Социальное планирование и прогнозирование
p align="left">Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы.

Государственная научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Ее основными целями являются:

1) развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

2) обеспечение прогрессивных структурных изменений в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;

3) увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач;

4) укрепление обороноспособности страны;

5) улучшение экологической обстановки и др.

В условиях рыночной экономики одним из главных является вопрос об источниках и принципах финансирования научно-технической деятельности. В РФ в соответствии с законодательством финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

В РФ действуют также государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и начно-технической деятельности. Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться также за счет грантов.

7 Что является объектом прогноза при использовании стабилизационной модели менеджмента

Стабилизационная политика в открытой экономике представляет собой набор мер государственного воздействия на экономику, направленную на обеспечение двойного равновесия - внутреннего и внешнего. Видами стабилизационной политики являются фискальная, монетарная, внешнеторговая и валютная. Различают два типа открытой экономики: малую открытую экономику и большую открытую экономику.

Под малой открытой экономикой понимается экономика страны, на которую оказывают большое влияние экономики других стран, но которая практически не оказывает влияния на экономическое развитие других стран. При этом величину ставки процента данной страны (R) определяет величина мировой ставки процента (R*), на которую изменение внутренней ставки процента не влияет (независимо от объема финансовых операций данной страны на мировых финансовых рынках). Разница между мировой ставкой процента и внутренней ставкой процента (дифференциал ставок - interest rate differential) является единственным фактором, определяющим направление движения капитала.

Большая открытая экономика - это экономика, которая оказывает существенное влияние на развитие экономик других стран, определяя уровень мировой ставки процента и обеспечивая значительную долю международных торговых и финансовых операций.

Для анализа наиболее эффективных путей достижения цели обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике используется модель Манделла - Флеминга, предложенная в начале 60-х годов профессором Колумбийского университета (США) Робертом Манделлом и сотрудником Международного валютного фонда (МВФ) Маркусом Флемингом. Модель была разработана для режима фиксированных валютных курсов, однако она абсолютно применима и для режима плавающих валютных курсов. Модель Манделла-Флеминга представляет собой модель кейнсианского типа, она разработана на основе модели IS-LM и исследует условия установления двойного равновесия в краткосрочном периоде. Точно так же, как модель IS-LM позволяет выяснить условия установления внутреннего равновесия и оценить эффективность различных видов политик в закрытой экономике, модель Манделла-Флеминга используется для оценки последствий монетарной, фискальной и внешнеторговой политики в условиях открытой экономики. С этой целью необходимо дополнить модель IS-LM кривой равновесия платежного баланса (ВР - balance of payments). Платежный баланс находится в равновесии, если сумма сальдо счета текущих операций (NX - net export) и сальдо счета движения капитала (CF - capital flows) равна нулю.

8 С чем связан морфологический подход прогнозирования

Морфологический анализ связан с анализом структурных взаимосвязей между объектами, явлениями и концепциями [10]. Морфологический подход представляет собой упорядоченный способ рассмотрения различных возможностей будущих состояний и получения систематизированной информации по всем возможным ТС наблюдаемого объекта.

Основные этапы морфологического прогнозирования таковы:

1. Предпрогнозная ориентация. Составление задания на прогнозное исследование совместно с заказчиком, выбор информационного массива, определение числа контрольных точек (ретроспективная информация) и уровня отношений объекта прогнозирования, описание объекта на языке системы прогнозирования.

2. Проведение поискового прогнозного исследования.

3. Оценка перспективности возможных значений объекта прогнозирования и выбор наиболее перспективных.

4. Проведение нормативного прогнозного исследования.

5. Выдача и представление результатов прогнозного исследования.

6. Организационные оценки (программный прогноз) и выработка уп
равляющих решений в системе программно-целевого управления.

7. Построение прогнозного цикла по мере поступления новой информации с учетом коррекции в предпрогнозной ориентации.

В морфологическом прогнозировании предполагается использование пассивных элементов информационного массива - технических текстов на естественном языке, содержащих качественную и количественную информацию о предполагаемых событиях в динамике объекта прогнозирования. Тогда за основу описания динамики ТС объекта будут приниматься явные определения. Эти определения формулируются экспертами на основе ситуаций, связанных с данным типом объектов, а также на основе логики работы элементов объекта, изученной по эксплуатационно-технической документации. Это, в свою очередь, может породить проблемы, относящиеся к проблемам искусственного интеллекта и связанные с построением систем, понимающих запросы на естественном языке, построением систем логического вывода и т.д.

В соответствии с морфологическим подходом при построении системы прогнозирования возникают ограничения по выявлению этапов скачкообразного развития явлений, характеризующих ТС объекта. Данные ограничения связаны с проблемой эмерджентности - несводимости свойств системы в целом к сумме свойств ее элементов. Ведь при построении решений для прогнозных ТС предусматривается декомпозиция прогнозирующих свойств наблюдаемой ситуации на отдельные составляющие и их последующее объединение в возможное решение - прогноз.

9 На что направлены процессы общественных преобразований в нашей стране

Социальная функция - это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном этапе социальная функция государства претерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основной целью социального государства было обеспечение публично-властными структурами права на достойное существование для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице, пенсий, дотаций и т.п., являлась основным критерием степени "социальности" государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функции патерналистского социального государства. Сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, - скорость и степень "включения" гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах), что определяет степень «социальности» современного социального государства.

Современное социальное государство - это этап развития социального государства, следующий за патерналистским социальным государством. Социальное государство - это не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом. Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что социальное и правовое государство как "атрибуты государства приобретают ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 26.", и толкуют о "фундаментальных противоречиях между правовым и социальным началом его бытия Увачев В.А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия (на примере стран Западной Европы и США). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10.". Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриального общества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязаны осуществлять социальную функцию, это обязанность всего современного государственно-организованного общества. Причем основным актором осуществления социальной функции в современном государстве в зависимости от множества факторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества. Возможен и такой вариант - оба эти соактора реализуют социальную функцию субсидиарно.

Современное неопатерналистское социальное государство - это модернизированная форма социального государства, отвечающая требованиям времени. Но следует отметить, что видоизменяющаяся роль органов публичной власти в реализации социальной функции влечет за собой обретение общественными отношениями иного формата. Социальная функция в рамках неопатерналистского социального государства побуждает людей с ограниченными возможностями, женщин с малолетними детьми и безработных вести активную трудовую жизнь. И если относительно безработных такая политика может быть оправдана и государственно-организованное общество только выиграет от нее, то в отношении таких социальных групп, как женщины с малолетними детьми и лица с ограниченными возможностями (инвалиды, пенсионеры по старости), дело обстоит весьма проблематично. В отношении инвалидов вопрос стоит о гуманности такого рода шагов. Ну а в отношении матерей малолетних детей ситуация становится еще более сложной и острой. Дети, оставшиеся без необходимого присмотра, безнадзорные дети - это проблема и обременение будущих поколений, зачастую утраченная возможность должной социализации подрастающего поколения.

Идея новой исторической формы социального государства должна консолидировать весь накопленный опыт социальной деятельности: в нее включаются и обязанности государства по социальной защите, и обязанности гражданина активно и продуктивно трудиться. Реакция общества на тенденцию приватизации социальной функции должна быть креативной, меры по сокращению государственного финансирования социальной деятельности воспринимались бы и реципиентами, и спонсорами как новаторские и вместе с тем необходимые и справедливые.

Надо отметить, что и приватизация социальной функции не может быть полной, всеохватывающей. Потребности тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать, должны удовлетворяться в обязательном порядке либо органами публичной власти, либо под их обязательным и постоянным контролем и с их субсидиарным финансированием в случае необходимости. Соответствующие группы населения должны иметь государственные гарантии социальной помощи.

Идея модификации социальной функции не является исключительной прерогативой современной России, это общемировая тенденция, обусловленная объективно. В последнее время практически во всех современных государствах весьма существенно проявляется тенденция сокращения бюджетных расходов на социальные нужды, что требует своего научного осмысления. Все без исключения социальные государства приступили к подобного рода модификации еще в 80 - 90-х годах XX в. Сегодня и Россия вынуждена пойти по новому пути развития социальной функции. И Президент Российской Федерации, и Правительство РФ уделяют особое внимание развитию социальной функции государства. Но она по необходимости осуществляется в рамках современных условий, данных объективно. С одной стороны, Федеральная программа по увеличению рождаемости и попытка стабилизации демографической ситуации, Федеральная программа "Семью для каждого ребенка", а с другой - "монетизация льгот", которую можно считать модифицированным способом оказания социальной помощи определенным группам населения. "Монетизация льгот" - уступка необходимости, это тот самый вынужденный рациональный подход к реализации социальной функции государства. Некоторые политики оценивают ситуацию по реформированию образования, здравоохранения, науки, культуры весьма пессимистично: "Доведение до логического конца политики коммерциализации этих сфер ставит под вопрос конституционные права граждан России и установленные Основным законом принципы социального государства Лужков Ю. Развитие капитализма в России. 100 лет спустя: Спор с правительством о социальной политике. М., 2005. С. 36.". Конечно, можно сожалеть о том, что социальная функция государства изменяет методы своего осуществления, можно публично возмущаться, используя создавшуюся ситуацию для приобретения определенных преференций в предстоящей предвыборной борьбе, но задача ученых - беспристрастно проанализировать мировой опыт, выявить критерии современной социальной функции, основные направления ее развития, современные методы ее осуществления Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права, 2007, №3..

10 Что является специфической чертой концепции социально ориентированной экономики

У истоков социального рыночного хозяйства стояли профессора Франц Бём, Вальтер Ойкен и Ганс Гросман-Дёрт, которые сформулировали принципы неолиберализма. На основе их идей и была разработана эта концепция (Альфред Мюллер-Армак, Александер Рюстов, Вильгельм Рёпке и Людвиг Эрхард).

Ойкен предлагал два основных направления государственной экономической политики. Прежде всего, это формирование хозяйственного строя. Эти меры сводятся к установлению единых для всех экономических субъектов «правил игры» и контролю над тем, чтобы все эти правила соблюдали. К таким мерам относится обеспечение максимальной свободы конкуренции и борьба с монополиями. При этом должны выдерживаться известные пропорции между частной и государственной собственностью, прямыми и косвенными формами вмешательства. Установление и поддержание хозяйственного порядка предполагает выработку законодательной, правовой основы хозяйствования. Вторым направлением государственной экономической политики Ойкен называл воздействие на реальный процесс воспроизводства, если этот процесс по каким-то причинам отклоняется от намеченного. Сюда относится комплекс государственных мероприятий по регулированию экономического роста Ярцева Н.В. Современные концепции экономической мысли: Уч. пособие. М.: 2000.

В 60-е гг. последователи Ойкена немного изменили его теорию «строя конкуренции», в результате чего сформировалась модель «социального рыночного хозяйства». Одим из главных его теоретиков был Мюллер-Армак, который не считал регулирование монополии и конкуренции главным средством стабилизации капитализма. Признавая общие принципы ордолиберализма, он отказался от возрождения свободы конкуренции путем ограничения монополий. Он поставил акцент на вопросы сознательной социальной политики. У Ойкена эти вопросы не имели большого значения, так как он ставил социальную справедливость в зависимость от свободы рынка. Мюллер-Армак говорил о том, что цель деятельности национальной экономики заключается в том, чтобы на основе высокоэффективной и гибкой экономической системы, базирующейся на конкуренции, добиваться социального развития. Путем к такому «экономическому гуманизму» должно стать «социальное рыночное хозяйство».

В связи с этим Мюллер-Армак главной составляющей своей модели объявляет социальную политику, основанную на принципе «социальной компенсации»; она, прежде всего, должна обеспечить «социальный мир» в обществе, атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, что является благоприятными факторами для развития рыночной системы. Главными инструментами такой политики «компенсации» он называл:

— прогрессивное налогообложение доходов, что позволит сократить разрыв между высокими и низкими доходами;

— бюджетные дотации малообеспеченным слоям населения, что поможет обеспечить им приемлемый уровень жизни;

— создание развитой системы социального страхования (по болезни, безработице и т.п.) и социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение и т.п.) Ярцева Н.В. Современные концепции экономической мысли: Уч. пособие. М., 2000..

Концепция социального рыночного хозяйства -- это попытка объединить экономическую свободу в рыночной экономике с принципами социального государства, связанными с социальной защищенностью и справедливостью. Эта модель была сформирована как «третий путь», совмещающий положительные черты капитализма (XIX -- начала ХХ веков) и тоталитарной административной экономики, как путь, ведущий к свободному, эффективному строю в экономике и обществе. Поэтому данная концепция в послевоенный период была официальной доктриной в ФРГ и лежала в основе экономической системы, которую осуществил в 50-е гг. Людвиг Эрхард.

Эта модель экономики в ФРГ показала себя достаточно успешной и впоследствии её стали называть «немецким экономическим чудом». Дополнив ее лозунгами «благосостояние для всех» и «собственность для всех», общественное сознание стало рассматривать ее как разновидность теории «народного капитализма». Даже во время кризисов, угрожавших социально-рыночной экономике во второй половине 1948 г., с марта 1949 по март 1950 г. в связи с ростом безработицы Эрхард не изменил экономический курс.

Список использованной литературы

1. Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 26.

2. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию / Под ред. Пузикова О.С. Ростов-на-Дону: Рост. гос. строит. ун-т, 2000.

3. Лужков Ю. Развитие капитализма в России. 100 лет спустя: Спор с правительством о социальной политике. М., 2005. С. 36.

4. Мазманова Б.Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта // Маркетинг в России и за рубежом, №10, 2004.

5. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права, 2007, №3.

6. Увачев В.А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия (на примере стран Западной Европы и США). Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10.

7. Ярцева Н.В. Современные концепции экономической мысли: Уч. пособие. М.: 2000

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты