Социальная работа в предотвращении бедности
p align="left">И третья группа -- это так называемые традиционные бедные. Это бедные, которые есть во всех странах. Это либо одинокие матери, либо многодетные семьи, либо семьи с инвалидами или просто инвалиды, беженцы и переселенцы. И еще остается так называемое социальное дно, или маргиналы.

Население нашей страны каждый год уменьшается на 1 миллион человек. По всем оценкам, которые делают разные прогнозисты, в 2050 году нас останется 100 миллионов. Известно, что почти во всех европейских странах численность уменьшается, но по-разному. У нас на одну треть к 50-му году. Если мы не можем прокормить родившихся детей, зачем мы ратуем за их рождение?

Глава II Социальная защита малообеспеченных слоёв населения

2.1 Социальная защита малообеспеченных слоёв населения

Уже ни для кого не секрет, что современное российское общество крайне дифференцировано по уровню материального положения различных слоёв и групп.

Среди малоимущих, прежде всего, частично или полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников; пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Такое положение, естественно, вызывает беспокойство миллионов людей, что каким-то образом пытается учитывать политическую власть.

Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого политического режима. Правда, надо сразу подчеркнуть, что это регулирование осуществляется разными путями, с различной отдачей и неодинаковыми последствиями. Как правило, главную роль здесь играют отмеченные выше два фактора: состояние экономики страны и содержание социальной политики.

Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова - М: “Академия”, 2004 г.

Индексация как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.

Зарубежная и отечественная практика показывает, что индексация осуществляется двумя способами:

1. Путём увеличения доходов на определённый процент через определённое время (раз в год, раз в квартал);

2. Путём корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.

Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных). Индексации не подлежат доходы от собственности (акций, паёв, недвижимости).

Выплаты по индексации осуществляются за счёт государственного и местного бюджетов, за счёт средств общественных организаций и средств предприятий и учреждений, работающих на коммерческой основе, что должно быть предусмотрено при подписании коллективных договоров.

Другим методом регулирования уровня жизни людей является компенсация.

Она означает возмещение расходов тех или иных слоёв и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов, катастроф (землетрясения, наводнения и т.д.). В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходя из наличия финансовых средств.

Каждый из этих способов регулирования доходов населения имеет свои плюсы и минусы. Предпочтение одному из них отдаётся в зависимости от сложившейся ситуации в стране, экономических (финансовых) возможностей, целей и задач проводимой государственной социальной политики.

В странах развитых рыночных отношений и стабильной экономики имеется опыт того, какие социальные группы и слои должны защищаться государством в первую очередь (не имеющие возможности к самообеспечению), какова должна быть доля социальных отчислений из фонда оплаты труда, чтобы это не повлияло на мотивацию труда людей. Согласно расчётам эта доля в нынешних условиях не должна превышать 25% от фонда оплаты труда. В конечном счёте, однако, всё зависит от “содержания” каждого процента, т.е. объёма социальных выплат, обусловливаемого уровнем экономического развития общества, его нормального функционирования.

Оказывая материальную (финансовую) помощь, надо учитывать также имущественное положение семьи (наличие жилья, автомобиля, гаража, холодильника и других предметов жизнеобеспечения). В каждом случае требуется конкретный, или адресный, как сейчас говорят, подход к решению вопросов оказания социальной помощи.

В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются следующие:

- льготное налогообложение;

- предоставление бесплатных и льготных услуг ( в здравоохранение, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.д.);

- пособия на детей по безработице, пенсии и др.

Особое значение в решении проблемы материального обеспечения социально уязвимых слоев групп населения в кризисную эпоху, что имеет место ныне в России, приобретают специфические меры.

К ним, в частности, можно отнести вовлечение средств населения в финансирование социальных программ ( в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве), в том числе за счёт благотворительных акций; введение платных услуг наряду с бесплатными; развитие добровольного страхования ( наряду с государственным); продажа в кредит предметов длительного пользования для малообеспеченных слоёв населения; бесплатное (или льготное) наделение их земельными участками; адресная помощь малоимущим группам и семьям; сочетание финансовой и натуральной помощи и т.д.

Естественно, все эти меры важны всегда, но особенно в периоды кризисного состояния общества. А поэтому они должны быть использованы в нашей стране.

В заключение отметим, что, поскольку ныне государство не в состоянии организовать всемерную поддержку всем нуждающимся группам населения, развитие отечественной благотворительности (имеющей глубокие исторические корни) в социальной поддержке малоимущих приобретает важнейшее значение. Различные благотворительные организации, фонды, промышленные предприятия, коммерческие и некоммерческие структуры выделяют немалые средства на организацию бесплатного питания малоимущих, для обеспечения их одеждой, обувью, средствами передвижения, постельными принадлежностями, продуктами питания, на посещение ими театров и концертных залов, организацию медицинских услуг, содержание домов для ветеранов труда, оказание надомной помощи пенсионерам, больным, инвалидам и т.д. Социальная политика и социальная работа / под ред. Е.И. Холостовой - М: “Дашков и К”, 2007 г.

Благотворительная деятельность достаточно активно осуществляется в Кабардино-Балкарии, в Алтайском, Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Воронежской, Калининградской, Липецкой, Читинской областях, в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Вместе с тем в большинстве субъектов Российской Федерации благотворительное движение развито слабо. Поэтому именно государство обязано взять на себя основную заботу по социальной защите малоимущих граждан России.

В Чувашской Республике в целях защиты малоимущих слоев населения принят Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимися в трудной жизненной ситуации, за счёт средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" Кабинет Министров Чувашской Республики постановил:

1. Утвердить Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

2. Финансирование расходов, связанных с предоставлением материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществлять за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики по разделу "Социальная политика".

3. Министерству социальной политики Чувашской Республики обеспечить целевое использование выделяемых средств.

Порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики разработан в целях оказания материальной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.

Основаниями для предоставления материальной помощи являются:

заявление о предоставлении материальной помощи;

документы, подтверждающие факт трудной жизненной ситуации (справки об инвалидности, о нуждаемости в постороннем уходе, о регистрации в качестве безработного лица, об ущербе, причиненном пожаром, товарные или кассовые чеки на приобретение лекарств, направления на оперативное лечение, проездные документы, справки об освобождении из мест лишения свободы, сведения о размере доходов, акты обследования материально - бытовых условий проживания и др.).

Документы, являющиеся основаниями для оказания материальной помощи, представляются гражданами в Министерство социальной политики Чувашской Республики и рассматриваются в установленные действующим законодательством сроки. Для рассмотрения заявлений о предоставлении материальной помощи в Министерстве образуется Комиссия по рассмотрению заявлений и обращений граждан, состав которой утверждается приказом министра. Решение Комиссии о размере предоставляемой помощи оформляется протоколом. В случае принятия положительного решения готовится приказ по Министерству о предоставлении материальной помощи.

Министерство ежеквартально не позднее 15 числа, следующего за отчетным кварталом месяца, представляет в Министерство финансов Чувашской Республики информацию о целевом использовании средств, выделяемых на предоставление материальной помощи.

2.2 Государственная социальная помощь малообеспеченным слоям населения

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г.)

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств.

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов населения.

право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Перечень лекарственных средств, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, оказываемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Организация работы органов социального обеспечения / под ред. А.Н. Савинова - М: “Форум”, 2005 г

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе в России "Адвокат", N 10, 2006 г.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Социальное государство / под ред. Н.А. Волгина - М: “Дашков и К”, 2003 г.

Заключение

Одной из наиболее острых проблем переходного периода большинство экспертов называют падение уровня жизни населения и широкое распространение бедности. Политические деятели, видя особый общественный интерес к проблемам пошатнувшегося благосостояния населения, все чаще манипулируют различными показателями уровня бедности в России, приводя самые противоречивые оценки. Понятия прожиточный минимум и черта бедности стали едва ли не самыми часто употребляемыми социально-экономическими терминами.

Спорят, однако, не только политики, но и исследователи. Несмотря на то что за последние два десятилетия написано немало работ, посвященных данным вопросам, понятие бедности по-прежнему остается дискуссионным. Диапазон мнений здесь достаточно широк и колеблется от установления границ бедности на уровне жесткого физиологического минимума средств к существованию до вполне комфортных по меркам экономически отсталых стран условий жизни в высокоразвитых странах, где сформирована разветвленная сеть социальной поддержки.

Теоретические разработки в области выделения зон социального неблагополучия базируются, как правило, на одном из двух основных подходов абсолютной или относительной концепции бедности либо же на их совмещении. Уровень бедности в обоих подходах определяется через фиксацию пороговой точки черты бедности, которая делит всех граждан независимо от степени удаленности от этой черты на две категории бедные и обеспеченные. Данная точка выражается некоей величиной материальных ресурсов, располагаемых семьей.

Абсолютная концепция бедности ориентирована на определение минимума средств к существованию. Методика расчета этого показателя является ключевым моментом этого подхода, она служит главным объектом как научных, так и общественно-политических дискуссий. Именно данная концепция лежала в основе измерения уровня малообеспеченности в советский период.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.)?

3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г.)

4. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)

5. Введение в социальную работу / под ред. С.В. Тетерского - М: “Академический проект”, 2002 г., 334 с.

6. Медико-социальная работа: Введение в профессию / под ред. И.Е. Лукьяновой - М: МГСА, 2002 г. 336 с.

7. Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова - М: “Академия”, 2004 г. - 288 с.

8. Организация работы органов социального обеспечения / под ред. А.Н. Савинова - М: “Форум”, 2005 г., 326 с.

9. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / под ред. Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной - М: “Академия”, 2003 г., 224 стр.

10. Правоведение /под ред. Е.В. Магницкой, Е.Н. Евстигнеева - М: Инфра-М, 2001 г.

11. Право / под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинковича - М: Закон и право, Юнити, 1997 г.

12. Право социального обеспечения / под ред. Е.Е. Мачульской - М: “Книжный мир”, 1999 г., 411 с.

13. Российский статистический ежегодник / Стат. Сб. Росстат., М: 2007 г., 211 с.

14. Трудовое право России / под ред. Р.З. Лившица - М: Инфра-М, 1998 г.

15. Теория, история и методика социальной работы / под ред. П.Д. Павлёнка - М: “Дашков и К”, 2005 г., 560 с.

16. Теория медико-социальной работы / под ред. А.В. Мартыненко - М: МГСА, 2002 г. 243 с.

17. Теория социальной работы / под ред. М.В. Фирсова, Е.Г. Студёновой - М: Академический проект, 2005 г., 512 с.

18. Технология социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой - М: Инфра-М, 2002 г. 543 стр.

19. Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова - Ростов-на-Дону: 1999 г. 423 с.

20. Социальная политика и социальная работа / под ред. Е.И. Холостовой - М: “Дашков и К”, 2007 г. - 216 с.

21. Социальное государство / под ред. Н.А. Волгина - М: “Дашков и К”, 2003 г., 321 с.

22. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность / под ред. А.А. Козлова - М: “Логос”, 2004 г., 488 с.

23. Социальная политика / под ред. Е.И. Холостова - М: СТИ МГУС, 2000 г., 254 с.

24. Теория социальной работы / под ред. М.В. Фирсова - М: “Владос”, 1999 г.

25. Экономика и социология труда / под ред. В.В. Адамчука, О.В. Ромашкова - М: 1999 г.

26. Войиенко. В.Ю. "Презумпция бедности" в жилищном праве // "Российская юстиция", N 9, 2005 г., стр. 22-24

27. Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе в России "Адвокат", N 10, 2006 г., стр. 3-6

28. Малиновский А.А. Пределы субъективного права "Журнал российского права", N 11, 2005 г., стр. 13-14

29. Молчанов И.П. Социальный сумрак России // "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 10, 2006 г., стр. 3-8

30. Хабриева Т. Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // "Журнал российского права", N 12, 2006 г., стр. 2-5

31.Чернобель Т.К. Право как мера социального блага // "Журнал российского права", № 6, 2006 г., с. 2-4.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты