Социально-педагогические особенности отношения к браку и предбрачным отношениям современной молодежи
p align="left">• владение психотехникой общения и саморегуляции;

• психологическую поддержку;

• добродушие и отходчивость в ссоре;

• терпимость к недостаткам другого;

• умение преодолевать конфликтные ситуации;

• желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении;

• умение прощать;

• социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел.

Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, я затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

Кроме психологической готовности важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует заметный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределением обязанностей в семье.

В большинстве обычных основной груз домашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.

Кроме того, функционально-ролевая согласованность в структуре взаимодействия супругов предполагает добрачную образовательно-операциональную подготовку молодежи. Молодые люди должны иметь определенные знания, умения и навыки, необходимые для семейной жизни. Совокупность необходимых знаний включает знания общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и другие. Отдельные группы молодежи, будучи физиологически и социально - психологически (на уровне межличностных отношений) готовыми к браку, тем не менее не полностью достигают необходимого требуемого для этого уровня объема знаний, умений и навыков, т. е. инструментальной подготовки. Современные юноши и девушки в своем подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеют стирать, чинить одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе «справедливости». Таким образом, приходится констатировать, что многие молодые люди психологически и технологически являются не готовыми к выполнению социальных функций супругов.

У молодежи необходимо формировать нравственные качества семьянина, формировать основы поведения, связанного с интимными отношениями, с психосексуальным развитием. «Это воспитание, - отмечал В.А Сухомлинский, - заключается, конечно, не в том, чтобы маленькому ребенку растолковывать вопросы любви и дружбы, посвящать его в то, что ему трудно понять и пока не надо знать. До определенного времени малышу, школьнику обо всем этом не надо говорить. Воспитание нравственной готовности к любви и семейной жизни заключается прежде всего в том, чтобы вся жизни ребенка, все, что он видит, делает, чувствует, - чтобы все это внушало убеждение: самое дорогое в жизни - это человек; высшее достоинство, честь, совесть, нравственная доблесть - давать счастье другому человеку, создавать для него красоту, быть самому добрым, красивым, чтобы его духовная красота приносила счастье людям» [9].

В добрачном воспитании молодого поколения В.А. Сухомлинский считал необходимым воспитание любви и глубочайшего уважения к матери, выработку понятий об идеале семьянина, о брачном возрасте, бережное отношение к любви и культуре поведения влюбленных, знакомство молодежи с основами воспитания детей, подготовку к выполнению роли отца и матери, мужа и жены. Самым действенным методом в этом выступает пример родителей и других членов семьи.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

2.1 Возрастные особенности подготовки к семейной жизни

Подготовка к семейной жизни разворачивается на ранних этапах жизни. Супружеская и родительская социализация, как отмечают Исаев Д.Н., Каган В.Е., начинается на 2-м году жизни, когда ребенок в семейном общении воспринимает первые образцы маскулинности и фемининности.

Супружеское и родительское поведение матери и отца остается еще в тени, не осознается ребенком, но именно они оказываются в роли проводников половых ролей. В 2-3 года, когда ребенок знает свой пол и начинает соотносить «свое «я» с представлениями о людях своего и другого пола, в ролевых играх он осуществляет маскулинное и фемининное поведение, как прежде всего супружеское и родительское (социосексуальные игры в «папу -- маму», «дочки -- матери» и др.). В этих играх отражается формирование первого, простейшего уровня семейных установок, которые соответствуют общим стереотипам семьи.

Уже в этих играх мальчики выполняют роли, связанные с выходом за пределы семьи и возвращением в нее (охота, война, работа и т. д.), а девочки -- связанные с домом роли; мальчики в проявлениях стиля игры более эксцентричны и инструментальны в этих играх, а девочки -- более концентричны и эмоциональны.

В З-5 лет в подобных детских играх уже нетрудно проследить имитацию жизни собственной семьи или других виденных семей. Девочка уже не просто укачивает куклу, но делает это точно копируя свою мать. Эти игровые перевоплощения -- один из сильных путей формирования супружеских и родительских ролей. Основной механизм этого формирования -- идентификация и имитация. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и имитирует его поведение в случаях, когда родитель холоден, груб, несправедлив, жесток.

Многие взрослые в своей семье воспроизводят «почерк» родительской семьи. Эти глубокие неосознаваемые или психологически конфликтно осознаваемые идентификационные установки, по мнению Исаева Д.Н. и Кагана В.Е., при всей трудности их коррекции должны все же контролироваться взрослыми, чтобы не быть вновь воспроизведенными у детей. В известной мере обретаемые в этом возрасте установки зависят и от структуры характера ребенка.

В этом же возрасте --3-5 лет -- дети просят у родителей брата или сестру, бывают трогательно ласковы и заботливы с младшими. Появление еще одного ребенка в семье обычно не сопровождается детской ревностью. Не в каждой семье в это время появляется второй ребенок. Но существенную важность приобретает реакция родителей на детские просьбы -- осуждающая, отталкивающая, запрещающая или мягко объясняющая. Иногда родители пытаются пойти обходным, заместительным путем обзаведения домашними животными. В таком случае лучше, если это будут котята, щенки, а не взрослые собаки или кошки. Это возраст интенсивной закладки основ чадолюбия. Для его формирования небезразличны способы разъяснения происхождения детей -- в них не должно быть места пугающей или «грязной» информации и они должны сигнализировать ребенку о том, что родительство -- счастливое и необходимое человеку явление.

Младший школьник уже пытается разбираться в семейной ситуации, понимать и оценивать позиции родителей, вырабатывать собственные. При конфликтах с родителем уже может появляться осознаваемое желание «быть не таким». В периоде половой гомогенизации порой можно наблюдать, что, в то время как один ребенок сближается с родителем своего пола, другой ищет близости с взрослым своего пола вне семьи. Это серьезный сигнал для родителей, указывающий на их небольшие воспитательные потенции в будущем. Чем меньше ребенок эмоционально удовлетворен ситуацией в родительской семье, тем он, по-видимому, больше воспринимает внесемейные образцы -- и тогда многое зависит от того, каковы эти образцы.

Подростковый возраст ставит перед воспитателями усложняющиеся задачи. Эмансипационные тенденции, высокая критичность подростка делают его строгим судьей отношений в родительской семье. Реальность часто воспринимается через призму собственной, склонной к наивной идеализации, романтической влюбленности. Многие это называют пустяками, хотя на самом деле это важнейшие проблемы, которые создают трудности и для подростка, и для взрослых.

Для подростка -- потому, что он еще не готов к этому: влюбленность и собственная семья для него столь же близки, сколько далеки друг от друга. Понятие «иметь ребенка» связывается подростками в основном с беременностью и в лучшем случае с младенцем в коляске, но не с многолетними заботами о нем. Смерть ассоциируется с больницей и похоронами, но не с чувством утраты. Известная трудность состоит в том, что чувства подростков незрелы, представления наивны и контрастны, а открытость миру огромна. [2,168]

Очень важно, чтобы подросток мог вести себя и высказывать свое мнение, не опасаясь осуждающих реакций воспитателей. Исследователи Исаев Д.Н. и Каган В.Е. утверждают, что задача заключается в том, чтобы формировать такие навыки индивидуального преломления всеобщих и непреходящих ценностей, которые не противоречили бы ни этим ценностям, ни индивидуальным потребностям и особенностям. Семья располагает большими возможностями воспитания у юношей мужской чести, уважения к девушке, а у девушек гордости, скромности, чувства собственного достоинства; формирования у юношества самообладания, самодисциплины, выдержки и чувства ответственности.

Молодые супруги часто ждут друг от друга взятия на себя роли родителя, но сделать это ни один, ни другой не может. Может показаться, что сгущают краски, но они лишь буквально воспроизводят предпосылки распада многих семей.

Возможности такого обучения навыкам семейной жизни по существу безграничны. Ребенок тянется к взрослой жизни и нуждается в том, чтобы ему помогали чувствовать себя «большим», а не внушали, что он «еще маленький». Даже маленькие дети могут не только кормить своих кукол, но и накрывать вместе с взрослыми на стол; не ждать взрослого у входа в магазин и не идти в магазин «за конфету», а совершать все необходимые покупки вместе с взрослым (может быть, и покупку конфет); не просто гордиться починенной папой игрушкой или сшитым мамой платьем, а делать это вместе с ними. Взрослые умиляются тем, как девочка «серьезно» играет в куклы, но не находят времени или не видят нужды показать, как правильно пеленать, купать, кормить куклу-малыша, привлечь к реальной и полноценной помощи в уходе за младшими братом или сестрой. «Так ли часто вообще семья занята той же уборкой в доме?» -- задаются вопросом Д.Н. Исаев и В.Е. Каган. По их мнению, чаще звучит: «Ты пойди погуляй -- я буду убираться» -- и к приходу ребенка его уголок или комната сияют чистотой. Надо ли удивляться тому, что несколько таких «уроков» приводят к тому, что мать убирает комнату ребенка и скандалит с ним из-за того, что он не делает это сам: потребуется немало времени, чтобы разрушить ассоциации уборки с отрицательными эмоциями.

Подготовка к семейной жизни ставит и задачу формирования мотивации брака, и ожиданий к нему. Предлагаемые подрастающему поколению стереотипы, лейтмотив которых исчерпывается двумя словами -- «любовь» и «счастье», поверхностны даже в сравнении с реальными установками молодежи.

Но брак по любви отождествляется с раз и навсегда данным счастьем. Вступление в брак воспринимается как вступление в «семейный рай», хотя удачнее было бы сравнить его со вступлением на строительную площадку, на которой придется создавать семью, далеко не каждый молодой человек может адекватно воспринять это открытие вообще, и в семейной жизни в частности. Оптимизм, воспитываемый через сокрытие противоречивости и сложности жизни, оборачивается мощным стрессом при столкновении с ней. Такой «розовый оптимизм» чреват невротическими, психосоматическими, сексуальными расстройствами. Тенденция части воспитателей показывать, как должно быть, а не как есть, очень обедняет подготовку к жизни в семье. Как раз анализ (не только вербальный, но и в ролевом тренинге) того, что, как и почему есть (может быть, бывает), и помогает прийти к тому, что и как должно быть.

Обсуждение проблем воспитания семьянина приводит к вопросу о том, что такое любовь? Смысл этого понятия очень различается у разных людей. Но науке известны две модели любви. «Пессимистическая» модель подчеркивает момент зависимости от любимого человека и связь любви с отрицательными эмоциями (страх потери любимого или его любви). «Оптимистическая» модель исходит из независимости от любимого человека при положительной на него установке, характеризуется психологическим комфортом и создает условия для личностного прогресса супругов. «Выбор» той или иной модели не полностью произволен, но очевидно, что это не лишает воспитателей всех возможностей оптимизации модели любви. Видимо, особо в этом нуждаются подростки и молодые люди с отчетливыми чертами тревожности в структуре характера.

Тактичное и убедительное привитие молодежи уважения к личности любимого человека, принятия ее, а не перекройка «на свой вкус» имеет важное психогигиеническое и воспитательное значение.

Особый раздел подготовки семьянина -- воспитание чадолюбия (любовь к детям). В работах В.В. Бойко показано, что оно является индикатором стратегии репродуктивного поведения и определяется во многом неосознаваемыми установками, которые при расхождении с декларируемыми мнениями могут приводить к расхождению желаемого и реального числа детей. Особое значение обретает воспитание у девочек адекватных установок материнства.

Личные отношения основываются на полном доверии супругов, взаимной привязанности, чувствах любви и глубокого уважения. Поэтому большинство личных отношений регулируются не правом, а нормами морали.

Таким образом, юношей и девушек, готовящихся связать себя узами брака, нужно научить выявлять, ставить и ответственно решать совместно с другими членами семьи связанные с семейной жизнью задачи и проблемы так, чтобы нравственно-этическое содержание принимаемых решений реализовалось адаптивными и обогащающими себя и других путями.

2.2 Изучение социально-педагогических особенностей отношения студентов к семье, к браку, предбрачным отношениям

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, а также от их непосредственного отношения к браку, предбрачным отношениям.

С целью выявления мнения о браке, основных ценностей, которые преследует и придерживается современная молодежь, нами было проведено исследование, участники которого были юноши (20 человек) в возрасте: 11 человек - 18 - 20 лет и 9 человек - 20 - 23 года, девушки (20 человек) в возрасте: 18 человек - 18 -20 лет и 2 человека 20 - 23 года.

Респондентам была предложена анкета состоящая из 12 вопросов, с имеющимися вариантами ответов. (см. приложение № 1)

После обработки полученных данных были получены следующие показатели:

· 95% юношей и 100% девушек отметили, что положительно относятся к браку, но 5% юношей ответили, что никогда не думали об этом.

· На вопрос об уместности вступления в брак во время учебы в ВУЗе: 40% юношей и 75% девушек - считают это совершенно нормальным, 35% парней и 5% девушек - посчитали, что брак мешает учебе, по 20% и парней и девушек - посчитали возможным такой брак и только 5 % опрошенных парней не думали о таком сложении обстоятельств.

· Большинство девушек (75%) и парней (70%) уверены, что вступать в брак нужно в возрасте от 20-30 лет, а 30% парней и 25% девушек посчитали оптимальным возрастом от 18-20 лет.

· Брак с разными национальностями - не интересует 50% парней и 25% девушек, по 5% с каждой из сторон посчитали его недопустимым; нет никакой разницы, но родители против - парни 10%, девушки 15%, затруднились ответить 35% парней и 55% девушек.

· 65% девушек и парней считают, что не имеет никакого значения на каком уровне находится их половина, чтобы привлечь к себе внимание, 10% парней и 25% девушек отметили, что социальный уровень их половинки - рабочий. Интересно, что 10% девушек и 5% парней отметили - заниматься бизнесом, но только парни (20%) посчитали привлекательным статус студентки.

· По отношению респондентов к браку в раннем возрасте (до 18 лет) - 20% девушек отнеслись нормально, 40% девушек и 25% парней -отрицательно, 25% парней и 15% девушек посчитали этот брак нормальным, но не продолжительным.

· Хотели бы однозначно вступать в брак 95% девушек и 70% парней, хотели бы вступать, но после окончания обучения 30% парней и 5% девушек.

· Респонденты посчитали, что добрачный период должен длится:

• Менее года (5% парней и 5% девушек)

• 3 лет (80% парней и 65% девушек)

• 3 - и более (15% парней и 10% девушек)

• И 20% ответили - другой вариант ответа: «индивидуально», «как получится», «как получается».

· При определении отношения респондентов к совместной жизни до брака было выявлено, что 85% парней и 55% девушек относятся положительно, 5% парней и 10% девушек посчитали, что такой род отношений - глупость, 10% парней и 30% девушек посчитали, что жить нужно только после заключения брака, и 5% девушек - согласны на сожительство, но не на длительный период.

Анализ результатов исследования показал, что большинство опрошенных студентов (95% парней, 100% девушек) положительно относится к браку и совместной жизни до него (85% парней, 55% девушек). Возможно, данное направление в отношениях у современной молодежи как совместное сожительство до брака связанно с желанием более четко и глубоко узнать друг друга в процессе внебрачного сожительства, конечно если такой вид отношений осознан и продуман. По моему мнению, совместное сожительство людей до брака действительно помогает осознать все семейные обязанности, определить для себя подходящее ролевое поведение и взаимодействие с будущим супругом для предотвращения в будущем конфликтов, связанных с особенностями личностного поведения, характера, привычек и др.

Что касается оптимального возраста вступления в брак, то большинство (75% девушек, 70% парней) считают возраст от 20 - 30 лет, возможно, взирая на опыт человека в этом возрасте, осознанность вступления в брак, наличие твердой финансовой и психологической основы для вступления в брак. Но такая точка зрения весьма разносторонняя, т.к человек и в 30 лет может не иметь той психологической и моральной готовности для вступления в брак. Однако вторая половина опрошенных (30% парней, 25% девушек) посчитали, что возраст должен быть от 18 - 20 лет. Но к сожалению, осуществляя наблюдение за студентами, которые вступают в брак, т.е в 18-20 лет, нельзя сказать что такое важное решение было запланировано и долго обдумывалось. Очень маленькое число студентов вступали в брак действительно по взвешенному, проанализированному решению, которое включало в себя обдумывание места жительства, финансовую сторону вопроса, планирование в последующем беременности, систематическое наблюдение за здоровьем своей семьи, питанием, распределение бытовых обязанностей и др. Поэтому можно сделать вывод, что тот возраст (18 - 20) который указала вторая половина опрошенных, скорее всего не осознавала той вдвойне ответственности, которая ложится на плечи молодых, и не взвешивала положительные и отрицательные стороны этого вопроса, чтобы, как я уже упоминала, принять действительно правильное решение.

Тем не менее, на вопрос о вступлении в брак во время учебы в ВУЗе большая часть девушек (75%), чем парней (40%) отметили, что это совершенно нормально, но интересно и то, что большая часть парней (35%), чем девушек (5%), посчитали, что брак будет мешать учебе. Возможно, это связанно с тем, что парни более серьезно относятся к браку, взвешивая все за и против, т.к парни основные кормильцы в семье, поэтому они посчитали, что нужно иметь на первом месте образование, а в дальнейшем и работу и достойный заработок, а потом семью. В принципе, хорошая тенденция для молодых людей.

Вопрос по поводу брака с разными национальностями был затруднительным для 35% парней и 55% девушек, не интересовал 50% парней и 25% девушек, лишь 5% парней и девушек посчитали такой брак недопустимым, но для 10% парней и 15% девушек - это совершенно нормально, но родители против.

Интересно то что 65% девушек и 65% парней считают, что не имеет никакого значения на каком социальном уровне находится их половина, чтобы привлечь к себе внимание, 10% парней и 25% девушек посчитали - это социальный уровень рабочего, 10% девушек и 5% парней посчитали, что их половина должна заниматься бизнесом, и только 20% парней посчитали наиболее привлекательным статус студентки.

Отрицательно высказались по поводу брака в раннем возрасте (до 18 лет) - 40% девушек и 25% парней, положительно - 15% девушек и 25% парней, 25% парней отнеслись положительно, но считают, что это ненадолго.

О продолжительности добрачного периода, в который пара может особенно подробно узнать друг друга, студенты посчитали 1-3 года (80% парней и 65% девушек), 3 и более лет выбрали 15% парней и 10% девушек, менее года посчитали достаточным промежутком времени после которого можно вступать в брак 5% парней и 5% девушек. И самые интересные ответы дали 15% девушек, например такие как «сколько получается», «как получается», «как получится». Меня очень сильно поразили эти варианты ответа, т.к я не представляю что может стоять у студентов под словом «получится». И считаю, что просто данные ответы свидетельствуют о неумении планировать отношения со своей второй половинкой, а расчет на стихийность, самотек зарожденных у двух людей отношений и чувств.

После проведения данного исследования и анализа полученных данных можно сделать вывод, что современные студенты, особенно юноши, серьезно и взвешенно подходят к вопросу вступления в брак, выбора брачного партнера и обеспечения семьи. Наблюдаются преобладание такой положительной тенденции, как четкое выделение студентами возрастных границ вступления в брак, осознание всех положительных и отрицательных его сторон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После анализа изложенного теоретического материала и данных, полученных в результате практического исследования, можно сделать выводы, что на этапе подготовки молодежи к семейной жизни влияет целый ряд факторов, и одним из главных является родительская семья, закладывающая основы формирования супружеских ориентаций.

Роль семьи, прежде всего, заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены.

Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье - или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому.

Семья традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям.

Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации.

Семейная социализация может пониматься двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям, и, с другой стороны, -- как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности.

В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом.

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.

Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарова, Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании: дис. канд. фил. наук./ Е.А. Азарова. - М., 2000 - 130с.

2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. -- СПб.: Речь, 2004. -- 244с.

3. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991 - 128с.

4. Постановление межпарламентской ассамблеи государств - участников содружества независимых государств от 18 ноября 2005 г. № 26-11: «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин».

5. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1985 - 164с.

6 . Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1980 - 3 т - 640с.

7. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся./ В.А. Сухомлинский.- 2 изд. - М.: Просвещение, 1987 - 128с.

8. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека./ В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика,1990 - 288с.

9.Сухомлинский, В.А. Об этом нельзя умалчивать / В.А. Сухомлинский // - Народное образование. - 1962. - №11 - С. 20-26.

10. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. -- М., 2004. - 18с.

11. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006. - 768с.

12. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин. - М.: Владос,1999 - 512с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты