Социально-правовое обеспечение многодетных семей
p align="left">Для того, чтобы регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями с соответствующими ведомствами, учреждениями, в целом с государством и обществом нужна правовая база, опирающаяся на определенные законы. Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых нормах и международных пактах о правах и свободах человека [12, с. 75].

В самом общем виде можно представить законодательную, нормативно-правовую базу как совокупность правовых документов, отражающих четыре уровня субъектов их издания.

Первый уровень - регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества: учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, ОНЕСКО ЮНИФЕС и другие.

Второй уровень - внутригосударственные юридические акты федерального значения: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, приказы Министерства труда и социального развития.

Третий уровень - исполнительные акты регионального значения: указы, распоряжения главы региона. Четвертый уровень - муниципальные акты районного значения: постановления, распоряжения главы муниципального образования. Именно на таких уровнях должна обеспечиваться социально-правовое обеспечение многодетных семей. Упомянутые выше и другие законодательные акты призваны регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями.

В России создана система социальной помощи многодетным семьям. В эту систему входят разные службы и организации: служба занятости, органы народного образования, органы социальной защиты, органы здравоохранения, благотворительные организации, торговые организации, исполнительная городская власть. В настоящее время большая часть помощи многодетным семьям осуществляется государством, причем ее размеры сильно варьируют по регионам. На сегодняшний день помощь в решении проблем многодетных семей призваны оказывать различные властные структурные подразделения [16, с. 87].

Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности, привлечение к работе подростков из многодетных семей, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.

Специалисты Управления социальной защиты населения совместно со специалистами отделения по проблемам семьи, материнства, и детства ежегодно проводят перерегистрацию многодетных семей, в том числе с выделением категории нуждающихся семей, имеющих доходы ниже утвержденного прожиточного минимума.

Органы социальной защиты занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, своевременной информацией о льготах. Соответствующая социальная поддержка многодетных семей путем оказания материальной помощи, а так же назначением социального пособия оказывается управлением социальной защиты населения городов и районов [19, с. 89].

Адресная социальная помощь оказывается семьям с душевыми доходами ниже регионального прожиточного минимума. Согласно действующему законодательству, право на получение государственной социальной помощи имеет семья, доход которой ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации [19, с. 48].

Органы социальной защиты населения формирует базу персонифицированного учета получателей мер социальной поддержки и выдают справку установленного образца для получения мер социального обеспечения и получения льготных проездных документов учащимися общеобразовательных школ [19, с. 56].

Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов. Специалисты из комиссии по делам несовершеннолетних разрабатывают и осуществляют комплекс мер по обеспечению общественного и социального патронажа неблагополучных многодетных семей, обратив особое внимание на оказание действенной помощи детям и подросткам из этих семей [19, с. 64].

На органы народного образования возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития детей, бесплатную или со скидкой путевку в дома отдыха или в оздоровительном лагере [16, с. 90].

Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент. Органы здравоохранения представляют скидку на приобретение лекарств, организует выезд специалиста на дом, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.

Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования.

Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей, оказывает помощь в организации ассоциации многодетных семей.

Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетным семьям, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.). Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.

Ассоциации многодетных семей организует взаимопомощь многодетным семьям, которая производится поэтапно. Она имеет территориальную структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей. Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать личность своих детей. [17, с. 57].

Реализация мер социального обеспечения многодетных семей производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен на федеральном уровне был принят Указ Президента РФ « О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Соответствующая социальная поддержка многодетных семей путем оказания материальной помощи, а так же назначением социального пособия оказывается управлением социальной защиты населения городов и районов. Оказывается так же адресная федеральная социальная помощь семьям с душевыми доходами ниже регионального прожиточного минимума. При назначении таких пособий органы социальной защиты обязаны постоянно учитывать рост инфляции, а так же материальное положение семей с одинаковым количеством и составом работающих до и после выплаты пособий [17, с. 64].

С каждым годом в Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения выделения федеральных бюджетных средств на социальную помощь многодетным семьям. Социальная работа в многодетных семьях этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности. Абсолютизация подхода может привести к тому, что после выплаты пособий в худшем материальном положении окажутся семьи, не имеющие в своем составе установленных категорий лиц, которым требуется поддержка государства, но с аналогичным количественным и качественным составом работающих, что и получатели адресной поддержки. Социально-правовая защита многодетных семей этична в своей сущности и является проявлением высокого гуманизма [17, с. 70].

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен на федеральном уровне был принят Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в котором излагалось следующее:

- определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-демографическом развитии региона;

- установить многодетным семьям скидки на коммунальные услуги;

-осуществлять бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а так же в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

-бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой, либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а так же спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча, либо иных внебюджетных средств;

- один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а так же выставок.

Социальные службы обязаны оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а так же предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок, либо понижения ставок налога. Они так же должны предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Учреждения социальной защиты должны обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков; содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья [17, с. 82].

При разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей.

Правительству РФ проводить регулярные обследования уровня жизни доходов малообеспеченных групп населения, включая многодетные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки.

Необходимо создавать равные получения социальных пособий для семей с одинаковым количеством и составом работающих и одинаковыми первичными доходами (зарплата, предпринимательский и другие доходы). При назначении таких пособий органы социальной защиты обязаны постоянно «оглядываться» на материальное положение семей с одинаковым количеством и составом работающих до и после выплаты пособий. Абсолютизация «категорийного» подхода к определению получателей государственной помощи может привести к тому, что после выплаты пособий в худшем материальном положении окажутся семьи, не имеющие в своем составе установленных категорий лиц, которым требуется поддержка государства, но с аналогичным количественным и качественным составом работающих, что и получатели адресной поддержки.

Для получения права на меры социального обеспечения многодетные семьи, один раз в год представляют в органы социальной защиты населения по месту жительства семьи, следующие документы: заявление, справку о составе семьи, справки о доходах членов семьи, справку об обучении ребенка в общеобразовательной школе.

Управлением социальной защиты населения проводится работа с базой персонифицированного учета неблагополучных семей (федеральная программа). База данных по этой программе предназначена для накопления и хранения информации, используемой в процессе деятельности органов и учреждений социальной защиты. Существует телефон доверия, организуются горячие линии, по которым многодетные семьи могут задавать интересующие их вопросы и получать профессиональные ответы. Все сведения специалисты отражают в паспорте многодетной семьи, в который закладывается очень много информации. Работать специалистам с паспортом легче. Взяв его из картотеки, любой специалист может получить полное представление о многодетной семье.

Проверка жилищно-бытовых условий многодетной семьи, беседы с соседями, родителями, учителями дает полную картину об образе жизни несовершеннолетнего, отношение родителей к его воспитанию. Специалисты изучают, проверяют каждый сигнал, поступивший из школы, больницы, инспекции по делам несовершеннолетних, от глав администраций разных уровней, чтобы оказать действенную помощь по правовому обеспечению многодетной семьи [19, с. 75].

Министерство социального развития региона, области, на основании полученных заявок перечисляет необходимое количество финансовых средств на реализацию указанной льготы, осуществляет контроль в установленном порядке за целевым использованием выделенных средств в части предоставления льгот по бесплатному проезду, анализирует результаты работы и обеспечивает методическое руководство в части реализации социального обеспечения многодетных семей.

Отдел образования, Управление защиты населения организует летний отдых для детей школьного возраста из многодетных семей, обеспечивает в первую очередь льготными путевками в лагеря отдыха, оздоровительные лагеря, санатории и детские площадки детей из многодетных семей.

Определенная работа проводится по принятию дополнительных мер по преодолению беспризорности. Комиссия по делам несовершеннолетних координирует экстренные действия и органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а так же экстренные меры по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе детям из неблагополучных малообеспеченных многодетных семей.

Работа с неблагополучными многодетными семьями проводится в постоянном взаимодействии с основными партнерами - комиссией по делам несовершеннолетних, центральной больницей, органом опеки и попечительства, отделом образования, отделом внутренних дел, администрациями (города, округа, и т.д.) [19, с. 67].

Значительную финансовую помощь для реализации мероприятий по оказанию адресной социальной поддержки многодетным семьям оказывают промышленные предприятия, индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, общественные организации. Льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляется многодетным семьям либо по месту регистрации, либо по месту фактического проживания по выбору получателя мер социальной поддержки.

Трудоустройство для многодетных семей остается одной из самых сложных проблем. В наше время нередки случаи, когда многодетным матерям отказывают в предоставлении рабочих мест на различных предприятиях, опасаясь, видимо возможных проблем связанных с семьей. В частности, с детьми (частые отгулы, выход на больничный). Трудовое же законодательство запрещает отказывать многодетным матерям в приеме на работу или снижать заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей [19, с. 67].

Одной из приоритетных программ семейной политики является совершенствование в подготовке специалистов по социальной работе и оказанию услуг, предоставляемых многодетной семье (в том числе и платных): развитие доступных услуг психологической поддержке семьи; кабинетов для индивидуальных консультаций у психологов; анонимных «телефонов доверия».

Во всех регионах организуются социально-защитные акции, являющиеся одной из самых массовых форм социальной поддержки многодетной семьи. Виды и формы работы с многодетными семьями можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семей детей, находящихся в опасности и т.п.); направленные на поддержание стабильности семьи, и на социальное развитие семьи и ее членов [11, с. 65].

Но в то же время можно сказать, что органы власти не достаточно оказывают внимание и в неполной мере реализуют социальную политику в отношении сельской многодетной семьи. Проблема многодетных семей, имеющая зачастую негативные последствия для развития личности ребенка, непосредственно затрагивают и интересы общества в целом.

Решение этой проблемы приобретает в настоящее время особую актуальность, так как постепенно происходит сокращение числа многодетных семей, и происходит депопуляция их среди населения.

Депопуляция - это такая убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности. В Российской Федерации депопуляция на 98% зависит от чрезмерно низкой рождаемости и на 2% от чрезвычайно высокой смертности. Преодолеть депопуляция за счет сокращения смертности невозможно, так как нынешняя рождаемость способно компенсировать лишь бессмертие. Депопуляция не является необратимой, она создана людьми и может быть устранена ими. Вопрос лишь в сроках и эффективности демографической политики. Если приступить в Российской Федерации в ближайшее время к активизации просемейной политики, увеличить социальное обеспечение многодетных семей, тогда постепенный рост доли семей с тремя детьми способен остановить убыль населения лишь в 2040-2050 годах. Если же все оставить как есть, то население страны сократится наполовину через 45 лет.

Таким образом, перед нашей страной стоит острая проблема, при которой складывается такая ситуация, что при условиях, которые происходят в настоящее время в нашем государстве, может произойти непоправимое. В частности, что через несколько сот лет Россия исчезнет из геополитической карты мира как государство, и это произойдет при условии, что не будет осуществляться каких-либо боевых действий, или из-за какого-либо смертельного заболевания. Это произойдет из-за малодетности российских семей и их нежелания иметь больше одного ребенка.

Эту ситуацию можно исправить, срочно предпринимая социальные меры для развития популярности среди населения многодетной семей. А для этого нужно усилить внимание на социально-правовое обеспечение многодетных семей, создать более современные механизмы социальной защиты многодетных семей, заставив боле эффективно работать существующие законы.

Выводы по I главе

Семейная политика в нашей стране рассматривается как система мер, в центре которой семья с ее проблемами жизнедеятельности, и, прежде всего с семейной культурой в отношении воспитания детей в самых разных случаях, включая разводы, усыновление, их рождение вне брака. Провозглашена благородная цель семейной политики: создание условий, необходимых для достижения семьей благополучия, защиты ее институциональных интересов, обеспечивающих социальную безопасность в процессе общественного развития. Урегулированию отношений «семья - общество» служат принятые Указом Президента Российской Федерации «Основные направления государственной семейной политики» (1996 г.) [1, с.6].

В настоящее время исследованиями по проблемам современной семьи, которыми занимаются центр семьи и детства, институт развития личности, центр эстетического воспитания, институт коррекционной педагогики, различные университеты и институты.

Проблемой семейного воспитания в условиях рыночной экономики занимаются отечественные ученые Азаров Ю.П., Корхлина С.Э., Капралова П.М. и другие [26, с. 32].

Информация о современном семейном воспитании, ее проблемах, о методах, средствах воспитания детей в многодетной семье, освещается не только в современной педагогической литературе, но и средствами массовой информации.

Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости - одна из особенностей современной семьи. Типичной для города и для села стала семья, воспитывающая одного-двух детей. Сокращение рождаемости выдвигает новую проблему - оказание действенной помощи многодетной семье в современных условиях социально-экономической нестабильности, создав новые механизмы, заставляющие работать Законы, направленные на социально-правовое обеспечение многодетных семей.

Глава II Практическая работа по изучению опыта работы по

социально-правовому обеспечению многодетных семей

2.1. Социально-правовое обеспечение многодетных семей в

Республике Башкортостан

Одной из серьезных национальных проблем современной России является ухудшение демографической ситуации. В рамках приоритетного направления решения этой проблемы необходимо популяризировать в молодежной среде идею, что есть цели гораздо более важные и значимые, чем удачливая карьера и богатство. Нужны идеология, грамотно выстроенная информационная политика.

Проблемы охраны семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан представляются исключительно актуальными. Необходимость социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства следует, прежде всего, из международных актов, ратифицированных нашим государством, а так же из Конституции Российской Федерации (ст.38) и Конституции РБ (ст.42).

В России испокон веков свидетельством зрелости человека считалось создание семьи, рождение большого числа детей. К тем, кто уклонялся от этого шага, будучи вполне здоровым и работоспособным, относились без особого уважения.

В нашей республике разрабатывается и внедряется комплекс мероприятий, направленных на всестороннюю поддержку многодетной семьи, соответствующие документы разработаны на региональном и городском уровнях.

О большом внимании в нашей стране к данной проблеме свидетельствует объявление 2008 года в Российской Федерации Годом семьи. В Республике Башкортостан этот год Указом Президента М. Г. Рахимовым объявлен годом социальной поддержки семьи. В связи с этим в Республике Башкортостан принята Комплексная программа мероприятий Года социальной поддержки семьи в Республике Башкортостан от 22. 01. 2008 г.

В рамках этой программы осуществляется политика в области социально-правового обеспечения многодетных семей. Надо отметить, что вопросы семейной политики являются одним из наиболее проработанных направлений деятельности Парламента Республики Башкортостан и всегда были в центре внимания всех ветвей власти.

В Республике Башкортостан за предыдущие годы созданы действенные механизмы всесторонней поддержки многодетной семьи. Многое делается для поддержки таких семей, решения их жилищных проблем. Принимаются меры по увеличению объемов финансирования Республиканской программы государственной поддержки многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2007 году на финансирование указанной программы были выделены целевые средства из Федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан. Общее количество многодетных семей, получивших государственную поддержку в 2007 году, достигло 1099.

В 2007 году было направлено более 300 млн. рублей на выполнение программы социальной поддержки многодетных семей. В городе Стерлитамаке построен социальный дом, в котором различные категории малообеспеченных семей поучили квартиры по договору социального найма.

В 2008 году была разработана и принята концепция демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, концепция развития межведомственной государственно-общественной системы отдыха, (касающаяся и многодетных семей), занятости детей и молодежи в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы.

В настоящее время проводятся, и будут проводиться меры по упрощению порядка социально - правового обеспечения многодетных малоимущих семей по оплате жилого помещения, коммунальных услуг.

В последние десятилетия в Башкортостане, и в частности, в городе Стерлитамаке наблюдается неуклонный рост объемов жилищного строительства. Ежегодно вводится в строй около 100 тысяч кв. м. жилья.

Многодетные семьи всегда находятся в центре республиканской и городской жилищной политики. За последние семь лет 240 многодетных семей обеспечены квартирами в городе Стерлитамаке. В нашем городе нет ни одной семьи, имеющих пятерых и более детей, которые бы не имела отдельной квартиры или ютилась в общежитии.

В Башкортостане совершенствуется система оказания социально-психологической помощи многодетной семье, детям из многодетных семей. Значительное внимание уделяется профилактическим мероприятиям по выявлению многодетных семей неблагополучного быта, злоупотребляющих спиртными напитками и потребляющих наркотические вещества, затем последующему их лечению.

В Республике Башкортостан проходят традиционные торжественные мероприятия, такие, как чествование многодетных семей, а так же различные соревнования, конкурсы, которые способствуют повышению культурного уровня взрослых и детей из многодетной семьи.

В рамках Комплексной программы проводятся мероприятия по развитию института семейного врача, улучшению материально-технической базы медицинских учреждений, способствующих оздоровлению и профилактики заболеваний членов многодетной семьи.

Социологами проводятся исследования для составления семейной карты Республики Башкортостан, научно-практические конференции и семинары, а так же творческие фестивали, конкурсы, концерты, ярмарки товаров, спортивные состязания, смотры образовательных учреждений, направленные на решение задач социально-правой защиты многодетных семей.

Источники и объемы финансирования мероприятий по социально-правовому обеспечению многодетных семей определяются в ходе исполнения бюджета Республики Башкортостан на 2009-2010 год. Финансирование осуществляется так же за счет внебюджетных средств и различных фондов.

В Министерстве труда и социальной защиты населения Башкортостана открыт внебюджетный счет по учету средств, поступающих от юридических и физических лиц для реализации задач социально-правового обеспечения многодетных семей в рамках Комплексной целевой программы.

В целях поведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен на федеральном уровне был принят Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». На основании этого Указа в Башкортостане Законодательным собранием был принят на региональном уровне Закон «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в Республике Башкортостан. Опираясь на данный закон, на муниципальном уровне было принято соответствующее положение о «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В течение трех последних лет ежегодно разрабатывается и принимается программа «Об оказании адресной помощи населению». В нее заложен ряд положений, касающихся многодетной семьи.

Предоставление жилищно-коммунальных субсидий, нуждающимся малообеспеченным многодетным семьям, является одной из форм защиты населения. Однако система предоставления субсидий на сегодняшний день недостаточно современна, так как требует много времени для ее получения. Ее необходимо сделать более гибкой, чтобы субсидии многодетные семьи могли получить более быстро.

Таким образом, в Республике Башкортостан организована и действует система социально-правового обеспечения многодетных семей на региональном и муниципальном уровнях.

Заключение

Семейное законодательство России не устанавливает, какая семья является многодетной. В соответствии с Указом Президента РФ от 5.05.1992г. № 431 органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие «многодетная семья» определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.

Однако анализ ученых (Азаров Ю.П., Корхлина С.Э., Капралова П.М.) иных отраслей права позволяет утверждать, что многодетной в России является семья, имеющая трех и более детей.

Основным документом Федерального уровня, определяющая статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ от 5.05.1992 г. № 431 « О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

В Российской Федерации проводится политика поддержки многодетных семей. Она организуется на четырех уровнях: Федеральном, региональном, муниципальном и городском (районом). Но в условиях социально-экономической нестабильности, механизмы, заставляющие работать Законы, направленные на социально-правовое обеспечение многодетных семей не всегда эффективны.

Исследования, проведенные Корхлиной, С.Э., Капраловой П.М., Зверевой О.М., показали, что значительная часть многодетных семей не просто нуждаются в сохранении государственной помощи, но и отчетливо претендует на полное или почти полное государственное обеспечение. Отягощенность их экономическими проблемами в настоящее время столь велика, а трудовой потенциал так пока еще незначителен, что надежда на самообеспеченность маловероятна как сейчас, так и в перспективе.

Государственные пособия таким семьям выплачиваются органами социальной защиты населения, но они так незначительны и большую роль в семейном бюджете многодетной семьи почти не играют. Все предусмотренные выплаты и пособия выплаты должны устанавливаться хотя бы на уровне физиологического минимума. Наряду с обеспечением реальной социальной поддержки необходимо развертывание иных, альтернативных форм социально-правового обеспечения многодетных семей.

Наличие бесплатной или доступной образовательно-культурной просветительной сети, системы учреждений здравоохранения позволит в известной мере выровнять стартовые возможности детей из малообеспеченных семей, способствуя тем самым социальной стабильности общества в целом.

Всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации в обществе; социальная защита и поддержка многодетных семей является основными задачами правительства в осуществлении социально-правового обеспечения многодетных семей.

Анализ психолого-педагогической и правовой литературы проведенного исследования убедительно свидетельствуют об эффективности использования системного подхода к решению проблемы многодетных семей. Отсюда можно сделать вывод, что повышение жизненного уровня многодетной семьи должно быть приоритетным направлением в деятельности государственной политики.

Используя системный подход, реализуя социальные программы по социально-правовому обеспечению многодетных семей можно добиться положительных результатов в области демографической политики в нашей стране.

Таким образом, делая вывод, можно сказать, что в организации социально-правового обеспечения многодетной семьи главную роль играет государство, ее социально-экономическая политика.

Цель курсовой работы достигнута, задачи реализованы, гипотеза доказана.

Список литературы

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. / Ю.П. Азаров. - М: Педагогика, 1993. - 227 с.

2. Васильева, А.К. Структура семьи. / А.К. Васильева - М . : Просвещение, 1988. - 287с.

3. Гребенникова, И.В. Основы семейной жизни. / И.В. Гребенникова. - М. : Педагогика, 1991. - 340 с.

4. Дружинин, В.Н. Психология семьи. / В.Н. Дружинин. - М.: Педагогика, 1996. - 234 с.

5. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учеб. для студ. сред. учеб. заведений / М.Л. Захаров. - М : Издательство «БЕК», 2001- 576 с.

6. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие для студ. сред спец. учеб заведений. / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Просвещение, 1999. - 365 с.

7. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 224 с.

8. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика современной России: учеб. для студ. высших учеб. заведений / Г.И. Климантова. - М.: «Дашков», 2004. - 363 с.

9. Комплексная программа мероприятий Года социальной поддержки семьи в Республике Башкортостан от 22. 01. 2008 г.

10. Мельников, В.П. История социальной работы в России: учеб. для студ. высших учеб. заведений. / В.П. Мельников. - Волгоград: РПК «Политехника», 2001. - 223 с.

11. Павленок, П.Д. Основы социально-правовой работы: учеб. пособие для вузов. / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 138 с.

12. Павленок, П.Д. Социология: учеб. для студ. сред. спец. учеб. заведений / П.Д. Павленок. - М. : ИНФРА- М, 2001. - 313 с.

13. План основных мероприятий по проведению в 2008 году в Российской Федерации Года семьи. От 21.12.2007 г.

14. План мероприятий по проведению Года социальной поддержки семьи в городском округе г. Стерлитамак (Приложение к постановлению администрации городского округа г. Стерлитамак РБ № 206 от 18.02. 2008 г.).

15. Плоткин, М.М. Проблемы социальной поддержки семей различного типа: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. / М.М. Плоткин. - Волгоград : РПК «Политехника», 2002. - 158 с.

16. Свадьбина Т.В. Семья в условиях трансформирующегося российского общества. Социально-философский анализ. / Т.В. Свадьбина. - М.: НИИ семьи, 2004. - 87 с.

17.Семейный Кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРАМ, 2003.- 75 с.

18. Синельникова, А.Б. Демографические факторы изменения социально-экономического потенциала семьи: / А.Б. Синельникова // Семья в России. - 2002. - № 1. С. 4-6.

19. Синельникова, А.Б. Современная семья и ее проблемы. / А.Б. Синельникова // Семья в России. - 2002 . - № 6. С. 5-7.

20. Симонова А.Я. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. / А.Я. Симонова. - М.: НИИ семьи, 2004. - 95 с.

21. Социология. Учебник. / Отв. Ред. П.Д. Паленок. - М.: Просвещение, 2002. - 235 с.

22. Технология социальной работы: учебник. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М. : Просвещение, 2001. - 345 с.

23. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях социального обслуживания населения в Российской Федерации».

24. Федеральный закон Российской Федерации от 10 октября 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

25. Формы и методы работы с многодетной семьей в центре социальной помощи семье. / Л.С. Алексеева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 234 с.

26. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. / А.Г. Харчев. - М. : Просвещение, 2005. - 363 с.

27. Холостова Е.И. Социальная работа в семье: проблемы и поиски решения. / Е.И. Холостова. // Семья в России. - 1994- № 6. С. 9-10.

28. Черняк Е.М. Социология семьи. / Е.М. Черняк. - М. : Дашков и К, 2003 - 235 с.

29 Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога. / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. / Под ред. В.А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты