Социальное обслуживание в системе НКО (некоммерческой организации)
рупповая работа с детьми младшего возраста. В некоторых семьях малыши не посещают детский садик в силу отсутствия в нем свободных мест или дороговизны его оплаты, родители часто не имеют возможности заниматься со своими детьми, и те вынуждены сидеть дома в четырех стенах без общения со сверстниками. Для групп таких детей сотрудники служб проводят занятия по социализации, где дети имеют возможность общаться друг с другом и развивать навыки коммуникации, что очень важно для их последующей учебы в школе. Большой популярностью пользуются уроки безопасности, где малышей учат, как вести себя на улице, при встрече с незнакомыми людьми, или когда они находятся одни дома. Эти занятия проходят в игровой форме с видео- и фотоматериалами. Такие же уроки безопасности сотрудники служб проводят в некоторых детских садах, которые очень в этом заинтересованы. Активное участие малыши принимают в различных творческих конкурсах и праздниках. Групповая работа с подростками направлена на то, чтобы уберечь их от негативного влияния улицы, привить им позитивный круг интересов и активную жизненную позицию. Сюда входят тренинги по профилактике поведения высокой степени риска, тренинги по коммуникативным навыкам и профориентации, дискуссионный видеоклуб, а также различные экскурсии и праздники. В результате этой работы сформировался актив подростков, которые привлекаются волонтерами к работе проекта, а также творческая подростковая группа, которая занимается съемками фильма и социальных проблемах микрорайона «Рыбацкое».

Отличительной особенностью работы «Эвричайлд» является то, что семья является партнером и активным участником процесса социальной реабилитации. Главная задача - помочь родителям и детям поверить в свои силы, мобилизовать внутренние резервы, научить их справляться со схожими проблемами, которые могут возникнуть у семьи в будущем. Все это означает, что работа фонда имеет долговременные устойчивые результаты, которые принесут пользу не только детям и семьям, включенным в наши проекты, но и всем жителям районов, где работает фонд.

Таким образом, партнерство между компанией «Эвричайлд» и заинтересованными сторонами будет и дальше успешно продолжаться на высоком уровне. За последние два года достигнуты заметные результаты. Об этот свидетельствуют результаты выполненных проектов, рост числа детей, которых принимают «замещающие семьи», и главное - в обществе растет понимание, что лучшим местом для ребенка является все-таки не интернат, а замещающая семья. Этому способствовала большая совместная работа благотворительной компании «Эвричайлд» с министерствами образования и здравоохранения, другими государственными и негосударственными российскими структурами.

2.2 Цель, задачи, этапы и организация исследования

Проблема: На сегодняшний день участие в проекте «Передышка» настораживает многих родителей с детьми с синдромом Дауна. Родители переживают о том, как их ребенок будет себя чувствовать в принимающей семье. В то же время передышка действительно необходима многим родителям, так как у многих из них просто некому доверить ребенка в то время, когда необходимо решить многочисленные административные дела. Противоречие между необходимостью передышки и страхом участия в программе и составляют проблему исследования.

Цель исследования - определить эффективность деятельности проекта «Передышка» благотворительного фонда «Эвричайлд».

Задачи:

- Выявить основные причины и потребности участия в проекте родителей, имеющих в семье ребёнка с синдромом Дауна;

- Охарактеризовать основные страхи и опасения, возникающие у участников проекта;

- Определить результаты проекта и отношение к проекту у родителей, которые стали его участниками.

Объект исследования - родители детей с синдромом Дауна, желающие участвовать в проекте «Передышка».

Предмет исследования - мнение родителей детей с синдромом Дануна о проекте «передышка».

Выборка составляет 50 человек. Мужчины и женщины, имеющие в семье ребенка с синдромом Дауна, проживающие в г. Санкт-Петербурге и желающие принять участие в проекте «Передышка».

Содержание запрашиваемой информации: мнения родителей о проекте и об оптимальных формах взаимодействия с принимающей семьёй

Формы представления результатов исследования: в форме отчёта с использованием диаграмм.

Основные этапы исследования:

1.1. Подготовка исследования; На данном этапе была сделана выборка испытуемых, составлена анкета и определено время проведения исследования.

1.2. Сбор первичной социологической информации; На данном этапе был проведён анкетированный опрос родителей, имеющих в семье ребёнка с синдромом Дауна, участвующих в проекте.

1.3. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка и анализ обработанной информации и оформление выводов. На данном этапе были обработаны полученные данные, сделаны выводы.

1.4. Проведение проекта «Передышка» с участниками опроса.

1.5. Повторный анкетированный опрос. На данном этапе был проведён повторный анкетированный опрос родителей, имеющих в семье ребёнка с синдромом Дауна, которые уже поучаствовали в проекте «Передышка».

Гипотеза исследования: можно предположить, что настороженное отношение к проекту «Передышка» у родителей с ребёнком с синдромом Дауна будет преодолено с помощью информирования родителей о принимающих семьях и о положительном опыте успешно участвующих в проекте семей.

2.3 Результаты анкетирования родителей до мероприятия

Мы провели исследование с целью узнать мнение родителей с синдромом Дауна о проекте. Выборка состояла только из родителей, которые дали согласие на участие в проекте, то есть тех родителей, у которых была потребность в этом.

Результаты первичного исследования представлены ниже:

Вопрос 1. Ваш пол.

Результаты показывают, что в основном опрошенные участники проекта - женщины. В исследовании принимали участие 44 женщины и 6 мужчин.

Вопрос 2. Возраст.

В исследовании принимали участие родители детей с синдромом Дауна в возрасте от 32 до 49 лет.

Вопрос 3. Кол-во детей в семье

Как правило, в семье, где воспитывается ребёнок с синдрома Дауна - он единственный ребёнок. Только 8 детей из 50 имеют братьев или сестер. И только две семьи из них являются многодетными.

Вопрос 4. Как Вы считаете, участие в программе поможет Вам:

1. Отдохнуть физически

2. Сделать неотложные дела

3. Отдохнуть морально

4. Другое (указать, что именно……).

На данный вопрос можно дать не один ответ, а отметить все, которые как считают родители, актуальны для них. 38 родителей ответили, что они смогут благодаря проекту отдохнуть физически, 26 считают, что смогут отдохнуть морально и 23 указывают на возможность сделать неотложные дела. 11 респондентов ответили «другое» и так как вопрос анкеты был открытым, мы проанализируем ответы.

Родители, давшие ответы на этот вопрос называли следующие факторы: «восстановится», «уделить время себе», «почувствовать себя в норме» и т.п.

Вопрос 5. На какой срок, по Вашему мнению, оптимально пребывание Вашего ребёнка в принимающей семье?

1. На несколько часов

2. На два-три дня

3. Более 3 дней

По данному вопросу были получены следующие результаты: 41 родитель считаю целесообразным отдать ребёнка лишь на 2-3 часа, только 6 родителей могут представить себе оставить своего ребенка с синдромом Дауна на 2-3 дня и только трое опрошенных могут отдать ребёнка на срок более 3 дней.

Вопрос 6. Какие требования Вы предъявляете к принимающей семье?

Этот вопрос предполагает открытые ответы родителей.

Полученные ответы были нами проранжированы по частоте и на их основе представлен рисунок.

Таким образом, основными требованиями можно считать доброту, опыт по общению с детьми с отклонениями и профессионализм.

Вопрос 7. Укажите степень доверия принимающей семье по 10-бальной шкале.

Таким образом, основная часть родителей имеют степень доверия к принимающей семье от 5 до 9 баллов (37 родителей).

Вопрос 8. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье будет способствовать социальной адаптации Вашего ребёнка?

1. Да

2. Нет

3. Не знаю

Вопрос 9. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье будет способствовать развитию Вашего ребёнка?

4. Да

5. Нет

6. Не знаю

Вопрос 10. Есть ли у Вас опасения, что участие в программе может как-то навредить Вашему ребёнку?

Вопрос 11. Какие беспокойства вызывает у Вас участие в проекте?

Большинство родителей на этот вопрос ответили, что участие в проекте вызывает у них беспокойства безопасности за своего ребенка. Они озабочены тем, что принимающая семья не сможет должным образом, заботиться о ребёнке с синдромом Дауна и ребенку может угрожать опасность.

Вопрос 12. Посоветуете ли Вы другим родителям детей с синдромом Дауна участвовать в этом проекте?

Вопрос 13. Какие пожелания у Вас есть к участникам проекта?

В основном пожелания сводились к пожеланию удачи и пожеланий быть смелее и не переживать.

2.4 Описание проекта «Передышка»

Далее, после проведения опроса, родители участвовали в проекте «Передышка». Его описание представлено в данном параграфе.

Филиал благотворительной компании “Эвричайлд” (Великобритания) в РФ с октября 2007 года по июнь 2009 года реализует проект “Создание модели услуги кратковременного размещения детей с особыми потребностями в профессиональных принимающих семьях”.

Цель проекта - создание работающей, устойчивой модели услуги для детей с особыми потребностями и их семей, базирующейся на предоставлении семьям возможности кратковременного размещения ребенка с особыми потребностями в хорошо подготовленной и обученной принимающей семье.

Многие из этих детей, не имея возможности в силу тяжести своего заболевания посещать воспитательные и учебные детские учреждения, замкнуты в четырех стенах своих квартир без доступа к образовательным и медицинским услугам. Их родители, не получая достаточной помощи от государства, нуждаются в поддержке, чтобы обеспечить своим детям все необходимое для их развития.

Нередко альтернативой домашнего ухода для таких детей становятся специализированные дома-интернаты, куда родители помещают своего ребенка от безысходности, не имея возможности и средств растить его самостоятельно. Отношение к инвалидности в обществе все еще остается негативным, а государственная система социального обеспечения детей с особыми потребностями развита недостаточно. Уход за ребенком с особыми потребностями требует больших средств, усилий и практически не оставляет свободного времени, особенно в условиях, когда в семье только один родитель. Это зачастую приводит к накоплению усталости вплоть до угрозы игнорирования или даже отказа от ребенка. Предполагается, что родители получат возможность размещать ребенка с особыми потребностями на период от нескольких часов до 15 дней в году в принимающей семье.

Таким образом, у них появится свободное время, чтобы решить срочные проблемы, совершить командировку или просто немного отдохнуть и уделить внимание своему здоровью. Услуга также позволит детям с различными нарушениями установить отношения с другими людьми помимо членов своей семьи, что очень важно для преодоления социальной исключенности.

В ходе реализации проекта был создан банк принимающих семей, готовых заботиться о детях с особыми потребностями. Такая семья сможет принять ребенка на несколько часов или несколько суток. Для подготовки принимающих семей проводятся специальные тренинги и семинары, им будет оказана всяческая поддержка.

Проект предполагает также оказание психологической поддержки семьям, имеющим детей с особыми потребностями, формирование доверия к принимающим семьям и новой услуге.

Создатели проекта уверены, что созданная услуга получит в дальнейшем распространение не только в Санкт-Петербурге, но и на всей территории Российской Федерации.

2.5 Проведение анкетирования после мероприятия

После участия в программе было проведено повторное анкетирование родителей детей с синдромом Дауна, участвующих в проекте.

Результаты первичного исследования представлены ниже:

Первые три вопроса не задавались, так как ответы на них не могли измениться после участия в программе.

На вопрос 4 о том, что участие в программе помогло, ответили следующим образом:

44 родителей ответили, что они смогли благодаря проекту отдохнуть физически, 35 считают, что смогут отдохнуть морально и 32 указывают на возможность сделать неотложные дела. 21 респондентов ответили «другое» и так как вопрос анкеты был открытым, мы проанализируем ответы.

Родители, давшие ответы под пунктом другое называли следующие факторы: «восстановится», «дать передышку», «осмотреться», «поспать», «уделить время себе», «почувствовать себя в норме» и т.п.

Вопрос 5. На какой срок, по Вашему мнению, оптимально пребывание Вашего ребёнка в принимающей семье?

Тут мы видим, что по сравнению с ответами перед участием в проекте родители теперь считают, что ребенка можно отдать на более длительный срок.

По данному вопросу были получены следующие результаты: 31 вместо 41 родителя считаю целесообразным отдать ребёнка лишь на 2-3 часа, теперь 16, а не 6 родителей могут представить себе оставить своего ребенка с синдромом Дауна на 2-3 дня и также трое опрошенных могут отдать ребёнка на срок более 3 дней.

Вопрос 6. Какие требования Вы предъявляете к принимающей семье?

Этот вопрос предполагает открытые ответы родителей. Полученные ответы были нами проранжированы по частоте и на их основе представлен рисунок.

Отметим, что после участия в проекте родителей больше смелости отводят принимающей семье, более ценят умение договариваться, но менее требовательны к профессионализму и доброте принимающих родителей.

Вопрос 7. Укажите степень доверия принимающей семье по 10-бальной шкале.

Таким образом, степень доверия к принимающей семье выросла, теперь основная часть родителей имеют степень доверия к принимающей семье от 8 до 10 баллов (35 родителей).

Вопрос 8. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье способствует социальной адаптации Вашего ребёнка?

Вопрос 9. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье будет способствовать развитию Вашего ребёнка?

Вопрос 10. Есть ли у Вас опасения, что участие в программе может как-то навредить Вашему ребёнку?

Вопрос 11. Какие беспокойства вызывает у Вас участие в проекте?

После участия в проекте родители по прежнему отвечали, что участие в проекте вызывает у них беспокойства безопасности за своего ребенка, но теперь они свои опасения не связывали с тем, что принимающая семья не сможет должным образом, заботиться о ребёнке с синдромом Дауна и ребенку может угрожать опасность. А скорее опасались за непредвиденные обстоятельства.

Вопрос 12. Посоветуете ли Вы другим родителям детей с синдромом Дауна участвовать в этом проекте?

Вопрос 13. Какие пожелания у Вас есть к участникам проекта?

Теперь пожелания сводились к тому, чтобы родители не боялись участвовать в проекте и рассказали всем другим родителям детей с синдромом Дауна о таком замечательном проекте.

Заключение

Социальная сфера в Российской Федерации сегодня создает больше сложных вопросов, чем получает ответов. Привычными стали такие проблемы, как бедность, безработица, преступность, безнадзорность и другие.

Но надо отдать должное органам власти, местного самоуправления - в последние годы социальной сфере уделяется все больше внимания. Отметим, что несмотря на множество принимаемых мер, изменений не заметно.

В России до настоящего времени не произошло формирования четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, в том числе и такого важного института как система участия НКО в социальном обслуживании населения. Для которого характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначены общественные институты.

В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным.

Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Таким образом, НКО может носить не только реактивный характер, но и способствовать профилактике кризисных ситуаций.

Реабилитация инвалидов и поддержка их семей в настоящее время является одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере. Это связано с тем, что на этапе коренных социально-экономических перемен в нашей стране наблюдается усиление внимания к проблемам тех категорий граждан, чьи права и свободы в наибольшей степени нуждаются в защите со стороны государства. Кроме того, Россия, став членом Совета Европы, обязалась придерживаться тех принципов, которые лежат в основе его деятельности в области социальной политики, в частности, конвенций и соглашений, посвященных реабилитации инвалидов.

Одним из основных принципов социальной политики развитых стран в отношении инвалидов (и особенно детей) является принцип их интеграции в общество и независимости. Однако следует признать, что без проведения особых мероприятий на разных уровнях невозможно воплотить в жизнь этот самый важный для большинства инвалидов принцип.

Именно в этой сфере будущее принадлежит НКО.

По мнению многих наблюдателей, российские НКО -- не только подходящее средство решения наиболее тяжелых проблем страны, но и показатель возникающего «гражданского общества». Призывая к возрождению общества, НКО выступают за абсолютно новый, по сравнению с коммунистическим режимом, способ принятия и выполнения решений. Под лозунгом «самопомощи», «плюрализма в социальном обеспечении» или «третьего сектора» НКО часто выступают в качестве дополнения и даже альтернативы традиционному государственному покровительству.

Некоммерческие общественные организации -- это довольно неопределенная категория, включающая в себя широкий спектр: от крупных благотворительных организаций с профессиональным штатом сотрудников до небольших групп самопомощи, не имеющих даже офиса или телефонной связи.

Таким образом, НКО могут быть рассмотрены как политические действующие лица, поскольку они стараются поддержать и представить интересы своих членов или клиентов на политической арене. К тому же они действуют как производители социальных услуг, снабжающие определенный круг их получателей и клиентов специфическими благами, т.е. различными социальными услугами. Наконец, НКО может стать социальным клубом, где поощряются различные формы общественной жизни. На фоне этого «возможного набора» задач основной эмпирический вопрос состоит в том, «до какой степени и в каком виде НКО наиболее склонны выполнять представительские, производительные и коммунитарные функции»? Можно предположить, что решающую роль в определении функций НКО играют общие институционализированные условия, т.е. исторические, культурные и социальные факторы.

Исходя их этих предпосылок, мы раскрыли тему работы и реализовали цель работы в связи с поставленными задачами.

В первой главе дипломной работы мы проанализировали документы и материалы, иллюстрирующие стратегии адаптации к новым условиям существования НКО. Проанализированы нормативно-правовые акты и список организаций, действующих в этой сфере.

Завершающая часть дипломной работы заключается в проведенном исследовании результатов проекта «Передышка» для родителей детей с синдромом Дауна в Санкт-Петербурге.

Список использованных источников

1.
Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Институт социальной работы, 1994.

2. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд. - Вып. 11. - 1999.

3. Вдовиченко Л.Н. Конфликтогенные факторы в Российской Федерации // Вестних Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 1995, № 3, с. 92

4. Гайнуллина Ф.И., Мирсияпов Т.А. Профсоюзы Татарстана: история, современность, перспективы. - Казань: Издательство КГУ, 1997 - 10 с.

5. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.- М.,1992

6. Гулина М.А. Психология социальной работы. - СПб.: “Питер”, 2002.

7. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации.- Н.Новгород: НГМА, 1999 г.

8. Дементьева Н.Ф. Перспектива реабилитационной ориентации центров социального обслуживания // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 1999 г. № 2.

9. Дементьева Н.Ф., Пузин С.Н. Технология социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно- двигательного аппарата // Медико - социальная экспертиза и реабилитация.- 2000 г. № 2.

10. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - Москва :ЦИЭТИН, 1991 г.

11. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социальные проблемы инвалидности // Социологические исследования. - 1992.- № 5.

12. Доманин А.Б. Становление и развитие института социального партнерства в российских условиях. // Социально-гуманитарные знания. № 4. 2004. с. 205-219..

13. Заяц О.В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета , 2004

14. Здравомыслов А.Г. Россия на пути преодоления кризиса. М., 2007, с. 6.

15. Кляйнеберг М. Некоммерческие общественные организации в Российском секторе социального обеспечения. - 2000 год, том III, выпуск 1.

16. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004

17. Леванков В.А. Стратегия социального управления: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. 92 с.

18. Новикова К.Н. Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы. - Казань, 1996 г.

19. Основы реабилитации инвалидов в системе социальной работы // Развитие социальной реабилитации в России. - М, 2000.

20. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.-- М.: ИНФРА-М, 1997.

21. Профсоюзы и государственная власть в условиях общественных перемен конца XX в. - Казань: Издательство КГУ, 1996.

22. Развитие сети реабилитационных учреждений для инвалидов в Российской Федерации // Социальная работа № 4, 2002.

23. Рогова Г.В. Социально-политические процессы и судьбы рабочего движения в России//Мировая экономика и международные отношения, 1996, № 8.

24. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство. - М.: Издательство «Мысль», 1996 - 206 с.

25. Словарь терминов по социальной работе. -Калуга.: 1992 г.

26. Соколова И.А. Организация социальной реабилитации инвалидов на базе муниципального центра социальной защиты населения // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000 г. № 2

27. Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук; Казань, 2002.

28. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. -М.: “Инфра-М”, 2002 г.

29. Социальная реабилитация детей // Спецкурсы по социальной педагогике.- СПб, издат-во РГПУ, 1998 г.

30. Социально - бытовая и трудовая реабилитация инвалидов / Пособие для социальных работников. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1997.

31. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.-- М.: Юристъ, 1997.

32. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайнышева. Т.2. - М.: Проспект, 1994.

33. Теория и практика социальной работы6 проблемы, прогнозы, технологии. -М.: РГСИ, 1992 г.

34. Технологии социальной работы: Учебник под общ. редакцией проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2002

35. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

36. Холостова Е.И., Осадчих А.И. Cоциальная работа с инвалидами. -М.: Ин-т социальной работы, 1996 г.

Приложение 1. Анкета для участника проекта (родителя ребенка с синдромом Дауна)

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Вопрос 1. Ваш пол

Вопрос 2. Возраст

Вопрос 3. Кол-во детей в семье

Вопрос 4. Как Вы считаете, участие в программе поможет Вам:

5.
Отдохнуть физически

6. Сделать неотложные дела

7. Отдохнуть морально

8. Другое (указать, что именно……)

Вопрос 5. На какой срок, по Вашему мнению, оптимально пребывание Вашего ребёнка в принимающей семье?

1. На несколько часов

2. На два-три дня

3. Более 3 дней

Вопрос 6. Какие требования Вы предъявляете к принимающей семье?

Вопрос 7. Укажите степень доверия принимающей семье по 10-бальной шкале.

Вопрос 8. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье будет способствовать социальной адаптации Вашего ребёнка?

7. Да

8. Нет

9. Не знаю

Вопрос 9. Как Вы считаете, пребывание в принимающей семье будет способствовать развитию Вашего ребёнка?

10. Да

11. Нет

12. Не знаю

Вопрос 10. Есть ли у Вас опасения, что участие в программе может как-то навредить Вашему ребёнку?

Вопрос 11. Какие беспокойства вызывает у Вас участие в проекте?

Вопрос 12. Посоветуете ли Вы другим родителям детей с синдромом Дауна участвовать в этом проекте?

Вопрос 13. Какие пожелания у Вас есть к участникам проекта?

Спасибо за внимание!

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты