Социально-педагогическая поддержка детей-сирот

Социально-педагогическая поддержка детей-сирот

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России
    • 1.1 Понятие социально-педагогической поддержки
    • 1.2 История социально-педагогической поддержки детей-сирот в России
    • 1.3 Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России
    • Вывод по I главе
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложение
Введение

В любом обществе, любом государстве на разных исторических этапах развития были и будут дети, которые в силу разных причин и обстоятельств остаются без попечения родителей. Сиротство - социальное явление, характеризующееся наличием детей, оставшихся без попечения родителей. Проследив историю развития учреждений для сирот, можно увидеть, как при экономических трудностях государства, вызывающих снижение уровня жизни его граждан, увеличивается число сирот, беспризорных и безнадзорных детей.

Для нашего государства в настоящее время проблема сиротства актуальна - наблюдается постоянное увеличение числа детей-сирот как реакция на социально-экономические кризисы. Ежегодно в детские дома и школы-интернаты Российской Федерации помещается большое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. в детские интернатные учреждения было направлено 36 112 детей-сирот - 28,2 % от общего количества выявленных детей.

До настоящего времени не оказывается помощь кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях, не созданы специальные центры по работе с семьей, отсутствует эффективная просветительская программа, раскрывающая негативные последствия сиротства для детей и общества, пропагандирующая ценности семьи и семейного воспитания.

Нерешенным остается вопрос об организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в младенческом и дошкольном возрастах.

Учитывая данное обстоятельство, а также то, что работа в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по формированию готовности воспитанника к полноценной жизни в обществе не всегда адекватна сегодняшним требованиям, необходимо активизировать работу по совершенствованию деятельности данных учреждений.

Государство и общество призваны заботиться о развитии и воспитании детей-сирот, с опорой на знание истории проблемы социального призрения, исторического опыта организации системы учреждений призрения.

Наряду с общими тенденциями развития учреждений призрения сирот, свойственными России в целом, каждый регион имеет специфические особенности. Рассмотрим историко-педагогическую проблему социального призрения в России, отмечая ее региональные особенности в Новосибирской области.

Проведя анализ литературы по теме, мы можем выделить следующих авторов, занимавшихся проблемой социально-педагогической поддержки детей-сирот:

Психолого-педагогические основы формирования и развития личности даны в трудах Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.Н. Гурова, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, И.А. Малашихиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.

Общие вопросы становления и развития социально-педагогической и психологической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах А.И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, И.Н. Закатовой, В.П. Озерова, Е.М. Рыбинского, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркиной и др.

Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др.

В работах А. Горовцева, В. Гогена, Е. Максимова, С. Гогеля история развития социальной помощи в России осмысливается в контексте зарубежного опыта, позволяя ученым увидеть национальное и культурное своеобразие отечественного общественного призрения.

На сегодняшний день проблемами детского призрения занимаются такие ученые как Бадя Л. В. - занимается анализом исторического опыта социальной работы в России; Фирсов М. В. - разработал теорию социальной роботы; Беляков В. В. - занимался проблемами детей-сирот в годы Великой Отечественной войны; Иващенко В. И. - занимался проблемами, методикой и опытом социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях.

Вместе с тем, анализ литературы, проведенный в рамках нашего исследования, подтверждает, что проблемы сиротства недостаточно изучены.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы "Социально-педагогическая поддержка детей-сирот в истории России" актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать социально-педагогическую поддержку детей-сирот в истории России.

Задачи работы:

1. Дать понятие социально-педагогической поддержки.

2. Рассмотреть историю социально-педагогической поддержки детей-сирот в России.

3. Изучить нормативно-правовую базу социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России.

4. Проанализировать историю социально-педагогической поддержки детей-сирот в Новосибирске.

5. Рассмотреть осуществление социально-педагогической поддержки детей-сирот на современном этапе.

Объект исследования - дети-сироты.

Предмет исследования - социально-педагогическая поддержка детей-сирот в истории России.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, практический анализ социально-педагогической поддержки детей-сирот в Новосибирске.

Гипотеза: Мы предполагаем, что исторический анализ социально-педагогической поддержки детей-сирот с учетом региональной специфики, окажется полезным в деле призрения детей-сирот.

Глава I. Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России

1.1 Понятие социально-педагогической поддержки

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.

Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.

В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.

Анализ литературы (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Е.А. Стребелева, Н.Н. Толстых и др.) показал, что на сегодняшний день нет четкого разграничения между понятиями "сирота" и "социальный сирота". Проанализировав имеющиеся в науке определения сиротства (Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова и др.), мы в нашем исследовании представляем уточнение данных терминов и их логическое соотнесение друг с другом. Так, сиротство - это негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. Дети-сироты - это лица, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. По мнению Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга (1997), социальные сироты - это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, а также морально-нравственным причинам, то есть это дети, которые имеют родителей, лишенных родительских прав, страдающих тяжелыми заболеваниями, в том числе и психическими, вследствие алкоголизма, наркомании и т.п.; отказавшихся от своих детей. Социальное сиротство, как указывает Е.М. Рыбинский (2004), есть "устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения)". Таким образом, в нашем исследовании социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, которые по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. Всех этих детей объединяет пребывание в государственных интернатных учреждениях.

В целом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны без вести пропавшими, недееспособны, отбывают наказание в местах лишения свободы, уклоняются от воспитания детей.

Анализируя труды российских и зарубежных ученых, мы установили, что, как правило, последствия сиротства сказываются на дальнейшем развитии ребенка, превращаясь в отклонения вторичного характера. Статистические данные показывают, что до 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, почти 55% отстают в физическом развитии, от 8 до 10% сирот имеют задержку умственного развития. Проблемы психического характера связаны с ранней депривацией, а также этиопатогенезом органического характера, вследствие чего возникает ряд жизненных трудностей ребенка-сироты. Важнейшей составляющей проблемы сиротства является задача обеспечения успешной социализации указанной категории детей.

На сегодняшний момент в России существуют следующие учреждения для детей-сирот:

1. детские дома;

2. дома ребенка;

3. детские дома семейного типа;

4. школы-интернаты;

5. школы-интернаты с углубленной профессиональной подготовкой;

6. школы-интернаты различной воспитательной направленности.

В процессе изучения теоретических источников, посвященных современному состоянию системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей, нами выделены следующие проблемы в деятельности данных учреждений:

1. неблагоприятная адаптация воспитанников, вызванная комплексом причин социального (изменения социального статуса ребенка), медицинского (отягощенная наследственность, невротизация), психологического (социально-педагогическая запущенность) характера;

2. организационно-воспитательная перегруженность, неоправданное стремление педагогов и воспитателей заполнить день ребенка как можно большим количеством мероприятий, при этом система воспитания применительно к современной российской действительности асоциальна, ребенок не готовится к жизни в реальном социуме;

3. слабая координация ведомств и служб государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4. недостатки в медицинском, социально-правовом обслуживании детей-сирот.

Указанные проблемы снижают эффективность процесса социализации данной категории детей. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детских домов, сформированности социальных ценностей

Как показал анализ педагогического опыта работы учреждений для детей-сирот, современное сиротство как социальная проблема рассматривается комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, при этом все большее признание получает индивидуальное сопровождение ребенка.

Реализация процесса сопровождения и поддержки детей-сирот может рассматриваться как упрощенно (через комплекс действий-мероприятий), так и модельно - через сложную структуру, предполагающую взаимодействие различных субъектов и факторов психолого-педагогического сопровождения (см. приложение 1). Такое взаимодействие диктуется, прежде всего, необходимостью обеспечения оптимального качества поддержки детей-сирот в непростых для них жизненных обстоятельствах.

Мы предположили, что наиболее эффективно реализация такого взаимодействия может быть представлена как модель, включающая в себя различные компоненты. Организация такой модели должна интегрировать усилия управленцев, методистов, педагогов, психологов, социальных педагогов, других специалистов, участвующих в реализации процесса психолого-педагогического сопровождения в детском доме.

Таким образом, важнейшей организационной формой социально-педагогической поддержки детей-сирот в детском доме-школе является модель социально-психолого-педагогического сопровождения.

Служба социально-психолого-педагогического сопровождения является структурным подразделением детского дома, включает четыре подразделения: психологическое, коррекционно-педагогическое, социальное, валеологическое и обеспечивает эффективное социально-психологическое сопровождение ребенка во время его проживания в детском доме и в первые годы самостоятельной жизни.

Психологическое подразделение службы социально-педагогической поддержки представлено специалистами психологами, социальное - социальными педагогами, коррекционно-педагогическое - специалистами логопедами и учителем-дефектологом, валеологическое - специалистом валеологом. Руководство деятельностью службы социально-педагогической поддержки детей-сирот осуществляет заместитель директора детского дома по социально-психологическому сопровождению. Сопровождение осуществляется специалистами, имеющими педагогическое образование и специальную подготовку.

Служба социально-педагогической поддержки детей-сирот в своей деятельности руководствуется международной конвенцией о правах ребенка, законом "Об образовании", нормативными документами, Уставом детского дома, должностными обязанностями специалистов.

Цель деятельности службы: поддержка естественного развития социально адаптированной личности воспитанника детского дома, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.

В работе специалистов детского дома наибольшую значимость имеют следующие аспекты деятельности: определение уровня психического развития, потенциальных возможностей детей, осуществление полной коррекции нарушений психофизического развития воспитанников, через реализацию комплексных социально-педагогических программ поддержки, обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации к среде, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

В решении проблем, возникающих в работе службы социально-педагогической поддержки, специалисты, прежде всего, руководствуются интересами ребенка.

Можно выделить следующие направления деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот:

1. Диагностическое направление.

Такой компонент как диагностика имеет значение для выявления проблем ребенка и субъектного потенциала их разрешения. Диагностика выступает неотъемлемой составляющей процесса поддержки, от ее качества зависит успешность деятельности всех специалистов службы социально-педагогической поддержки. Специалисты службы выявляют особенности развития ребенка (каждый в сфере своей компетенции), сформированности у него определенных новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков возрастным ориентирам и др.

Социальные педагоги, проводя диагностическую работу с выпускниками, осуществляют диагностику оптимальных возможностей социальной адаптации выпускников и особенностей интеграции их в социум. С этой целью они осуществляют катамнестическое исследование, включающее:

а) выяснение учебных и профессиональных достижений и проблем выпускников;

б) выявление социально-психологического климата и необходимой предметной среды проживания воспитанников.

В процессе патронажа выпускников, полученные данные подвергаются аналитической обработке, позволяющей скорректировать работу сотрудников детского дома по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Кроме этого, для оптимизации данного процесса с помощью метода социометрии социальный педагог определяет специфику социального окружения и статус выпускника детского дома среди сверстников.

С помощью социологических исследований определяются отношения ребенка к тому или иному явлению, к семье, его профессиональные предпочтения.

Общие результаты диагностики заносятся в личную психосоматическую карту развития воспитанника и являются ключевыми при определении путей коррекционной и социально-развивающей работы. Через оценку динамики психосоматического состояния, познавательных процессов, личностного становления, особенностей учебной и трудовой адаптации, анализируется развитие ребенка в течение всего периода пребывания в детском доме.

Функции координатора деятельности специалистов службы социально-педагогической поддержки детей-сирот для выработки коллективных, квалифицированных и обоснованных рекомендаций осуществляет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).

Психолого-медико-педагогический консилиум, являющийся структурой диагностико-коррекционного типа - необходимое звено процесса социально-педагогической поддержки. Его деятельность направлена на решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с негативными особенностями в развитии, детерминирующими школьную и социальную дезадаптацию.

Специалисты консилиума опираются на знание возрастных особенностей детей, проводят динамическое наблюдение и обследование воспитанников. Комплексное изучение личности включает выявление особенностей развития познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, межличностных отношений, уровня развития речи.

Задачами консилиума выступают:

а) консультирование воспитателей и учителей школы в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

б) выработка индивидуальных комплексных программ сопровождения развития воспитанников.

На консилиум представляются следующие документы:

1. представления всех специалистов, участвующих в ПМПК;

2. продукты деятельности детей;

3. протоколы обследований (при необходимости).

Результаты изучения детей в ПМПК составляют основу индивидуальных программ сопровождения ребенка, главные положения которых находят отражения в личных психосоматических картах развития.

Учитывая, что консилиум является полноправным составляющим процесса социально-педагогической поддержки детей-сирот, работа выстраивается по взаимосвязанным этапам:

а) Диагностический. В процессе работы консилиума обсуждаются результаты проведенного диагностического исследования зафиксированной проблемной ситуации или выявленной в ходе первичного обследования. Проблема развития ребенка вербализуется на консилиуме и совместно оцениваются возможности ее решения.

б) Поисковый этап. На этом этапе собирается как можно больше информации о путях и способах решения выявленной на первом этапе проблемы развития. Здесь же распределяются полномочия в решении проблемы, адаптируется информация для осознания ее ребенком.

в) Договорной этап. На этом этапе специалисты обсуждают со всеми заинтересованными лицами (т.е., если необходимо в детский дом приглашаются учителя массовой и специальной школы, руководители кружков, и т.д.) возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, выбирают совместно различные методы и формы поддержки.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты