности региональных целевых программ и проектов // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 4

57. Социальное проектирование как форма работы школьного пионерского объединения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/load/247-1-0-4627 (Дата обращения 15.04.2010)ю

58. Статистический портал. Цепи Маркова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.statsoft.ru/home/portal/taskboards/mark.htm (Дата обращения 11.03.2010).

59. Социальный проект как технология социальной работы. Донецк, 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/sociology/00126505_0.html (Дата обращения 15.02.2010)

60. Социально-педогагическая реабилитация детей с девиантным поведением [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylist.net/pedagogika/00204.htm (Дата обращения 15.03.2010).

61. Сообщество профессионалов. Коррекция девиантного поведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/korrektsiya-deviantnogo-povedeniya (Дата обращения 15.02.2010)

62. BOTEXPERT // Старт делового сезона. Обучение и развитие: чему и как? // Психогеометрический тест С. Деллингер: новое видение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.botexpert.com.ua/MonthTheme1/MonthTheme1_559.html?ThemeID=13 (Дата обращения 15.03.2010).

63. Социально - педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Г.И.Климантовой. - М.: Изд - во РГСУ, 2008. - 192 с.

64. Социология семьи / Под ред. Проф.А.И.Антонова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.

65. Фрейд А. Детский психоанализ. - СПб.: Питер, 2003 - 480 с.

66. Холостова Е.И. Социальная работа. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 692 с.

67. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. - М.: Дашков и К, 2006. - 340 с.

68. Шаг за шагом на пути к эффективному местному самоуправлению // Сибирский центр поддержки общественных инициатив.: Новосибирск, 2008.

69. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Трикста, 2005 - 334 с.

70. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: Речь, 2002. - 68 с.

71. Яковлев Н.М., Константинов К.В.Стратегия коррекции девиантного поведения подростков на основе метода адаптивной саморегуляции // Физиология человека. - 2007. - №2. - С. 42 - 47.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Блоки вопросов экспертного интервью

Блок 1

1. Часто ли вы сталкиваетесь с таким методом работы, как социальное проектирование?

2. Как вы считаете, это эффективный метод работы?

3. Как давно его начали применять в социальной работе?

4. Насколько активно осуществляется его развитие и внедрение?

5. Достаточно ли уделяется внимания исследованию социального проектирования, как технологии социальной работы?

Блок 2

1. Есть ли недостатки либо недочеты в социальном проектировании, как в методе работы?

2. Существуют ли, по вашему мнению, какие либо факторы, которые не позволяют применять социальное проектирование к каким-либо категориям граждан либо социальным случаям?

3. Определите категории граждан или ситуации, в которых метод социального проектирования может оказаться неэффективен или же неактуален.

Блок 3

1. Существует ли оптимальная оценка эффективности социального проектирования?

2. По каким критериям на современном этапе оценивается эффективность данного метода?

3. Достаточно ли той оценки эффективности, которая существует сейчас?

Блок 4

1. Существующие методы оценки эффективности социального проектирования актуальны?

2. Какие факторы влияют на погрешность в оценке эффективности?

3. Недостатки системы оценки эффективности.

Блок 5

1. Как на ваш взгляд, можно было бы улучшить метод социального проектирования?

2. Как можно было бы проверить более точно эффективность социального проектирования?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тест на стрессоустойчивость. Опросный лист

1. Рассказываете ли вы другим людям о своих проблемах и неприятностях:

а) нет, так как считаю, что это не поможет;

б) да, если для этого есть подходящий собеседник;

в) не всегда, так как иной раз самому тяжело думать о них, не то, что рассказывать другим.

2. Насколько сильно вы переживаете неприятности:

а) всегда и очень тяжело;

б) это зависит от обстоятельств;

в) стараюсь терпеть и не сомневаюсь, что любой неприятности, в конечном счете, придет конец.

3. Если вы не употребляете спиртное, то пропустите этот вопрос и переходите к следующему. Если вы употребляете спиртные напитки, то по какой причине:

а) для того чтобы «утопить» в вине свои проблемы;

б) для того чтобы как-то отвлечься от них;

в) просто так, мне нравится время от времени быть навеселе и чувствовать себя свободнее.

4. Что вы делаете, если что-то вас глубоко ранит:

а) позволяете себе расслабиться и делаете то, что давно себе не позволяли;

б) идете в гости к друзьям;

в) сидите дома и жалеете самого себя.

5. Когда близкий человек обижает вас, то вы:

а) замыкаетесь в себе и ни с кем не общаетесь;

б) требуете от него объяснений;

в) рассказываете об этом каждому, кто готов вас выслушать.

6. В минуту счастья вы:

а) не думаете о перенесенном несчастье;

б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет;

в) не забываете о том, что в жизни есть немало неприятного.

7. Что вы думаете о психиатрах:

а) вы бы не хотели стать их пациентом;

б) многим людям они могли бы реально помочь;

в) человек сам, без психиатра, должен помогать себе.

8. Судьба, по вашему мнению:

а) вас преследует,

б) несправедлива к вам,

в) благосклонна к вам.

9. О чем вы думаете после ссоры с близким вам человеком, когда ваш гнев уже проходит:

а) о том приятном, что у вас было в прошлом;

б) мечтаете тайно ему отомстить;

в) думаете о том, сколько вы от него (нее) уже вытерпели.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Психогеометрический тест С. Деллингер

Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг, изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты