Социальное обслуживание одиноких пожилых людей (в условиях Центра социального обслуживания населения города Сухой Лог)
тарение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его адаптационных возможностей, которые утрачиваются, по сравнению с предшествующими годами их жизни. Достаточно острой является проблема ограничения жизнедеятельности. Престарелому человеку и его семье нужны помощь и поддержка (со стороны высококвалифицированных специалистов: психологов, социальных работников, медицинских работников и др.) - психологическая, медицинская, социальная, различные консультации, при необходимости. И цивилизованность сегодняшнего общества определяется, в частности, тем, насколько широка сеть специализированных учреждений, оказывающих помощь пожилым людям в решении их медико - социальных проблем.[12, с 78]

И так наступление зрелости и старости -неизбежный процесс,, но объективное положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации - являются продуктами социальной среды.

Сегодня каждый пятый житель России -пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи -пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых Россиян, выглядит достаточно емко. Она представлена законодательством общего и специального характера. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить следующие виды:

1. Нормы закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей.

2. Нормы непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т.п.) и соответствующих этим правам особенностей государства, негосударственных структур и семьи [31, c.30].

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами права России социальные права и свободы. Это общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых граждан [1,c.7].

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством [1, c.39].

Пожилые люди наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях [1, c.41].

Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.

Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации. Конституционный суд Российской Федерации постановлением от 04.02.1992г. признал право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции РФ, а также целому ряду международно-правовых актах о правах человека.

Некоторые законодательные акты допускают ограничения в связи с возрастным цензом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы -60 лет. Руководитель государственного органа имеет право осуществлять помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, увольнение по своей инициативе государственного служащего в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной службы.

Если при выборе места работы любое физическое лицо, независимо от возраста, может за посредничеством обращаться в органы службы занятости и те обязаны оказать ему содействие в поиске работы, то согласно этому закону граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными и, следовательно, им не выплачивается пособие по безработице.

С выходом на пенсию тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем. Выход на пенсию- ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина и означающий не только прекращение общественного полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.

С учетом современных требований последовало совершенствование пенсионного законодательства. В 1998 года начался переход на принципиально новый порядок определения размеров пенсий и применением индивидуального коэффициента, что позволяет устанавливать размер пенсии в зависимости от продолжительности трудового стажа.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Они устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Итак социальное обслуживание пенсионеров осуществляется на основе комплекса нормативно-правовых актов, а Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов пожилых граждан. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью социальных работников и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма

Среди факторов способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и своей

инфраструктуре социальной работы с различными группами населения, в том числе и с категорией граждан пожилого возраста.

Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение затрагивает большие социальные группы и связано с использованием государственной власти [48, с.79].

Стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми состоит из трех элементов: селекция, оптимизация, компенсация.

Селекция подразумевает поиск основных или стратегически важных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены им с возрастом.

Оптимизация заключается в том, что пожилые люди при содействии классифицированных специалистов по социальной работе находят для себя новые резервные возможности, оптимизируют свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношениях..

Компенсация -создание дополнительных источников,

компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха.

Таким образом, если общество будет готово принять подобную стратегию социальной практики в отношении пожилых людей, то результативность и общественная полезность все более возрастающего их числа, без условно, многократно умножатся.

Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируется на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции РФ и конкретизированных в законах РФ и других нормативно-правовых актах.

Конституция Российской Федерации наделена высшей юридической силой , а поэтому является основой текущего законодательства, в котором

закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы регулирующие общественные отношения [48, с.88].

В современных условиях, когда реформирующееся российское общество сталкивается с многими исключительно сложными проблемами, его социальная политика должна строиться на основе принципов, позволяющих более эффективно решать эти проблемы.

Социальная работа с пожилыми строится на принципе единства социальной защиты и самозащиты, помощи и самопомощи.

Социальное обслуживание населения, одна из технологий социальной работы и механизмы его реализации базируется на конституционно-правовых постановлениях и международных пактах о правах и свободах человека.

Одним из основополагающих нормативно-правовых документов для деятельности специализированных органов в социальном обслуживании престарелых граждан и инвалидов в решении социально-медицинских проблем являются « Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1. Статья 26 Основ прямо закрепляет "Права граждан пожилого возраста". В ней отмечается, что "граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения-Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях".

Между тем, давая толкование понятию "Охрана здоровья граждан" как совокупности мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья, -- законодатель не конкретизировал сущностную сторону понятия "медико-социальная помощь". В реализации норм данного законодательного акта, к сожалению, также имеются существенные проблемы.

В большинстве своем пожилые люди не получают эффективной амбулаторно-поликлинической помощи, сталкиваются со значительными трудностями в госпитализации в стационарные медицинские учреждения, особенно в специализированные, не имеют возможности приобрести необходимые, порой жизненно важные лекарства в связи с их высокой стоимостью. Весьма важной остается проблема обеспечения их путевками на санаторно-курортное лечение. Таким образом, и в этом законодательном акте права пожилых людей в известной мере лишь декларированы.

В комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку граждан, занял свое место 17 июля 1999 года Федеральный закон "О государственной социальной помощи". Предметом данного Закона не являются отношения, связанные с предоставлением льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

В Преамбуле Закона четко определено, что "он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам". Таким образом, категория лиц, подпадающих под действие названного Закона, предельно очерчена [58, с 180-187].

Законодательную и правовую основу социальной работы с пожилыми людьми составляют: Конституция РФ; Законы: «О государственных пенсиях в РСФСР" (октябрь 1990г.); "О повышении государственных пенсий в РФ" (ноябрь 1992г.); "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР" (январь 1991г.); " О ветеранах" (январь 1995г.); "Об основах социального обслуживания в РФ" (декабрь 1995г.); "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (с изменениями на 22 августа 2004 года).

Они устанавливают основные формы социального обслуживания , их права, гарантии реализации этих прав, полномочия Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Законы регулируют отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливают экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов пожилых граждан. Действие и действительность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью социальных работников и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Не редко равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность приводят к тому, что правовые нормы защиты личности ее интересов срабатывают не в полной мере. Только юридически компетентный социальный работник может надежно защищать права и законные интересы пожилых граждан.

Таким образом, рассмотрев проблемы одиноких пожилых людей следует отметить следующее:

Пожилой человек -это особая категория лиц в возрасте от 50-60 лет и старше, которым характерны различные болезни, переживания, а также всевозможные проблемы с которыми, к сожалению, сталкиваются пожилые люди:

-психологические, обусловленные резким снижением, сужением контактов человека, которые очень часто приводят к полному одиночеству;

- материально-финансовые, обусловлены небольшими доходами пожилых людей, виде пенсионного обеспечения;

- социально-бытовые, обусловлены проблемами ограничения жизнедеятельности;

- социально-медицинские, обусловлены отношением общества к старости;

- проблемы одиночества, обусловлены разрушением традиционных семейных устоев, что приводит к тому, что пожилые люди живут и справляются со своими недомоганиями в одиночестве;

-проблемы трудовой занятости, это связано со сменой социального статуса человека, в связи с выходом на пенсию.

1.2 Содержание социального обслуживания одиноких пожилых людей

Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью государственной системы Социальной защиты населения, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы.

Социальное обслуживание- это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально-опасном положении, а всех людей -от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития. Сегодня формирующаяся система социального обслуживания- это важнейшая отрасль социальной сферы общества, облегчающая тяжелую участь миллионов людей в условиях переходного периода при помощи различных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию, просто выживание отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей, попавших в трудную, подчас кризисную ситуацию.

В Федеральном законе « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ст.1) подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке , оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфидециальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания. Определяется, что социальное обслуживание- это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом посредством сети социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных служб.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста Российской Федерации представляет собой многокомпонентную структуру, в которую входят социальные учреждения и их подразделения (службы), представляющие услуги пожилым людям. В настоящее время принято выделять такие формы социального обслуживания, как стационарное, полустационарное, нестационарное социальное обслуживание и срочная социальная помощь.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» населению предоставляются социально- бытовые, социально-медицинские, социально-правовые, социально-педагогические, социально-культурные услуги.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

соблюдения прав человека и гражданина;

предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

преемственности всех видов социального обслуживания;

ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Гражданам пожилого возраста и лицам с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается возможность получения достаточных услуг для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечень гарантированных государством социальных услуг. Такой перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Содействие в реализации прав граждан старшего возраста на социальное обслуживание, улучшение социально-экономических условий их жизни, осуществление комплекса адресных, своевременных мер по их социальной адаптации признаны решать центры социального обслуживания населения.

В качестве ведущих направлений деятельности центров можно выделить следующие:

-выявление и дифференцированный учет пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи, определение ее необходимых видов;

-создание банка данных, включающего информацию об условиях проживания пожилых людей и услугах, в которых они нуждаются;

-реализация на практике законодательства, касающегося организации поддержки пожилых людей;

-предоставление культурно-бытовых, юридических, медицинских и психологических услуг, организации питания и трудовой деятельности (для желающих) пожилых людей;

-социальный патронаж пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;

-привлечение государственных и негосударственных структур к организации гуманитарной и срочной социальной помощи.

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста имеют право на:

Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

Выбор учреждений и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения субъектов РФ;

Информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

Согласие на социальное обслуживание;

5. Отказ от социального обслуживания;

6.Конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

7. Защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.

В соответствии с федеральным законом определяются следующие формы социального обслуживания:

-Социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

-Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

- Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) .

- Срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

- Социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию одиноких граждан пожилого возраста в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчении адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

К наиболее востребованным направлениям социальной поддержки пожилых людей, хотя бы частично сохраняющих активность и мобильность, относится предоставление социальных услуг в полустационарной форме. Граждане старшего возраста, посещают территориальные учреждения социального обслуживания, где проводят целый день или его часть. Центры (отделения) дневного пребывания разрабатывают различные программы социальной поддержки лиц старшего возраста, включающие оказание бытовой, медицинской, культурной помощи, организацию отдыха, посильного труда. Мероприятия, направленные на развитие стремления к активному образу жизни

Порядок оплаты надомного, полустационарного и стационарного обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания регламентируется федеральным законом.

Объем услуг, оказывающих данными отделениями, зависит от материальных ресурсов социальной службы (размер и характер помещений, наличие оборудования для проведения трудотерапии, социокультурной деятельности), от квалификации специалистов и сотрудников центра.

На практике центры дневного пребывания граждан пожилого возраста занимаются:

-созданием условий для общения, культурного отдыха, посильной трудовой деятельности, предоставлением консультационных и медицинских услуг;

-организацией праздников, чествованием юбиляров и трудовых династий, проведением тематических лекций, бесед, литературно-художественных вечеров, просмотром видео и художественных фильмов;

-организацией работы пенсионеров с учетом их трудовых навыков, интересов и состояния здоровья в цехе, мастерских по изготовлению поделок из отходов кожи и меха, из соломки и дерева, металла, по плетению кружев и макраме, вязанию недорогих пользующихся спросом у населения изделий и многое другое. ;

-организовывает на договорной основе и льготных условиях в мастерских по ремонту обуви, одежды, в парикмахерской;

-организовывает оказание консультационных услуг (юридических, правовых, по приватизации жилья, составлению деловых бумаг);

-организовывает оздоровление неработающих пенсионеров, состоящих на диспансерном учете, в физкультурно-оздоровительном центре (физиотерапия, механотерапия, массаж, ЛФК);

-проводит лотереи, аукционы, другие мероприятия в целях изыскания дополнительных источников финансирования центра;

-оказывает помощь в организации санаторно-курортного лечения, лечения в профилакториях предприятий города.

Клиенты отделения дневного пребывания могут воспользоваться услугами кабинета доврачебной помощи, физиотерапевтического кабинета, зала лечебной физкультуры, мастерских, оснащенных оборудованием для проведения трудовой терапии.

Предоставление социокультурных услуг центром дневного пребывания является важным предназначением для клиентов. Многие из пожилых людей обладают богатейшим опытом, которым готовы поделиться с другими. Кто-то пишет стихи, поет, некоторые любят играть в шахматы, бильярд и т.д.

Опора на добровольцев и волонтеров из числа пожилых людей позволяет успешно решать задачу по созданию благоприятной атмосферы для всех клиентов отделений дневного пребывания. В процессе творческой деятельности люди старшего возраста избавляются от гнета одиночества, передают другим оптимистический настрой. Многие клиенты центров- это люди, потерявшие родных и близких, друзей. Общение, совместные интересы создают предпосылки для новых знакомств, возрождают интерес к жизни, иногда способствуют созданию новых семей.

Питание обслуживаемых лиц может осуществляться как в специально оборудованных помещениях отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Оно может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией.

Для организации отдыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные помещения ( из расчета не менее 2 коек на 10 -обслуживаемых) с обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями.

Обслуживаемые лица могут при их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обсуживаемых лиц, а излишки могут быть реализованы с последующим зачислением доходов на счет Центра.

Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно.

По решению руководства Центра и местной администрации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культурно-зрелищныx мероприятий и т.д.). Денежныe средства взимаемые за предоставление отдельных видов услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие, улучшение обслуживания и питания пожилых граждан в отделении.

Одинокие пожилые граждане могут получать социальные услуги как в нестационарных учреждениях, к которым относятся Центры социального обслуживания населения, так и в стационарных. К стационарным социальным учреждениям относятся:

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов, общего типа,

Стационарные социальные учреждения мини-интернаты,

Учреждения санаторно-курортного типа,

Социальные дома для одиноких и престарелых граждан.

Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым находится там не только постоянно, но и временно, на недельное или дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности, стационарных учреждений.

Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Ученые считают, что необходимо разработать концепцию медико -социальной помощи лицам преклонного возраста, объединив в этих целях усилия всех заинтересованных ведомств и организации, разработать необходимые нормативные акты, а также определить и принять более широкое толкование понятия «социальное обслуживание» (-оно должно включать в себя: социально-бытовую помощь, социально-средовое воздействие и морально-психологическую поддержку); необходимо создать банк данных одиноких лиц преклонного возраста, нуждающихся в конкретных видах социально-бытовых услуг и формах социальной помощи.

Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.д. Здесь проводится работа по социально -психологической адаптации одиноких пожилых людей к новым условиям, включающая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожеланий -в организации досуга и т.п. Всё это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата (особенно при расселении людей на постоянное место жительства) и предотвращения конфликтных ситуаций.

Ученые и практики вносят различные предложения по совершенствованию и разработке перспективных форм домов-интернатов. Некоторые из них считают, что необходимы системный подход к -гарантированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым и инвалидам, её дифференциация и интеграция, предоставление широких лечебно-диагностических и медикореабилитационных возможностей создание на базе домов-интернатов учреждений и отделений сестринского ухода и т.д. Всё это позволит улучшить качество помощи престарелым, более эффективно использовать и осуществлять дифференцированное финансирование, материально- техническое и лекарственное обеспечение, вести реконструкцию существующих и проектирование новых домов-интернатов в соответствии с требованиями жизни.

Не стационарные формы социального обслуживания созданы для оказания социальной помощи и обслуживания пожилых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них домашнее среде. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому.

Эта форма социального обслуживания впервые была организована в 1987 году и сразу же получила широкое признание со стороны пожилых и одиноких граждан. В настоящее время -это один из основных видов социального обслуживания в Центрах социального обслуживания, главная цель которого максимально продлить пребывание пожилого человека в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

Надомное социальное обслуживание пожилых людей реализуется через отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, которые чаще всего являются структурными подразделениями центров социального обслуживания.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты