Социально-педагогическая поддержка детей-сирот в истории России
p align="left">Недостаток патронажа как деревенского промысла заключался не только в существовании убогих условий воспитания. Настоящей бедой, особенно, в конце XIX века была и сифилизация деревенского населения, в том числе и детей, источником которой была болезнь ребенка, поступившего из приюта, из-за женщины-кормилицы. Не случайно, поэтому в 90-е годы XIX столетия вопрос о воспитании покинутых детей неоднократно ставился врачами на Пироговских съездах, рекомендовавших не раздавать детей из воспитательных домов в семьи ранее достижения ими 3-х месячного возраста, когда картина состояния здоровья младенца более или менее прояснялась.

Передача ребенка на патронаж в семью осуществлялась на условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими детей на воспитание. Эти условия отличались крайним разнообразием не только по своему существу, но и продолжительности своего действия. Но какими бы они не были, если наступит момент, когда они оказываются неудобными для воспитателя, не взирая ни на что, он «приводит или приносит питомца обратно в приют».

С 1807 года появляется так называемое «городское воспитание». Заключалось оно в предоставлении матери возможности за определенную плату воспитывать своих детей дома до достижения ими 7-летнего возраста. Примерно в это же время предпринимаются попытки уничтожения системы тайного приноса детей. Теперь главным ориентиром в определении судьбы воспитанника стала передача его в крестьянскую семью для подготовки «сельского сословия». Поэтому в 1828 году принимается закон, воспрещающий дальнейшее строительство воспитательных домов в губерниях, тем более, что смертность в них составляла 75 % и более. А в 1837 году правительственный Указ обязывает всех без изъятия младенцев, приносимых в воспитательный дом, приюты, отсылать в деревню «с воспрещением обратного их поступления в это заведение». Уходом за детьми здесь наблюдали окружные надзиратели - главным образом врачи. Но при желании мать могла за вознаграждение сама ухаживать за своим ребенком до достижения им 3-х лет, после чего всякая выплата прекращалась. Это Указ, ориентирующий на воспитание брошенных детей исключительно в деревнях, имел своей целью удержать родителей от отдачи своего ребенка в воспитательный дом.

В это время, несмотря на различного рода запреты, детские учреждения, предназначенные для осиротевших детей, продолжают все-таки появляться. Но теперь они возникают главным образом за счет частной благотворительности. Причем их создателями становятся преимущественно церкви, монастыри.

В 1839 году разрабатывается «Положение о детских приютах». К этому времени постепенно на смену «тайному приему» приходит так называемый явный. Для него характерно предъявление при устройстве документов матери и ребенка, установление действительной материальной несостоятельности женщины. Ей оказывалась такая поддержка, которая снимала проблему устройства ее ребенка. В противном случае нередко мать принималась в приют вместе с ребенком и служила в нем кормилицей. Со временем, когда она уходила отсюда со своим ребенком, ей продолжали выплачивать на него пособие, например, 30 копеек в день в течение первого года. 20 копеек в сутки на втором году жизни ребенка, затем выдача пособия прекращалась.

Дальнейшее экономическое развитие России не могло не сказаться на проблемах, связанных с устройством детей и во второй половине XX века. Государство стало устройство сирот перекладывать на организации, в ведении которых находились отдельные группы населения.

На заре ХХ века в широких кругах европейского общества было принято называть грядущее столетие «веком ребенка». Но всякие иллюзии на этот счет очень скоро исчезли. Первая мировая война принесла детскому населению России физические и нравственные страдания, разрушение семей, гибель родителей, голод и нищету в огромных масштабах. Усугубил положение ребенка и октябрь 1917 года. Миллионы обездоленных сирот, согнанные с постоянного места жительства, массы беженцев с малолетними детьми, расстройство правильного обучения детей в школах, их подорванное длительными лишениями здоровье - такова неприглядная картина первых лет существования государства так называемой новой формации. Для полноты картины можно добавить такой факт как вовлечение десятка тысяч детей разного возраста в непосильный для них труд, что наполнило еще неокрепшую детскую психику нездоровыми переживаниями военных страстей и спекулятивного ажиотажа.

После революции 1917 г., основной (если не единственной) формой устройства стали государственные детские дома. В 1918 году все дети были объявлены государственными и до 1989 года расширялась сеть разнообразных форм детских домов. Все дети молодой России признавались детьми государства и находились под его защитой.

В те годы шел активный поиск форм устройства осиротевших детей, хотя и эти поиски не выходили за рамки интернатного учреждения: детские коммуны, городки, трудовые колонии, пионердома. В 50-е годы Н.С. Хрущев провозгласил, «интернат - лучшая форма детских домов», и в нашей стране увеличилось заметно количество интернатов для детей-сирот. Однако к середине 30-ых годов все формы устройства детей-сирот были сведены к единообразию - детским домам. После войны, в 1945 г., было создано более 650 детских домов для детей, которые в войну потеряли родителей. В те годы в детских домах находилось более 600 тысяч детей по СССР, а в России - 400 тысяч детей.

В годы Великой Отечественной войны был возрожден институт опеки и патроната, который был отменен в первые годы советской власти. В 1943г. был принят специальный Приказ Наркомпроса о передаче сирот рабочим и колхозникам на патронат по договору, с выплатой зарплат и пособий детям. К сожалению, патронатное воспитание не вошло впоследствии в законодательство о браке и семье.

С 1960 г. стали активно внедряться школы - интернаты для детей - сирот. Многие школьные детские дома были преобразованы в школы - интернаты.

Глубокие изменения в обществе в последнее десятилетие XX века в России, вызванные коренной перестройкой экономики, появлением различных форм собственности, не могли не сказаться на развитии законодательной базы в отношении детей-сирот.

В 80-90-е годы Россия приняла участие в разработке и подписала ряд Международных документов:

1. Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка (1989), где в статье 23 сказано: «Государства - участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».

2. Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Президентом Российской Федерации был издан указ № 543 от 01.06.1992г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», где проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной.

Семейным кодексом Российской Федерации определяется право всех детей, независимо от состояния их здоровья, жить и воспитываться в семье (ст. 54 Кодекса). Статьями 69, 70 данного Кодекса оговаривается наличие родительских прав как обязанностей родителей, при ненадлежащем их осуществлении это является основанием для лишения родителей таких прав или ограничении в их правах. Помимо этого, закон возлагает на родителей обязанности по содержанию детей несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Статьей 86 Кодекса утверждается, что родителей, уплачивающих алименты на несовершеннолетних детей, в случае тяжелой болезни, увечья, инвалидности ребенка и других обстоятельств, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах. Размер участия определяется судом с учетом материального и семейного положения родителей.

На сегодняшний день, социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

1. Федеральный Закон РФ от 24.07.98 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2. Федеральный Закон РФ от 21.12.96 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

3. Федеральный Закон РФ от 08.04.2002 №34-ФЗ «О внесении дополнения и изменения в статью 6 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

4. Федеральный Закон РФ от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

5. Постановление правительства РФ от 20.06.92 №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

6. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 №374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

7. Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 №822 «Об утверждении положения об осуществлении финансирования деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений».

8. Постановление Правительства РФ от 24.06.96 №741 «Об утверждении положения о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования».

Российское законодательство гарантирует соблюдение права на образование, воспитание и реабилитацию детей-сирот. Важной основой защиты детей-сирот выступает организация и совершенствование образовательной системы в интересах социализации детей.

Позиция федеральных и местных органов власти также очень важна. Она задает вектор развития общества, направленный на реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию детей-сирот.

Но, принятие законов еще не гарантирует их исполнения. На местном уровне зачастую издаются законы, противоречащие федеральным. Пока не будет контроля государства за исполнением законов, трудно ожидать заметного улучшения ситуации в отношении детей-сирот.

Итак, сделаем выводы по рассмотренному материалу.

Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского учения в период оформления феодального строя (с 988 г.). Забота о сиротах в те времена возлагалась на князей и церковь. Она сводилась в основном к подаче милостыни и кормлению сирот и рассматривалась как богоугодное дело. Князь Владимир I возложил призрение за детьми на духовенство, в то же время сам заботился о них, раздавая великую милостыню. Особенно много внимания уделял несчастным детям Владимир Мономах, оставивший «Поучение Владимира Мономаха детям» - литературно-педагогический памятник XII в., в котором завещал защищать сироту и учил: «Всего же паче убогих не забывайте, но по силе кормите, снабдите сироту».

В России первым учреждением для сирот являлись «сиропитательницы», основанные в 1707 году по личной инициативе и на собственные средства новгородским митрополитом Иовом в Холмовской Успенской обители.

Крупнейшим благотворительным учреждением России XVIII в. был казенный Московский воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей, созданный по инициативе крупнейшего деятеля екатерининских времен Ивана Ивановича Бецкого. Дом выполнял две главные задачи: спасение и воспитание детей, оставшихся без родителей.

К концу XIX столетия в Москве сформировалось несколько ведомств, занимающихся организацией приюта, воспитания и образования детей бедных родителей и сирот. Самым крупным среди этих благотворительных обществ был Совет детских приютов, организованный в 1842 году.

Два первых из открытых советом приюта были названы в честь царствующей четы - Николаевским и Александровским, на 100 детей каждый. В последующем почти каждый год в том или другом районе города открывался новый приют этого ведомства.

История, таким образом, показывает, что практика призрения детей-сирот в России осуществлялась двумя путями: частно-церковным и государственно-общественным. Оба пути по своей сущности имели реабилитационную направленность: плодотворные идеи и опыт практической деятельности подвижников реабилитации детства способствовали утверждению права призреваемых детей-сирот на жизнь, воспитание и поддержку со стороны государства, церкви и частных лиц, занимавшихся их судьбами. Все государственные и частные учреждения ставили своей целью воспитать достойных, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойную жизнь граждан.

На сегодняшний день, в российской практике сложилось несколько форм семейного устройства сирот и детей, лишенных родительского попечения: усыновление, опека (попечительство), приемная семья. Однако жизнь показала, что эти формы заменяющей семьи не охватывают всех нуждающихся в семейном крове детей. Растет число воспитанников учреждений интернатного типа и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Опыт подтверждает неэффективность длительного содержания детей в стационарных условиях. Социальное и индивидуальное развитие воспитанников учреждений интернатного типа протекает с многочисленными изъянами, кроме того, они значительно переуплотнены и не могут принять всех нуждающихся в государственной опеке детей. С недавнего времени появилась новая форма воспитания детей, лишенных родительского попечения, - семейная воспитательная группа. Базой для создания такой группы является реальная семья российских граждан, которая берет на себя заботу о воспитаннике специализированного учреждения и осуществляет ее при активной поддержке последнего.

Своими корнями семейная группа уходит вглубь отечественной истории, она как бы возрождает на новом историческом витке известный в России опыт устройства брошенных детей. В 60-70 - е. годы XVIII в. по указу императрицы Екатерины II в Москве и Петербурге были созданы так называемые воспитательные дома - спасательные учреждения для брошенных, безродных детей. По первоначальному замыслу предполагалось, что дети будут содержаться там до совершеннолетия - обучаться грамоте, началам арифметики, приобщаться к труду, получать профессию. Однако приток детей стал так велик, что воспитательные дома перестали обеспечить детям те условия для развития, о которых мечтал их идеолог и организатор Иван Иванович Бецкой. Поэтому, устраивая судьбу своих питомцев, воспитательные дома использовали широкую сеть благонадежных крестьянских семей, в которых дети помещались до совершеннолетия. Семья получала небольшую плату и должна была отдать ребенка в школу для обучения грамоте или мастеру - кустарю для получения профессии. Хотя условия существования этих детей были менее комфортны, чем в воспитательном доме, они имели ту необходимую для нормальной социализации нишу, которой является семья.

2. Практическая часть

За последнее десятилетие в России резко увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей изъятых из семей вследствие лишения родителей родительских прав. Число учреждений общественного воспитания выросло так быстро, что система образования не успела обеспечить их специально подготовленными, профессионально обученными кадрами. Чаще всего с воспитанниками работают вчерашние воспитатели детских садов, учителя-предметники и даже просто случайные люди. При этом известно, что контингент этих детей совершенно особый. Все они имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Чаще всего они живут по сценарию «агрессивный неудачник». Ко всему этому можно прибавить качества, формируемые уже самой обстановкой детского дома - конформизм, иждивенчество, несамостоятельность, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.

Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Научно-практические исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот, отсутствие в «сиротских» учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей, порождают серьезные проблемы в их социальном и личностном развитии. Эти проблемы проявляют себя в низком уровне социальной активности и компетентности, которые выражаются в неумении воспитанников учреждений планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими детьми уровень учебной и познавательной мотивации

Существенным отличием последних лет от предыдущих стало значительное увеличение размеров социального сиротства детей, когда складывается обстановка, при которой они оказываются или чувствуют себя брошенными при живых родителях.

Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно женщин, привели к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях жизни.

Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ.

Воспитание в детском доме часто не является удачным, так как очень существенно отличается от семейного.

Особенности социализации воспитанников детского дома связаны с обедненностью их мотивационно-потребностной сферы; слабой осознанностью социальных отношений и недостаточностью социальных представлений; трудностями овладения знаково-символической деятельностью.

Правомерен вывод о необходимости реформирования детских домов, развития института приемной семьи, фостерной семьи, где ребёнок сможет строить нормальные отношения, учиться им и пытаться их реализовывать.

В данной работе использовался такой метод психологической диагностики как анкетирование. Анкетирование (заочный опрос) имеет свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета, в отличие от интервью и беседы, гарантирует анонимность в большей степени, и потому опрашиваемые могут дать более искренние ответы. Однако анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабочих гипотез.

Форма проведения исследования - анкетирование.

Время проведения - ноябрь 2007 г.

Выборка - люди в возрасте 25 - 50 лет, разного пола, количество 30 чел.

Участие в исследовании - на добровольной основе.

Для анкетирования использовались структурированные, полуструктурированные и неструктурированные вопросы.

Была предложена анкета с такими вопросами

1.Ваш возраст

2.Пол

3. Как Вы понимаете термин «социальное сиротство»?

4. В чем причина увеличения сирот в стране?

5. Как по-вашему, полноценное ли развитие получают дети-сироты в специализированных учреждениях? Обоснуйте свой ответ?

6. Влияет ли сиротство на нравственное развитие ребенка? Как Вы считаете, в чем это чаще всего проявляется?

7. Может ли социальное сиротство влиять на интеллектуальное развитие ребенка? Почему?

8. Согласны ли Вы с тем, что отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т. п.) приводит к тому, что образ социальной роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников? Обоснуйте почему?

9. Какие действия необходимо принять государству, чтобы количество сирот уменьшилось?

Отвечали 30 человек в возрасте от 18 до 55 лет, из них из них 8 мужчин.

По проведенному анкетированию можно сделать такие выводы:

1. Люди понимают, что значит «социальное анкетирование», чаще всего встречается ответ, что это дети брошенные и находящиеся на попечении государства.

2. На второй вопрос опрошенные понимают, что на увеличение сиротства влияет алкоголизм, наркомания, низкое материальное положение.

3. Дети в специализированных учреждениях не могут получить полноценное развитие, т. к. нет индивидуального подхода к каждому ребенку, как есть в семье.

4. Необходимость «выжить» вынуждает идти детей находящихся на воспитании в детских домах на «крайние» меры: жестокость и даже преступность.

5. По взгляду на интеллектуальное развитие мнения разделились: 50 % считают, что полноценное интеллектуальное развитие невозможно, т.к. сиротство предусматривает «жить всем вместе» и нет проявления индивидуальности. Остальные считают, что обучение происходит такими же учителями и по той же программе, как и обычных школах.

6. Все опрошенные считают, часто для уменьшения количества сирот необходимо:

Стабилизировать социально-экономические и политические процессы в обществе;

увеличит уровень заработной платы;

увеличить пособия на ребенка, а так же предупредить появление детей в семьях с низким моральным уровнем и алкоголиков.

Заключение

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Неутешительна и статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Каждый третий становится алкоголиком или наркоманом, 40 процентов - преступниками, десятая часть юношей и девушек кончают жизнь самоубийством. И только 10 процентам удается адаптироваться в обществе.

Результаты психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах.

Конвенция о правах ребенка устанавливает, что для полного и гармоничного развития личности ребенка ему необходимо расти в семейном окружении. Ежегодно выявляется в среднем свыше 100 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них - социальные сироты, то есть дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по их воспитанию и содержанию.

Таким образом, одной из серьёзных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующая разработки и внедрения, новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения равных возможностей с другими группами населения.

Специалисты и ученые, считают проблему социальной адаптации и интеграции в общество социальных сирот наиболее сложной. Для включения их в нормальную жизнь, для приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. Труднее всего подготовить социальных сирот за время жизни в интернатном учреждении к самостоятельному и ответственному решению собственных проблем с учетом того, что на этапе жизненного старта они не могут рассчитывать на поддержку семьи, а часто и родственников вообще.

Развитие в последние 15-20 лет сети учреждений в системе образования и социальной защиты, целенаправленно занимающихся решением проблемы социального сиротства, подтверждает прогноз о том, что в ныне живущем поколении число детей, воспитывающихся в сиротских домах на полном попечении государства, будет увеличиваться.

Социально-педагогическая поддержка воспитанников детского дома требует в кратчайшие сроки дополнения такими психологическими и социально-педагогическими технологиями работы с детьми, которые позволили бы существенно повысить уровень развития их личности и возможности последующей социальной адаптации и интеграции в общество.

Список литературы

1. Абдрахманова Г.С. Критерии и показатели эффективности управления школой // Наука и школа - 1998. - № 6.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход - М.: Просвещение; 2006 - 245 с.

3. Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю., Палиева Н.А. Социально-психологические аспекты помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ставрополь, 2003 - 98 с.

4. Визер Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации // Научно-практическая конференция «Специальное (коррекционное) образование». - Ставрополь: Изд. Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, 2004. - 678 с.

5. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. - М.: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 1999. - 54 с.

6. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Под ред. Ивановой Н.П. - М.: Педагогика, 2004 - 104 с.

7. Гордеева М.В. Российская политика в интересах детей и ее роль в выполнении Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка // Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России: Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию принятия ООН конвенции о правах ребенка.- М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. - 230 с.

8. Довгалевской А.И. Семейное воспитание приемных детей. - М.: Мысль,2006. - 298 с.

9. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей - М.: Педагогика, 2002. - 440 с.

10. Духовность - основа социализации личности воспитанников детских домов: Научно-методическое пособие для учреждений интернатного типа / под ред. Н.Н. Волосковой - 2-е издание, Ставрополь, СГУ, 2002 - 328 с.

11. Звягина О.М. К вопросу о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». - М.: АЛЬТ-ПРЕСС, 2003. - 426 с.

12. Зимина Е.И. К вопросу об эвакуированных детских домах // В сб. «75 лет Новосибирского краеведческого музея». - Новосибирск, 1995. - 476 с.

13. Кривякина Н. Подряд на воспитание // Советская Сибирь. - 2005. - 12 февраля.

14. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

15. Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России // Трудовая помощь. - СПб. - 1900. - №1.

16. Меренкова Е.Ю. Деятельность органов государственного самоуправления в сфере общественного призрения в конце 19 нач. 20 вв. (По материалам крупнейших городов Сибири). - Омск, 2003. - 480 с.

17. Нечаева А.М. Россия и ее дети. - М.: Проспект,2000. -226 с.

18. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке - М., 2002 - 84 с.

19. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства.// Народное образование. - 2000. - №8.

20. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система: Монография. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.

21. Парфенова О. История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII - начала XX века // Развитие личности. - №1. - 2004.

22. Сергеевич В. Лекции и исследования по истории русского права. - СПб.: ВЕЧЕ, 2007. - 279 с.

23. Социология / Под ред. В.И.Курбатова. - Ростов - н/Д.: Феникс,2000. - 348 с.

24. Теория и методика социальной работы (учебное пособие). - М.: Проспект,2005. - 422 с.

25. Щелина Т.Т. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». - М.: АЛЬТ-ПРЕСС, 2003. - 654 с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты